Как подготовиться к Страшному суду?

                (Себе на память)
              Эпиграф:


             "Нам необходимо повторять то, что имеет тесное отношение к нашему спасению.
              Если мы утеряем самые существенные моменты, то это может быть препятствием
              к нашему спасению. Спасение совем не малая вещь"  (свт. Афанасий Великий).

                Предисловие


Земная жизнь дана для покаянья. А мир отвлекает нас от него  ложными ценностями и целями.

Нельзя трезво определить наше положение в этой временной жизни без правильных ориентиров, которыми являются «четыре последняя человеков»: смерть, суд, ад и Царство Небесное.

Если наша временная жизнь неумолимо приближает нас к смерти и Страшному суду, на котором решится наша вечная участь, то что может быть для нас актуальнее и важнее подготовки к ним?

Ведь Страшный Суд может последовать сразу за смертью, а смерть не за горами, она за плечами, как говорит народная мудрость.

Поэтому, оставив второстепенное, обратимся к главному.


                Глава первая

                Как Бог  помогает нам подготовиться к Страшному суду?

                1. Неосуждение, прощение и оказание милости нуждающимся

Будучи не только правосудным, но и милосердным, Господь желает спасения каждому грешнику, поэтому учит нас тому, как нам избежать на Страшном суде осуждения на вечные муки:

1) Хочешь быть не судим – не суди сам.
2) Хочешь быть прощённым – прости всех сам, причём не на словах, а от всего сердца.
3) Хочешь быть помилованным в вечной жизни – милосердствуй в жизни временной.

Вот как об этом сказано Господом в Святом Евангелии:

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк 6:37) <на Страшном суде>.
«Прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37) <на суде Божием>.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7) <на суде правды Божией>*.
Вот три дела любви, спасающие нас, грешников, от геенны.

---------
* Поэтому щедро «давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6:38) Отмериться и во временной  жизни и в вечной.


                Дела милосердия

Далее Господь подробно разъясняет в чём заключаются дела милосердия и в чём их спасительная сила. Он открывает нам, что на Страшном суде Царь Небесный отделив праведников от неправедных скажет первым: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

1) ибо алкал Я, и вы дали Мне есть;
2) жаждал, и вы напоили Меня;
3) был странником, и вы приняли Меня;
4) был наг, и вы одели Меня;
5) был болен, и вы посетили Меня;
6) в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф  25:35 — 36).

„...Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф  25:40).

Вот эти шесть дел, которые помимо неосуждения и прощения спасают грешников на Страшном суде.

Итак, нужно научиться видеть Христа в каждом нуждающемся и благодетельствовать ему как самому Господу.

Совершенный пример такого поведения явил нам сам  Иисус Христос на кресте. 1) Он никого не осудил, хотя был осуждён неправедно, 2) простил своих мучителей и молил своего Отца простить их, 3) милосердно искупил своим крестным мучением и пролитой кровью всех грешников, в том числе и своих врагов.


                2. Кротость, смирение, терпение и мужество

А чтобы мы как и Он смогли не судить, прощать и быть милостивыми, Господь призывает своих возлюбленных вначале научиться у Него кротости и смирению:

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, <а не только внешне>  и найдёте покой душам вашим» (Мф 11:29).

В чём кротость Христова?

 Незлобиво принял неправедный суд над собой, истязания и крестную смерть.

В чём смирение Христово?

В отсечении своей человеческой воли перед волей божественной:

«Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42).

Этому отсечению своей человеческой воли перед Богом  и следует учиться.


Научиться истинному смирению и кротости без терпения и мужества нельзя. 

Поэтому далее Христос учит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19). «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф.24:13).

«В мире будете иметь скорбь; но   м у ж а й т е с ь:   Я победил мир» (Ин 16:33). 

То есть от животворящего Креста Моего, от четырёх его концов почерпните смирение, кротость, терпение и мужество.

Итак, смирение, кротость, терпение и мужество это важнейшие свойства самоотверженной любви, которые нужно развивать в себе с Божией помощью.  Как? Прежде всего подражая Христу.  Имея перед собой постоянно Его поведение как Идеал.

Приведу несколько примеров. Сердечное смирение выражается во всех  действиях Господа. Но есть особенные поступки Господа, которые очень глубоко, запечетлеваются в сознании человека, читающего Евангелие.

Этими особенными проявлениями Христова смирения являются:

                — омовение Господом ног ученикам,

                — молитва Господа в Гефсиманском саду, когда Он молился «пав на лице Cвое»  (Мф. 26;39) и
 
                — добровольное предание Себя врагам на крестное страдание и смерть, чтобы через невиданную  доселе жертву явить миру тайну Любви Божией.

