Бог наказывает за грехи

Когда я слышу фразу "Бог накажет", мне сразу приходит в голову вопиющий вопрос: а кто вообще решает, что для человека является грехом, а что - не является?

Человек столько всего сделал в плотном мире. Он буквально с нуля создал всё. Всё! У него был материал (природа), и из этого материала он сделал всё, в чём нуждался. Не Бог ему это сделал. А человек - сам.

Только представьте: слева стоит человекообразная обезьяна с дубинкой. Или Адам и Ева, изгнанные из Эдемского сада, тоже с дубинкой. А справа стоит современный человек, какой-нибудь мастер по строительству, на все руки от скуки, может начертить, сделать расчёты, построить, починить. Ну это же вообще буквально небо и земля.

Человек познал этот мир до такой степени, что мы сейчас имеем дипфейк, нейросеть, роботов и многое другое.
Это невероятно. От человека с дубинкой до существа, владеющего речью и способного создавать по-настоящему крутые вещи.

И вот этот человек, значит, сидит и думает: "Ой, Бог же меня за этот сожранный кусок мяса и выпитую стопку водки накажет! Чревоугодие - это грех!"
Да кто вообще решил, что сожранный кусок мяса и выпитая стопка водки - это грех, и что Бог обязательно за это накажет?

У меня в голове не укладывается... Человек создал всё. Диван, на котором я сижу, стол, за которым я сижу, телефон, с помощью которого я пишу этот текст, Интернет, который помогает находить нужную информацию, холодильник, в котором можно хранить еду. Эти вещи созданы человеком. Для удобства, для облегчения жизни. А началось всё... с простой дубинки.

Гениально. Человек поистине венец творения. И почему эти венцы творения считают, что Бог накажет их? Но почему Бог должен наказывать за всякую фигню? С чего человеки вообще взяли, что Бог наказывает?

Я понимаю, когда рационально всё объясняется, да? Если пережрать водки и мяса, то может быть ожирение и проблемы с обменом веществ, например. Это да, норм. Но чтобы это было именно грехом.. за который Бог наказывает.. не, это детский сад какой-то, инфантилизм - думать, что тебя, взрослого человека, накажет Бог. Почему взрослый человек мыслит, как ребёнок? Помните прикол из известного интервью: "Я ребёнок, я ребёнок, мне 35 лет"? А если серьёзно: "Я поступил плохо, папа меня накажет". Во взрослом возрасте папу успешно заменяет Бог. Такая, в самом деле, глупость.

Может быть, человеку из далёкого прошлого было слишком долго объяснять всю эту систему про "напиваться - плохо, потому что повысится артериальное давление,  начнётся головокружение, не будешь понимать, что происходит вокруг, а если будешь напиваться часто, то сердце может пострадать", поэтому было легче сказать: "Напиваться - это грех! Бог накажет!"
Но почему такие примитивные объяснения используют и сейчас, до сих пор? В то время, когда многому есть объяснение.

Бог в Библии сказал следующее: «Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим» (Исх.20:3).
У меня есть вопросы к Богу, который так сказал. Что плохого в том, чтобы избрать для себя какого-то другого Бога? И почему Бог боится, что люди уйдут к каким-то другим Богам или создадут их себе? Некоторые люди в семейной жизни могут сказать своему партнёру: "Чтобы никаких мужиков/баб кроме меня!" Звучит грубо и выдаёт неуверенность в себе. Человек боится, что его партнер найдет кого-то лучше и интереснее его. Значит, себя он лучшим и интересным не считает. Сомневается в себе. Стало быть, создатели Библии наделили Бога неуверенностью в себе? Почему же библейский Бог сомневается в себе? Почему он считает, что у его людей появится какой-то другой Бог? Он не доверяет своим созданиям? Но ведь Богу, по идее, должно быть пофиг. Кому надо - тот будет почитать Его. Кому не надо - это его проблемы, пусть крутится в колесе сансары и радуется, что голова пока не кружится.

