Птица Феникс - 2

/Репродукция картины А.Шишкина «Волхв»/

ПТИЦА ФЕНИКС-2
/КНЯГИНЯ ОЛЬГА/

*****************
ПЕСНЬ ГНЕВА

          Худшие враги – 
          бывшие друзья.
               Бальтасар Грасиан

~ 1 ~   
               
Матушка княгиня,
Близится беда!
Казнь древлян поднимет
На́ конь города!

Мира нам в помине
Больше не знавать,
Гнев их не остынет –
Время ль почивать!

– Что ж, Свенельд удалый,
Нам ли ждать конца!
Посылай-ка к Малу
Ловкого гонца:

Дескать, небо ясно,
Киев им не враг,
А вдова согласна
На почетный брак!

Да пусть молвит князю,
Что сваты – худы,
Только безобразят,
Спят да пьют меды!

Засмеют ведь люди –
К ним в ладейку сесть!
Пусть-де Мал рассудит –
По княгине ль честь?

Если вдовьей доле
Почесть не подстать –
Значит на престоле
Малу не бывать:

Ольгу, мол, неволят
Град не посрамлять –
Не во чисто ж поле
Едет погулять!

И без пышной свиты
Замуж не пойдёт:
Любит почесть сытый
Киевский народ.

Пусть-де Мал почтит их
И побольше шлёт
Граждан именитых,
Знатных воевод.

~ 2 ~
    
Вот смышленый малый
Скачет в Коростень:
Уж коня загнал он,
И к исходу день!
               
Тёмен лес сплетает
Ветви над главой,
Одаль волчьей стаи
Холодящий вой,

И стоят, как тати, /1/
Чёрны дерева.
Вот у старой гати /2/
Видит он волхва: /3/

Бел, как лунь, изгорблен,
Кожа – что кора,
Греет руки – корни
Над огнём костра.

– Здравствуй, юный гри́дин!
Проскрипел старик, –
Путь во тьме не виден –
Заплутаешь вмиг.

Сядь-ка к костерочку,
Ночку скоротать:
Я тебе – про дочку,
Ты же мне – про мать;

Я – про бедну долю,
Ты – про терема, –
Наберёмся вволю
Разума – ума.

~ 3 ~   

А гонец усталый
Этого и ждал,
Ситный хлеб да сало
Из сумы достал,

Разломил свой ужин…
Да старик не мил:
– Шибко рьяно служишь,
Раз коня сгубил!

Не давись краюхой,
А держи ответ!
– Разворчалось брюхо,
До того ль мне, дед!

Сам, гляжу, справляешь
Средь болот нужду!
Иль кого здесь чаешь?
– Так тебя и жду!

~ 4 ~
               
Гридин вскинул брови,
Глянул на волхва:
– Смейся, на здоровье,
Бела голова!

Птицы ли напели,
Нашептал огонь –
Но о тайном деле
Знали я да конь!

Возжелала Мала
Госпожа в мужья!
Не знавал привала
С прошлой ночи я,

И быстрее птицы
К Малу я спешил:
Ни воды напиться,
Ни пополнить сил.

Еду с доброй вестью:
Пал виновник бед,
И теперь для мести
Места боле нет!

Так для княжьей славы
Мне ль коня щадить!
– Лжёшь, гонец лукавый,
Кривды не сокрыть!

Ты нам – вестник горький
И коварный враг!
От бессердой Ольги
Не видать нам благ:

Станет, как неясыть,
Нас когтями рвать,
В грады греков в рясах /4/
Будет призывать.

Будут ей проклЯты
Ладо и Велес, /5/
И от тел распятых
Станет ждать чудес.
 
Сгубит волю нашу
Жадный Ольгин род.
– Сам почто не скажешь –
Не пойдёшь в народ?

~ 5 ~ 
            
Не откроет двери
Мудрости глупец:
Мал волхву не верит,
Меряет венец.

А людские души
Затворяет страх –
Лишь посланца слушать
Будут во дворах.

