Серебряные ножнички. 23. Художница
Со всеми этими неприятностями Волька с Вилькой несколько подзапустили сбор пузырьков. Но Барька, Кимка, Рэмка, Белка и Елька справлялись и без них.
Когда Волька и Вилька появились наконец-то в школе, то оказалось, что в одном классе с Волькой и Белкой теперь будут учится Барька и Кимка. Их школу расформировали и учеников раскидали по другим школам города. А в здании бывшей школы отрыли ещё один корпус госпиталя. Потому что мест катастрофически не хватало, а в город на эвакопоездах продолжали поступать всё новые и новые раненые.
На дворе стоял уже март и хотя ещё всюду лежал снег и было достаточно холодно, всё же вовсю чувствовалось приближение тепла.
В один из дней Барька сообщил Вольке, что в госпитале появилась эвакуированная и Ленинграда, настоящая художница. Её зовут Наталья и она должна была эвакуироваться вместе с Ленинградским фарфоровым заводом. Но уехала из Ленинграда вместе с матерью и сестрой значительно позже, потому что часть художественной коллекции фарфорового завода осталась в Ленинграде и Наталья должна была отправить её в эвакуацию. Всё это время она и её родные очень голодали, и когда уехали из Ленинграда, то по дороге её мама и младшая сестра – детская писательница, умерли от истощения. Наталья коллекцию фарфора до города довезла, но саму её уже на носилках прямо с поезда увезли в госпиталь. Художница очень больна, у ней сильное истощение.
Когда Волька услышала это, она решила непременно повидать художницу и угостить её чем-нибудь вкусным. Волька сделала картофельное пюре. И не просто пюре, а на молоке! Накануне деревенская родня привезла им целую миску замороженного молока. И вот теперь Волька растопила это молоко и сделала на нём пюре для художницы. А ещё огрызками цветных карандашей нарисовала рисунок – летний лес, синее небо и яркое солнце.
В госпитале Барька попросил разрешения пройти в палату художницы. Им разрешили, но не всей толпе, а только двоим. Когда Барька и Волька вошли в палату, они увидели на одной из коек очень измождённую женщину, прямо прозрачную. Она лежала под одеялом, а сверху на одеяле были руки, точнее не руки, а косточки обтянутые кожей. Уж начто у Вольки были тонкие руки, но эти тоньше в два раза. Волька положила свой рисунок сверху на одеяло.
Женщина лежала с закрытыми глазами и было непонятно спит она или бодрствует. Потом вдруг она открыла глаза, глянула на ребятишек, опустила взгляд на рисунок и слабо улыбнулась.
- О, мои дорогие юные художники, - прошептала Наталья и вновь закрыла глаза.
Подошла санитарка, вытерла со лба женщины испарину и сказала ребятам, что им пора уходить, потому что больная очень устала.
Волька поставила на тумбочку у кровати банку с пюре и попросила санитарку покормить художницу.
Волька была просто потрясена, так вот оказывается до какой степени голодают ленинградцы, что даже глаза открыть не имеют сил.
На следующий день ребята снова пришли в госпиталь, но им сказали, что художница умерла. Волька не могла сдержать слёз.
Через месяц в красном уголке завода открылась выставка работ художницы. В один из выходных мама привела Вольку с Вилькой на эту выставку. С афиши на ребят смотрела очень красивая женщина с мечтательными и устремлёнными куда-то вдаль глазами. Через всю афишу шла надпись: «Работы Натальи Данько, главного художника Ленинградского фарфорового завода».
На выставке они встретили и Ксению Юлиановну. Оказывается, она очень хорошо знала Наталью Данько, они вместе работали на фарфоровом заводе. И когда часть завода эвакуировали из Ленинграда, то именно Ксения Юлиановна с помощниками привезла в город первую часть заводской коллекции фарфора, потому что она была хранительницей музея, хотя и на пенсии.
А Наталья Данько тогда с ними не поехала. Она осталась со второй частью коллекции. А когда поехала, то было уже слишком поздно, её здоровье было окончательно подорвано голодом. Коллекцию довезла, но сама погибла.
Именно Ксения Юлиановна принимала коллекцию, привезённую Натальей Данько. А потом навещала Наталью в госпитале. И вот теперь по поручению директора завода оформила выставку её работ.
Теперь Вольке с Вилькой стало понятно куда каждый день на несколько часов уходила Ксения Юлиановна. Она ходила помогать новому хранителю коллекции и оформлять выставку.
А выставка получилась прекрасная! Чего здесь только не было и фарфоровая расписная посуда, и фарфоровые фигурки людей и животных, и целые скульптурные композиции. Волька подолгу стояла у каждой работы. В её душе жили два чувства, с одной стороны горечь от потери, а с другой – радость, подаренная щедрым сердцем, широкой душой и талантливыми руками этой прекрасной художницы.
Свидетельство о публикации №224010900254
Печально и трогательно! Наталья Яковлевна Данько - реальное историческое лицо. Ты очень хорошо рассказала о ней. Я после твоего рассказа начала читать источники. Она была такой талант! Ее работы живы по сей день и они изумительны.
Ваша Лена 09.01.2024 11:09 Заявить о нарушении
Айк Лалунц 09.01.2024 12:34 Заявить о нарушении
Айк Лалунц 09.01.2024 12:47 Заявить о нарушении
Айк Лалунц 09.01.2024 14:48 Заявить о нарушении