Беседы племянницы Веруши Давыдовой с дядей Петром

Беседа 1
Ожидание


Веруша Давыдова ; беленькая, легонькая, тоненькая девочка ; с нетерпением ждала приезда в родовую Каменку своего любимого дяди ; Петра Ильича Чайковского. Он удивительный, считала Веруша, он похож на короля Артура из рыцарских романов! Нет, король Артур статный, суровый. А Петр Ильич красивый, изящный, светлый, добрый, благородный!  И бородка у него модно подстрижена! И одевается по парижской моде! Веруше это было очень важно: она смотрела на старшую сестричку Татьяну и немножко завидовала ей. Та уже выезжает в свет и надевает модные платья. Маменька с папенькой думают, что Веруша еще маленькая, а она уже выросла и все понимает, думает над жизнью.

Девочка она была умная, более того, рассудительная! Если что-то сразу не понимала, то возвращалась к этому непонятному несколько раз и старалась обдумывать со всех сторон. Но иногда ; все-таки  Веруше едва исполнилось  12 лет ; ответы на трудные вопросы никак не давались. И тогда она обращалась мысленно к дяде Петру Ильичу. Он все знал,  ведь он сочинял такую красивую и умную музыку, что девочке казалось, что там есть ответы на все вопросы на свете. И он, когда приезжает, внимательно с ней разговаривает, как со взрослой! И она очень ждала этих встреч! Он бывал у них почти каждый год. Девочка понимала, что их семья ; это все то, что есть родного в мире для Чайковского.

Веруша оглянулась: она была в большой гостиной их дома в Каменке. И опять подивилась изысканности обстановки, красивым тканям, которыми были обиты стулья и из которых были сделаны портьеры, резному столовому буфету, где стояли изысканные фарфоровые статуэтки. Маменька рассказывала, что эти фигурки достались ей от ее мамы, значит, бабушки ; Александры Андреевны. Прадедушка маменьки Александры Ильиничны и дяди Пети, и еще дяди Моди (в остальных дядях она запуталась, как и в дедушках, потому что у нее были 2 дедушки ; декабрист Василий Львович, который был уже на небесах; и генерал Илья Петрович, который жил в Петербурге, но его она еще не видела), так вот,  дедушка бабушки француз Михаэль-Виктор Ассиер был известным скульптором. Он жил в Саксонии в городке Мейсен и лепил там модели этих фигурок, а потом из этих моделей делали статуэтки. Странно: почему он не лепил модели в родной Франции?  Надо об этом спросить дядю Петю. И с прабабушкой со стороны маменьки познакомился в Германии.  А она была дочерью офицера из Австрии. Наверное, поэтому, думала Веруша, родители  с раннего нашего детства учат нас и немецкому, и французскому языку. И, конечно, русскому, и много чему еще.
 
Запутавшись в прадедушках и прабабушках, девочка вспомнила и суровую бабушку ; маму папеньки Александру Ивановну. Дядя Петр Ильич, когда приезжал, всегда любил разговаривать  с этой бабушкой. Веруша прислушивалась к их разговорам, но не все понимала. Она знала, что их имение когда-то принадлежало князю Потемкину-Таврическому (он жил давным-давно и вроде воевал в Крыму, который тогда назывался Тавридой), потом здесь жили Раевские, а затем уже Давыдовы. И один из них, который был мужем бабушки Александры Ивановны, и был декабристом. Веруша знала, что есть такой цветок ; декабрист: он расцветает в декабре ; но почему людей так назвали, девочка не понимала. Нужно тоже спросить об этом дядю Петю.
Зато, когда взрослые рассказывали, кто бывал в Каменке и даже прославил ее в стихах, она знала ; это Пушкин. Она читала его произведения и даже учила их наизусть. И любила их.

 Веруше нравились все статуэтки: и солдат с ружьем, и ангелы с цветами, и гроздь винограда, но особенно ее восхищали два лебедя, которые поддерживали чашечку с малюсенькой крышкой.  Девочка вспомнила, как несколько лет назад дядя Петя у них в Каменке придумал представление "Озеро лебедей". Она была еще совсем маленькой, и поэтому ей пришлось сыграть маленького лебеденка.