Ты скажи им только:
Ждет, мол, вас беда,
И спалит вам Ольга
Веси, города.

Впредь земле несчастной
Мира не знавать:
Святослав всечасно
Станет воевать.

Будет люто страшен!
И на страх живым
Враг источит чашу
Из его главы. /6/

И злосчастья внуков
Ей не упредить,
И они друг друга
Станут изводить;

Все князья и братья
Будут, как враги…
Чтобы снять проклятье,
Люду помоги!

~ 6 ~ 
               
Чем презренным смердам
Я могу помочь?
…Что ты там, злосердый,
Сказывал про дочь?

Не мою ль невесту
Сорок лет скрывал
В капище средь леса /7/
У замшелых скал?

Так по мне ли пара,
Хороша ль с лица?
…Мыслишь девкой старой
Подкупить гонца?

Ты почто со страху
В очи не глядишь?
– Вижу под рубахой
Гривну на груди! /8/

– Хоть и стар ты очень,
Больно глазом скор!
– У волхва и ночью
Как у волка взор!


Прежде, чем прервется
Жизнь старика,
Разреши, коснется
Гривенки рука!

С чьей же шеи гривну
Смел ты, отрок, снять?
– Сей подарок дивный
Завещала мать!

~ 7 ~
 
Всё, чем мы богаты,
Делим с тем, кто мил!
Я её когда-то
Доченьке дарил:

Что мне горы злата! –
Лишь бы дочь жила!
Злато наше – чада,
Серебро – дела!

Да ваш алчный княже
Ладушку увёз,
И, дотоле ражий, /9/
Я иссох от слёз.

Верно, дочь в полоне /10/
Понесла мальца...
Пусть беда не тронет
Твоего отца!

~ 8 ~ 

Ох, настроил клети,
Полные беды!
Да соблазна сети
Растянул худы́,

Да наплёл с размахом
Хитрости тенёт! –
Думал, в невод страха
Отрок попадёт?

Ждал взнуздать надежду,
Волю сострунить, /11/
В лживости мережу /12/
Жалость заманить?

Ох, напредрекаешь
Сам себе не впрок!
Чаял, что поймаешь
 Сокола в силок,

Свяжешь крылья во́стры,
Чтобы дичь не бил?
Вы, волхвы, – прохвосты!
Так и я – не мил!

Всё ведь ясно было
Мне до сей поры:
Там враги – постылы,
Здесь друзья – добры!

Шел, как пёс по следу –
Зверю не уйти!
Надо ж было деду
Встать мне на пути!

Может, ты от блажи
Заступил тропу?
Может сам предскажешь
И свою судьбу?

Госпожа мне верит,
Словно мать добра,
Ждет меня у двери
Милая сестра.

Отплатить склоняешь
Лихом за добро?
Что ж не подкупаешь –
Где же серебро?

~ 9 ~   
               
Молвил старец гордо,
Не отвел очей:
– Как зовёшься, отрок,
Отвечай, ты чей?

Обладал бы златом –
Не скупясь, поднёс!
Но одним богат я –
Серебром волос!

 – Что ж, с тобой я честен,
Чту я цвет седин:
Мой отец известен,
Сам я – Мальков сын.

Пусть чиню я ныне
Не добры́ дела,
Но меня Добрыней
Матушка звала.

Помню очи сини,
Рук её печаль,
Помню, как на льдине
Уносилась вдаль,

Как от хлада стынем,
Печку без тепла... –
Нас, сирот, княгиня
В терем увела.

Как тебя мне слушать,
Сам я – в клетке птах!
Да мала Малу́ша
На моих руках.

В мыслях не посмею
Ольге зла чинить!
Помоги тебе я –
Как мне дальше не жить?

~ 10 ~ 
               
Так беги, несчастный –
В Новеград спеши! /13/
Ольга там не властна,
Суд в нём не вершит.

Но невинных смердов
От расправ спаси –
Станешь, витязь, первым,
Лучшим на Руси!

Будешь добр к дружине,
А с врагами – крут,
И Добрыни имя
Да прославит люд!

