Два ейских учителя Николая Павленко

Иллюстрация: Николай Венедиктович Журавлев (1901-1957)

Имя известного российского историка Николая Ивановича Павленко знакомо многим любителям истории XVIII века. Ейчанам оно особенно близко, потому что в 1930-33 годах он жил и учился в нашем городе. Н.И. Павленко прожил на свете целый век и ушел из жизни в июне 2016 г. Его именем в Ейске была названа СОШ № 7. В своей книге «Воспоминания историка» Павленко поведал нам о своих ейских учителях, которые оказались людьми неординарными и даже известными.

Преподаватель географии Сергей Константинович Лейдекер

В 1930 году Николай Павленко был учеником 7-го класса бесплатной школы II ступени, которая располагалась в здании бывшей Ксенинской гимназии, ныне это СОШ № 7 им. А.В. Ляпидевского. Из воспоминаний Павленко: «А когда в 1931-м я перешел в 8-й класс, нам объявили, что отныне школа будет именоваться педтехникумом и готовить учеников начальных классов». Из-за этого срок обучения в школе был увеличен на год и введены дополнительные дисциплины: педагогика, психология, философия и политэкономия.


Вспоминает Н.И. Павленко: «Запомнилась колоритная фигура преподавателя географии Сергея Константиновича Лейдекера. Судя по всему, он не имел высшего образования, а его географические познания ограничивались личными наблюдениями над бытом населения различных континентов и стран, климатом, растительным и животным миром. Рассказывали, что он был приживалой у какого-то богатого любителя путешествий, посетил с его помощью все части света и заслужил его уважение за умение рассказывать всякие были и небылицы. Высокого роста, грузный, он имел обыкновение тащить волоком свернутую в рулон географическую карту. Он не пользовался ни указкой, ни пальцем руки, чтобы показать место, о котором вел рассказ, пользовался исключительно ладонью».

Ученики подметили слабость географа, которая заключалась в отсутствии у него зрительной памяти на лица учеников. Конечно, они с удовольствием этим пользовались: «Они поджидали его, когда тот после звонка выйдет из учительской, и сопровождали его до самого класса, кружась вокруг него и неизменно произнося: «Здравствуйте, Сергей Константинович!», на что он, прикладывая два пальца к голове, неизменно отвечал басом: «Мой привет!» Педагог и не замечал, что пока он размеренно шествовал к классу, его приветствовали одни и те же шутники». В то же время, «его повествования о животном мире в джунглях или о повадках хищников в саванне ученики слушали, затаив дыхание».

И еще одна черта географа Лейдекера запомнилась его ученику Николаю Павленко – он «был единственным учителем, принимавшем участие в субботних представлениях учащихся девятого класса, которые теперь принято называть капустниками. Он мастерски рассказывал анекдоты, которые сам же и сочинял».
 
Сведений о биографии С.К. Лейдекера в интернете оказалось немного. Я нашла, что он родился в 1866 году. Информация о нём обнаружилась также в работе кандидата исторических наук Р.И. Кантимировой «Земские начальники Уфимской губернии». Из этой работы стало известно, что Сергей Константинович Лейдекер в 1908 году был земским начальником 5-го участка Стерлитамакского уезда: «Вот как описывал присутственное место земского начальника Лейдекера современник: «Сам Лейдекер живет в Стерлитамаке, а для камеры нанимает в д. Костякове довольно чистенькую избёнку, переделённую пополам. За перегородкой живет его письмоводитель с женой, из отставных унтер-офицеров. Обстановка конечно, убогая, да что и ждать по нашим захолустьям! Два простых стола, столько же стульев, гривенника по три за штуку, расщелившийся шкаф для бумаг, портрет государя на стене в облупленной и заезженной мухами рамке – вот и всё «присутственное» место земского начальника».

Также в интернете я нашла информацию о том, что в Стерлитамаке до наших дней сохранился дом К.И. Лейдекера по адресу ул. К. Маркса, дом № 126. Построен он был служащим земской управы Константином Лейдекером в конце XIX века. После революции здание было отдано под жилье, а ныне там находится бюро ритуальных услуг. Очевидно, что этот дом был построен отцом Сергея Константиновича, видимо, он сам тоже жил в Стерлитамаке в этом доме.

