Кладбищенские тонкости

                И больше думать мне не надо
                о всемогуществе могил.
               
                Варлам Шаламов.



В городе, где я долго жил, как мне казалось, жили в подавляющем большинстве русские.  Конечно, меня это мало интересовало. В чужих документах не ковырялся. Но вот когда приходил на кладбище, а приходил я туда по самой крайней необходимости, кое-что новое узнавал. Накатилось волной время умирать родителям моих знакомых. Да и моим родителям.

На кладбище иначе ощущаешь время. Ощущаешь краткость и бренность человеческой жизни.  И пространство представляется иначе. В городе поверхность земли – есть сцена, которая все время кипит действием. А на кладбище земля -  место соединения вечных глубин неба с вечными глубинами земли. И во время посещения этого места сведущие в кладбищенских тонкостях знакомые обратили мое внимание, что территория разбита на участки. Заборов нет. Однако есть армянский уголок, и еврейский, и татарский.

  Резче ощущаешь то, чего не чувствовал в городе.  И то, например, что страна – все-таки семья народов. Люди жили вперемешку. И не обособленными уголками, как на кладбище. Евреи, например, жили так, что их невозможно отличить от прочих. В известном анекдоте советуют бить по морде, а не по паспорту. Но многих и по морде не отличишь.   В семье разговор, само собой, по-русски. И быт не отличается. А вот кладбище все расставляет по своим национальным уголкам. Сведущие в кладбищенских тонкостях обратили мое внимание, что еврейские могилы смотрят не в ту сторону, что могилы русских. И если к паспорту не придерешься, то на могильных плитах, чтобы не было сомнений, добавят еще надпись еврейскими буквами.
   
То есть при жизни национальные меньшинства не особенно обособлялись. Жизнь, метели полуденной пыли не дают.  Если не сметают, то заметают ограды. Это когда жизнь. А вот смерть выстраивает оградки и ограды. Обособляет. И каждому предусмотрен уголочек среди своих.

Хотя с точки зрения атеистов такая сортировка на кладбище -  бессмыслица. Иногда готовящийся в мир иной указывает, где его похоронить.  Но когда он умирает, в дело вмешивается много факторов. Прежде всего обычай.  А обычай деспот средь людей. В соблюдении традиций заинтересован не у усопший, а те, кто остался посреди жизненных бурь на бренной земле.   

Возможно, оживи покойник, ужаснулся бы: надо же, с кем меня рядом положили?! Я о своих новых соседях прежде не слыхивал. Это вообще не мой круг общения. Я и при жизни соседей сторонился. Травил переползающих от них тараканов. А тут как я смогу травить переползающих от соседей могильных червей? А тем, как сказал Киплинг, «что он делал и как он жил, это им все равно. Добраться до мяса костей и жил им нужно пока темно»

Наступило время, когда покойнику выбора не дают. Конечно, кое-что зависит от денег покойника, его последней воли. Многое зависит, но далеко не все. Если, например, покойник - рядовой гражданин, похоронят его в том месте, куда укажет кладбищенская администрация.   Денег хватит на простенький гроб. Если же семья позажиточнее, если сам усопший и семья заранее забили место в фамильном захоронении - уже меньше хлопот. И гроб будет с прибамбасами и венки попышнее. А если покойника хоронили под торжественный караул, под знамена, марши, и клятвы пионеров продолжать его дело, а то еще и на лафете, то тут покойник не выбирает.

 Говорят, Ленин просил похоронить его рядом с могилой матери. Но увы. в данном случае заветам Ленина оказались не верны. Последние годы, когда Ленин перестал считаться самым человечным человеком, (а некоторые его окрестили бесчеловечным) тут и вспомнили, что по матери он вообще подкачал. Выкопали еврейские корни. Хотя эти корни не помешали его матери считаться русской дворянкой. И быть похороненной на православном русском Волковом кладбище. Волково кладбище имеет длинную историю и славится «литературными мостками»
 Из Интернета
«Кладбищенские дорожки от сырости и грязи накрывали деревянными настилами, или иначе, «мостками». Людей, принадлежащих к определённым сословиям или национальностям, старались хоронить рядом, а эти участки получили название «Цыганские мостки», «Немецкие мостки» и т. д.
В 1848 году на кладбище был похоронен Виссарион Белинский. В 1861 году рядом похоронили критика Николая Добролюбова, а позже публициста Дмитрия Писарева (1868). Постепенно вблизи этих могил стали хоронить других литераторов, а этот участок получил название «Литераторские мостки». Здесь похоронены также писатели: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков, Александр Куприн, учёные: Дмитрий Менделеев, Иван Павлов и Алексей Крылов, Александр Чехов (А. Седой) а также многие другие деятели искусства и науки.
В настоящее время здесь хоронят жителей Санкт-Петербурга, получивших признание в области искусства и науки.»

