Переплетение имён, переплетение судеб

Наталья только что устроилась в этнографический музей, и её сразу отправили в командировку – в том состояло крещение на рабочем месте. Она ещё не успела толком ознакомиться с материалами экскурсий и экспозицией музея, к тому же, хоть и работала перед этим с людьми, специальности имела весьма далёкие от этнографии. Её не пугали трудности, скорее она воспринимала их как приключения.
За командированной заехал музейный автомобиль. Наташа передала свою чёрную кошку Косинусоиду сестре, дабы она заботилась о любимице, пока хозяйка в отъезде, бросила на последнее сидение только что купленные помидоры – и помчалась осваивать профессию в Голубой залив на Бухтарминском море в Алтайском Казахстане, где находились всесоюзный дом отдыха и выставочный зал музея.
-  Нам надо заехать ещё за журналистом, - сообщил шофёр.
Журналист оказался высоким красавцем. Было в его облике что-то блоковское. Наталья любила поэзию Серебряного века, с особым почтением относилась к Блоку, поэтому вся физика и химия сработали искрометно. Молодая шалунья загадала:
- Если он раздавит помидоры своими чреслами в белых брюках – будет между ними что-нибудь серьёзное.
Огромные томаты с аппетитными сахарными трещинами брызнули фонтаном и обагрили белоснежные брюки попутчика, а заодно и полосатую футболку Натальи. Он уселся прямо на сетку с помидорами, и даже не сразу понял, в чём дело, засмотревшись на золотой нимб на голове Натальи, который образовали солнечные лучи на её природных рыжих локонах. Она знала о сильных сторонах своей внешности, и хитро улыбнулась, пристально рассматривая смеющиеся глаза попутчика цвета спелого миндаля. Московский корреспондент ехал писать о вновь открытом филиале музея, где Наташе предстояло работать администратором и экскурсоводом по совместительству целый месяц.
Захотелось пить, а помидоры, которые могли бы утолить жажду, были раздавлены. У подножия горы бил родник. Наталья  вспомнила, о чём успела прочитать накануне:
- Здесь искали некую легендарную страну Беловодье, где реки молоком да мёдом текут.
- Да-да!  Тут даже названия рек о «белой» воде напоминают. Ульба, например. На Эльбу похоже, ведь так? – подхватил собеседник.
Ульба протекала в Усть-Каменогорске, откуда ехал автомобиль с известной читателю компанией. Там родилась и жила Наталья, единственная из семьи, переехавшей туда незадолго до рождения Натальи.
Оказалось, Казахстан герой нашего рассказа исколесил вдоль и поперек, писал газетные материалы об этих местах и людях, судьба которых была связана с Казахстаном, известных и ещё нет:  Павле Бажове, Александре Волкове,  Александре Солженицине и других, с многими встречался, беседовал лично и даже дружил. Между попутчиками, описанных в рассказе, разница в возрасте составляла более 37 лет.
Спутник предложил Наталье родниковой воды из своей кружки, но предупредил:
- А старообрядец давних времен, один из тех, которые селились здесь, у подножия Алтайских гор, воды из своей кружки  Вам не поднёс бы.
- Почему так сурово? – ресницы девушки, окаймлявшие глаза бирюзового цвета, вздрогнули.
- Староверы оберегали себя от антихристовых соблазнов!
Обоим было ясно, что эти самые соблазны уже проникли в тела и души мужчины и женщины, пивших «белую» воду из одной кружки. А души точно были затронуты таинственной связью, ведь девушку звали Натальей, а мужчину Адрианом.
- Здесь порожистая, стремительная Бухтарма впадала в Иртыш, который вытекал большой полноводной рекой из озера Зайсан.
- А почему впадала, а не впадает? – уточняла Наталья.
- Это отдельная история. В стародавние времена по Иртышу строили ряд крепостей, где сибирские казаки несли пожизненную службу. А в плодородные долины Бухтармы и других горных рек бежал разный люд от преследования властей: староверы, крепостные рабочие алтайских рудников, арестанты. Вот и вырастали здесь сёла с суровым жизненным укладом. К всякого рода «пришельцам» в этих местах относились с недоверием.
27 августа Адриан позвонил своей матери, тоже Наталии, в Москву,  и поздравил её с днём рождения и днём ангела. Ангелы у Адриана и Натальи были одни и те же. 8 сентября, а по старому стилю 27 августа, праздновались именины святых мучеников Адриана и Натальи.
Жили в IV веке молодожены Адриан и Наталия. Начальник судебной палаты  Адриан оказался свидетелем спасения христиан, подвергшихся гонению. Он принял христианство. Был заточен в тюрьму. Наталия, выросшая в семье знатного аристократического рода, приняла христианство тайно, ещё до Адриана. Неся на себе все тяготы испытаний, Наталия навещала мужа в тюрьме,  переодевшись в мужскую одежду. Адриана подвергли мученической казни. Тело Адриана было погребено недалеко от Византии. Там же в молитвах провела остаток своей долгой жизни и Наталия. Ей удалось забрать отсеченную руку мужа, которую она сохранила до конца своих дней.