Известно, что Сергей Константинович Лейдекер имел одно страстное увлечение. Уже в конце XIX века он считался в России признанным знатоком охотничьего оружия. Первая выставка охотничьих собак московского общества охотников имени Александра II состоялась 5 ноября 1899 года в Манеже. Открывали выставку великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович – августейший покровитель общества. Экспертами по оружию на выставке были тогдашние знаменитости – С.А. Бутурлин и С.К. Лейдекер.

В 1900-е гг. Лейдекер был автором популярных статей и нескольких книг об охотничьем оружии. В книге «Дробовое оружие» 1911 года представлены все его современные на тот момент типы, лучшие марки и производители. Показаны тенденции в развитии инженерной мысли в начале ХХ века, как в отношении механизмов и систем, так и в отношении применяемых материалов. Показан ряд идей русских оружейников, существовавших в то время лишь на уровне проектов и вряд ли воплотившихся в жизнь из-за скорого начала Мировой войны и дальнейшего коренного переустройства страны. В книге помещено множество рисунков и чертежей новых механизмов. В таблицах обобщены данные о ружейных конструкциях и полевых испытаниях.
 
Константин Владимирович Мошнин (1861-1921), известный российский собаковод-заводчик, заинтересовался ружьем С.К. Лейдекера 24 калибра, выполненным по заказу немецкой оружейной компанией Зауэр. Он сделал себе копию этого ружья и прислал автору модели свой восторженный отзыв по пробе нового ружья на глухариных охотах: «Я не повторил выстрела ни по одному глухарю, хотя стрелял часто на чрезвычайно рискованные расстояния; каждый умирал вверху и падал на землю трупом, раненых не было ни одного; выше этого ничего не может быть!» В интернете можно найти рисунок ружья этой модели: «Ружье Зауера модель Лейдекера, лучшей работы, точно по рисунку № 7, стволы изъ плавленной стали Круппа, оба чоки Паркера, затворъ тройной съ болтомъ Гринера, англiйская гравировка, калибр 24, в;сомъ около 6 фунт».

Ейский преподаватель географии С.К. Лейдекер был совсем не так прост, как могло показаться. Он должен был обладать хорошими инженерными познаниями в механике, чтобы написать свои работы. Кстати, его книги «Дробовое оружие» и «Пульное оружие» сейчас являются библиографической редкостью и продаются в интернете в разделе «букинистические антикварные книги». Судьба автора этих книг, по-видимому, закончилась трагически. В 1938 году он был арестован и обвинен тройкой при НКВД Грузинской ССР сразу по трём пунктам 58-й статьи УК РСФСР – 58-6 (шпионаж), 58-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация), 58-11 (контрреволюционная организационная деятельность). С.К. Лейдекер был приговорен к 10 годам. Больше сведений о нём нет. Его сын Николай Константинович Лейдекер, 1896 года рождения, бухгалтер, во время Великой Отечественной войны был призван на фронт. Красноармеец 371 стрелкового полка 53 стрелковой дивизии Н.С. Лейдекер в августе 1943 года был ранен и отправлен в эвакогоспиталь № 3476.
 
Директор педтехникума Николай Венедиктович Журавлев

Павленко не указывает в своих воспоминаниях, какой именно предмет преподавал в Ейском педтехникуме Журавлев, скорее всего, это была история или философия. Но роль, которую этот человек сыграл в его жизни, оказалась весьма значительной. Именно Николай Журавлев когда-то рекомендовал своему ученику Николаю Павленко поступать учиться в Московский историко-архивный институт. Ни один из них не мог тогда знать, насколько точным окажется для Павленко этот жизненный выбор. Журавлева тогда называли Николай Бениадиктович, и он был всего на 15 лет старше своего ученика Николая Павленко.

Биография Журавлева известна из интернета. Он был уроженцем села Макарово Новохоперского уезда Воронежской губернии, учился в 1-й Воронежской мужской гимназии. Н.И Павленко сообщает, что Николай Журавлев был младшим сыном богатого помещика, и старшие братья относились к нему пренебрежительно. В интернете мне удалось найти имена его родителей: Венедикт Михайлович Журавлев (1845-1929) и Юлия Петровна Спицына (умерла в 1905 г.). У них была и дочь - Елизавета Венедиктовна Журавлева (1890-1921), которая вышла замуж за Владимира Ивановича Проскурина (1890-после 1938) и скончалась от туберкулеза в молодом возрасте. В интернете нашлась ее фотография, как обнаружилось и фото самого Николая Венедиктовича Журавлева.