 И Ленин хотел после смерти, по воспоминаниям Крупской, поближе к могиле матери. А положили в Мавзолее. Выполняя волю народа? Не уверен, что народ так хотел. Скорее это была инициатива партии.

 Ленин сам себе могилу выбрать не волен.  И путешествия Сталина сначала в Мавзолей, а потом в Кремлевскую стену – воля партии. Но это руководители государства.   А у простого смертного, точнее семьи умершего, свои проблемы. На каком сегменте кладбища по какому обычаю хоронить человека обычного, но полурусского полу-еврея, или полурусского-полу-татарина? Если, к тому же, он в бога не верил, и организаторы похорон в бога не верят. 

На знаменитом военном Арлингтонском кладбище белые могильные плиты стоят ровными рядами. Ничем друг от друга не отличаются. Равенство после смерти. (замечу, что похоронены не военные вообще, а павшие в боях. И не все, а те, чьи родственники согласились похоронить именно тут. Ведь многие хоронят там, где павший жил, чтобы удобнее было навещать). Стоят рядами могильные плиты с именами и датами. И на каждой выгравированы, либо крест, либо полумесяц, либо шестиконечная звезда. То есть, самый важный признак, что покойник - павший солдат, но к какой конфессии принадлежал – немаловажно.
 

 И понятно. Издавна, когда все нормы жизни человека определяла религия, то, какой религии он принадлежит, было очень важно.  И поскольку во многих религиях верили в загробную жизнь, важна религиозная принадлежность и после жизни.  В Европе издавна существовали отдельные кладбища: христианские, еврейские и мусульманские. Но и не всех христиан хоронят вместе. Есть отдельные католические и отдельные протестансткие. И даже отдельные кальвинистские и лютеранские.
 

Немного арифметики и можно понять, что, если детородным возрастом считать примерно 20-25 лет, за век сменится 4-5 поколений. А человечество, постоянно размножаясь, живет уже десятки тысяч лет.  Уйма покойников легла в землю. куда больше, чем сейчас живет на земле.  И соответственно, если было бы можно пересчитать все кладбища на земле, их накопилось больше, чем существует жилищ.  Простая логика подсказывает, что в споре жизни с вечностью победит вечность. 

Из Интернета:

«Погребальные сооружения возводились ещё в далёкой древности. Один из самых запоминающихся примеров — египетские пирамиды, имеющие ритуально-мемориальное значение. Однако изначально кладбища и так называемые «надгробия» носили исключительно утилитарный характер. Тела умерших прятали от диких зверей, изолировали покойников, заражённых смертельными болезнями.»

Ученые считают, что очередная ступень цивилизации – когда древние люди начали делать захоронения в специально отведенном месте. А потом и по определенному обряду. Такие места находят в раскопках древних поселений. Но когда в одном из захоронений нашили скелет со сросшейся костью ноги, это по мнению археологов, явилось свидетельством того, что цивилизация поднялась на новую ступень. Это свидетельство гуманизации. Племя относится к своим больным и инвалидам так, что не бросает их на волю судьбы, а желает их защитить от тягот жизни, находит применение таким людям, (хромым, слепнущим и т.д.)  и способно их защитить и прокормить.   


В Израиле могилы патриархов существуют очень давно.  причем поименно знают, кто где лежит. И если, допустим, в тех могилах вовсе посторонние лежат, но важен принцип. Принцип в том, что уже с незапамятных времен люди захоронение считали важным атрибутом жизни общества. В Израиле есть знаменитое кладбище праведников в Иерусалиме.  Туда по поверью спустится Мессия и начнет свой суд. И те, кто похоронен на кладбище праведников, первыми встанут из гробов и первыми предстанут перед великим судией. Праведникам -  суд без очереди. Есть кроме кладбищ для иудеев, кладбища для христиан, мусульман, светские кладбища. Имеются и военные английские кладбища, где похоронены английские солдаты времен Первой мировой войны, сражавшиеся в этих местах. В Беэр-Шеве, например, есть мемориальный комплекс, похожий расположением могил на Арлингтонское кладбище. И тоже на плитах выгравировано, к какой конфессии принадлежал похороненный под этой плитой.»