… - Я хочу видеть твою избранницу, твою музу! – скомандовала мать Адриана, когда оба наших земных героя рассказа появились в Москве.
- Я не собрана, без макияжа! Придумай что-нибудь, Адрикотик, чтобы в другой раз!.. – заверещала капризная избранница.
- Ты всегда красива, Наташенька. Прошу тебя, поедем. Мама постоянно занята в театре и только что вернулась с гастролей из Япониии и Китая, а через несколько дней ей выступать в Канаде и  Америке, снова огромный перелет. Хочется получить материнское благословение на наш брак.
Наталья не стала огорчать своего любимого мужчину, они поймали такси и помчались к маме. Наташина мама давно умерла, а у отца появилась другая семья.
Дверь открыла дама, одетая очень просто: брюки, свитер. Квартира была охвачена чадом.
- Страшно захотелось котлеток, купила их в кулинарии, поставила жарить. Пока вас ждала – они сгорели, - смеялась Наталия Ильинична, - А я после театра такая голодная!
Предусмотрительный сын вынул из пакета банку икры и замороженные котлеты из щуки, привезенные с озера Зайсан, сам рыбачил, сам готовил.
- Тогда мы не ошиблись. Сейчас я мигом нажарю щучьих котлет!
Котлеты уплетали все вместе.
- Ешь-ешь, пока живот свеж! – поднимал аппетит Адриан Наташе. Она сначала скромничала, отказывалась, ведь Адриановой маме принесли. – Живот завянет,  - есть не станет! – продолжал шутить он присказками нянюшки Анны Егоровны, древней старушки, которая была  еще кормилицей отца Адриана и членом отцовской семьи, в которой проходило Адрианово подростковое детство.
- Икра еще молодая, не совсем устоялась, неоднородная по солености, но ничего, до попки дойдет – допреет, - копировал любимую нянюшку Адриан. Готовил он очень вкусно.
Мать Адриана всматривалась в лицо избранницы сына:
- А эта девочка – палец в рот не клади! – угадала она строптивый нрав тёзки. – Ты сделал серьёзный выбор. Всё в руках Божьих. Берегите друг друга.
Наташины щёки зарумянились, по отношению к Адриану она и в самом деле была девочкой. Разные «доброжелатели» предупреждали Наташу, что мать Адриана – очень жёсткая женщина, к тому же, «еврейка, и на брак сына с русской не согласится». Отец Наталии Ильиничны был крещеным евреем, но обе значимые для Адриана женщины оказались интернационалистками. Да и какой еще могла быть «мать всех детских театров мира», как выяснилось позднее.
 И вообще любовь не знает пространственно-временных и прочих границ, тем более что за дело уже взялись небесные покровители. Адриан и Наталья стали идти по дороге жизни вместе.
- Неужели этих огромных мужиков родила я?! – изумлялась Наталия Ильинична, секретничая с Наташей, наблюдая, как два её сына играют в настольный теннис. Брат Адриана, акробат, был таких же огромных размеров, как Адриан.
Женщины иногда поражаются своими преодолениями и достижениям.  А Наталия (Наталья) – имя сильных духом женщин, как их святая тёзка. Видимо, так было небом предрешено. Наталья об этом задумывалась уже давно.
 В Усть-Каменогорске жил врач «скорой помощи» Никандр Александрович Петровский , который на досуге собирал картотеку имен людей, то есть занимался уже не здоровьем тела, а воплощениями духа в виде имени. Позже он стал автором первого в мире словаря русских личных имен. О Петровском Наталья узнала от Адриана, он его раскопал и, как мы теперь говорим, раскрутил. Контакта с областной редакцией у врача-языковеда не было. А корреспонденцию Адриана о внеслужебном увлечении врача напечатала «Литературная газета». В поддержку Петровского выступила пресса, научные круги. По сценарию Адриана усть-каменогорской студией телевидения был снят фильм «Как ваше имя?», его показали по всему миру. У врача «скорой помощи» появились помощники и в СССР, и за рубежом. Маленькая квартира Петровского превратилась в филиал научно-исследовательского института ономатологии.  Одним из активных помощников Петровского был друг его детства – Александр Волков…
В жизни Натальи началась череда совпадений, связанных с именем. Иногда судьба Адриана и Натальи странным образом перекликалась с судьбой их святых тёзок, живших в IV веке. Современный Адриан страдал от зелёного змия, что для Натальи явилось неожиданным потрясением. Иногда он оказывался не в тюрьме, слава Богу, но в больнице, где хрупкая Наталья навещала его, собрав свою волю в кулак. В период ремиссии болезни Адриана это была счастливая семейная пара, ведь святые мученики Адриан и Наталья покровительствуют супружеской любви.