Н.И. Павленко так объясняет причину, по которой старшие братья Журавлевы могли насмехаться над младшим: «Николай Бениадиктович был человеком неряшливым, безразлично относившимся к своей внешности и бытовым удобствам. В осеннюю и весеннюю слякоть, когда путь от дома до техникума приходилось преодолевать по грязи, брюки косолапого педагога в нижней части были покрыты засохшим черноземом и никогда от него не освобождались». В отличие от своих старших братьев, Николай Журавлев в 1918-24 гг. служил в Красной Армии, он никогда не скрывал своего «буржуазного» происхождения и в 1917 году даже стал членом ВКП (б).

Возможно, благодаря этому обстоятельству, Н.В. Журавлев благополучно пережил период репрессий 1930-х годов. Директор Ейского педтехникума Журавлев «в техникуме пребывал с утра до вечера, независимо от того, были у него занятия или нет», не обладая способностями администратора, он обладал исключительной памятью, поэтому обмануть его студентам никогда не удавалось, обычно они сдавали ему экзамены не один, а два, три и даже более раз. Н.И. Павленко отмечал черты характера Журавлева: «Николай Бениадиктович отличался вежливостью, никогда не повышал голоса, не насмехался над незадачливыми экзаменуемыми, давал добрые советы, и студент расставался с ним без чувства обиды».

В 1932 году молодого преподавателя Н.В. Журавлева направили на учебу в Московский историко-архивный институт, где курс обучения был два года, но он благополучно прошел его за один и был назначен на работу в архив города Калинина (Тверь). С 1933 г. Н.В. Журавлев - научный сотрудник, с 1935 - старший научный сотрудник Архивного отдела УНКВД Калининской области.

Он увлеченно занимался изучением истории Тверского края, поиском архивных документов о связях русских писателей с Верхневолжским краем. Особое место в его краеведческих исследованиях принадлежит писателю, тверскому вице-губернатору М.Е. Салтыкову-Щедрину. Н.В. Журавлев - автор двух книг о М.Е. Салтыкове-Щедрине и более 60 статей по истории Твери и Тверской губернии. В учебных заведениях, на предприятиях и в организациях г. Калинина им было прочитано множество лекций.

Призванный в первые дни Великой Отечественной войны в ряды Красной армии, Н.В. Журавлев был политическим работником в воинских частях и соединениях. В январе 1942 года он был ранен. За отличное выполнение заданий командования Журавлев награжден орденом Красной Звезды (1.03.1943 г.), двумя орденами Отечественной войны II степени (8.12.1943 г. и 10.08.1945 г.), медалью «За оборону Сталинграда» (12.02.1943 г.).

Из наградного листа старшего инструктора 7 отделения Политотдела 4-й армии гвардии майора Николая Венедиктовича Журавлева: «В ходе боев за город Секешфехервар и особенно в период боев за Вену тов. Журавлев часто выезжал в действующие части армии и, находясь в их боевых порядках, оказывал помощь старшим инструкторам политотделов дивизий по работе среди войск противника, лично организовывал заброску военнопленных обратно в свою часть. Одновременно товарищ Журавлев вел большую работу среди населения г. Вены по доведению обращений Маршала Советского Союза тов. Толбухина к населению Австрии и к жителям г. Вены. Тов. Журавлев также собрал ценный материал о политико-моральном состоянии рабочих г. Вены». Подписал представление Журавлева к награде «орден Отечественной войны II степени» начальник 7 отделения Политотдела 4-й армии гвардии подполковник Старчевский.

С 1946 по 1950 гг. Николай Венедиктович Журавлев был старшим референтом Отдела пропаганды советской части Союзнической комиссии по Австрии, начальником отделения пропаганды в советской зоне оккупации.

Вышел в отставку в 1953 году в звании подполковника. Несмотря на ухудшение здоровья, Николай Венедиктович продолжал поиски для дополнения книги о М.Е. Салтыкове - Щедрине. Умер Н.В. Журавлев 22 октября 1957 года, похоронен на Первомайском кладбище г. Калинина. Его личный архив хранится в Государственном архиве Тверской области.
С этими интересными личностями, преподавателями Ейского педагогического техникума 1930-х годов С.К. Лейдекером и Н.В. Журавлевым, удалось познакомиться благодаря книге «Воспоминания историка», принадлежащей перу большого знатока российской истории XVIII века Николая Ивановича Павленко, который и в столетнем возрасте не забывал Ейск, где прошли его юные годы.


Рецензии