  «Изначально умерших христиан хоронили в катакомбах. После местом последнего пристанища становились церкви. Однако со временем привилегия погребения в священном месте оказалась доступной только выдающимся лицам. Простых людей размещали в атриумах — церковных дворах. Когда количество населения в городах возросло, от захоронения при церквях отказались. Погосты начали появляться на окраинах. В 17-18 веках из соображений санитарной безопасности в храмах запретили какие бы то ни было погребения. А в XIX столетии появился закон, который запрещал создавать кладбища внутри городов и других поселений.»

В Иране же есть совсем необычное для этой страны отдельное кладбище для польских граждан. Это те поляки, которые после нападения СССР на Польшу в 1939 году попали в сталинские лагеря. Но вскоре, когда началась Отечественная война, по договору с союзниками правительство СССР освободило поляков из сибирских и казахских лагерей, чтобы те, кто могут, присоединились к армии Андерса. Освобожденные по договору добирались до большой земли через Иран. Мужчины уехали воевать. А женщины и дети остались. Из-за нищенских условий существования, непривычного климата многие заболели и умерли. В Дулебе на юге Тегерана на кладбище похоронены 1937 польских граждан.   

 Туристам, посетившим Прагу, обязательно предложат посмотреть старое еврейское кладбище. Своего рода музей под открытым небом. Египетские пирамиды тоже представляют собой кладбище.

 Посетившие Москву сходят к Кремлевской стене и в Мавзолей.  Во времена Советского Союза в Мавзолей стояла очередь. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) свозят на Пискаревское кладбище.  Потому что это мемориал рассказывающих о тех жертвах, которые понес город во время блокады.
 
И все-таки туристам больше показывают театры, дворцы, музеи, храмы. Показывают ЖИЗНЬ города. Живым людям интересна история живого города. Интересны истории разных городов. Но истории кладбищ, вероятно, тоже интересны.


Люди верили в вечную загробную жизнь. А к вечной жизни нужно подготовиться основательно. Это в невечную жизнь ты приходишь голым и глупым. А в вечную - умудренным опытом и том, что накопил. И можно уважать себя заставить, когда не в шутку занемог. Готовились в путь в страну теней основательно. А отсюда   почтение к отеческим гробам.

Это своего рода дань живущих предкам. Торжественные проводы, усыпанные цветами могилы. Но еще более существенный для живущих вопрос в соотношении доли внимания. Какая доля отдается мертвым, и какая живым.

  Я как-то читал в учебнике истории о древних греках. Они долго и упорно воевали с персами. И на земле, и на воде. Флот у греков был хорошим. В одном из морских сражений греки наголову разбили персов. Но когда вернулись с победой в родной город, их осудили и пристыдили. В пылу сражения греческие воины не вылавливали погибших из воды. А это значило, что те пойдут на дно и не попадут туда, куда положено после смерти попасть воинам. Этот правильный переход в царство теней был расписан греческим похоронным обрядом. В следующем сражении греки меньше уделяли внимание бою, а больше тому, чтобы не упустить на дно своих мертвецов. И были разбиты. Это пример того, что соотношение внимания к живым и внимания к мертвым должно быть разумным. Если чересчур много внимания к мертвым, к прошлому, страдает настоящее.

Но мне осталось непонятным, или те древние греки сделали соответствующие выводы, или вышеприведенному примеру давал оценку современный учебник истории исходя из современных понятий. Возможно, что, когда древние воины вернулись домой разбитыми, горожане были удовлетворены тем, что вернулись хоть без победы, но зато с мертвыми телами. Мы, сегодняшние, не знаем, как думали древние. Наша сегодняшняя мера, считающаяся разумной может не во всем совпадать с мерой древних. И все же читая старинные книги, видим: нормы где-то не совпадали, а где-то совпадали.  И понятно, что чрезмерная забота о мертвых может стать в ущерб живым.

Для человека, верящего в загробную жизнь, было очень важно, как его похоронили.  Все ли положили, что понадобится после смерти. Археологи раскапывают различного рода богатые усыпальницы, курганы с разными бытовыми предметами, наложницами, слугами и конями, огромные, как город, пирамиды. Ученые исследуют похоронные обряды.