… Прошло много лет со дня встречи, описанной в начале рассказа. Шли съёмки телепередачи в московском храме Адриана и Натальи на Лосином острове. Репортаж был посвящен  только что вышедшей книге Натальи Менщиковой «Живое имя».
Тема имени легла  в основу сначала статей, а затем больших авторских работ Натальи. Её уникальный авторский календарь "Что в имени тебе моём…»  издали в Москве в 1996 г. огромным тиражом - в 50 тысяч экземпляров. Тираж научно-популярной книги «Живое имя» сразу после всяких дефолтов составил в 1999 году 30 тысяч экземпляров. Наталья обобщила свои наработки по ономастике, этнокультурным аспектам, а главное - психологии имени, связанные с формированием Я-образа, личности имяносителя. Наталья Менщикова ввела изобретенный ею же термин ИМЯТЕРАПИЯ, подразумевая под этим работу с образом Я человека через имя. 
 "... Для выбора имени вряд ли стоит бежать к астрологу или магу. Важно БЫТЬ и ощущать СЕБЯ СОБОЙ... Важно развитие своего Я от колыбели до последнего вздоха, а не ловкая смена масок, не маскарад и тем более не абстрактный коллективный разум будущего," - такой жизнеутверждающий принцип выдвигает и лирическая героиня и автор романа "Тайна Мёбиуса", который Наталья написала вслед за «Живым именем». Красной нитью там проходит тема «Имя», раскрытая не только в реалистических, но и в фантастических и фантасмагорических сюжетах и образах. Ещё о многих глобальных проблемах писала Наталья, ведь менялись века, тысячелетия, в жизнь людей внедрился интернет.
Адриан этого уже не застал, он остался в ХХ веке, умер в 1990-х. Когда гроб с телом Адриана в крематории опускали в геенну огненную, одна рука Адриана лежала вытянутой вдоль тела, другая на груди сжимала букетик незабудок, которые Наталья положила Адриану перед расставанием. Но это уже из гибридной реальности романа, где перед этим рассказывалось, как хоронили  людей на Руси в стародавние времена и как это связано с возникновением на Руси христианских имен: «Вместе с именами своими, исконными, забывали и веру языческую, обычаи и обряды. Но не сразу это случилось. Века проходили. Хоронили человека, - одну руку накладывали отошедшему в мир иной на грудь, по христианскому обычаю, а другую вытягивали вдоль тела - как язычнику. Окрестят человека Феодором, а люди по привычке Пересветом зовут. Даже служители монастырей поначалу не очень-то надеялись на христианского бога и прибегали к языческим правилам безопасности» (из «Тайны Мебиуса»).
Реальный Адриан еще при жизни просил, чтобы Наталья развеяла  его прах в Мещерине, недалеко от аэропорта Домодедово. Там перед дивным храмом на опушке леса супруги устраивали «японские пятиминутки», любуясь прекрасным, поистине божественным, местом.  Но когда Наталья приехала туда совершить этот ритуал - там стояли машины, тишину нарушала вульгарная музыка и жарились шашлыки.
Наталья не могла таскать с собой прах мужа в банке, как это сделала, например, героиня романа Юрия Домбровского «Хранитель древностей». Когда любовник героини Домбровского, доктор, умер,  она, будучи прозектором мединститута, сожгла его тело в своей прозекторской и носила трехлитровую банку повсюду в поисках того, кто мог бы слепить из пепла бюст любимого мужчины. Наконец, когда она нашла химика, согласившегося ей помочь, в дом вдовы явились сотрудники НКВД и арестовали доктора в его банке – и смех и грех. Этот эпизод из романа Домбровского пришел на ум Наталье не просто так. Реальный Адриан хорошо знал Юрия Домбровского и написал о нем несколько очерков. Вдова Юрия Домбровского Клара была хорошим другом семьи Натальи и Адриана.
 Связь символов прослеживается на всей ленте Мебиуса, на которой встретились, любили друг друга и расстались Адриан и Наталья, на которой переплелись их имена самым причудливым образом. Но чтобы душа Адриана не металась вечно по ленте Мёбиуса, Наталья похоронила мужа на Новодевичьем кладбище, рядом с его отцом и дядей Михаилом (псевдоним – Николай Огнев) Розановыми, популярными писателями 1930-х годов. Недалеко находятся и могила матери Адриана – Наталии Сац, режиссера, народной артистки СССР, организатора и художественного руководителя детских театров (всех титулов не перечислить), и могила его деда, композитора Ильи Саца. Адриан был достоин своих знаменитых родных – он писал газетные очерки о ярких  людях, многие появлялись в гостях у супругов, были их друзьями, но это уже другие имена, другие судьбы и другие истории, которые переплела вселенная, стремясь к гармонии. Многое в руках Божьих.

