Жили - были. Глава 2. Макароны по-флотски

(Начало -http://proza.ru/2024/02/01/253)

 Звонко щелкали годы, как счетчик советского такси. Молодые Дудники обзавелись  семьями. В каждой в итоге оказалось по двое детей.  В семье Ивана  Анатолий  (1958 г.р.) и Александр (1963 г.р.), в семье Николая Юрий (1961 г.р.) и  Евгений (1966 г.р.), в семье Валерия Галина (1957-го г.р.) и Игорь (1968 г.р.), в семье Светланы – Наталья (1972 г.р.) и Евгений (1976 г.р.).

 Дядьки наши были существенно взрослее нас - племянников в семействе Дудников, а вот тётя Света была старше меня всего на 6 лет. Да и это количество лет нивелировалось тем обстоятельством, что у меня и тети был общий друг детства Игорь Зинин, который  старше меня всего на 4 года. У Игоря был отец -дядя Ваня. Водитель грузовика. Игорь рисовал автомобили, показывал мне свои рисунки. Я ему подражал - тоже рисовал-рисовал. Может быть поэтому, много лет спустя, не водителями в моей семье оставались только я и наша кошка Ксюша?! Однако её уже нет.

 Светлана, Игорь и я росли в одном дворе, который я считал своим домом. Так или иначе "система координат" вращается вокруг этого двора - ничего не поделаешь! Поэтому, разыскав старинное незатейливое, как мои записи, фото нашего дома, я был разочарован: блёкло, убого и черно-бело. Совсем не как в памяти!

Осенью 2023-го брат Юрий провёз меня вдоль родного местечка.

- А где же акации по периметру двора перед высоким забором, сирень, тополя  и сам высокий стройный дом на перекрестке самой длинной улицы Советской и Куйбышева? Свято место пусто не бывает: теперь на месте родового гнезда Дудников   самый, что ни на есть банк. А тополя - те же самые. Из детства.

Впрочем, самое время вернуться к продолжению моего рассказа о Дудниках.  Игоря я ценил как друга, а Светлану – уважал как старшую родственницу в семейной иерархии, тем более, что жила она с моими дедом и бабушкой через стенку в нашу квартиру. Думаю, что она помыкала нами - племянниками еще с рождения! Конечно в благородных воспитательных целях. О Светлане, жаль, что она в 2020 оставила нас , я еще напишу. А с Игорем Зининым я не встречался с 1980-го года. Хочется верить, что у него всё сложилось в жизни.

Игорь, как я помню, однажды утром оказался на крыше склада - прямо напротив  входа в нашу квартиру, чем произвел на меня большое впечатление. В то время он со своими родителями проживал в том же доме, что и я с родителями. Его мама тётя Таня была старше моей: приехала с юга Казахстана и начала работать в связи раньше моей мамы. Наверное поэтому у её семьи была большая комната, а у нашей - маленькая. Коридорчик был общий. Припоминаю, что, будучи уже школьником, вымыл пол как-то в этом коридорчике, а затем на оставленной луже чуть ли не катался на коньках.

Чтобы до конца закрыть вопрос с географией, скажу, что дядя Коля, вернувшись из Армии и женившись на тёте Вале, первое время жил с семьёй в полуподвальчике нашего дома - бывшей аккумуляторной, которую только и надо было облагородить. Мне кажется, что в этом помещении какое-то время жил и я с родителями, но мама Нина Григорьевна в свои 86 как-то неуверенно это подтверждает. Однако точно совершенно, что током меня малолетнего дернуло при вводе в эксплуатацию новенькой плитки то ли в этой самой аккумуляторной, то ли этажом выше - в нашей комнате.


Про двор нашего детства ещё раз скажу особо. Это была обширная   территория то ли предприятий, то ли подразделений связи города Кокчетава – одного из крупнейших областных центров Казахстана.

 Целина! Как много в этом слове для наших родственников  сплелось. Примыкающая к  "дедовой" части двора территория была забита здоровенными бобинами с кабелем, которые перекатывали рабочие, грузили грузчики и куда-то отвозили водители на грузовиках. Работников мы знали в лицо, да и сами мы примелькались. Считали, что так и должно быть, если дед-начальник почты, старший сын Иван - работник отдела доставки, средний сын - экспедитор с оружием, все  три снохи - телеграфистки. Даже наша бабушка работала сторожем этого "пула". Почему-то форменные фуражки почтового ведомства  носили только дед Иван Васильевич, да дядя Николай. Я до сих пор удивляюсь их терпению при ремонте ремешков фуражек, так как я их регулярно отрывал. Мне хотелось походить на деда и дядю Николая.
 
В свои 65, оглядываясь назад, я должен признать, что на мое детское воспитание существенно повлиял именно дядя Николай. Он оказался заядлым рыбаком. Где эта любовь к рыбалке его настигла - я не знаю. Наверное уже и не узнаю. А вот мне она передалась от него. Ни наш дед, ни мой отец, ни дядя Валерий - в тяге к рыбалке замечены не были. Мой папа мог порыбачить недолго ради куража или чтобы сделать приятное близким.

