Рождественская колядка

Эта история произошла в Рождество. В Рождественский Сочельник моя мама сварила Кутью. Кутья – это такое блюдо из варёного риса или пшеницы. В неё мама положила  сахар, изюм,орехи, конфетки. Посыпала сверху тёртым шоколадом. Мы с сестрёнками очень любили Кутью и ждали её с нетерпением. Вечером отнесли часть Кутьи нашим крёстным родителям. В тот день был сильный мороз. Уставшие и раскрасневшиеся, мы вернулись домой счастливые. У каждой в руках был подарок крёстного. Вместе  с нами зашли и наши подружки с улицы.
  - Девочки, идёмте, пирожки есть! – мама пригласила всех к столу. Подружки бывали у нас в гостях часто. Им нравилось гостеприимство и добрый характер мамы. Мама у нас была молодая и красивая. Она всегда носила платочек, из под которого выглядывали тёмно русые, волнистые волосы. Глаза у мамы были зелёного цвета, добрые и любящие.У нас было большое хозяйство, с которым хватало хлопот. Несмотря на свою занятость мама находила время для занятий с детьми. Мне исполнилось пять лет, а две мои сестрёнки и их подружки уже учились в младших классах школы. Мама разучивала с нами песни, читала стихи и учила новым играм. И в этот раз она предложила нам, детям, не сидеть дома, а идти колядовать. Мы не знали что это такое. Увидев на наших лицах недоумение, мама рассмеялась:
- Девочки, это очень интересно и совсем не страшно. Сейчас мы выучим с вами колядку. Вы пойдёте к стареньким людям на нашей улице. Им будет приятно, что дети не забыли о них и проявили к ним внимание и уважение. И мама запела:

- Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

Колядка всем понравилась. Не прошло и полчаса, как она была выучена наизусть и мы стали наряжаться. В ход пошли мамины платья, подвязанные на наши тоненькие талии поясками. Тёплые шали. Девочки сбегали домой, предупредили своих мам, куда мы идём. Мамы поддержали эту рождественскую идею. В то время семьи были многодетными и уже через час к нам присоединились братья и сестры наших подруг. Всего собралось пятнадцать человек. Мальчишки тянули по снегу большие санки, на которых лежал мешок для гостинцев. Пока собирались, стемнело. Усилившийся мороз щипал нос и щёки. Снег хрустел под ногами, идти по улице было трудно. Я старалась не отставать от всех. Мама укутала меня своей теплой шалью, которая обхватила мою грудь крест накрест поверх пальто, и была завязана на спине. Я была похожа на маленькую матрёшку. Завершали мой наряд черные валенки. В них было тепло и уютно.
 
– Присматривайте за Валюшкой – сказала мама старшим сестрёнкам. Когда я отставала от всех, сестра Надя тянула меня за руку.
 Со стороны горки доносился смех парней и девушек, веселье было в разгаре. Молодёжь каталась на санках.  Посреди улицы наша компания остановилась. К кому идти в первую очередь? Заходить можно было в любой дом. И не важно, какой нации жили в нём люди. Двери каждого дома были открыты для всех. Но ведь мама сказала, что сначала надо идти к пожилым людям.
  - Давайте зайдём к бабушке Дусе и дедушке Матвею – предложила самая бойкая девочка Таня.– они самые старенькие.
Таня  была одета в широкие шаровары, кроличью шапку и толстую куртку. Сразу было видно, что одежду она одолжила у старшего брата. Вещи были подвязаны ремешком, чтобы не болтались вокруг её худого тельца. Шапка сползала на лоб и закрывала пшеничные волосы Тани, из под которых на мир смотрели большие голубые глаза. Все согласились и стали звать бабушку. Вскоре двери дома открылись. На пороге показалась полная старушка маленького роста.Голову бабушки покрывал цветной платочек,а на плечи была накинута фуфайка.Женщина по–доброму улыбалась и вежливо  пригласила нас в дом. Сбив веником с валенок снег, мы поочередно заходили в дом, где было тепло и уютно. На кровати, напротив двери, лежал дедушка Матвей. На лбу у него была мокрая повязка, из под которой выглядывал орлиный нос. Лицо у дедушки худощавое и болезненное. Он повернулся и спросил:
- Кто пришёл?
 
