Фамилию деда храня
По профессии Ольга Постникова технолог-реставратор высшей категории. Реставрировала античные сооружения Крыма и Болгарии, а в основном – большое число храмов. При этом была доцентом кафедры реставрации РГГУ, ныне преподает в МАРХИ. Кроме того, точнее, сверх того она поэт и прозаик, член Союза писателей. Ее перу принадлежат стихотворные сборники и романы.
При всем разнообразии творчества Ольги Постниковой основы его – православные. И это не случайно. Почему? Если начать с самой Ольги (хотя интересна в этом отношении и история ее рода, но об этом чуть дальше), то крещена она была пяти лет от роду своей бабушкой. Само по себе крещение в раннем детстве, как мы хорошо знаем, далеко не всегда ведет ко Христу. Главное – последовало ли за этим должное воспитание и (или) постоянное, преодолевающее преграды, любые увлечения-отвлечения, устремление души. В каком бы возрасте оно ни явилось. Бабушка Ольга Федоровна принадлежала к духовному сословию. Когда внучке-тезке исполнилось 12 лет, вручила ей семейное Евангелие, которой с той поры она читает и перечитывает. Видимо, с пользой, о чем свидетельствует, к примеру, такой факт. После окончания института тонкой химической технологии Ольга была распределена в НИИ, а потом устроилась на должность инженера-технолога в Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, считая, что действовала по бессознательному желанию стать ближе к церкви. Ведь памятники архитектуры более всего представлены именно храмами.
В этой сфере проработала 25 лет, участвуя в реставрации церквей Смоленска, Тверской и Ленинградской областей, храмов Москвы и Подмосковья, объектов московского Кремля. Тогда почти все церкви из ее послужного списка не были действующими. А в начале перестройки в восстановленном виде они перешли к православным общинам.
«Мысль о том, что своей работой я служу церкви, меня очень поддерживала», – признается Ольга. За реставрацию Архангельского собора Московского Кремля она была награждена дипломом конкурса «Реставрация – 1996». И получила приглашение патриарха на праздник РПЦ в Кремлевском дворце. Там ей вручили портрет Алексия II и икону-благословение.
И вот еще очень важное: «Понимая, что случайного в таких делах не бывает, я подумала, что патриарх благословляет меня и на писание стихов, чем я уже занималась с 18 лет».
После того как культовые сооружения вернули верующим, Ольга Постникова стала посещать службу в тех храмах, которые были отреставрированы с ее участием С нашим храмом она познакомилась в 1991-м, когда здание вернули Церкви. К Ольге как авторитетному специалисту по камню обратились за консультацией в связи с ужасным состоянием полов, пострадавших от типографского оборудования. С тех пор она регулярно посещает храмовые концерты и доклады, прослушала и законспектировала лекции Андрея Черняка. Ее сын Глеб прошел у нас обучение плотницкому делу и участвовал в изготовлении элементов интерьера. В том числе киота иконы с изображением Спаса, перед которой склоняет голову всякий входящий.
Ольга дружит с нашими прихожанами Александром Зориным и Ниной Габриэлян, писала статьи об их творчестве, была ведущей на их поэтических вечерах. Хорошо знает и ценит стихи Аллы Калмыковой, имеет подаренные ею книги. В общем, это человек, очень близкий нашему приходу…
А теперь несколько слов об ее замечательной родословной. Постниковы – священники в нескольких поколениях. Родились, жили и служили в Рязанской области. Начиная с прадеда Якова Постникова (г. Касимов) и пятерых его сыновей. Один из них – Николай (1857–1931) подвергся преследованию за религиозную деятельность, умер по дороге в ссылку на север. В 2002 г. причислен Православной церковью к лику святых за свой подвиг веры. Священников называют по тому месту, где они служат. При канонизации он записан как Николай Любичевский (Постников) – по селу Любичи.
Другой Яковлевич – Александр (1870–1937) – дед Ольги. Был арестован за антисоветскую пропаганду и расстрелян. До этого не согласился публично отказаться от веры, за что у семьи отняли дом и все имущество. Отец Александр реабилитирован в 1986 г. Сын Ольги нашел в интернете фотографию современной иконы «Св. Николай Любичевский (Постников)», которую мы здесь публикуем…
Владимир Грудский
Полынь – Божье Дерево*
Последний Покров отслужив,
Он взят был и, верно, допрошен.
С кем вместе в могилу он брошен?
С какого он года не жив?
Он бурым суглинком укрыт,
Вовек не отпетый покойник.
С тех пор только белый поповник**
Над местом забытым стоит.
Родства запоздалый помин
Мне горечью к сердцу прихлынет:
Как много в России полыни,
Седая до сини полынь.
Фамилию деда храня,
Была крещена половодьем,
Осталась поповским отродьем,
Как звали соседки меня.
Темнеет лицо до бровей,
В минуту сжимаются годы,
Когда я вступаю под своды
Поруганных этих церквей.
Но там, где без часу и дня
Прошу о последнем покое,
Как будто родною рукою
Он крестит и крестит меня.
------------------------
* Народное название растения.
** Ромашка
Реставрация Новодевичьего монастыря
(В подвале Смоленского собора было бомбоубежище)
Когда в подвале старого собора
Я вижу ряд могил перед собою,
И каждая так странно неопрятна,
И вязи скорбной речь едва понятна,
Нет, я не смею тронуть эту грязь.
Смотрю-смотрю на траурные пятна –
Такая тут с войной последней связь!
Темна бомбоубежища прохлада.
Я слышу зов, а это канонада,
Мне плиты мыть, а это колыбели,
Где вспуганные губы голубели.
И так же страшен памятника торс.
И лилия из камня в абрис белый
Изношенных пальто вплетает ворс.
И отпечатки детские скупые –
Процесс наивный дактилоскопии...
Повесят здесь портрет царевны Софьи –
Свирепить брови и глядеть по-совьи,
А я на древний известняк смотрю:
О, как сотру свечные слезы вдовьи! –
Они родней гробниц монастырю.
Я будто помню каждую бомбежку
И ту игру – ладошка о ладошку,
И кашлю в лад – заречья сотрясенье.
Сюда в музей придут ли в воскресенье
Девички* рахитичные сыны?
Смоленский храм, как вечное спасенье
От смерти, от сиротства, от войны.
---------------------------
* Район возле Новодевичьего монастыря (простореч.)
***
Возле церкви в селе Городня
Никогда не положат меня.
В светлый день, неизвестно который,
В этот серый пустой крематорий
На машине свезут, как в гараж,
Где казенная пленка долдонит,
Хризантемы мне вложат в ладони.
Как ты мерзок, подземный этаж!
После этой возни похоронной
Только серые будут вороны
Ликовать от весны и кричать,
Потому что я так их любила,
Словно что-то родное мне было
В их носах, и прыжках, и речах.
;
Ольга Постникова
Приходские новости №144 октябрь 2020. С. 23-24.
Свидетельство о публикации №224010901698