День Радио

"В магазин № 35 по Московскому проспекту поступили женские сапожки и полусапожки  на полиуритановой  подошве, украшенные  декоративной пряжкой и пуговицами…" Мне  пятнадцать лет.  Я на кухне нашей квартиры на Ленсовета. Над холодильником маленькое радио.
Сапожки явно фабрики "Скороход" .
Когда-то  вот по такой рекламной наводке моя энергичная тётушка, прихватив дядю, почетного пенсионера, рванула с первым поездом на станцию Ольгино под Ленинградом  к открытию магазина. Там, размахивая партийным билетом, тетя Мина приобрела мне подростковую ватиновую куртку буро-малинового цвета. Это была большая удача,  и я потом долго эту куртку носила в школу, ездила в ней в колхоз и даже на военно - патриотическую игру "Зарница".
Но вернёмся к радио.
"На фабрику требуются девушки в возрасте до 26 лет для приобретения специальностей: наладчицa- карусельщицa, наладчицa- банкаброшницa. Иногородним предоставляется общежитие."
Унылые объявления о приеме на работу.
Это рекламу я пропускаю мимо ушей. Какие-то полуотжившие 26 -летние девушки вынуждены осваивать смежные специальности. Мне было их немножко жалко.  По моему мнению,  у них не было ни каких перспектив на личную жизнь.
Это как клуб  " кому за тридцать" в нашем Дворце культуры имени Кирова.  Ну кто туда ходит ?  Cтарые девы и безнадежные холостяки.
А вот следующее объявление не оставляет меня равнодушной.
 "На кондитерскую фабрику имени Крупской требуются девушки в возрасте до 26 лет для обучения специальности карамельщица — пастильщица, шоколадница — мармеладница."
 Вот где бы я точно могла работать!
Перед моими глазами по конвейеру прыгают цветные мармеладки. Их можно беззастенчиво пихать в рот.
Kстати, ни мармелада, ни тем более пастилы в магазине я давно уже не видела, но помнила по детским воспоминаниям.
Дальше по радио начиналась бравурная музыка - производственная гимнастика.
Диктор бодро объявлял:
- Начинаем с ходьбы на месте!  Раз-два, раз-два! Поставьте ноги на ширину плеч! Раз-два, раз- два!
У меня всегда были непростые отношения со спортом. В какой бы спортивный кружок  я не записалась, меня отовсюду немилосердно гнали  за неперспективность. "Вот ты, девочка, выйди из строя..."
Но на кухне меня никто не видит и я присоединяюсь к воображаемым банкаброшницам и карамельщицам, так что между лопаток выступает лёгкая испарина.
Следующая программа по радио — " Театр у микрофона."
Обычно выручал Островский или советские классики.   
Слегка спертые голоса актёров.
 Сдержанное звуковое оформление,  мхатовский пафос: 
 Флор :   "Ушла ( пауза)... никого (пауза )...
Ведущий : "Уходит."   (шаги).

  "Пионерская зорька" в 7:40 утра раздражала: очень хотелось спать.
Правильные дети звонкими голосами несли какую — то идейную чушь.
''Здравствуйте ребята! Слушаете "Пионерскую зорьку" !
Один мой знакомый вспоминал, что очень завидовал своему коту, который под звуки пионерского горна  продолжал нагло спать на батарее. Kоту повезло, ему не надо было тащиться в школу.
Одно из самых грустных передач была "Встреча с песней".  Её мы с  дедушкой слушали летом на даче. В сумерках воскресенья, когда вся шумная дачная компания отваливала обратно в город, мы оставались вдвоём.  В доме пахло дымком от недавно нагретой чугунной плиты,  дедушка возился с антенной жёлтого транзистора "Спидола". 
Диктор был очень интеллигентный и говорил грустно-плачущим голосом.
Заставкой служила песня: "Снова замерло всё до рассвета …
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь"
Обычнo какой-нибудь " постоянный слушатель"  разыскивал своих товарищей  по Пятой танковой . Как правило, адресат название песни не помнил, но были такие слова…
К счастью, музредактор уже имел под рукой готовую песню и мы с дедушкой её слушали.
Песни были хорошие, душевные. У меня в горле стоял комок.
Теплилась надежда, что однополчане отыщутся и отзовутся.
С радио связано много счастливых детских воспоминаний. Мне пять лет.
 Из нашего окна я вдруг вижу папу, бегущего по улице со всех ног в сторону дома. Через секунду он вбегает в комнату и тут же включает большое радио. Он стоит в пальто, прислонившись   своей красивой щекой к радиосетке и слушает футбольный матч.
Папа болеет за Зенит.
У нас ещё нет телевизора. Папа шумно реагирует:" Ой, какоooй гол, какой гол !''
Я с трепетным недоумением слижу за ним снизу вверх.

Большой радиоприёмник ВЭФ Аккорд стоит  на книжной тумбе.  Комната моего детства залита солнечным светом. Когда-то эту большую комнату в новой коммуналке папе выделили совершенно случайно, сжалившись над молодым специалистом.
Из большого радиориёмника лилось много песен.
 Песни эти были романтические.
 Романтика дорог, конечно в пределах нашей любимой Родины. Вот геолог бродит по тайге: oн "ветру и солнцу брат" , вот сибирские девчата " танцуют на палубе, и любуется ими тайга".
 Ещё  было много космоса.
«Мы ,  дети Галактики» с  космосам были, можно сказать, на короткой волне..
 Земля провожала "своих питомцев",  куда-то летел какой-то Экзюпери.
Конечно  было много любви, но любовь была чистая, целомудренная.
Такая же, как и сами авторы,-  Пахмутова и Добронравов.
 Девчонки стоят в сторонке, теребя платочки в руках. Вот моряк, "грудь его в медалях, ленты в якорях",  объясняет дояркам, почему " ни в одну девчонку не влюбился он."
He потому, что он нетрадиционной ориентации, a потому что "под солнцем юга, грусти не тая, ждёт его подруга верная " …
 И надо заметить, что песни эти были очень хорошие, профессиональные и пелись прекрасными голосами.
Чёрный кот, Королева красоты, Смуглянка, Бирюсинка, песни эти до сих пор живут в моей голове и сердце, которым, к сожалению, уже давно за тридцать ….
TA 2/2021


Рецензии