Дядя Петя был главный и показывал, что нужно делать. Дядя Модя танцевал принца (он был немного неуклюжим, и все много смеялись), а старшая сестренка Татьяна исполняла роль девочки-лебедя. Веруша вспомнила, что пьесу показывали на берегу речки Тясмин, а  Петр Ильич говорил, чтобы все представляли озеро. Оно появилось из слёз матери по дочке, похищенной злодеем. Почему Веруша это хорошо запомнила? Наверное, потому что не хотела ничем огорчать свою маменьку Александру Ильиничну, да и папеньку Льва Васильевича. И не заставлять их плакать ...

Недавно дядюшка Петр Ильич прислал ноты нескольких отрывков из первого своего балета. Веруша знала, что дядя писал оперы, концерты, сюиты, марши, фантазии, а вот балет он создал впервые. И назвал его "Лебединое озеро". Девочка его не видела в театре, но подумала, что он связан с тем давнишним уже представлением. Маменька получила письмо от дяди Пети и очень расстроилась, а потом рассказала, что балет назвали скучным. Веруша была не согласна с этим!  Она вместе с учительницей музыки прочитала ноты и уже сыграла несколько отрывков. Как можно счесть скучным "Неаполитанский танец"? Там же во второй части звучит "Тарантелла". Веруша, когда была в Италии, видела, как танцевали тарантеллу. Это было так весело и даже ей хотелось отплясывать.

А "Танец маленьких лебедей" такой ритмичный, веселый, заводной! Как могли злые люди обидеть дядю Петю из-за такой неправды! Как жалко его! А вдруг он не будет больше писать балеты?

Девочка вспомнила, что в прошлом году, когда они возвращались из Швейцарии после трехлетнего пребывания там, то маменька ; большая любительница музыки  композитора Вагнера, как и дядя Петя, ; решила заехать в Байройт, где они послушали и посмотрели оперу "Зигфрид".  Так вот у Вагнера музыка тяжелая, темная и долгая. Единственно, что понравилось девочке, так это хороший финал: Зигфрид встретил Брунгильду И Веруша опять вспомнила об "Озере лебедей" в родном имении. И она поняла, что не дядя Модя ; принц Зигфрид, а дядя Петя. Петр Ильич не король Артур, а сильный и смелый принц Зигфрид.. А вот чем закончилось их домашнее "Озеро лебедей", она не помнила. И не поняла, чем закончилось "Лебединое озеро", которое уже прошло в Москве: ведь краткое содержание балета дядя Петя не прислал. Значит, нужно спросить у него, когда он приедет. И у нее еще было 2 важных вопроса к обожаемому дяде. Потому  она так ждала Чайковского! Только он знает ответы на ее вопросы ; и никто больше...

Веруша перенеслась мыслями в Швейцарию, где они с маменькой и сестрами Татьяной, Натальей и Анной прожили почти 3 года. Маменька Александра Ильинична лечилась там на водах. К сожалению, она стала слабенькой ; и Веруше ее жалко-жалко.
А они с сестричками учились в пансионате, где воспитателем был очень странный господин (это был И. Песталоцци ; Л. П.), который почти каждый свой урок (раз в неделю) начинал с просьбы к ученицам рассказать об их мамах. Воспитанницы вспоминали о том, что мамы научили их молиться по утрам, уважать и любить папеньку, всегда хорошо относиться к  домочадцам, прилежно учиться, не грубить воспитателям и гувернанткам, быть опрятными и чаще мыться, больше радоваться жизни, а это значит ; не обижать животных, выращивать цветы. А еще помогать воспитывать младших и даже учить крестьян грамоте.

Веруше эти наставления казались очень знакомыми и ясными. Зачем о них говорить на уроках? Она каждый вечер рассказывала маме о том, что проходили в классах. И не понимала, зачем этот учитель так подробно выясняет, у кого какая мама?  Александра Ильинична удивлялась, когда слышала, что другие девочки рассказывали о том, что маму свою не видят месяцами, их окружают бонны, учителя, воспитатели. А мамы либо уезжают надолго, либо заняты светской жизнью.

