Послесловие цикла статей

          В представленных статьях диалектико-картезианскому взгляду на действительность с его детерминистской трактовкой причины явлений (реактивность, каузальность, редукционизм) противопоставлена метафизика явлений. В соответствии с ней причина явлений содержит духовно-системные основания, заложенные в духовной природе вещей, их внутренней активности к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии. Отдельные субсистемы, вещи природы способны к самостоятельному поведению в силу свойственных им духовных, ценностных, целевых устремлений. Эти исходные представления легли в основу метафизики духа, её духовно-эвристической концепции бытия.      
          Обращение концепции к сущностной, глубинной, духовной природе вещественных форм, определило ее отказ от картезианства как механистического подхода в понимании природы явлений. При этом указано, что видение причины явлений во внешней обусловленности (реактивность),  ведет методологию познания в онтологический тупик, уже наблюдаемый во многих областях науки и социальной жизни. Внутренняя обусловленность природных явлений означает признание принципа самоорганизации в эволюционном становлении Мира, соответствия их духовно-системным принципам причинности. Они были последовательно применены в умозрительном нисхождении представлений о Вселенной в состояние, предшествующее видимому. Использование метафизического подхода в дедуктивном воссоздании становления Вселенной (с использованием достижений современного естествознания) на принципах самоорганизации потребовало поиска причины первопричины Вселенной. Это привело к необходимости представления Вселенной как одной из Реальностей Мироздания, Бытие которого составляет последовательное возникновение Его Реальностей.
          Возможность совместного существования в Континууме Мироздания нескольких системно-связанных Реальностей обосновывается радикальным различием их субстанциональных форм. Саморазвитием их единичных образований обусловлен рост функциональных возможностей Реальностей   в рамках иерархического самоструктуирования. В этом  концепция видит цель, смысл Бытия Мироздания.
Уровень самоорганизации субстанциональных форм, их структура определяют состояние Реальностей Мироздания. Беспредельная глубина их залегания в пространстве континуума потребовала введения четвертой оси (четвертого измерения) при координатном представлении субстанциональных форм в пространстве Мироздания. Четвертая ось в любой точке пересечения осей пространства направлена в его беспредельную глубину.
          Распространение принципа самоорганизации на все этапы становления Мироздания соответствует представлению действительности, её философскому осмыслению на принципах монизма. В соответствии с ним духовная первооснова Реальностей Мироздания  содержит потенции их первопричины и закона становления, глубинную мотивацию к саморазвитию. Актуализация саморазвития путем самоорганизации возможна на базе сущностных (модусных) качеств духовных элементов первоосновы Реальностей Мироздания.
          Развитие основополагающих положений метафизики духа, её концепции позволили придти к  следующему:
     1. Первооснова  последовательно возникающих Реальностей Мироздания: Трансфинитной, Трансфизической, Физической (Вселенная), Метафизической имеет корпускулярную природу.  Корпускулы каждой из них индивидуальны. В своем поведении они руководствуются духовно-системными принципами причинности: внутренней активностью к саморазвитию, путем ценностно-ориентированной самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии;
     2. Стремление к саморазвитию наследуют все объекты, вещи Реальности, возникающие в результате самоорганизации корпускул первоначала. Этим, в соответствии с духовно-системными принципами причинности, реализуется сущностная потенция субстанциональных форм;
     3. Бытие Реальностей - творческий процесс. Он состоит в поиске пути достижения цели ее становления: реализацией сущностных качеств первичных корпускул, заложенных в них предшествующей Реальностью для создания корпускул первичной субстанции последующей Реальности. Как и любой творческий процесс, становление Реальностей имеет риски;
     4. Трансфизическая Реальность предшествует Физической Реальности (Вселенной). Самоорганизация  её субстанции – беспредельного множества первичных духовных сущностей (ПДС) – последовательно происходит по двум принципам. Первый - коллективистский — основан на классификации ПДС по индивидуальным признакам, что привело к возникновению Духовного мира: информационной, мыслящей среды (пространства Логоса) обладающей организменными свойствами обеспечивающими становление Вселенной. Второй принцип самоорганизации — индивидуалистический, в соответствии с которым происходит взаимодействие, синтез, синергия ПДС, возникновение духовно-вещественных образований (ДВО), обладающих атрибутивными, физическими свойствами;
