Гадание на зеркале

Славянское гадание на зеркале относится к святочным гаданиям. В православной традиции праздник Святки продолжается с ночи 6 на 7 января, Рождества, до ночи с 18 на 19 января, Крещения. Гадание на зеркале также называется зеркальным коридором, если гадание происходит на двух зеркалах. Зеркала устанавливаются друг напротив друга. В одно из зеркал смотрит гадающий, оно должно стоять на столе или в таком месте, чтобы гадающий видел своё отражение до пояса. Другое зеркало стоит за спиной гадающего так, чтобы оно отражалось в первом. Зеркало за спиной гадающего должно быть больше зеркала, в которое он смотрит, чтобы оказаться на уровне первого зеркала. Зеркала могут быть примерно равной величины, самая важная часть гадания заключается в том, чтобы зеркала отражались друг в друге. По бокам зеркал устанавливаются зажжённые восковые свечи. Гадающий садится перед зеркалом, стоящим на таком уровне, чтобы гадающий видел своё отражение. В традиционном гадании на зеркале девушки гадают с целью увидеть жениха в зеркале. Вопрос девушки звучит как: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». Жених должен отразиться в зеркале за спиной девушки. Кроме вопроса про суженого, можно задавать другие вопросы. В зеркале может отразиться что-либо, связанное с обстоятельствами, вызвавшими вопрос. Гадание начинается в полночь. Правила гадания на зеркале могут меняться. В литературных сюжетах по этой причине гадание не всегда описано одинаково. Гадающий может смотреться в одно зеркало, за его спиной не всегда стоит второе. В деревенском быту традиционное гадание на зеркале происходило в бане. Но можно прочитать упоминания о том, что гадания с зеркалом происходили в комнате. Святки стали христианским праздником после крещения Руси в 988 г. Святочные гадания формировались и распространялись примерно с этого времени. Известный сюжет в русской литературе, связанный с гаданием на зеркале, можно узнать из баллады Василия Жуковского «Светлана», написанной в 1808–1812 гг. Сюжет «Светланы» написан по мотивам немецкой баллады Готфрида Бюргера «Ленора». Сначала появляется перевод «Леноры» Жуковского, потом – авторское произведение Жуковского «Людмила», основанное на сюжете «Леноры». Следующим авторским произведением становится «Светлана», и только в нём возникает мотив гадания, отчего события приобретают новую окраску, связанную со святочными чудесами. Поэтическое произведение вдохновило Карла Брюллова на создание картины «Гадающая Светлана» в 1836 г. и Александра Новоскольцева – на создание картины «Светлана» в 1889 г. В работах художников показаны противоположные ракурсы гадающей девушки. На более ранней картине изображено одно зеркало, перед которым сидит Светлана. На более поздней картине можно увидеть зеркальный коридор. В балладе упоминаются одно зеркало и свеча.

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Лёгкою рукою;
Упадёт с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».


Рецензии