Нет, наша мама не такая! Мы видим ее с утра до вечера, все дела вместе с ней... Маменька вспоминала, что в  отчем доме ее мама Александра Андреевна входила во все дела дома очень внимательно и строго. Дедушка Илья Петрович был инженером, руководил большим заводом. Он много времени проводил на службе ; так рассказывала маменька. Значит, думала Веруша, вся большая семья была под началом бабушки Александры Андреевны. И хоть дедушка был дворянином, но крепостных крестьян у них не было. Жили на жалование Ильи Петровича. Девочка видела, как много сил отдает маменька Александра Ильинична ведению дома, и у них все хорошо и красиво.

Девочка, поразмыслив, поняла, что маменька очень похожа на бабушку Александру Андреевну Чайковскую! Веруша видела портрет бабушки Александры Андреевны: маменька на лицо почти такая же. И дядя Петя  тоже похож, хотя он ; мальчик, а не девочка. И в доме у них строгий распорядок дня. Петр Ильич постарше маменьки, поэтому он лучше знал, что их с сестрой и братьями мама воспитывалась в  Училище женских сирот, потому что в 3 года осталась без своей мамы, и ее папенька через 2 года отдал в этот пансионат. Дядя Петя много рассказывал о распорядке дня там, о предметах, которые учили маленькие девочки, о преподавателях (был учитель, которого считал другом сам Пушкин ; Веруша фамилию не помнила). (П.А.Плетнёв, тот, кому Пушкин посвятил "Евгения Онегина" ; Л.П.)

Дядя Петр Ильич даже привез книгу об этом училище, вспомнила Веруша. Она быстро направилась в библиотеку и отыскала большой красивый том с иллюстрациями и стала читать: "Училище женских сирот (Патриотический институт)  главной целью образования поставило воспитать добродетельных жён и хороших матерей как первых воспитательниц детей ; новой породы людей, которые затем уже через свои семьи будут распространять принципы нового воспитания на всё российское общество".
Веруше было трудно одолеть этот текст, но интуитивно она поняла, что бабушка ее стала "воспитательницей детей ; новой породы людей"!  Ведь ее дядя Петя ; точно необыкновенный человек... Таких больше нет на свете.... Но вот, кто еще из новой породы бывал в Каменке, она пока не знала. И маменька, и папенька, и дядя Модя тоже очень хорошие, но дядя Петя особый!

Веруша продолжила читать об училище женских сирот: "В  институте, кроме общеобразовательных предметов, немецкого и французского языков, латыни, обучали музыке, пению, танцам, хорошим манерам, бухгалтерии, делопроизводству, первой медицинской помощи. Большое значение уделялось нравственному воспитанию девочек. В старших классах девушки проходили педагогическую практику: сами вели уроки в младших классах". 

Ого, сколько много всего, подумала девочка, но ведь и у нас в доме, и в пансионате в Швейцарии они тоже учили все эти предметы. Кроме, пожалуй, бухгалтерии (а что это?).

Значит, маменька Александра Ильинична старалась сделать обучение своих деток, как у бабушки? Просто бабушка Александра Андреевна повторила в своем доме сначала в Воткинске, а потом в Алапаевске правильное воспитание, полученное ею в училище. Оно просто стало ей необходимым,; рассудила Веруша, ; ведь она провела в этом институте 14 лет!
 
Ох, Веруша даже представить не могла, как бы она жила далеко от любимых людей, родного дома,  пробыла бы там столько лет, пусть даже с интересной учебой. Какая сильная,  мужественная и красивая  ее бабушка Александра Андреевна!
Девочка вспомнила, что рассказывал дядя Петя о бабушке: "Мама была высокой, даже выше папеньки Ильи Петровича, чуть полноватой,  с чудным взглядом и необыкновенно красивыми руками. Таких рук нет больше и никогда не будет! – все повторял он. – Их целовать хотелось бы без конца! Я всегда буду помнить аромат её платьев – неуловимый, тонкий, мамашин запах – пармской фиалки. 

Веруша знала, что Петр Ильич  ; большой любитель цветов! И обожает ландыши. Хорошо, что сейчас начало июня: она решила приготовить ему букетик из ландышей, которые дядя называл. королями цветов.  У них в Каменке есть тенистые поляны, где много ландышей. А вот пармских фиалок нет.  Интересно, они из города Парма? Где-то в Италии... Далеко, а то бы Веруша попросила бы съездить кучера за ними. Она была готова сделать все для дяди Пети!