     5.  Самоорганизация     Вселенной,     ее     бытие,       представляет собой процесс усложнения, структурирования ДВО путем взаимодействия, синергии между собой в меру совместимостью. Взаимодействие ДВО, их синергия представляет собой духовно творческий процесс. В совместимости ДВО сконцентрированы механизмы взаимодействия между ними;
     6.Усложнение духовно-вещественных форм в результате их синергии сопровождается ростом генерируемой их совокупной энергии. Признание этого утверждения, приводит к фундаментальным выводам: Вселенной не угрожает «тепловая смерть», человек (все самосознающие ДВО Вселенной) завершают эволюционный процесс во Вселенной, формируя, своими духовными структурами, субстанцию Метафизической Реальности;
     7.Предела совершенствования духовно-вещественной формы материальности достигает человек. Он генерирует энергию высшего (духовного) качества. Его духовная структура (ДСт) обретает автономную от вещественной (телесной) формы, составляя первооснову Метафизической Реальности. В этом состоит цель и смысл существования человека;
     8. Ценностная установка становления Вселенной на создание самосознающих ДВО (включая человека)  предполагает их усилия по созданию ДСт. Мотивация создания ДСт человеком укрепляются осознанием своего эволюционного предназначения, своей ответственности перед Мирозданием. Генезис ДСт человека (всех самосознающих ДВО Вселенной) протекает в соответствии с духовно-системными принципами причинности. Противоречие между смыслом существования человека и его реальным содержанием может привести к катаклизмам космического масштаба;
     9. Исходя из признания ценностной ориентации становления человека, концепция приходит (в соответствии с духовно-системными принципами) к осознанию необходимости глашатая интересов иерархии Мироздания, духовного лидера человечества. Иерархичность как принцип самоорганизации для самосознающих ДВО (человека) должен быть осознан им. Функцию таких лидеров для народов земли исполняют вожди, учителя, пророки религиозных учений;
     10. Учение Христа в наибольшей степени соответствует методологическим установкам концепции на приоритет духовного в саморазвитии человека. Объективная необходимость возникновения в человечестве пророка иерархии Мироздания возводит статус Христа как сущностно необходимого для Вселенной. В учении Христа воплощена программа генезиса духовной сущности (души) человека в его ДСт (душу в вечности);
     11. Цикл статей можно рассматривать как метафизическое осмысление учения Христа, и в плане признания существования первоначала Вселенной и в плане признания царства Небесного как Метафизической Реальности. В формирования ДСт человека с соблюдением заповедей Христа, залог формирования социальных отношений человечеством на основе синергии между людьми, их самоорганизации как условия саморазвития каждого человека. Откровение, что царство Небесное внутри человека, полностью соответствует трактовке метафизики духа его духовной природы.
Дальнейшей проработке нуждаются многие положения концепции.  Интерес к ним возрастёт, когда станет очевидным, что решение проблем, с которыми столкнулось человечество, требует не только переосмысления сложившихся стереотипов, но и радикальной трансформации всех сторон нашей жизни. При этом ребром встанет вопрос по одухотворению технократической цивилизации нашего времени. Мировоззрение, признающее неограниченную творческую потенцию духовных форм реальности, расширяет горизонты видения действительности, указывает, что необходимо преобразовать социальную сферу на духовных принципах, отвечающих внутренним потребностям человека к саморазвитию путём самоорганизации, отвечающей интересам Высшей иерархии Мироздания.
          Таким образом, самоорганизация, наблюдаемая во всех сферах природного мира, взята в качестве механизма саморазвития Мироздания. Его Бытие представлено в работах как эволюция Реальностей, последовательно возникающих в Континууме на основе радикально различных субстанциональных форм, имеющих духовно-корпускулярную природу. Реальности системно взаимосвязаны между собой. Для возникающего на этих принципах мировоззрения характерно следующее: пространство Вселенной представляет собой совокупность духовных сущностей, придающих ему организменные свойства думающей  субстанции (Логоса), интеллектуально и энергетически обеспечивающей ее становление; Вселенная как одна из Реальностей Мироздания представляет собой мегасистему духовно-вещественных образований. Они наделены внутренней активностью к саморазвитию, телеологическим видением его реализации путём самоорганизации на основе духовно-системных принципов причинности; цели существования каждой Реальности состоят в обеспечении возникновения последующей. Вселенная порождает Метафизическую Реальность; она является иерархом человек: все самосознающие образования Вселенной должны создавать духовные структуры, способные стать субстратом новой Реальности - своего иерарха; саморазвитие Вселенной подчинено формированию человека, способного осуществить, предназначенную ему миссию; человек - иерарх Вселенной, Христос – иерарх человека, как Творец пути его в Новую, Метафизическую Реальность.

9. 01. 2024г.


Рецензии