  Сколько сил и средств человек тратит на реальную жизнь и сколько на загробную, конечно зависит и от веры и существующих норм общества, и от степени религиозности самого человека, его семьи, и от физических и материальных возможностей похоронить покойного. Богатый много тратил при земной жизни и может комфортно себе обустроить загробную. Это в мирной жизни.  Во время трагедий, на войне возможности похоронить человека как подобает, резко ограничены. Все откладывается на послевоенное время.  А вот как это получается в послевоенное время …. Получается по-разному.


Сейчас в цивилизованном не религиозном обществе мало кто верит в загробную жизнь до такой степени, чтобы брать в дорогу вещи необходимые при жизни. Похороны умирающего больше волнуют хоронящих.  Родня, устроив похороны, потом заботится о могилах, памятниках. Это вопрос не столько долга, но и репутации. Ведь могила видна всем посещающим кладбище. А вдруг скажут, что забросили могилу. Не все равны по богатству при жизни. И, ясно что и на кладбище могилы разные.

 Аналогичный подход не только у родни. Родина-мать тоже заботится о своих усопших.  И тоже, по-разному. Давайте углубимся немного в это вопрос.  Говорят, что по тому, как в государстве относятся к могилам можно примерно понять, каков строй мыслей в самом государстве. Несколько примеров.

  При существовании Восточного блока СССР заботился о надлежащем порядке на кладбищах солдат, погибших в войнах с немецкими фашистами.  Сейчас в России все больше вспоминают великую Победу в войне, и содержание кладбищ в этих странах стало предметом обид и раздоров между Россией и странами, на территории которых эти кладбища находятся. Однако известно, что в России со времен той войны так и осталось много пропавших без вести.

В Великобритании тоже чтят память павших в войнах. Существует специальное общество по уходу за солдатскими могилами за рубежом. Общество либо нанимает местных жителей для этих целей. Либо в те страны, где есть английские кладбища, приезжают волонтеры. Но почти все павшие солдаты известны и похоронены.

Но общество не однородно. И это проявляется в похоронных обрядах. Поэтому отдельно нужно обратить внимание на то, как хоронят сильных мира сего.  Хорошо известно, как их хоронят в цивилизованных странах.  Не так давно хоронили английскую королеву Елизавету Вторую. Королева занимала престол с 6 февраля 1952 года на протяжении 70 лет и 214 дней, то есть почти на семь лет дольше, чем королева Виктория.

Цитата из Интернета:

Траурные мероприятия прошли согласно разработанному в 1960-х годах планом операции «Лондонский мост». Государственные похороны состоялись 19 сентября 2022 года, Елизавета была захоронена в семейном склепе в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке, рядом с отцом, матерью, сестрой и мужем. В соответствии с протоколом флаги Великобритании на Букингемском дворце и на Даунинг-стрит, 10 были приспущены[Тысячи людей собрались у королевских резиденций

Если прочитать подробное описание похорон, видно, что похороны были торжественными. Но до того фанатизма, что имели место при похоронах Сталина, в стране, где население не верит в загробную жизнь, близко не доходило. 

Из Интернета: 

«Теоретически каждый английский король мог еще при жизни выбрать себе место для погребения, хотя, как правило, их хоронили либо в Вестминстерском аббатстве, либо в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке.»

«Сен-Дени - один из самых знаменитых соборов Парижа и Франции. Его отличает не только великолепная архитектура, а это самая старая готическая церковь в Европе, но и статус королевской усыпальницы.»

«В Архангельском соборе московского Кремля —погребены московские князья и цари. Великокняжеская усыпальница — усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с Петропавловским собором.»

И этот обычай по отношению к захоронениям своих простых граждан, простых солдат и власть предержащих показывает, какой в стране баланс не только между верхушкой страны и народом, но и какое соотношение между пониманием важности для жизни прошлого и настоящего.  Наверное, в цивилизованном европейском мире принят за норму такой баланс: старое чтим, отдаем ему дань, отдаем дань павшим, старым победам, но настоящему дню, настоящим проблемам нужно уделять больше внимания. в настоящем дне рождается будущее.  А иначе получится как с теми древними греками.

Теперь посмотрим, что происходило с захоронениями. в Советской России. цитата из Интернета.