Даже мама Александра Ильинична так не говорила о  бабушке. Она младше Петра Ильича и помнила все не так ярко. И умерла бабушка всего 42-х лет от роду. От холеры. Дяде Пете тогда было 14 лет, он уже учился в училище правоведения и не каждый день был дома,  а маменьке было всего 12. 
; Вся семья не просто горевала, а страдала, ;  Веруша  представила, как бы она осталась без маменьки ; солнца их жизни!

Девочка вдруг вспомнила всю свою семью: маменьку, папеньку, сестричек Танечку, Наташеньку, Аннушку, братиков Володю-Боба, Митеньку, Юрочку, бабушку Анну Ивановну ; маму папеньки Льва Васильевича, брата папеньки дядю Владимира, тёть Александру Васильевну и Елизавету Васильевну, а еще в семью входили няни, гувернантки, воспитатели братиков.
 
И все помещались в их большом, удобном и очень красивом доме. Маменька говорила, что  она вспоминала часто дома своего детства в Воткинске, где родились она и  братья Николай, Петя и Ипполит, и в Алапаевске, где появились на свет братья Модест и Анатолий. А маленькая слабенькая девочка, которая была первой из тройняшек, не выжила. Когда маменька рассказывала об этом, всегда плакала и говорила, что не может представить себя на месте своей мамы Александры Андреевны: сколько нужно мужества и сил, чтобы продолжать жить после потери крохотного существа, полностью зависящего от матери. Но были выжившие Модя и Толя и остальных четверо детей, и дочка Зина от первого брака Ильи Петровича, ради них  надо было жить ; и нужно было верить в провидение Господа!
Веруша сейчас остро поняла, что ее маменька строила свое семейное гнездо по образу  дома детства, где тоже жило много любимых людей.

Веруша даже не пробовала считать, сколько домочадцев было в семье бабушки и дедушки по маменьке. Но она твердо знала, что хочет иметь такой же многолюдный и теплый дом, когда выйдет замуж. И девочка понимала, что дядя Петя стремится к ним в Каменку потому, что переносится мыслями и чувствами в дом, похожий на дом его детства. И она представила, как могла разрушиться эта дружная, гостеприимная, большая-пребольшая семья без бабушки Александры Андреевны!...
 Но не разрушилась, ; Веруша помнила рассказы маменьки о том, как они тогда выживали, ; потому что после смерти мамы Александры Андреевны именно 12-летняя наша маменька взвалила на себя все хозяйство и следила за порядком в доме, едой,  режимом братьев и даже папеньки Ильи Петровича. Дедушка Илья тогда тоже заболел холерой и долго выздоравливал. Дядя Петр Ильич и дядя Николай учились в закрытых училищах, и их не пускали домой. Дяди Модя и Толя были четырехлетними малышами. Конечно, помогали тетя Лиза ; сестра бабушки ; и Настасья Васильевна. Но они почти все время были в унынии и мало были полезны. Целый год маменька мужественно выполняла обязанности хозяйки семьи, и ее слушались, относились к ней с тем уважением, с которым отнеслись бы к любящей матери. За добрый нрав и кротость ее называли в семье Ундиночкой и Солнышком (дядя Петя и сейчас ее иногда так называет).

Веруша даже знала легенду о том, что маменька Саша (как дядя Петя звал маменьку). ходила просить царя, чтобы отцу поскорее дали место директора Технологического института, так как, пока Илья Петрович был не у дел, семья жила в нужде.  Дедушка вскоре стал во главе Технологического института, но из-за своих заслуг.

А через год дедушка Илья Петрович отправил нашу маменьку ; 13-летнюю девочку ; учиться в Смольный институт.  А дядя Петя стал вместо сестрички заменять маленьким Моде и Толе мать: играл с ними, учил их грамоте и даже пробовал преподавать им музыку, но, главное, учил малышей жить по правильному распорядку. Об  этом несколько раз рассказывал дядя Модя, ; вспоминала девочка.