Сердечно облачаясь в благодатное смирение Христа, омывшего ноги ученикам, христианин, считая себя последним, охотно становится слугой своим ближним, перенимая дела, которые их тяготят.

Облачаясь сердцем в благодатное смирение молитвы Христовой в Гефсиманском саду, когда Господь, пав лицом на землю, молился своему Отцу, христианин, сознавая свою греховность, молится, пав на землю лицом, добавляя в своём молении покаянные слова мытаря:

                «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18:13), а так же:
                «Боже, очисти грехи моя»,
                «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10),

проливая при этом сердечные слёзы, подобно разбойнику, проливающему свою кровь на кресте.

Погружаясь сердцем в благодатное смирение и терпение Христа, предавшего Себя за нас неправедному суду, бичеванию и крестной смерти, христианин исполняется мужества и старается достойно переносить «всяк зол глагол» все колкости, насмешки  и неспреведливые действия в отношении себя, прощая и благословляя насмешников и проклинающих и молясь за своих врагов.

Как нам погрузиться сердцем в благодатное смирение Христа? Нужно поставить себя на место Господа в одной из этих трёх ситуаций, но не физически, а сердечно, иначе говоря, нужно войти своим духом насколько это можно в сердечное состояние Христа и чувствовать то, что чувствует Он. Сам Господь призывает нас к этому: «Пребудьте во Мне и Я <пребуду> в вас <Моим смирением и кротостью>» (Ин. 15:4). Это не образное видение одного из трёх евангельских событий, а переживание их внутреннего содержания. Если мы не переживём их изнутри, то есть сердцем, они останутся для нас внешними.

---------------------------
* Эту драгоценную ризу Он даровал нам, как некогда пророк Илия подарил свою милоть пророку Елисею.

К этому подражанию Господу нашему Иисусу Христу нужно прибавить усвоение определённых навыков.


        2. Три навыка, без усвоения которых нельзя стяжать эти добродетели

Приобрести эти качества (добродетели)  можно только усвоив три навыка: 1) н а в ы к   строгого внимания только к себе; 2) навык  самоукорения (не путайте с раздражительным самоедством); 3) навык отсечения своей воли в делах  и словах. (Об этих навыках писали Святые Отцы, например, авва Дорофей.)

Подробнее о каждом из них.

                1) Н а в ы к   строгого внимания только к себе

Нужно развивать в себе   н а в ы к   строгого внимания только к себе, то есть к тому, как я  ежечасно согрешаю мыслью, чувством, словом или делом.

«Т о л ь к о   с е б е   должен ты внимать по силе своей» - подчёркивает прп. Варсонофий Великий. Только своё бревно нужно видеть, не обращая внимания на на сучок в глазе ближнего, как заповедал Господь. Только своего мертвеца (свои грехи) оплакивать, а не чужого, как учили святые отцы. 

То есть этот навык должен полностью заменить собой пагубный навык строгого внимания к  недостаткам других.

«Если будешь следить за собою, а не за другими, конечно, найдётся у тебя очень много разных грехов: от самовоззрения и мысли не прийдёт осуждать других, но увидишь их даже святыми» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Следить за собой следует «построже и повнимательнее».

Со временем этот навык приведёт к глубокому смиренному чувству, что ты хуже всех. (Это не понимание, а именно чувство).

«Вот что еще: надо стараться, с Божией помощию, развить  в   ч у в с т в е   смиренный дух, чтобы увидеть себя хуже всех. На опыте так и будет, если будешь следить за собой и не обращать внимания на недостатки других» (схиигумен Иоанн Алексеев).

Это значит уже не просто видеть свои грехи, но и чувствовать себя хуже всех, как это чувствовали блудный сын, блудница, омывшая ноги Господа своими слезами,  благоразумный разбойник и апостол Пётр после своего отречения. Чувствовал себя хуже всех и Иуда Искариот после своего предательства, однако вместо того, чтобы прибегнуть к милосердию Божию он отчаялся.

Поэтому Христос задаёт нам сразу два вопроса: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоём глазе?»  (Лк 6:42) <греха на своей совести>.

В этих вопросах Он говорит о необходимости не только видеть, но и чувствовать  бревно в своём глазе.

Итак, усвоивший этот навык научился видеть  и   ч у в с т в о в а т ь *   бревно в своём глазе вместо того чтобы замечать сучок в глазе ближнего.

---------------
* Ведь сучёк в глазе ближнего мы умудряемся не только видеть, но и чувствовать: он нас раздражает. Так вот чтобы он нас не раздражал и не возмущал нас нужно научиться «ч у в с т в о в а т ь»*   бревно в своём глазе.


