Серебряные ножнички. 23. Художница

23. Художница


Со всеми этими неприятностями Волька с Вилькой несколько подзапустили сбор пузырьков. Но Барька, Кимка, Рэмка, Белка  и Елька справлялись и без них. 

Когда Волька и Вилька появились наконец-то в школе, то оказалось, что в одном классе с Волькой и Белкой теперь будут учится Барька и Кимка. Их школу расформировали и учеников раскидали по другим школам города.  А в здании бывшей школы отрыли ещё один корпус госпиталя.  Потому что мест катастрофически не хватало, а в город на эвакопоездах продолжали поступать всё новые и новые раненые.

На дворе стоял уже март и хотя ещё всюду лежал снег и было достаточно холодно, всё же вовсю чувствовалось приближение тепла.

В один из дней Барька сообщил Вольке, что в госпитале появилась эвакуированная и Ленинграда, настоящая художница. Её зовут Наталья и она должна была эвакуироваться вместе с Ленинградским фарфоровым заводом. Но уехала из Ленинграда вместе с матерью и сестрой значительно позже, потому что часть художественной коллекции фарфорового завода осталась в Ленинграде и  Наталья должна была отправить её в эвакуацию.  Всё это время она и её родные очень голодали, и когда уехали из Ленинграда, то по дороге её мама и младшая сестра – детская писательница, умерли от истощения. Наталья коллекцию фарфора до города довезла, но саму её уже на носилках прямо с поезда увезли в госпиталь. Художница очень больна, у ней сильное истощение.

 Когда Волька услышала это, она решила непременно повидать художницу и угостить её чем-нибудь вкусным.  Волька сделала картофельное пюре. И  не просто пюре, а на молоке! Накануне деревенская родня привезла им целую миску замороженного молока. И вот теперь Волька растопила это молоко и сделала на нём пюре для художницы. А ещё огрызками цветных карандашей нарисовала рисунок – летний лес, синее небо и яркое солнце.

В госпитале Барька попросил разрешения пройти в палату художницы. Им разрешили, но не всей толпе, а только двоим. Когда Барька и Волька вошли в палату, они увидели на одной из коек очень измождённую женщину, прямо прозрачную. Она лежала под одеялом, а сверху на одеяле были руки, точнее не руки, а косточки обтянутые кожей.  Уж начто у Вольки были тонкие руки, но эти тоньше в два раза.  Волька положила свой рисунок сверху на одеяло.

Женщина лежала с закрытыми глазами и было непонятно спит она или бодрствует.  Потом вдруг она открыла глаза, глянула на ребятишек, опустила взгляд на рисунок и слабо улыбнулась.
- О, мои дорогие юные художники, - прошептала Наталья и вновь закрыла глаза.

Подошла санитарка, вытерла со лба женщины испарину и сказала ребятам, что им пора уходить, потому что больная очень устала. 

Волька поставила на тумбочку у кровати банку с пюре и попросила санитарку покормить художницу.

Волька была просто потрясена, так вот оказывается до какой степени голодают ленинградцы, что даже глаза открыть не имеют сил.

На следующий день ребята снова пришли в госпиталь, но им сказали, что художница умерла. Волька не могла сдержать слёз.

Через месяц в красном уголке завода открылась выставка работ художницы.  В один из выходных мама привела Вольку с Вилькой на эту выставку. С афиши на ребят смотрела очень красивая женщина с мечтательными и устремлёнными куда-то вдаль глазами. Через всю афишу шла надпись: «Работы Натальи Данько, главного художника Ленинградского фарфорового завода». 

На выставке они встретили и Ксению Юлиановну. Оказывается,  она очень хорошо знала Наталью Данько, они вместе работали на фарфоровом заводе. И когда часть завода эвакуировали из Ленинграда, то именно Ксения Юлиановна с помощниками привезла в город первую часть заводской коллекции фарфора, потому что она была хранительницей музея, хотя и на пенсии. 

А Наталья Данько  тогда с ними не поехала. Она осталась со второй частью коллекции.  А когда поехала, то было уже слишком поздно, её здоровье было окончательно подорвано голодом. Коллекцию довезла, но сама погибла.

Именно Ксения Юлиановна принимала коллекцию, привезённую Натальей Данько. А потом навещала Наталью в госпитале. И вот теперь по поручению директора завода оформила выставку её работ. 

Теперь Вольке с Вилькой стало понятно куда каждый день на несколько часов уходила Ксения Юлиановна. Она ходила помогать   новому хранителю коллекции и оформлять выставку.

А выставка получилась прекрасная! Чего здесь только не было и фарфоровая расписная посуда, и фарфоровые фигурки людей и животных, и целые скульптурные композиции. Волька подолгу стояла у каждой работы.  В её душе жили два чувства, с одной стороны горечь от потери,  а с другой – радость,  подаренная щедрым сердцем, широкой душой и талантливыми руками этой прекрасной художницы.


Рецензии
Привет, Лен.

Печально и трогательно! Наталья Яковлевна Данько - реальное историческое лицо. Ты очень хорошо рассказала о ней. Я после твоего рассказа начала читать источники. Она была такой талант! Ее работы живы по сей день и они изумительны.

Ваша Лена   09.01.2024 11:09     Заявить о нарушении
О да, Лена! Наталья Данько была великолепным талантливейшим художников и скульптором! Как жаль, что так жестоко, в таких мучениях закончилась её жизнь и жизнь её мамы и сестры. Лет с одиннадцати одними из мои любимы книг были книги Елены Данько "Деревянные актёры"и "Китайский секрет". Примерно в этом же возрасте я услышала бабы Женин рассказ о Наталье Данько, ак она привезла выставку, как умерла в госпитале и похоронена где-то на кладбище нашего города (сейчас её могила не известна). Как после смерти Натальи в краном уголке Стекольного завода была устроена выставка её работ и выставка из фондов музея Фарфорового завода, как они ходили на эту выставку. Я тогда не запомнила её имя, но когда стала старше прочитала о Наталье Данько в одном из выпусков "Галереи искусств" и в книге " Синий кобальт". И там говорилось, что она похоронена в нашем городе, а её мама и сестра Елена по пути следования эвакопоезда. И вот тогда-то сопоставила известные мне факты, о Елене Данько и о Наталье Данько, и поняла, что бабушка рассказывала именно о Наталье. Спросила у бабули и она подтвердила. С тех пор всегда ищу информацию о той и другой сестре. Видела репродукции работ Натальи. В восторге! Кстати, Елена тоже была художницей на Фарфоровом заводе, вот именно поэтому-то и написала свой великолепный "Китайский секрет" об истории фарфора.

Айк Лалунц   09.01.2024 12:34   Заявить о нарушении
Лена, я сейчас прочитала, что Яков львович Герштейн нашёл могилу Натальи Данько! и там сейчас установлен памятник. А я всегда считала, что место её захоронения утеряно.

Айк Лалунц   09.01.2024 12:47   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Лен, за эти дополнения!

Ваша Лена   09.01.2024 14:28   Заявить о нарушении
Лена, а я ведь перепутала, это у Елены Данько не известно место захоронения, потому что это был какой-то полустанок по пути следования.

Айк Лалунц   09.01.2024 14:48   Заявить о нарушении