Веруша знала свою маменьку как  светлую, милую, умную, добрую, все знающую, всеми любимую маму, но чтобы в 12 лет справляться с домом, где было четверо мальчиков и больной отец, и гувернантки, воспитатели, кухарка, слуги, дворник, ; девочка представить не могла. Ей сейчас 12, и представить их опустевший дом после смерти маменьки Саши она не могла. Что тогда будет с их семьей Давыдовых в Каменке, где сейчас все устроено, тепло, красиво? А  тогда Чайковские только переехали в холодный Петербург из Алапаевска, дом не свой, все не устроено... Откуда силы и мужество в ее такой хрупкой маменьке? Только от бабушки Александры Андреевны! Петр Ильич как-то сказал, что он считает свою маму равной Богу. Веруше это показалось неправильным: "Господь един! И никто равный ему не может быть! И это грех ; так говорить о Боге. Но грех и дядя Петр Ильич? Надо будет поговорить с ним и об этом ...

Верушина рассудительность никак не помогала ей понять, откуда у ее маменьки такая ответственность в 12 лет? Может, Господь через душу усопшей бабушки придал ей силы? Бабушка заслужила такую милость у Бога: помогать своим детям, будучи на небесах? Она стала ангелом-хранителем для всех своих деток... Только вот чем она это заслужила? Девочка помолилась и опять отправилась в библиотеку, чтобы почитать книгу об Училище женских сирот.

 Веруша открыла взрослую книгу и прочитала: "Педагогическая система Училища была направлена на то, чтобы воспитать доверительное отношение между воспитателями и ученицами, а затем перенести это на взаимопонимание родителей и детей, на приобщение к чтению книг, на пробуждение желания учиться,  на воспитание через красоту, дать идеальные представления о мире".
 
"Так, надо остановиться и подумать, ; решила Веруша, ; "приобщение к чтению книг" ; понятно, "желание учиться" ; а как иначе? А что же делать, если не учиться? Воспитание через красоту ; а разве бывает некрасивым мир? Здесь в Каменке над речкой Тясмин красивый парк, двухэтажный чудный родной дом. В парке у нас оранжереи с редкими цветами и растениями (дядя Петя подолгу ходит там и даже что-то подвязывает); прекрасные аллеи роз; грот, беседки, скульптуры, а вдали, как кирха, высокая мельница".

Девочка унеслась мыслями в их парк. У нее там были любимые места, где она делала секретики, и даже сестрички о них не знали ; под большой липой, которая вкусно пахла почти половину лета. Но дяде Пете она показала эту поляну и несколько раз видела, как он подолгу стоял под этой липой. А потом он ей сказал, что в Воткинске у них был запущенный сад, где росли такие же липы, и он вспоминал детство.

Веруша бывала за границей с маменькой. "Там было тоже  красиво, но как-то по-другому. Как-то тесно и все чужое, ; подумала она, ; так,  что дальше что написано в книге? Идеальные представления о мире... Идеал ; это что-то очень хорошее? Самое хорошее? Что для меня самое хорошее? Маменька и музыка дяди... Еще сестрички и братики. Но они капризничают, плачут, шалят. Не идеалы...  Папенька, конечно. Но он кричит на слуг, ругает полицмейстера и правительство. Нет, не идеал. Бабушка Александра Ивановна, которая ворчит за обедом и всем недовольна? Нет, она точно не идеал.
Когда я хорошо исполняю музыку, то учительница Адель говорит мне: "Id;alement!" Наверное, идеал ; это не люди, а что-то сделанное? Вот у дяди Пети есть фантазия "Фатум". Я ее пыталась исполнить на рояле. Она очень трудная. Эта пьеса страшная, там то молнии, то просто дождик, то гул. Она идеальная? Наверно, идеальная, потому что так составить звуки, чтобы было похоже на грозу, нужно иметь не просто желание, а знать, как звуки соединяются. Дядя долго учился в Петербургской консерватории сопоставлять звуки и записывать их нотами. И пьеса красивая, но красота жуткая. В Швейцарии в пансионате нам никогда не говорили слово "идеал", а говорили "польза". А какая от музыки польза? И почему в этой книге об Училище нет слова "польза"?
 
Девочка поняла, что она совсем запуталась в этих взрослых и умных словах и что без дяди Петра Ильича она не разберется. "А бабушка Александра Андреевна (Царствия ей Небесного!), ; вдруг осенило ее, ; идеал? Если она ангел-хранитель семьи Чайковских, то теперь она ;  и ангел-хранитель через маменьку и дядю Петю и семьи Давыдовых?

Продолжение следует... 




 


Рецензии