«В дни Февральской революции в Петрограде  погибло более 400  человек. В начале марта на заседаниях Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов обсуждался вопрос устройства похорон погибших. Изначально захоронения собирались провести по районам, но затем возобладала концепция единого захоронения и централизованных торжественных похорон.
 
5 марта Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов принял следующую резолюцию: «Похороны должны быть всенародные, общегражданские. Увековечить память жертв революции созданием памятника на Дворцовой площади. Похороны жертв революции должны быть совершены всем населением при участии всех частей Петроградского гарнизона, в полном составе при знамёнах и музыке.»

В ранние годы Советской власти на Марсовом поле стали хоронить погибших большевиков. Павших героев положено хоронить с почестями. Но концепция централизованных торжественных похорон павших героев - это уже возврат к глубокому средневековью. Если к не более ранним эпохам.  Советский Союз, страна с массовой грамотностью населения и активной антирелигиозной пропагандой разработала свои уникальные технологии. Чем своим мы могли гордиться, какие технологии мы могли продавать за рубеж? Мы могли гордиться нашими достижениями в области космоса, нашими атомными станциями, нашими танками, нашим «Калашниковым». Мы делали ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей. Но есть еще одна уникальная технология, которой обладал Советский Союз. Технология в области бальзамирования.

 
  Начали с Ленина. вот что написано в Интернете

«По официальной версии, Сталину якобы пришло великое множество писем и телеграмм с призывами как-нибудь сохранить тело вождя пролетариата. Общественности эту точку зрения представлял Калинин, он же публично отстаивал ее с трибун.
Письма простых советских рабочих с просьбами забальзамировать тело так и не были найдены»

«Через сутки после смерти Ленина, 22 января 1924 года, академик Алексей Абрикосов забальзамировал его тело — стандартная операция для последующего вскрытия и установления причин смерти. Для бальзамирования использовалась смесь, в которую входили вода, формалин, этиловый спирт, хлорид цинка и глицерин.»
 
И теперь попробуем оценить ситуацию. Два вышеприведенных параграфа из Интернета, кажутся приводят несколько лживую версию. Ленин умер, а как сообщить массам?  Интернета нет, телеграф далеко не везде. А рабочие и крестьяне уже успели узнать о смерти вождя. Уже успели составить письма, с просьбой, несколько не в православных традициях, сохранить его тело.  Почта работает медленно. Но в Кремле каким-то сказочным образом уже успели получить огромное количество писем и телеграмм, прочитать и дать из ряда вон выходящее распоряжение - забальзамировать. Подозрительно оперативно, если Абрикосов приступил к бальзамированию на следующий же день

Мне кажется, картина тут иная. Умер вождь партии. если почитать стенограммы конференций и съездов партии, то видно, что вопросы перед партийным руководством стояли серьезные. То Колчак, то Деникин, то Врангель, то Украинская Рада, то завоевание кавказских республик, то Польша, то голов, то мятежи.  Проблем по горло. Соратники Ленина по партии спорили с ним по многим вопросам. Но в конце концов побеждала ленинская концепция. Потому что у Ленина был громадный авторитет. «Он в черепе сотней губерний ворочал, людей носил до миллионов полутора. Он взвешивал мир в течение ночи.» А кроме того он был решителен и беспощаден.  А кроме того он был не просто руководителем, а вождем. Создателем партии вождисткого типа. Как сказал Мартов « по образцу ордена меченосцев». А раз умер вождь партии такого типа, то его нужно превратить в святого.  Вождисткий тип руководства – это религиозное подчинение народа, основанное на вере в святость вождей. Но Лениным дело не ограничилось. Вождисткий тип руководства дал свои споры.  А вожди не боги. Они умирали. Правда умирали вожди по –разному. Повергнутых вождей типа Гитлера тайно сжигали. Но многие вожди умирали в своей постели. И спрос на бальзамирование был.

В Интернете приведены такие интересные факты поводу увековечивания мумий вождей, что не могу удержаться и приведу достаточно большой материал оттуда. Уберу только долгие подробности о тайне состава для бальзамирования. Кого заинтересует, может сам найти эту информацию   

«После Ленина, в 1925 году, был забальзамирован еще один социалистический руководитель - Сунь Ятсен. Но китайцы, справились с технологией бальзамирования сами.
 

