Загадка

               
Как-то летним вечером  мы собрались у меня на даче. После приятно проведённого застолья в присутствии  очень хорошего, правильного коньяка все пришли в благодушное настроение, при котором языки развязываются и начинаешь говорить то, чего в обычной обстановке не скажешь.   Мой хороший друг, а у меня довольно высокие требования к тому, кого я называю  другом, начал рассказывать довольно любопытную историю, касающуюся его жизни. История эта была для меня весьма неожиданна, т.к. мой друг предстал в ней в совершенно новым для меня обличье. Вот, что он рассказал.
 Мне в жизни очень везло. У меня были прекрасные  родители. Я с благодарной  любовью помню  о них. У меня есть ещё два меньших брата, которых я нежно люблю, и они отвечают мне тем же. Учился я очень хорошо и в школе, и в институте. У меня очаровательная жена, с которой у меня взаимная любовь. Прекрасные сын и дочь. После окончания института я довольно быстро защитил сначала кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. У меня интересная работа, прекрасные отношения с сотрудниками. Ну, то есть, как говорится «живи не
хочу».
 Но начиная с какого-то времени я вдруг стал ощущать какое-то внутреннее беспокойство. Сначала я не обращал на него внимание. Но постепенно беспокойство это усиливалось и стало мне неприятно досаждать. Я ничего не понимал. У меня всё хорошо, но почему мне плохо. Мне становилось всё хуже. Я стал мрачен, раздражителен.  Старался понять, в чём причина произошедшего со мной. И не находил. Я решил, что я чем-то серьёзно болен. Стал ходить по врачам,  делать различные обследования. И тут выяснилось, что я уникально здоров. Все жизненные показатели были в норме. Психологи, к которым я обращался, были в недоумении. А мне становилось всё хуже. Трудно передать суть моего состояния. Наиболее подходящее  определение его- это тоска. В одном  рассказе А.П. Чехова , который так и называется «Тоска», ямщик Иона испытывает тоску. «Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила. Но, тем не менее, её не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу,  что её не увидишь днём с огнём». Вот примерно это я и испытывал. Но если причина тоски Ионы была совершенно понятна: у него умер сын, то причина моей тоски была, в первую очередь,  тайной для меня  самого. Тоска доходила до того, что мне было тяжело дышать. Я спасался бегом. Бежал, глубоко дыша, и мне  становилось легче. Но потом всё возвращалось на «круги своя». Как говорится, хоть вешайся. Помог случай.  Брат моей жены, человек на много лет  её старше, купил дачный участок и начал его благоустраивать.  И он попросил меня помочь. Я обрадовался, т.к. это, я думал, отвлечёт меня. Поскольку участок был новый, приходилось копать, в сущности, целину. Я с некоторым неудовольствием принялся  за эту работу. Она оказалась довольно тяжёлой, т.к. земля оказалась суглинистой.  И вот неожиданно для себя  я почувствовал облегчение. Тоска очень медленно начала отступать. Это было                настолько явственно, что я схватился за эту работу,  как за «якорь спасения». Боже мой, я вскапывал одну сотку за другой и к своему удивлению и радости чувствовал, что тоска куда-то уходит. Правда, иногда она возвращалась, но я уже знал, как с ней справиться. Я понял, что меня спасает тяжёлый физический труд. Поскольку с участком брата было покончено, я решил избрать вид спорта, требующий больших физических усилий. Здоровье позволяло, и я начал заниматься тяжёлой атлетикой. Поднимал гири, штанги, всё время утяжеляя вес. Но через некоторое время  я почувствовал, что тоска опять подкрадывается ко мне. Я был обескуражен. Я снова поехал к брату жены и стал у него колоть дрова. И я понял, наконец, что мне нужен физический труд, приносящий реальную пользу. Я понял, почему Л.Н. Толстой  косил траву, рубил дрова, тачал сапоги, запрягал лошадей и т.д. Поняв это, я как бы воскрес.  Физический, полезный труд- вот палочка-выручалочка для меня. И теперь я ищу этот труд  и живу в согласии с самим собой. Я не скажу, что я всё понял в этом деле, но я особенно и не стараюсь понять. Видимо, что-то такое заложено в человеке, что требует от него физически трудиться на благо себе и человечества.


Рецензии