9 часть. Спасение челюскинцев

Цитаты взяты из  книги Феликса  Чуева «140 бесед с Молотовым»

Ярким примером Сталинской эпохи – эпохи великого творчества масс и единения народов СССР стали дни гибели в Чукотском море ледокола «Челюскин» и спасение 104 пленников льдов в течение двух месяцев.
 
       Несколько столетий отважные мореплаватели разных стран пытались провести корабли по Северному морскому пути. Об этом мечтали Пётр Первый и великий русский учёный Ломоносов.

      Этот путь из Архангельска или Мурманска во Владивосток, на Камчатку, Сахалин, в Японию и Китай был в два раза короче и дешевле, чем по чужим морям вокруг Африки. Но этот маршрут  был труден, во льдах за одну навигацию проплыть из Атлантического океана в Тихий океан не удавалось никому.
 
      Впервые  этого добились советские моряки и учёные в 1932 году. Экспедиция знаменитого путешественника Отто Юльевича Шмидта одержала огромную победу. Ледокол «Сибиряков», который вёл прославленный капитан Владимир Иванович Воронин, за одно лето добрался из Архангельска во Владивосток.

     Через год под руководством также Шмидта и капитана Воронина, всей командой из 104 человек, на новом ледоколе «Челюскин» исследователи отправились продлить изучение северных морей. И север на этот раз показал свой тяжёлый нрав. 13 февраля 1934 года сильным сжатием льда пробило борт подводной части корабля «Челюскин». Организовано покинув ледокол, без паники 104 человека создали на дрейфующей льдине в студёном Чукотском море свой лагерь. Стали налаживать жизнь, ожидая помощь.

     "В газетах страны (СССР) постоянно печатались короткие радиограммы корреспондентов, находившихся на льдине, как сводки с фронта".

     "В комиссию правительства Советского Союза, созданную после гибели «Челюскина», которую возглавил заместитель председателя Совета народных комиссаров ССССР, Валериан Владимирович Куйбышев, шли тысячи предложений о путях спасения челюскинцев. Все попытки добраться с Чукотки до ледового лагеря Шмидта на оленях и собачьих упряжках  окончились неудачно".

    "2 ледокола были направлены через Южные моря, но они смогли бы добраться до цели, когда наступит весна, а льдина может растаять под лучами летнего солнца".
 
    "Несмотря на заявление авиационных специалистов в нашей стране и за рубежом, что 150 километровый путь через высокие горные хребты и огромные пустынные пространства при 40 градусных морозах ни одна машина до Чукотского моря не долетит".

    "Однако комиссию засыпали просьбами лётчики военные и гражданские. И вот на наших отечественных самолётах Р-5, ПС-3, М-10-94 лётчики совершили великий подвиг".
 
    "13 апреля 1934 года ровно через два месяца последние 6 пленников были вывезены со льдины".

    "Героический подвиг совершили и члены экспедиции. Им пришлось не раз менять место расположения лагеря. 13 раз подготавливать новые аэродромы для посадки самолётов из-за подвижки и раскола льдины".
 
     "На Чукотку пришла правительственная радиограмма. В ней сообщалось, что в нашей стране впервые «устанавливается высшая степень отличия, связанная с проявлением подвига- звания «Героя Советского Союза».
 
     Первыми героями стали семь лётчиков, участвовавших в спасении челюскинцев: А. Ляпидевский, С.Леваневский, В.Молоков, Н. Каманин, М.Слепнёв, М.Водопьянов, И.Доронин. Бортмеханики самолётов были награждены орденами Ленина, а все челюскинцы - орденами «Красной Звезды».

     "67 дней длилась путешествие с Чукотки спасателей и спасённых до столицы нашей Родины. И не было часа, чтобы люди не дарили любовь и привет завоевателям Арктики. «Дорогой цветов» назвал один из товарищей путь в Москву".

     Долгое время караваны судов в советские годы проводил ледокол «В.И. Ленин» с атомным сердцем, а теперь другие атомные ледоколы выполняют эту работу, ломая трёхметровые льдины Северных морей.

     Мы помним Сталина, как великого государственника. После войны 1941-1945 г.г. он подвёл к карте Молотова В.М. – народного комиссара иностранных дел СССР со словами: «Посмотри, Вячеслав Михайлович, как мы расширили и укрепили границы СССР на Юге, Севере, Западе и Востоке».

     Действительно, в послевоенный период Союз Советских Социалистических республик представлял собой мощную державу. Состоящую из 15 советских социалистических республик: Российская Федеративная социалистическая республика, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР, Армянская ССР.  А также  из двадцати  автономных республик, восьми автономных областей и десяти автономных округов.

      По всему периметру границы СССР располагались дружественные страны: Польша, Чехословакия, ГДР, Югославия, Румыния, Болгария, Китайская народная республика, Монгольская народная республика, Северная Корея, Вьетнам и другие.

     Но самое главное в Сталинское правление был воспитан человек – патриот.
 
     Бывший губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев отмечал в докладе, посвящённому 55- летнему юбилею со дня Победы Красной Армии над фашисткой Германией: «Что таких случаев самопожертвования не было ни в одной армии, как в советской, а участвовало в войне 61 государство, шла война на территории 40 государств и 80 % процентов землян воевали. Не было там Александров Матросовых, закрывших грудью вражеские пулемётные амбразуры, лётчиков, как капитан Гостелло, направивших горящие самолёты на немецкие военные объекты».
      


Рецензии