Вторым же забальзамированным политическим деятелем стал Григорий Котовский. Бывший уголовник, он являл собой пример настоящего лидера, способного вести за собой массы. Котовский был убит в собственном особняке Мейером Зайдером, криминальным авторитетом Одессы. Убийца не стал скрываться, сразу заявив о совершенном преступлении. Получил десять лет тюремного заключения, а вышел уже через три года "за примерное поведение". Котовскому устроили грандиозные похороны в Одессе.  В Бирзуле, Котовскому соорудили настоящий мавзолей, в котором его тело пролежало нетронутым до 1941 года. Немцы разрушили "коммунистический храм", а тело Котовского по частям сбросили в канаву. Мавзолей удалось восстановить только в 1965 году, и то только частично: тело Котовского можно было разглядеть лишь через маленькое окошко. А в 2011 году депутаты города Подольска Одесской области приняли решение перезахоронить изувеченные останки Григория Котовского.

Георгий Димитров умер в 1949 году в звании генерального секретаря ЦК Болгарской коммунистической партии. Местом смерти стала подмосковная Барвиха, куда Димитров приехал на лечение. Там же его забальзамировали сотрудники научно-исследовательской лаборатории при Мавзолее Ленина. В Софии для Димитрова приготовили целый мавзолей аналогичных с ленинским размеров. Однако в 1990 году в результате декоммунизации тело Димитрова тайно вывезли из мавзолея и захоронили. Через два года городской Совет принял решение взорвать мавзолей. Его пытались повредить целых пять раз, и только на пятый попытка оказалась удачной. Обломки разбирали на сувениры. Теперь вместо мавзолея в Софии – парковая зона.

А меж тем крупные социалистические деятели продолжали умирать. Так, перед советскими учеными встала задача забальзамировать тело Хорлогийна Чойбалсана, монгольского социалистического лидера, умершего в 1952 году. Тело начали бальзамировать, но процесс был прерван по приказу самого Сталина. Чойбалсана увезли из Москвы в закрытом саркофаге.

В 1953 году умирает сам Иосиф Сталин. Его похороны стали грандиозным событием с точки зрения организации. Фактически в честь умершего был проведен еще один парад с пролетом самолетов и артиллерийским салютом. Забальзамировали тело Сталина 9 марта в день похорон.

Несмотря на то что Хо Ши Мин написал огромное завещание, в котором попросил кремировать свое тело и зарыть урны с прахом в трех точках своей страны, Политбюро не выполнило заветов вьетнамского коммунистического лидера, объяснив свой поступок "историческими обязательствами" Тело долгое время находилось в бункерах на севере страны, чтобы его не могли найти американцы и уничтожить. Новая, улучшенная технология бальзамирования позволяла хранить тело практически в любых условиях. После войны оно было перевезено в Ханой, в мавзолей на площади Бадинь, открытый для посетителей с 1975 года.

В конце 70-х перед московской лабораторией была поставлена новая задача. В 1979 году в Москве от рака скончался президент Анголы Агостиньо Нето. Посольство Анголы обратилось к правительству СССР с просьбой сохранить тело. Темнокожих бальзамировать еще никто не пытался, а там были свои особенности - иной состав кожи и по-другому протекающие биологические процессы образования кожи. В итоге же удалось полностью сохранить тело, цвет волос, кожи усопшего президента. Нето был похоронен в Луанде в немного необычном мавзолее, но по просьбе семьи перезахоронен в 1992 году.

Через шесть лет советским ученым придется забальзамировать еще одного чернокожего: в 1985 году скончался президент Гайаны Форбс Бернем. Однако работу советских ученых так и не удастся никому увидеть - тело Бернема стало разменной монетой в политических играх Гайаны и США.  Бернем умер при странных обстоятельствах перед несложной операцией на горле. Тело было сразу забальзамировано по просьбе Гайанского правительства ленинской лабораторией, но Госдепартамент США пригрозил стране отменой экономической помощи в случае открытия доступа к телу. В итоге президента замуровали в герметичной капсуле.

Умерший в 1994 году Ким Ир Сен был забальзамирован российскими учеными по советской технологии, а его огромная резиденция была переоборудована в мавзолей. В 2011 году со смертью Ким Чен Ира снова встал вопрос о бальзамировании.

                Западные эксперты оценивали стоимость бальзамирования в 300 тысяч долларов ежегодно. Появлялись сообщения, что северокорейское руководство откажется от бальзамирования лидера. Но забальзамировать лидера – дело чести. Теперь в Кымсуанском мемориальном дворце Солнца находятся целых два лидера. Туда можно приезжать туристам, однако фотографировать умерших правителей КНДР строго запрещено. В мавзолей нельзя ходить людям в яркой одежде или с открытыми рукавами и щиколотками.