(С) Наталья Менщикова

См. также публикации на эту тему:

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. ЖИВОЕ ИМЯ. - М., Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. - 249 с. - ISBN 5-8153-0036-5; ББК 88.5; М50. – Тираж  - (15 000+15 000 =30 000) экз.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...»: авторско-составительский календарь. - «Олимп»,  изд. лиц.07190; Издательство АСТ, изд.лиц. 01372; Москва, 1996. – Тираж - 50 000 экз.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. ТАЙНА МЕБИУСА: виртуально-психологическая фантасмагория. – М.: Издательство «Азбука», 2000. – 264 с. – ISBN 5-8012-0003-7; М50.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. СТРАХ ВНЕДРЕНИЯ: аллегорический детектив. – М.: Издательство РСП. 2022. – 180 с. – ISBN 978-5-4477-3617-0; УДК 82-8; ББК 84 (2 Рос=Рус); М50.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. Тайна Мёбиуса. Фрагменты из романа. Антология русской прозы 2020. Книга третья. – М.: Издательство РСП. 2021. –  328 с.: ил. - С.145-152. -  ISBN 978-5-4477-1720-9;  УДК 82-3; ББК 84 (2Рос =Рус) ; А 72.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. Рассказы. Наследие 2021. Книга пятая. – М.: Издательство РСП. 2021. – 336 с. – С.273-278. -  ISBN 978-5-4477-1838-1;  УДК 82-8; ББК 84 (2Рос =Рус)6-5 ; Н 31.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. Рассказы. – Литературная премия «Наследие». Сборник произведений финалистов за 2021 год. – М.: Издательство РСП, 2021. – 336 с.: ил. -  С.252 -255; ISBN 978-5-4477-3086-4;  УДК 82-8; ББК 84 (2Рос =Рус)6-5 ; Л64.

 НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. Школа эстетического воспитания. Наследие 2023. Книга четвертая. – М.: Издательство РСП. 2023. – 336 с. – С.282-290.- ISBN 978-5-4477-2130-5; УДК 82-8; ББК 84 (2Рос =Рус)6-5; Н31.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. Рассказы. Писатель года 2018. Книга третья – М.: Издательство РСП. 2019. – 248 с. – С.166-182. - ISBN 978-5-4477-1278-5; УДК 82-3; ББК 84 (2 Рос=Рус)6-5; П67.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. О чём задумался жук на листе Мёбиуса? - Писатель года 2019. Книга седьмая. – М.: Издательство РСП. 2020. – 284  с. – С.117-121. – ISBN 978-5-4477-1459-8; УДК 82-3; ББК 84 (2 Рос=Рус)6-5; П67.

НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА. Переплетение имён, переплетение судеб. - Наследие 2024. Книга третья. - М.: Издательство РСП, 2024. - 330 с. - С.312-320. - ISBN 978-5-4477-2249-4; УДК 82-8; ББК 84 (2Рос=Рус)6-5; Н31.


Рецензии