Я понимаю, есть заповеди "не убий", "не кради", "не прелюбодействуй". Это законы. О том, что каждый имеет право на жизнь, на неприкосновенность жилища. Сформулированы базовые семейные ценности, в число которых входит верность. Эти законы необходимы, потому что они регулируют взаимоотношения. Есть семейный кодекс, трудовой и т.д.

Но когда говорят: "убийство - грех, потому что Бог накажет", это ориентация на то, что человек станет соблюдать некий "Божественный закон", лишь потому что Бог накажет, а не потому что он не хочет, чтобы страдали окружающие его живые существа.

"Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" - наказывает детей за вину отцов их? А почему дети должны страдать за то, что их отец - с низкой социальной ответственностью? Это два разных отдельных человека - отец и сын. У каждого из них свой опыт жизни, свой характер, свои ценности и приоритеты. Чего ради сын заслуживает наказание за то, что его отец сделал? Сын мог вообще не поддерживать отца в том, что тот делает. Такое поверхностное суждение в Библии, я считаю. Неужели Бог настолько поверхностен и не видит сердце каждого? Он не видит, чем наполнено сердце отца, чем наполнено сердце сына? Он не обладает никакой эмпатией? Очень спорный Бог.

"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе" - за что почитать отца, который бросил своего сына, когда тому было девять месяцев? За что почитать? Биоматериал пустить - особого ума не надо. За что почитать? Почтение - это что? Это глубокое уважение. А уважают обычно за что-то, за какие-то поступки. Человек может простить отца, отпустить обиды, но начать его уважать - это очень вряд ли. Также странн то, что библейский Бог очень сильно психологически давит. И обещает какие-то примитивные цели. Долгая жизнь на земле - к чему она? Лучше прожить короткую жизнь, но осмысленную, чем длинную и бессмысленную. Пусть лучше подарит жизнь осмысленную, чем жизнь долгую. А сколько случаев людей, которые очень даже уважали отца и мать своих, но отчего-то прожили совсем недолго. Это что, Бог нарушил своё обещание? Да потому что не Бог это сказал вообще. Бог не может быть таким глупым, примитивным, поверхностным. Таки я верю, что Бог другой. Он намного лучше. Он глубже. И Ему нет смысла бегать за человеком, следить за его поступками и наказывать без конца за всякую бессмыслицу. Это ж такой абсурд, понимаете?

Моя версия такая:
Моисей вёл через море и пустыню свой народ, правильно?
Потом он получил скрижали с десятью заповедями. И сказал: вот вам, ребята, заповеди Бог дал.
Это больше похоже на то, что он сам эти заповеди (читай - свод законов) написал, а потом, как нормальный правитель, принёс своему народу. Чтобы выглядело более авторитетно, он сказал, что это сам Бог дал заповеди.
Базовые правила для народа - единый для всех Бог (чтобы разобщения и срача на религиозной почве не было), имя Бога всуе не произносить (чтобы не оправдывали своё пьянство тем, что сам Бог велел бухнуть), почитать мать-отца (обязанность ухаживать за больными родителями), не убивать, не красть, не соблазнять чужих жён, не лгать, не завидовать (чтобы не было никаких око за око, кровной мести, разврата и прочего), помнить день субботний (ура, официальный выходной день закреплён).
В то время нужно было этот народ сплотить. И конкретно для того народа эти правила были написаны.

Но сейчас-то что? Сейчас у нас для регулирования отношений в обществе есть Конституция и никаких "Бог накажет". Всё довольно цивилизованно, и человек воспринимается, как личность, а не как "недостойный раб Божий".
Поэтому странно, что до сих пор по отношению к человеку те же человеки используют устрашение, давление, газлайтинг и прочие прелести. 

P.S. Ничьи чувства я задеть не имела целью. Моей целью был критический взгляд на выражение: "Не делай то-то, а то Бог накажет". Потому что я считаю это выражение примитивным и не подходящим современному человеку.

Вера Привал
2 июня 2023


Рецензии