Но есть еще и вопрос, где и как похоронить. Вот что написано в Интернете

«Перед тем как Мавзолей Ленина принял свой окончательный облик, у Кремлевской стены были возведены два деревянных. Третий, постоянный, мавзолей должен был стать самым грандиозным. на протяжении шести лет после смерти Ленина разрабатывались самые разные проекты мемориала — от здания с земным шаром на крыше до аналога египетской пирамиды. К составлению проекта привлекли лучших советских и зарубежных архитекторов. В январе 1925 года Президиум ЦИК СССР объявил международный конкурс. Всего было представлено 117 работ. Строительство поручили Алексею Щусеву. Гранит для Мавзолея везли со всех уголков страны — из карьеров Карелии, Урала и Украины. По сторонам от усыпальницы разместили трибуны на 10 тыс. человек. А Красную площадь в ходе реконструкции перепланировали так, что Мавзолей занял на ней самую высокую точку.»

А ведь Ленин просил похоронить его, по-людски, рядом с могилой матери. Обычная просьба обычного старого человека. Ну да, Ленин не обычный. Лидер выше божьего помазанника.  Даже помазанных особ хоронили в соборах. А тут не божьего помазанника бальзамировали и положили в специально возведенном здании в центре столицы. Откуда такое религиозное почитание у большевиков-атеистов? Кажется, из глубины веков. «Мы наш мы новый мир построим». И построили, вернувшись на столетия. 

Из Интернета:
 
«У зулусов почтенных людей хоронили в доме, главу семьи у скотного двора, детей в пределах крааля позади или сбоку хижин соответствующей семьи.»

Нельзя отрицать, что фигура Ленина в сознании большой части населения послереволюционной России была грандиозна. Пролетариат верил, что, сместив власть буржуазии, Ленин осуществил его мечты. Но еще при Ленине происходило много такого, после чего население могло призадуматься. Происходили крестьянские восстания, жесточайшие подавления восстаний, голод, расстрелы. Да, исчезла эксплуатация народа капиталистами и землевладельцами. Но не скажешь, что при диктатуре пролетариата простой народ стал жить лучше. Прошло немного больше года после окончания гражданской войны. Война на окраинах, с басмачами еще продолжалась. НЭП сказал свое слово, но основная часть населения жила бедно. И эксплуатация грозила снова вернуться.  Кроме увековечивания памяти вождя населению хватало забот. И несмотря на все, Ленин пользовался любовью населения. Вероятно, больше всего за то, что беднота возвысилась над богатыми, опираясь на штыки. Наслаждение - взять и отнять. Это проще, чем выбиваться в люди, стараться, учиться, искать в себе талант. можно перевернуть шкалу ценность. Пролетарское происхождение сделать предметом гордости. Как писал Жванецкий: «с происхождением у меня все в порядке: бабка нищая, дед сумасшедший, прадед бродяга» И еще большее наслаждение бывших хозяев жизни в грязь втоптать. Проходишь как хозяин необъятной родины своей.

 
Но как верно писал тот же Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» сама природа дала неравенство.  Кто-то умнее, кто-то сильнее, кто-то смелее, кто-то удачливее. А значит, революция, подняв лозунг равенства, не установила равенства имущественного, подменила один вид неравенства н другим. И, в конце концов. неравенство снова проросло, как трава сквозь асфальт. Как сказал Присыпкин: «За что боролись, за красивую жизнь боролись». После революции наверх, к красивой жизни, вели другие лифты. Главный – пролетарское происхождение. 

Конечно, равенства нет ни в какой стране. Но в Советском Союзе о равенстве бесконечно говорили и ставили себя в противовес другим странам, эксплуатирующим народные массы. А в СССР кроме имущественного неравенства появилось и кастовое. Люди определенной касты ездили в элитные санатории, ездили в элитные зарубежные туристические поездки, получали билеты на элитные спектакли, ходили в элитные закрытые распределители.  Их дети учились в элитных школах, поступали в элитные вузы и все повторялось по кругу.
 