                2) Самоукорение – это укорение во всём  т о л ь к о   себя.

«Если со смиренным <,то есть с имеющим этот навык,> случится что-либо скорбное, он   тотчас    о б р а щ а е т с я     к   с е б е,  т о т ч а с   осуждает себя, что он достоин того, и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину; и таким образом переносит случившееся без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается, и никого не прогневляет» (авва Дорофей).

То есть он поступает по заповеди Господа «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую» (Лк. 6:29). Так как подставить и другую щёку значит считать себя заслужившим этого оскорбления, этой скорби.

Самоукорение должно со временем стать постоянным.

Итак, усвоивший этот навык вынул бревно осуждения из своего глаза.

                Пример самоукорения.

Лучший пример самоукорения даёт нам благоразумный разбойник от сердца сказавший на кресте: «Достойное по делам нашим приемлем.» «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Чтобы самоукорение прочно утвердилось в нас, необходимо хорошо усвоить три навыка, обращающие всякое потенциальное осуждение и раздражение в самоукорение.

                1) Навык правильного отношения к своим догадкам о других людях

   «Владыко, что я должен делать, когда я невольно замечаю чьи-либо движения и походку, и помысл говорит мне о душевном устроении сего человека?» И Старец отвечал мне так: «Что же? Разве не бывает, что иной имеет естественный недостаток, однако с великим усилием и трудами исправляет его? Потому и нельзя из этого заключать чьего-либо душевного устроения. Итак, никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предаётся им» (авва Дорофей).
Этот навык помогает исполнить Христову заповедь «Не судите, и не будете судимы»(Лк. 6:37).

                2) Навык правильного рассуждения при виде чужих прегрешений.

«Видя, что брат его согрешил, преподобный, вздохнув, сказал: «Горе мне; как он согрешил сего дня, так согрешу и я завтра». При этом он не удовлетворился этим, но себя повергнул под ноги его, сказав: и он по крайней мере покается о грехе своем, а я не покаюсь как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться» (авва Дорофей).

Этот навык помогает исполнить Христову заповедь «Не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6:37).

         3) Навык правильного рассуждения при всякой досаде, причинённой тебе ближним.

«Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии: но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается, и потому полагает себя вправе скорбеть на него, говоря: если бы он не пришёл и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нём, для того чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот - пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сём; брат сказал ему одно слово и обнаружил  г н и л о с т ь, с о к р о в е н н у ю   в н у т р и   его. Итак, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он ещё должен благодарить брата, как доставившего ему таковую пользу» (авва Дорофей).
 

                Плоды самоукорения.

Самоукорение приносит следующие плоды:

  - Перенесение всего случающегося  «без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием» (авва Дорофей).

 - Кротость, ибо во всём укоряющий себя  «не гневается, и никого не прогневляет» (авва Дорофей).

  -  Наконец, таковой всегда готов простить своих обидчиков от всего сердца.

  -  Тот, кто укоряет во всём себя, всегда готов на любое оскорбление искренно сказать: «Присти».

По этим плодам можно определить овладели ли мы навыком самоукорения или нет.

«Осуждение первее самого себя приносит смиренномудрие, а оставление воли своей для ближнего с разумом - есть смирение» (авва Исайя).


                3) Отсечение своей воли (своих хотений) в делах и словах.

                В чём суть этого навыка?

Отсечение своей воли (своих хотений) в делах и словах это навык, благодаря которому  исполняется заповедь "Отвергнись себя". Этим навыком христианин распинает себя миру.

«Если мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, то научимся отсекать хотения наши, и таким образом мало-помалу, с помощию Божиею, мы преуспеем и достигнем бесстрастия. Ибо ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли, и поистине от сего человек преуспевает   б о л е е,   нежели от всякой другой добродетели» (авва Дорофей).

«Ибо отсечением своей воли он приобретает беспристрастие, а от беспристрастия приходит, с помощью Божиею, и в совершенное бесстрастие» (авва Дорофей).  (Бесстрастие - это свойство божественной любви.)

                В отсечении своей воли в делах и словах помогают молитвы:

«Господи, благослови. Господи, помоги.»
«Отче наш, да будет воля Твоя.»
«Не моя воля, но Твоя да будет.»
Иисусова молитва.

Отсекать свою волю помогает мысленное произнесение «Ради Христа.»

Свою волю в словах и делах отсекать надо "начиная с малого". Только научившись делать это в мелочах, можно осуществить это и в больших вещах, да и то не всегда.

                Своя воля отсекается перед Богом и перед людьми.