  В углу комнаты висела старинная  икона, рядом с ней горела свеча. Красивый вышитый рушник свисал с двух сторон и украшал "красный" угол. У окна стоял круглый стол, на котором мы увидели пироги и пирожки с конфетами. Нас ждали.
  - Ой, деточки родненькие  - запричитала от радости баба Дуся  - с колядкой пришли. Какие вы молодцы, что не забыли бабу с дедом. Дедушка мой болеет, простыл видно. А детки наши далеко от нас живут. Как хорошо, что вы пришли к нам! Ну-ка давайте, пойте вашу колядку, порадуйте стариков.
Где в разнобой, где едино, мы спели колядку. Баба Дуся достала из шкафа кошелёк и каждому из нас насыпала в ладошку мелочь. Затем скомандовала:
  - Ребятки, тащите сюда свой мешок, пироги да пирожки вам дам за ваши старания. Осторожно уложила в мешок пирожки и насыпала конфет, орехов и пряников.
  - Жаль, нет воды в доме, а то бы я вас чаем угостила.
  - Бабушка, мы можем привезти вам воды из колонки. – предложил старший брат Тани, долговязый Валера.
  - Ой, спасибо детки. А вы сможете?
  - Конечно, у нас есть санки. Ставьте флягу на санки, и мы привезём вам воды.
Колонка стояла посредине улицы, метров за двести от бабушкиного дома. Катить санки по снегу было нелегко. Набирали воду в ведро и затем выливали во флягу. Обратный путь с наполненной флягой был труднее. Но мы не сдавались, зная что надо помочь старикам. Несколько человек тянули санки за верёвку, остальные толкали сзади. Общими усилиями сняли флягу с саней. Бабушка Дуся набрала ведро воды, накрыла флягу старым одеялом, чтобы вода не замерзала и пригласила детей к чаю. Через полчаса мы сидели за двумя столами, сдвинутыми вместе. Счастливые и довольные мы пили чай с пирожками. Дедушка Матвей растрогался и благодарил детей за помощь. Бабушка Дуся украдкой вытирала набежавшие слёзы и ласково улыбалась.

  После такого тёплого приёма мы смело заходили в другие дома. Нас встречали с радостью все соседи - немцы, казахи, греки, украинцы и белорусы. Все угощали нас и кидали в наш рождественский мешок разные сладости. Домой вернулись поздно, но мамы не ругали нас за это. Они тоже улыбались, видя какие мы радостные и счастливые. Содержимое мешка мы делили в доме где жили шустрая Танюшка и её брат Валера. Я была счастлива как все дети. И вдруг мое хорошее настроение было испорчено поступком Танюшки. Она ткнула мне в грудь пальцем и громко крикнула:
  –А у неё надо отобрать монетки, которые бабушка Дуся дала. Она плохо и тихо пела.
Я крепче сжала кулачок с мелочью и спряталась за спину старшей сестрёнки.
Танюшка оттолкнула сестрёнку и схватив меня за шиворот, потащила в центр комнаты.Я заплакала. В этот момент в комнату вошла мама Танюшки, тётя Шура. Она присела на диван, взяла меня за руку и притянула к себе.
  – Это кто тут у нас маленьких обижает? Почему такая красивая девочка плачет?
Танюшка притихла, а тетя Шура продолжала:
– Вы посмотрите на эту девочку. Она же самая маленькая из вас. Но она так же как и все вы заслужила гостинца. Открыв мой кулачок, тётя Шура вложила в него большую конфету.
– Это тебе от меня, зайчик. А с Танюшкой я поговорю еще об этом.
На этот раз сердечко сжалось у бойкой Тани. Она знала,что мама строгая и её поступок не останется без внимания.

  Счастливые и веселые мы стали расходиться по домам. Всеобщий праздник поднял настроение всем. Прощаясь, мы договорились в каждое Рождество  петь колядки в домах наших соседей. И если кто-то из них нуждается в помощи, помогать. С тем и разошлись.
А в моей детской душе остались тёплые воспоминания, на всю жизнь. И теперь, когда я давно уже взрослая, с радостью жду в Рождество колядующих деток. В каждом из них я вижу себя, пятилетнюю  девочку. Какое это счастье чувствовать себя нужным и не забытым.  Пронести через всю жизнь тепло сердец наших мам и бабушек в своей памяти.


Рецензии