  И похороны - яркий пример кастового размежевания. не проходило.  Там все на виду. Мы не знали, как жил тот же Брежнев. Надо думать, не нуждался.  Это потом мы узнали о драгоценностях Галины Брежневой. Богатую жизнь можно скрыть на дачах с охраной и высокими заборами. Но похороны никуда не денешь. Лафет, почетный караул, прощальный салют, и многодневное «Лебединое озеро» Так что, и при Ленине, и после Ленина похороны проходили ой как неодинаково.  Ой как по-разному и болели, и умирали, и хоронили.  Но болезни и умирания только в памяти живых. А могилы - вещественные доказательства. Так что похороны, могилы, -  не только зеркало социального неравенства, а отражение приоритетов какими петлями, куда и как идет страна.



Когда «бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе сражались они» это нормально для бойцов. А когда эти битвы бесконечно вспоминают их потомки — это нормально до определенного предела. Потому что потомки этим битвам не свидетели. И у них есть естественное желание приукрасить свои победы.  И если о прошлых победах трубят бесконечно, не имея объяснений, почему же побежденные стали жить лучше победителей, то неимоверная любовь к отеческим гробам становится аномалией. Старое вязнет в ногах у нового. Я только недавно слушал: президент говорил, как русские (украинцы не в счет) славно победили в Отечественной войне, как русские сражались одни против всех. Какие огромные жертвы принесли.  Но жертвы той войны и по сей день не все найдены и похоронены. Но мы все грозим, что можем повторить! И повторяем.

Начали с малых масштабов. Но лиха беда начало. Президент сам сказал, что мы воевать еще не начинали. Так что ряды могил «наших мальчиков» еще ждут пополнения. Ведь воевать еще не начинали.   Нужно сплотиться. Тяжело. Мы снова одни против всех. И снова погибшие. 

И снова сплотиться нужно до определенного предела. Мухи отдельно, а котлеты отдельно.  Те, кому нужно в землю лечь, ложатся.  А кому на экранах светиться – светятся, а кому корпоративах веселиться – веселятся.   

  Подправленная история старой войны, возведенная до уровня непререкаемого катехизиса. хватает общество и тянет в новую войну. Вы скажете, никто до непререкаемого катехизиса Отечественную войну не возводит. А это что такое?
 
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" (с изменениями и дополнениями)

Статья 1. День Победы


Статья 2. Почетный караул у могилы Неизвестного солдата в городе Москве


Статья 3. О государственных наградах и других знаках отличия, связанных с событиями Великой Отечественной войны


Статья 4. Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова


Статья 5. Памятники Великой Отечественной войны


Статья 5.1. Перечень муниципальных образований, на территориях которых проходили боевые действия в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и могут находиться непогребенные останки погибших при защите Отечества в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов


Статья 6. Борьба с проявлениями фашизма


Статья 6.1. Запрет публичного отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси в ходе Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы


 То есть, если ты напомнишь, что нашей стране в войне помогали попадаешь под Статью 6.1. 

Между тем то, что Россия никогда не проигрывала войн и никогда не вела захватнических войн – это ложь. И эта ложь тянет в огонь новых войн. 

 
  А война – это кровь. трупы. И могилы, немые памятники истории. С ними периодически тоже борьба идет. То Сталина из Мавзолея вынесут, то мавзолей Димитрова взорвут. А что с простыми погибшими воинами? Как-то я видел (конечно, на видео) украинское поле с неубранными трупами русских воинов. Видел (тоже видео) как семьи хоронят своих погибших в этой войне. Видел ряды могил вагнеровцев. (это тех, которые вроде бы и не существуют. Но могилы реальные.) А потом видел разоренные могилы вагнеровцев.  И неизвестно, что впереди.

  Сначала мысль статьи была в том, чтобы подчеркнуть, что наши кладбищенские тонкости в той разительной дистанции между тем, как хоронят вождей, и тем, как хоронят простых людей.  И в том, что в такой обстановке, когда друзьями России стали террористы, религиозные фундаменталисты, растет вероятность, что похорон прибавится. Но под конец статьи прихожу к выводу, что еще большие тонкости еще большая уникальность нашей страны в неизвестности по поводу судьбы даже могил.
    


Рецензии
Интересный материал, но несколько смущает его разноплановость. Как будто автор собирается в дальнюю дорогу, а у него в наличии только один чемодан, куда он старается поместить как можно больше вещей, которые могут пригодиться. И размышления в публикации носят то философский, то историко-публицистический, а то и просто обычный житейский характер.

Владимир Садовник 1   17.01.2024 21:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.