                а) Отсечение своей воли (своих хотений) перед Богом

В современной мирской жизни отсекать следует

-  вредное излишество в потребностях плоти (вкусное, сытое и частое питание, излишний покой и всякого рода телесные удовольствия, делающие нас своими рабами).

- свои душевные привязанности, увлечения и развлечения светскими разговорами, политическими новостями, интернетом, телевидением, социальными сетями, искусствами, играми, газетами, журналами и  светскими книгами, отнимающими у нас драгоценное и невосполнимое время, данное нам на покаяние.

- помыслы, например, помысл  л ю б о п ы т с т в а: «Или говорит ему помысл: "Пойди, спроси повара, что он варит", а он нейдет и отсекает хотение свое. Он видит что-нибудь, и помысл говорит ему "Спроси, кто принес это", а он отсекает хотение свое и не спрашивает» (авва Дорофей). А так же помыслы осуждения, раздражения, злопамятства, зависти и т.д.

«Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но  о т с е к а е т   беседу с ними   м о л е н и е м   к Богу, это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость, и его истинный разум освободил его от многих дел; обретением краткой стези, которой он достиг, он отклонил от себя продолжительное парение по долгому пути» (прп. Исаак Сирин).

Начинать следует   с    м а л о г о.  Не посягайте на великое. Великое оставьте  великим смиренникам. Брать на себя отсечение своей воли в великом без благословения и сопутствующей благодати Божией - для нас  гордость.

                б) Отсечение своей воли перед ближним.

«Кто отсекает волю свою пред ближним, <,то есть уступает ему,> тот доказывает этим, что ум его — служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего» (авва Исаия).

«Очень трудно уступить другому, – это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Ещё сказал: если мне встретится какое-либо дело, то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное, по его совету, нежели и хорошо исполнить дело, последовав своей воле» (авва Дорофей).

                Как правильно отсекается своя воля в словах?

    - Прежде всего нужно твёрдо помнить, что ничем так часто, так много и так   т я ж к о  не согрешаем мы, как языком, а "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), – говорит Господь.

Поэтому Арсений Великий, опираясь на свой богатый подвижнический опыт, сказал своим ученикам: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда» (прп. Арсений Великий).

    - Без помощи Божией не будет успеха, поэтому нужно просить Господа о помощи в этом деле:

«Господи, благослови. Господи, помоги.»
«Господи, научи меня благоразумному молчанию.»
«Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.»

   - Отсечение своей воли в словах начинается с отсечения   с к в е р н о с л о в и я   и   п у с т о с л о в и я   в обыденной жизни.

  - Правильно отсекает свою волю в словах тот, кто при этом руководствуется сознанием своего недостоинства. То есть он сохраняет благоразумное молчание потому что не имеет ни морального права, ни духовной мудрости сказать что-то по своим грехам, а потому считает, что от сказанного им не будет толку, а один только вред.

 - Однако если нам задают вопрос, то на него следует дать краткий и ясный ответ, опять-таки не «растекаясь мыслию по древу». Пространными ответами мы только испытываем терпение наших ближних.

«Безмолвие есть - не допытываться до того, что тебя не касается» (авва Исайя).

                Если нам не удаётся отсечь в чём-то свою волю

Если нам не удаётся отсечь в чём-то свою волю, - не стоит удивляться или отчаиваться. Эта неудача укрепляет первый и второй навык, показывая нам насколько глубоко в нас засела гордость, признаком которой является своеволие.


                3. Покаянная молитва и сердечное сокрушение

Эти три навыка даются очень трудно и не могут быть усвоены без покаянной молитвы и сердечного сокрушения, сопровождающегося плачем.

                Покаянная молитва

Покаянная молитва эта молитва, в которой молящийся отрешившись от мира, всею душою прилепляется к Богу, умоляя Его только о помиловании: о избавлени ума от кружения в вихре всевозможных помыслов, сердца от страстей и суеты мира сего, душу от своих грехов и их последствий.

Молясь, почитай молитву за великое приобретение, как если бы ты во время самой маленькой молитвы приобретал нечто большее чем великолепный сад или лес или стада, или собрания картин или великолепную библиотеку. Потому что нам свойственно всем этим увлекаться и если мы не почитаем искренно молитву превыше всего этого, то, сами того не замечая,  уничижаем молитву, отводя ей второстепенное место.

                Сердечное сокрушение

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

«Это - путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали:"Плачьте! другого пути, кроме плача, нет"» (авва Пимен).

«Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих» (Иоанн Лествичник).

«Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках» (авва Пимен). Поэтому как сказал Макарий Египетский своим ученикам: «...Очи наши да проливают слезы, прежде нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела наши».


