Латинская империя и Египет, хроно-аллегории

Полная версия названия:

Поляковский В.Т.
Об отдельных хронологических аллегориях в историографии т.н. Латинской империи крестоносцев и т.н. древнего Египта
и что за ними могло бы стоять

Аббревиатуры:
РМЕШ – российская междисциплинарная естественнонаучная школа
ТИ – традиционная история

Совсем недавно представитель российской междисциплинарной естественнонаучной школы (РМЕШ), писатель и исследователь Евгений Валентинович Сахаров ознакомил автора этих строк с его материалом под названием  "Бегство византийцев из Константинополя и исход Моисея: что общего и когда это было?" ([1]). В этом материале он берет темы исхода Моисея и бегства византийцев из Константинополя и сопоставляет то, как выглядят информационные блоки об этих событиях согласно ТИ и согласно работам Фоменко-Носовского.
Что касается Евгения Валентиновича в целом, то с автором этих строк у него сложились весьма плодотворные отношения. В свое время была написана рецензия на его книгу «Историографические фантомы и параллели древней и средневековой истории (Европа, Ближний Восток и Северная Африка)» ([2]), а также именно его работы оказались одним из главных источников вдохновения и творческих импульсом при написании работы "Хронологические концепции истории Руси" ([3]).
Возвращаясь к работе Евгения Валентиновича. "... в пользу предположения, что свой вклад в книгу «Исход» внесли события византийской истории XIII в. н.э.",  и он пытается это предположение подкрепить существенным материалом. И далее, подробнейшим образом изложив событийную историю, он приходит к выводу, что "вышесказанное .говорит о том, что византийский царь Алексей V послужил прототипом .легендарного египетского фараона Бокхориса, к правлению которого И.Флавий и К.Тацит относили исход израильтян из Египта".
Что касается автора этих строк, то о природе всякого рода династических параллелизмов он высказал свое мнение в работе "Мифологема т.н. римской империи: а если ее тайны разгаданы?" ([4]), а что касается периода т.н. латинской империи крестоносцев (1204-1261), то он попадает в поле зрения автора этих строк в его работе "О разгадке тайн иудейского летосчисления. Вторая версия статьи" ([5]). И с этой точки зрения берет спортивный  интерес бросить на него беглый взгляд с точки зрения хронологии. Тем более, что он гарантированно лежит ранее рубежа хронологической достоверности.
В свете того, что двумя абзацами ранее была воспроизведена гипотеза Евгения Валентиновича о том, что византийский царь Алексей V послужил прототипом легендарного египетского фараона Бокхориса, автор этих строк считает своим долгом высказать свое мнение: он с ней НЕ согласен. Увы, отношение к событиям, помещенным со стороны ТИ ранее рубежа хронологической достоверности, всегда критично.
В целом, видимо, лучше всего с работой Сахарова поступить вот как: просто по ней пробежаться и выделить наиболее яркие с точки зрения хронологии места. При этом, принимая во внимание, что в работах автора этих строк тема Египта звучит не впервые, здесь иногда будут фигурировать те же тезисы, что и в его работе "Египет в прошлом. Что о нем нужно знать" ([7]).
Итак, вновь слово Сахарову. "Ветхозаветная книга «Исход» содержит легенду о бегстве израильтян из Египта, предводителем которых был Моисей"
Словарь св. Иеронима ([8]), один из переводческих продуктов автора этих строк, дает перевод понятия "Египет" как "страна теней". Тем самым бегство т.н. израильтян из Египта обретает удивительную трактовку: бегство некой группы людей из некой страны теней. А... если подумать, куда? Наверное, туда, где нет тени. Туда, где есть некий антипод тени. Туда, где есть СВЕТ. Т.е., в некую "страну света". И, если вспомнить, путь из тени в свет есть что? На интуитивном уровне подсказывается: просвещение ! Расширение познания.  Некая научно-исследовательская деятельность, которая в массовом сознании могла бы закрепиться как свет.
Итак, мы подошли к одной немаловажной вещи: Исход под предводительством Моисея может быть аллегорией начала некой осознанной научно-исследовательской деятельности. В какой области?  Автор этих строк в некоторых своих работах, в частности, в "О разгадке тайн иудейского летосчисления" ([5]) говорит однозначно: в области календарной астрономии ! Ибо на тот  момент экономика потребность в календарях уже ощутила. Правда, в текущей версии той работы она фигурирует в неосознанном виде.
