Иван Бунин о любви до-духовной

                Иван Бунин о любви «до-духовной»

  В течение месяца перечитала произведения И. Бунина: «Митина любовь», «Солнечный удар» и другие рассказы, а также роман «Жизнь Арсеньева». 
Написать эссе о творчестве Бунина мне помог И. Ильин. Как всегда, его размышления очень интересны, полны жизненных наблюдений.

 Бунину дан великий дар полнокровно жить всеми пятью чувствами: он остро видит, слышит, осязает, обоняет мир, созерцает его. И мир благоухает или смердит в его зорких, точных и образных описаниях.

  Но мне хочется поговорить об особенности изображения Буниным любви, что очень ярко проявилось в романе «Жизнь Арсеньева».
Последняя часть романа посвящена любви двух молодых людей, Алексея Арсеньева и Лики. Уже в течение двух лет они живут вместе.

 По мнению И. Ильина, «искусство Бунина до-духовно». Смысл его творчества в изображении чувственной любви. И Бунин – «живописец человеческого инстинкта, исследует слепую власть инстинкта». (И, надо сказать, делает это очень талантливо!)

  Любовь девушки изображена традиционно. Она мечтает выйти замуж за любимого человека, очень огорчается, когда он уезжает (а он всё время стремится куда-нибудь уехать). Духовного родства между ними нет. Когда он рассказывал ей о своём детстве, «она слушала с беспощадным безучастием». Будучи натурой поэтичной, тонко чувствующей окружающий мир, герой читает ей стихи Пушкина, Фета: «Опять серебряные змеи/ через сугробы поползли». Она спрашивала: «Какие змеи?» И он с раздражением ей объяснял.

  Какими мыслями и чувствами живёт Лика, герой тоже не интересуется. Но, случайно прочитав подчёркнутые ею цитаты из романа Л.Толстого «Семейное счастье», он понял, что Лика, оставаясь одна, всё время думала о нём.   Она очень скучала, ждала его, страдала, ревновала, радостно встречала, мучилась сомнениями, чувствовала себя одинокой, хотела уехать. Её чувственная любовь была очень сильной.

 Но когда Лика сказала, лукавя, что действительно видит некоторое сходство своего положения с героями романа, но преувеличивать это не надо, герой утешается, ему было очень выгодно верить ей.

  А вот его чувства достаточно эгоистичные: «Я внушал ей одно: живи только для меня и мной, не лишай меня моей свободы, своеволия, – я тебя люблю и за это буду ещё больше любить. Мне казалось, что я так люблю, что мне всё можно, всё простительно».

  Герои Бунина, пишет И. Ильин, – «биологические особи, еще не ставшие личностью». 
И. Бунин раскрывает очень талантливо жизнь такого мощного человеческого инстинкта, как половое влечение. Герой влюблён в Лику, но, даже случайно встретив других женщин, он испытывает к ним половую страсть, которая, по определению Ильина, «изводит человека, но может совсем миновать сердце». Таких встреч описано в романе несколько. «Все проблемы борьбы с инстинктом, чувственности и греха чужды герою», – пишет Ильин. Никаких противоречий между «ОНО», «Я», СВЕРХ-Я», о которых размышлял Фрейд, у Бунина не существует.

  Но конец этих взаимоотношений драматичен. Она, продолжая его любить, всё-таки оставляет его, желая ему получить ещё большую свободу.

  Спустя много лет герой видит Лику во сне «с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда».
Бунин, по мнению И. Ильина, раскрывает любовь инстинкта, предельно-чувственную, земную, плотскую страсть.
 
  Поэтому, как считает Ильин, у Бунина нет изображения «не чувственной, духовной любви», о которой размышлял Платон, умели петь Петрарка, Пушкин, Достоевский, которую знал Тургенев. 
Но возможна ли духовная любовь без чувственной?! Разве можно разделить состояние души?

  Захотелось подробнее узнать, что такое платоническое чувство, о котором писал Платон. Он выступает с осуждением телесной любви, которая, по его мнению, стремится только к удовольствию. (А что тут плохого? Стремление к радости заложено в человеке.) Платон считает, что по мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высокого порядка, которая есть суть творчество. Наверное, об этой любви писал Ю. Кузнецов: «Моя душа так рада на этом свете снова видеть свет. Ей так легко, ей ничего не надо, ей всё равно, ты любишь или нет». Ю. Кузнецов пишет о возникновении платонической, просветлённой любви, которая вдохновляет художника-творца на творчество.
 
  А в стихах А. Пушкина о какой любви идёт речь? 
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
«Душу твою я люблю больше лица твоего»,– писал поэт, обращаясь к своей жене.
И можно ли сказать, что в строфе из письма Онегина, в которой так просто, точно и страстно передано состояние влюблённого человека, Пушкин изображает только  телесную любовь? Или только духовное чувство?

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

 А Валерий Брюсов в рассказах писал о женской любви как-то нелицеприятно. По его мнению, одни женщины в любви ведут себя, как проститутки, а у других – это чувство похоже на материнское. Надо подумать над этой трактовкой…
  Говорить о любви очень трудно, ибо ещё в Библии сказано:
« …тайна сия велика есть».


Рецензии