Хава. Рождественская Хава. Воронеж

Из Самоглядного Зеркала.
Быличка, предание, сказка. Реконструкция.
---
     Давным-давно, где-то на краю Московского царства жили ханские люди, потому что у них был главным Хан. Жили там разные люди: и половецкие, что от половцов остались, и татарские, и русо-славянские, и окско-рязанские.
     Жили люди в этом селе, ничего не тужили, ходили в гости друг к другу. Были тут и свои купцы от каждого рода, были люди и дворянских родов. Было тут много и людей, которые сховались, спрятались от власти, чаще всего они разбойничали по царскими и ханским дорогам.
     Татары да половцы были степняками. С наступлением весны они всё больше в степях бегали, тоже хавались. Но по воскресениям все собирались в этом селе на ярманку, на Хаву по-тюркски, то есть на открытое торжище, под ясное небо, где не было ни разбойников, ни ордынцев, ни русских, ни татар, а были все свои, всё, что спрятали в лихие времена, что заховали в степные клады или в дальнем углу огорода, всё тут и торговали.
     Старцы села до сих пор рассказывают, что у Хана татарского был в центре села свой шатёр, а у русских дворян были тут же свои дома, которые селяне называли Дворцами.
    У того Хана была единственная дочь, Принцесса, Прионтина, Хава, лицом словно ясное небо. Когда она выходила на улицу, то устанавливалась ясная погода. Оттого и звали её татары Хава, половцы звали по-своему, как Хива, разбойный разный люд звали её Ховалою. Русские называли её Зарою, она была красива как Заря.
     Была там речка, которая разделяла село на две части, на одной жили степные люди, на другой жили русо-славянские люди. Гуляя вдоль реки по краю леска, эта Прионтина Хава, татарская принцесса, дочка Хана, однажды завидела на другом берегу прекрасного юношу, сына московского дворянина Владимира, который привозил сюда ремесленников и организовывал вместе с Ханом ярманку.
     Так они несколько раз перекинулись взглядами через речку, и сами не заметили, как влюбились друг в друга. Юноша стал перебираться на другой берег, чтобы поухаживать за Прионтиной Хавою.
     Но не могло быть и речи, чтобы Хан разрешил своей дочери выйти взамуж за русо-славянского мужа, ведь она уже была обещана Крымскому Хану. И тогда она решила бежать с юношей в Москву.
     Ночью Хава незаметно выскользнула из под опеки нянек и мамок, что были приставлены к ней с того самого дня, как её сосватал Крымский Хан, пришла на берег и ждала юношу, своего избранника, который по уговору должен быть приплыть за ней на лодке. Но случилась к этому времени большая непогода, сильный дождь с бурей лодку юноши отнёс далеко от места встречи. Тогда Прионтина Хава решалась сама переправиться на другой берег по узенькому мосточку из трёх жердей.
     На середине моста, жерди с принцессой Хавой были раскачаны до такой степени, что она не удержалась, и сколь не пыталась цепляться руками за скользкие жерди, свалилась в реку, бурные волны которой быстро её поглотили, отчего она захлебнулась и пала на дно.
     Хан очень любил свою дочь. Все люди с обоих берегов собрались, чтобы найти Прионтину Хаву, вооружившись при этом баграми и сетями, что было сделано через некоторое время.
     По правилам татарским, её нужно было похоронить в степи, далеко от караванных путей, подальше от глаз людских, чтобы никто не мог бы беспокоить её могилу своим присутствием, но люди села и особливо рыдания юноши убедили Хана похоронить Прионтину Хаву на том самом месте на берегу реки, с которого она ступила на свой последний в жизни путь. Здесь же Хан спустил в реку, сховал, всё приданое своей дочери Хавы, чтобы она могла им пользоваться в Инном море, куда унесла её Душу эта река.
     Рассказывают также, что юноша был настолько предан Прионтине Хаве, что отказался от любых предложений связать свою жизнь с другой девушкой, он участвовал во всех воинских предприятиях Московского царства, где искал себе смерти, кою он, в конце концов, и нашёл. По его завещанию, он был похоронен вместе со своим конём и оружием рядом с могилой Прионтины Хавы.
     В честь Прионтины речка и получила своё название. В географию она вошла под именем Хава, со степных наречий Райская Дева, у русских – Рождественская Хава. Также и село стало зваться, как и зовётся до сих пор. Здесь и вправду всегда стоит с тех пор ясная погода, а над селом 300 дней в году стоит ясное небо, как это бывает на Руси всегда на святые дни. Отчего и реку называют Рождественской Хавой.


Рецензии