Идем Дальше по Сахарову. Тот же абзац... "Имя египетского правителя, при котором произошел исход израильтян, в тексте не указано (он назван просто фараоном (Исход 8:1)).... Правда якобы античные авторы, Иосиф Флавий и Корнелий Тацит, которые, как традиционно считается, жили в I–II вв. н.э., относили исход Моисея из Египта к правлению фараона Бокхориса (со ссылкой на "Филон Александрийский. Иосиф Флавий. Трактаты" ([10])).
Можно отважиться на одну смелую ассоциацию: имя фараона Бокхориса автору этих строк немного напомнило имя известного папы римского времен перемены XV-XVI веков Александра VI (1492-1503), до интронизации - Родриго Боржиа, или Родриго Борхе, в испанском прочтении. По одной из гипотез представителей РМЕШ, именно в это время был окончательно установлен юлианский календарь в привычном для всех виде.
Идем дальше по тексту Сахарова. "В книге «Мифы и реалии древней и средневековой истории», автор выдвинул и обосновал гипотезу, что политическая история Древнего Египта, по крайней мере, отчасти, является мифической «тенью» средневековой Византии XII–XV вв. н.э. [9, с. 106–130].
О гипотезе Сахарова относительно параллелизмов мнение уже было высказано чуть выше... Далее.. "   Дабы обосновать версию о том, что Алексей V послужил прототипов Бокхориса, автор представит историко-сравнительный анализ событий, которые, как считается, разворачивались в их правления. Якобы фараон Бокхорис был основателем XXIV династии, которая на нем и закончилась; он известен тем, что был пленен и казнен вторгшимися в Египет эфиопами (со ссылкой на  Бругш Г. "История фараонов" [11]).
Интересно, кто бы мог стоять за вторгшимися в Египет эфиопами? Эфиопия долгое время была крайней известной страной на юге, стало быть, пришельцы оттуда могут легко пониматься как пришельцы с края света. В роли героев этого самого края света могли легко выступать герои Великих географических Открытий, много интересных моментов которой как раз и пришлось на понтификат Александра VI. Известно, что по итогам их не очень аккуратного поведения в Европе разразилась целая эпидемия не очень приятных заболеваний, что вынудило папу на принятие ряда крайних мер. А папой из рода Борджиа Александр VI действительно был последним.
        А что касается Алексея V... "Византийский царь Алексей V занимал престол Константинополя три месяца (февраль–апрель 1204 г.). Ему не удалось стать основоположником династии, поскольку в апреле 1204 г. крестоносцы захватили столицу Византии и Алексей V бежал, но был взят латинянами в плен и казнен (со ссылкой на Дашкова "Императоры Византии" [12]).
       Ну что же, образы фараона Бокхориса и Алексея V оказываются на проверку весьма и весьма слоистыми, за выявление чего Евгению Валентиновичу выносится благодарность. Его же и продолжаем: "В рамках традиционной историографии считается, что на завоеванных землях Египта эфиопы основали царство Куш, которое просуществовало 60 лет (якобы 715–655 гг. до н.э.) (со ссылкой на Геродота [13] - ВП). Его династический поток (XXV династия) состоял из пяти царей"
Царство Куш в русском звучании дает такую интересную фонетическую ассоциацию как "царство Кущ", или "царство жертвенных шатров". Эти сооружения часто фигурируют в материалах, связанных с Иерусалимским храмом, и о них немного в работе автора этих строк "Попытка разгадки тайны т.н. Иерусалимского храма путем выявления взаимосвязи количественного материала, содержащегося в его истории, со становлением хронологии" ([14]). Еще можно построить вероятные оригиналы этого царства по эре Абрама, тогда получится:
начало царства: 2016 - 715 = 1301
конец царства:   2016 - 655 = 1361
Итак, некие эфиопы основали на землях Египта царство, вероятные оригиналы которого попадают на период 1301-1361 годов. Именно в эти годы в становлении мировой хронологии имеют место очень интересные события, о чем у автора этих строк в "О разгадке тайн иудейского летосчисления" ([5]) и "О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге" ([15]). В истории последнего фигурирует год 1357.