                4. Память о четырёх последних человеков.

И покаянная молитва и сердечное сокрушение, сопровождающееся плачем бывает у тех, кто помнит о смерти, Суде Христовом, аде и Царстве небесном, то есть о четырёх последних человеков. И заранее ставит себя перед этим судом. Вот как этому заблаговременному предстоянию на Страшном суде учит святитель Тихон Задонский:

«Ныне заранее обнажить всего себя должно перед Судией тем, и то самовольно. Прежде Суда того самого себя осудить, самого себя виноватым объявить, чистосердечно признать себя достойным всякой казни. А притом со смирением и надеждой молить Его, чтобы не судил по делам; «не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс.142:2). И так от правды Его к милости Его, от гнева Его праведного к милосердию Его прибегать, и часто смиренный глас мытаря повторять: «Боже! Милостив буди мне, грешному» (Лк.18:13). И делать то ныне, в этом веке, пока милость Божия всем ищущим ее открыта. А там всякое смирение и моление бесполезно, ибо правда тогда вступит в свое действие» (свт. Тихон Задонский).

5. Внимательное чтение Святого Евангелия и толкования его Святыми отцами, исповедь и причащение

А помнит о четырёх последних человеков тот, кто внимательно читает Святое Евангелие и толкование его Святыми Отцами, исповедуется и причащается, предвартельно уверовав в Иисуса Христа, Сына Божия и крестившись.

                Заключение

1.Чтобы быть прощённными на Страшном суде творите дела любви:

    1) не судите,
    2) прощайте,
    3) творите дела милосердия

Это плоды покаяния, которы призывает нас принести Господь и его Предтеча, Иоанн Креститель.

2. Дела любви нельзя творить не имея свойств любви:

    1) кротости,
    2) смирения,
    3) терпения
    4)мужества

3. А свойства эти нельзя приобрести, не подражая Христу и не увоив трёх навыков:

       1) н а в ы к   строгого внимания только к себе;
       2) навык  самоукорения;
       3) навык отсечения своей воли в делах  и словах.

Чтобы самоукорение прочно утвердилось в нас, необходимо хорошо усвоить три навыка, обращающие всякое потенциальное осуждение и раздражение в самоукорение.

       1) Навык правильного отношения к своим догадкам о других людях
     2) Навык правильного рассуждения при виде чужих прегрешений.
     3) Навык правильного рассуждения при всякой досаде, причинённой тебе ближним.


4. Эти навыки нельзя усвоить без

       1) покаянной молитвы и
       2) сокрушения сердца (плача) о своих грехах и духовной немощи.

5. А покаянную моливу и сокрушённое сердце не обретёшь без памяти о четырёх последних человеков.

6. А память эту нельзя сохранить в себе без внимательного чтения Святого Евангелия и толкований его Святыми отцами, Исповеди и Причащения.

7. А читать Евагелие, исповедываться и причащаться  нельзя без веры, так же как участвовать в таинствах Церкви без Крещения.

И всё это ни что иное есть как путь покаяния, изменения своего ума, внутреннего душевного устроения и поведения.

Итак, хочешь быть в вечной жизни серафимом имей во временной жизни ум неосуждающий других, сердце прощающее и шесть крыл милосердных дел, приближающих тебя к Богу. И ещё ум и сердце должны быть как можно чаще заняты Богом в молитве и богомыслии. Одним Им и ни чем другим*.

Хочешь быть как бес и принять его вечную участь в огне, избегай умом и сердцем Бога, осуждай других, не прощай обид, забудь о милосердии, будь хищником, угождай своим похотям.

------------------------
* Как мне отрешиться от мира? Удавалось же мне целыми днями, месяцами, а то и годами отрешаться от Бога, даже не вспоминая о Нём. В этом помогал мне лукавый мир. Так и здесь призову себе в помощь Бога, чтобы отрешиться от лукавого мира.


Рецензии
Здравствуйте, Владислав! Текст очень трезвенный. Понравился. Отвечая на вопрос, поставленный Вами в названии, для себя я имею еще один пунктик - быть свободным от ересей, хранить святоотеческую православную веру как зеницу ока. Сейчас очень многие волки, в том числе в священных одеждах, затягивают легкомысленных христиан в ереси, в том числе и под предлогом послушания. Одни тянут в экуменизм, в глобализм (за которым прячется трансгуманизм), другие - в имяславие, третьи еще куда-то. А на мытарстве ересей каждый будет отвечать сам за себя.

С христианской любовью, Анатолий

Анатолий Заводчиков   08.02.2024 15:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий.
Сердечное спасибо за отзыв.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   08.02.2024 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.