А с твоей Малушей
Всё пойдёт добром –
Пусть уж Ольге служит,
Коль по нраву дом.

Ольга не обидит,
Тех, кто дорог ей,
И сестру уж видит
Ключницей своей. /14/

Знай же, что отныне
С нами ты един!
Помни же, Добрыня,
Чей ты добрый сын!

Послужи, внук, людям
Да спаси наш град –
И во славе будешь,
И как князь богат!

~ 11 ~ 
               
Думаешь, поверил
Хитроумной лжи?
А войду во двери –
Так: «Хватай, вяжи!»

А как я не стану
Вас, древлян, спасать –
Что ж без славы бранной
Буду угасать?

– Нет! Тебе без брани,
В праздности не жить –
Будешь со стараньем
Деспоту служить,


Словно пёс послушен,
Станешь рвать врагов,
Капища порушишь,
Оскорбишь богов,

Сволочёшь Перуна /15/
К берегу Днепра,
Вместе с князем юным
Обезбожишь град,

И затем без меры
Причинишь обид
Всем, кто крепок верой,
Всем, кто предков чтит!

~ 12 ~ 

То ты зол, то ласков,
Мой древлянский дед!
То мне баешь сказки,
То предрек сто бед!

Лганием да бранью
Не творят добра!
Уж то я, полянин, /16/ 
Да предам свой град!

Я врага обучен
Бить, а не стрекать, /17/
И волхвам дремучим
Мной не помыкать.
 
Не могу оставить
Живота врагу –
Или княжьей тайны
Не уберегу.

– Не стращай, внук, карой:
Смерть мне не страшна!
– Что ж, прости уж, старый, –
В том твоя вина!

Словно змеи чё́рны
Жалят грудь слова! –
И мечом проворным
Он сразил волхва.

 
~~~~~~~~~~~~~~~~
1/ тать (старин.) – вор, хищник, грабитель, разбойник.
2/ гать – настил из бревен или хвороста для проезда через топкое место.
3/ волхвы –  название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями.
4/ греков в рясах – зд. священнослужителей из Византии. Принятие христианства сопровождалось заложением храмов и привлечением для службы византийских священников.
5/ Ладо – бог веселья, любви, благополучия.
   Велес (Волос) – "скотий бог" в славянско-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.
6/…враг источит чашу из его главы – (весной 972г.) печенежский хан Куря, убив Святослава, приказал изготовить из черепа князя чашу для пиров, дабы похваляться своим подвигом.
7/ капище – языческий храм, идолище
8/ гривна – в древности: серебряное или золотое шейное украшение. (а также: денежная и весовая единица в Древней Руси – серебряный слиток весом около полуфунта)
9/ ражий – крепкий, здоровый.
10/ полон (стар.) – плен.
11/ сострунить – связать.
12/ мережа – рыболовная снасть в виде суживающейся книзу сети на обручах.
13/ Новеград – г.Новгород на р. Волхов, известен с 859г.
14/ ключница – в старину: прислуга, ведающая продовольственными запасами, погребами, хранительница ключей.
15/ Перун – бог грозы в индоевропейском и славянско-русском пантеоне. В 9–10вв. покровитель князя и дружины на Руси, глава языческого пантеона.
16/ поляне – восточнославянское племенное объединение 6–9вв. по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Росси; полянам принадлежит важная роль в создании раннегосударственного объединения славян ср. Поднепровья – «земли Русской» (1-я пол. 9в.).
17/ стрекать – убегать; задать стрекача – стремительно убежать.

*************
ПРОДОЛЖЕНИЕ  http://proza.ru/2024/01/08/432


Рецензии
ОТЛИЧНО! СПАСИБО БОЛЬШОЕ, АРИСТАРХ, ЗА ТРУД! МОЛОДЕЦ!ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ!

Галина Калинина   28.01.2024 20:07     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Галина! Очень рад, что произведение пришлось Вам по душе!
С глубоким уважением и с добрыми пожеланиями.))

Аристарх Басаргин   31.01.2024 18:50   Заявить о нарушении