Кстати, номер 25й династии также глубоко символичен. Дело в том, что чило 25 описывает всю египетскую хронологию, причем следующим образом.  Как известно, 25 солнечных лет без високосов - это
25*365 = 9125 дней, и за это время пройдет
9125/29,53 = 309,0078 лунных месяцев
Итак, число 25 неплохо вписывается в хронологию Египта и неплохо ее описывает. И неплохо претендует на роль числа символического. Именно этим объясняется склонность хроники Евсевия-Иеронима всем египетским правителям приписывать продолжительность ровно 25 лет. Как и числа, кратные ему, к примеру, число 50, которое нам здесь, по ходу обзора статьи Сахарова, еще встретятся.
С остатком его статьи, видимо, лучше всего поступить следующим образом. Мы его просто процитируем... Ибо основные хронологические аллегории, которые имеют место, уже зафиксированы.
".... После захвата столицы Византии, Константинополя, крестоносцы образовали Латинскую империю, которая просуществовала 57 лет (1204–1261). Ее династический поток насчитывал семерых императоров: Балдуина I (1204–1205); Генриха (1206–1216); Пьера (1217 г.; фактически не правил); Иоланты (1217–1219); Роберта (1221–1228); Иоанна (1231–1237); Балдуина II (1238–1261) (со ссылкой на "Советскую историческую энциклопедию" ([6]) - ВП). Отметим близкую продолжительность существования [египетского] царства Куш и Латинской империи – 60 и 57 лет соответственно; близкое количество их правителей: в первом – пять, во втором – семь; наличие женщин в династических потоках царства Куш и Латинской империи"
Насчет женщин не пишем ничего, а вот числа 60 и 57 показательны. О числе 60 чуть выше, а 57 - это тройной метонов цикл.
".. По его [Геродота] словам, "... перед их вторжением, в нем правил слепой египетский царь Анисиса, который, узнав о появлении эфиопов, бежал. слова в скобках: "можно предположить, этим именем Геродот обозначил всю эфиопскую династию"... Первое, что хочется зафиксировать - ВП). Затем Сабак, напуганный увиденным сном, бежал из Египта, а Анисис вторично занял престол (со ссылкой на Геродота [13] - ВП). Рассказ Геродота напоминает историю Византии первой половины XIII в. н.э. В 1203 г. крестоносцы подступили к Константинополю и византийский царь Алексей III (1195–1203) бежал, а престол вторично занял его брат, слепой Исаак II (1185–1195; 1203–1204) [12]. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и сделали его столицей Латинской империи, которая просуществовала 57 лет. В 1261 г. Константинополь был захвачен войсками никейского царя Михаила Палеолога и последний латинский император, Балдуин II (= фараон-эфиоп Сабак) бежал".
Можно, видимо, предпринять попытку имя императора Палеолога прочесть нарицательно: правитель древнего слова. Может быть, с намеком на некий консерватизм. Автор этих строк в своей "Как возникла глобальная хронология" ([16]), научно-популярной версии своей диссертации, немалое место удялил спорами между теми хронологами-календаристами, у кого в приоритете ценности всемирные, в частности, ценности всемирного признания, и теми, говоря условно "борцами за истину", "борцами за нечто правильное", у кого в приоритете борьба за наилучшую корректность информационных блоков. Вторых при этом можно условно назвать "ортодоксами", или "православными", а первых "католиками". Вполне вероятно, таким образом возникло хронлогическое обоснование для их размежевания.
        "Как считается, падение царства Куш было связано с именем правителя города Саиса, Псамметиха, который объединил Египет, положив начало новой XXVIII династии фараонов. Прототипом этих событий, очевидно, послужила история 1261 г., когда  войска никейского царя Михаила Палеолога отвоевали у католиков Константинополь и Латинская империя пала. После этого Михаил стал царем возрожденной Византии, положив начало династии Палеологов".
Можно, разумеется, подробно взглянуть на всех семерых императоров Латинской империи
 - Балдуин I (1204–1205) - 1 год
- Генрих (1206–1216) - 10  лет
- Пьер (1217 г.; фактически не правил) - 0 лет
- Иоланта (1217–1219) - 2 года
- Роберт (1221–1228) - 7 лет
- Иоанн (1231–1237) - 6 лет
- Балдуин II (1238–1261) - 23 года

