Дидигова Раиса. Печать пророков. Презентация
Отстранившись от многочисленных почетных достижений, заслуженных наград и высоких лауреатских званий Раисы Дидиговой… Не имея права обсуждать тематическое достоинство произведения религиозной направленности, а также оценивать теоретически (с точки зрения художественной), ибо не овладел терминологией литератора… Попробую поделиться впечатлением читательским: мнением поэтически продвинутым.
Ревнивым критиком с первых же цепных строф отмечается: стих льется без сучка, без задоринки, без всяких сопутствующих «спотыкушек»: соразмерно ритмично – гладенько! Зрительно сканируя сложный текст, не доверяя укладке в строфу нужного количества слогов, невольно отвлекаешься от повествования. Но постепенно привыкая к непогрешимости сотканного сердцем и разумом шедеврального ковра, уже полностью погружаешься в историю, попутно справедливо записывая «случившийся» сбой ритма или рифмы на собственный счет! И наконец, поэма превращается для самого искушенного читателя в добротную прозу на певучий манер! Легко усваиваемым, увлекательным, информативным, изящно поданным нарративом. И уже не «приходят на ум», те самые пресловутые «тонны руды» (по Маяковскому), которые наш автор перелопатил в поисках нужной рифмы… Непринужденность восприятия, проходящих перед глазами страниц, рождает ощущение, что стих поэту дается даром! Рискну оживить мысль Владимира Владимировича:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Труды Раисы Дидиговой, вылились в «Труд». Поэма, стихи, произведение – это все мелко (правда, используем) по отношению к многослойному сочинению, образовавшему данный фолиант. Именно: «Труд» – это полное название ее многолетних, каждодневных творческих усилий по созданию «Печати пророков», ознаменовавшийся законченностью! Серьезный, добросовестный труд. Труд просветительский! Величина знаний, подробностей, деталей… впечатляет. Коран – нам в помощь! (И словарь пригодится!) Все увязано воедино… Автор в подгонке поэтики не уходит далеко «в лирическое отступление» от сюжетной линии, что говорит о богатом лексиконе поэта и показывает мастерское владение словом. Бытует мнение: книг без ошибок не существует, но в данном труде их быть ответственно не должно! Повесть читается медленно, с наслаждением, тягуче… Преступно скоропалительно поглощать то, что столь усердно создавалось!
Ещё хотелось бы выделить преподнесение одухотворенной личностью поэта мира прекрасного или грандиозного. Это дорогого стоит. Одних метафор сколько, эпитетов… Необходимо перенести собеседника в созданную словом реальность. «Ковер Соломона», например, неотвратимо завораживает! Или обратимся к описанию райских уровней. Их восемь. Седьмой – земной – Эдем. Пока поэт снизошла до простых слов обозначения восьмого, ей пришлось отыскать и потратить не одну гамму красок, использовать множество оттенков. Восьмой – Высочайший Рай. О нем предельно ясно:
«Из света Богом создан Рай,
Красив невероятно, светел
невыразимо этот край»…
Не случайно имя Дидиговой: Раиса, Рая!
Красива невероятно, светла
невыразимо…
ликом и душой она.
Вся мировая культура человечества, созданного Всевышним, вьется вокруг, да около религии. Многое что, читая величественный труд «Печать пророков», я карандашиком отметил на полях солидного издания, но это тема отдельного долгого разговора.
Ей добавил Аллах
боготворчества в кровь…
И удачу в делах
подарил… и любовь!
Ошибиться не мог!
Смертный, не прекословь!
Наделил её Бог
силой слова такой –
что звенеть вне дорог
им с орбиты земной!
Московская городская организация
Союза писателей России
Свидетельство о публикации №224010901175