Птица Феникс - 8

/Репродукция картины Б.Ольшанского «Тени забытых предков»/

 ПТИЦА ФЕНИКС-8
/КНЯГИНЯ ОЛЬГА/

************************               
ПЕСНЬ РАСКАЯНИЯ

              Пожар, грозящий мне,
              я потушу под развалинами!
                Катилина, 108-62г. до н.э.
~ 1 ~ 
   
Ещё вечер светел;
Вышли стар и млад –
Шумно город встретил
Киевский отряд.

Налегке, с охраной
Ольга подошла,
Многоцветным станом
Стала у села.

К ней идут всем миром,
Впереди всех Мал –
Насладиться пиром
Гостью призывал.

Да она – в печали,
А в очах – туман:
– Помоги вначале
Возвести курган!

Я бы поминальный
Разожгла костер,
Дабы пир прощальный
Наш пресёк раздор.

Пусть наварят меду –
В сердце боль унять,
Да позволь народу
Тризну отгулять.

~ 2 ~   

Скоморохи пляшут,
Люди веселы!
– Где пропали наши
Важные послы?

Отчего за вами
Не идут вослед?
Добрыми словами
Ольга им в ответ:

– Долгими пирами
Славен Киев-град!
Их челны с дарами
Уж плывут назад.

Видно, утомила
Дорогих гостей:
Баню им топила,
Стлала им постель.

Гриди же чудили –
Чтоб польстить гостям,
На руках носили
Их по площадям.

Даже воеводы,
Потчуя господ,
Извели мне меду,
Будто бы за год!

Их везет со славой
Мой служилый люд –
Знать, хмельной оравой
На́ берег сойдут!

~ 3 ~ 
   
Тих был стан княгинин
В отсветах костра –
Доблестной дружине
Отдохнуть пора.

День в пути был долог.
Ольга уж одна
Опускает полог,
Думам предана,

Не смыкает очи –
Сон нейдет никак,
В приближеньи ночи
Слышит скорый шаг.

– Что за весть поспела?
Эй, впустить гонца! –
Только побелел он,
Нет на нём лица!

– Матушка, добра ты!
Не карай сей град,
Но за дерзость плату
Требуй во́ сто крат.

Лучше дань богата,
Чем углей гора! –
Что за прок от града,
В коем – ни двора!

Ты уж наказала
Гордых воевод.
Смилуйся над Малом –
Сохрани живот.

Не казни на древе,
Не секи мечом…
Ольга смотрит в гневе:
– Отрок, ты о чём?

~ 4 ~    

Бьюсь я птицей белой:
Коршун грудь клюёт,
Рвёт когтями тело,
Клёгчет, смерть зовёт! /1/

Изведёт, изловит
Род мой до конца –
Алчет юной крови
Малого птенца!

Вслед предастся мести
Чёрно вороньё:
Обезлюдят веси,
Зарастёт жнивьё.

Помнишь, чьей злой волей
Князь растерзан был? –
Мал не в чистом поле
Игоря сразил?

Враг взбодрён сегодня –
Пал заступник мой,
Меч тяжелый по́днят
Слабою вдовой.

Неже я мужчина,
Чтоб служить войне?
Только страх за сына
Будит огнь во мне! –

Страх, не жажда мести…
Может, дашь совет:
Заплатить бесчестьем
За остаток лет?

То мой долг – постылый
Град предать грозе!
Где ж сбирать мне силы,
Как не средь друзей?

Ты же был мне предан –
Страж мятежных дум!
Что за яд отведал,
Иссушивший ум?

Ты ведь мне – за сына,
Святославу – брат!
Что за грусть-кручина
Помрачила взгляд?

~ 5 ~   

И, потупив взор свой,
Молвил юный гридь:
– Так хочу, коль скоро
Городу не быть,

Умолить о воле –
Я служил, как мог!
Грудь терзают боли,
Жжёт огонь тревог,

Как полынь – потехи,
Уж друзьям не рад...
Разреши уехать
В дальний Новеград!

Я бы жил далече,
Где не видно лиц,
Где не слы́шны речи,
Только щебет птиц,

Где в светлы́х дубравах
Ве́сцы так редки, /2/
Что не знают травы
Тяжести ноги…

Удалой забавой
Дальше мне не жить.
– Что ж бежит от славы,
Мой бесстрашный гридь?

Спрячешь в дебре имя - /3/
Не прославишь Русь!
Что темнишь, Добрыня!
– В первый раз страшусь!

Не кровопролитья,
Не остры́х мечей,
А страшусь просить я
Милости твоей:

Мне и день - отрава,
И не в радость ночь,
Разреши Любаву
Увезу я прочь!

От лихой расправы
Я бы деву спас!
Мне милее славы
Взгляд любимых глаз!

~ 6 ~ 

Молвит он всё тише,
И затих склонён.
И был только слышен
Леса скорбный стон.

И она сказала:
– Кто ж любовь твоя?
Уж не дочь ли Мала,
Как слыхала я?

И кивнул он только,
Не вздымая глаз.
Словно туча, Ольга
Помрачнела враз

И, вздохнув устало,
Стала говорить:
– Что ж, я обещала
Отблагодарить,

А слова - не птицы,
В клетку не вернуть!
Коль решил жениться,
Забирай и в путь.

Будешь добр с нею -
Будут дни светлы́,
Пусть тебя лелеют
Рученьки белы́.

Дам тебе немало
Злата-серебра…
– Я молил за Мала –
Будь к нему добра!

– Так ты скажешь деве,
Что не будет он
Ни висеть на древе,
Ни мечом сечён!

Но оставь в награду
Мне сестрицу – верь,
Приласкаю чадо,
Не ушлю за дверь!

Хоть не дам ей воли –
Месть ей не страшна.
Впредь дороже вдвое
Станет мне она!

Что, Добрыня, скажешь –
Мена без обид?
Ко всему и княжич
Ей вослед глядит...

~~~~~~~~~~~~~~~~

1/ клегтать, клектать – кричать, как хищные птицы. (Орел клегчет, крови ищет).
2/ весца (умалит.) – деревушка, от весь – (стар.новгородское) сельцо, селение, деревня;
3/ дебрь (стар.) –  логовина, долина, раздол, ложбина, лог, овраг, буерак, лесистая, густо заросшая долина, чернолесье по раздолу.
************
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2024/01/08/595


Рецензии