И еще раз поблагодарить Евгения Валентиновича за хорошую качественную работу. Которая в очередной раз стала для автора этих строк источником  импульса и вдохновения.

Литература
1. Е.В. Сахаров. Бегство византийцев из Константинополя и исход Моисея: что общего и когда это было? proza.ru/2023/12/07/1754
2. Поляковский В.Т. Рецензия на книгу Е.В.Сахарова «Историографические фантомы и параллели древней и средневековой истории (Европа, Ближний Восток и Северная Африка)». http://www.academia.edu/34859162, https://proza.ru/2017/10/15/2257
3. Поляковский В.Т. "Хронологические концепции истории Руси". Другие названия: "Роль цикла Диоклетиана в историографии Восточной Европы", "А если разгадка тайн корней хронологии Руси?", http://proza.ru/2021/04/21/1545 , https://www.academia.edu/47441072, 4. В.Т.Поляковский. Мифологема т.н. римской империи: а если ее тайны разгаданы? http://www.academia.edu/93929660, https://proza.ru/2022/12/29/1283,
5. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. Вторая версия статьи. http://www.academia.edu/39458794, https://proza.ru/2019/06/08/1192,  6. Советская историческая энциклопедия. Гл. ред. Е.М. Жуков. В 16-ти томах. М.: Сов. Энциклопедия, 1961–1976.
7. Поляковский В.Т. Египет в прошлом. Что о нем нужно знать. http://www.academia.edu/42714886, https://proza.ru/2020/04/12/2361
8. Св. Иероним Стридонский. Книга об именах гебрайских, или словарь св.Иеронима. (Liber de nominibus hebraicis). Переводчик Поляковский В.Т. М. Алми, 2005
9. Сахаров Е.В. Мифы и реалии древней и средневековой истории. М.: Издатель Воробьев А.В., 2020. 236 с.
10. Филон Александрийский. Иосиф Флавий. Трактаты / Пер. с древнегреч. и комментарии Д.Е. Афиногенова, А.В. Вдовиченко, А.Б. Ковельмана, О.Л. Левинской, Л.В. Семенченко. М.: Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2017. 336 с.
11. Бругш Г. История фараонов. В пер. Г.К. Властова. СПб.: Типогр. И.И. Глазунова, 1880.
12. Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1997. 369 с.
13. Геродот. История. В девяти книгах / Пер. Г.А. Стратановского. М.: АСТ, Ладомир, 2002. 752 с.
14. Поляковский В.Т. Попытка разгадки тайны т.н. Иерусалимского храма путем выявления  взаимосвязи количественного материала, содержащегося в его истории, со становлением хронологии. (Другая версия названия: Взаимосвязь количественного материала, содержащегося в истории Иерусалимского храма, со становлением хронологии. А если разгадка его тайны?)http://www.academia.edu/112616901, https://proza.ru/2023/12/30/1505
15. Поляковский В.Т. О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге, http://www.academia.edu/42902691, https://proza.ru/2020/04/30/2005
16.  Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010


Рецензии