На озере Копа, что с севера примыкает к кварталам родного Кокчетава (сейчас называется Кокшетау - примечание автора) я неоднократно загорал и купался с родителями, чему способствовали жаркий резко континентальный климат и относительная близость озера к нашему месту проживания. По крайней мере, во мне до сих присутствует уверенность, что основная дорога к озеру проходила мимо нашего дома по улице Советской. Людской поток, то редкий, то густой, как Ниагара протекал изо дня в день мимо наших окон. В подтверждение своего тезиса упомяну, что, наверное, один из двух-трёх ларьков, в котором продавали мороженое,находился поистине в шаговой доступности от нашего дома. Как этот ларек меня искушал?! Однажды, я пошел на дело: у гостившей у нас алма-атинской бабушки Веры - маминой мамы из столбика монет на краешке стола я натурально стырил без оглядки на свое  незапятнанное прошлое и настоящее несколько монет медного цвета.

- Денег много! - считал я, стоя в очереди у  вожделенного  ларька, однако наскребла продавщица  мне желанного лакомства лишь в треть вафельного стаканчика. К счастью, другого дела больше не было. Не подвернулось, можно сказать!

Пара абзацев выше были преамбулой случая, когда дядя взял меня с собой впервые на рыбалку на Копу. Когда усталые мы вернулись домой в вечерние сумерки в душе моей, как окунёк в бидончике уже плескалась страсть к рыбалке. Поистине волшебство: леска, крючек, грузило, поплавок, червячёк, удилишко, вырезанное из куста в дедовом огороде умелыми руками "капитана-наставника", как я сейчас в шутку назвал бы дядьку - и всё! Ты в другом мире!

Пока подрастал Юра - сын дяди Коли, дядя нередко брал меня на летнюю рыбалку. Но самые уловы были без меня. Помню, что как-то разом пришли соседи за крупной рыбой, пойманной моим дядей. Я тихо гордился. Немного погодя, на дедов двор привезли новенькую, только-только сделанную лодку. Взрослые походили вокруг неё и под вечер на откуда-то взявшейся телеге повезли прямиком по нашей улице на берег озера. Я сидел в это время в лодке. Ну и задал я ревака, сильно разволновавшись - полагая, что плавсредство отнимут, когда дежурный, наверное по станции ОСВОД, оштрафовал хозяина лодки за то, что она не зарегистрирована. Никакие аргументы не подействовали. Лодку посадили на цепь на берегу довольно далеко от дома - там, где позже будет проживать мой школьный друг Виктор Григорьев. У дядиной лодки будет трудная судьба - её угонят, переставят на другое место, подожгут, но всё равно на ней не раз выйдут на рыбалку дядя Николай, сначала со мной, а затем и  с его сыновьями Юрием и Евгением, ставшими тоже заядлыми рыбаками.


 Однажды, наверное ранней зимой, выпал обильный снег – во дворе были самые настоящие сугробы. Светлана на тот момент была ученицей средней школы. Она выкопала просторную замечательную пещеру в сугробе, забралась в неё, а мой дед, то есть её папка, коварно подкрался к пещере и обвалил её  свод на спрятавшуюся в ней дочь банальной лопатой.  Участники сего представления хохотали. На меня же – дошкольника, наблюдавшего за происходящим в окно,  финал  произвел неизгладимое впечатление -  стал бояться  ситуаций, когда разом что-то рядом рушится.

Пожалуй, мне было лет 5, когда в день рождения 22 ноября выпал первый снег и папа откуда-то с чердака над дедовой половиной дома вытащил несколько пар лыж с палками и рассказал заодно, что в его раннем детстве он с братьями катался на самодельных лыжах из штакетника. Память услужливо подгоняет один случай к другому. Отец (он 1936-го года рождения) рассказывал, что  у него с братьями были одни валенки на всех.

 Чтобы оставить дедов чердак в покое, скажу, что - опять же по снегу, наверное лет в 6, дед привлёк меня к спасательной операции - извлечению котят из-под балки, что под крышей. Оказывается,  кошка ночью мяукала - рожала. Дом был высокий, но взрослому было не добраться до местечка с котятами. Дед "принял" от меня котят. Он был доволен результатами вылазки,кошка - благополучным разрешением от бремени, а я - похвалой деда.

- Эх, гулять - так гулять! С душой нараспашку, как всякий порядочный человек, я должен поведать читателям свой позорный случай, когда  на газовой плите, что была в упомянутом выше коридорчике, впервые жарил макароны. Был я тогда школьником то ли первого, то ли второго класса. Лишь благодаря бдительности дяди Николая, удалось избежать задымления. С тех пор я понимаю, что приготовить макароны по-флотски - это тебе не хухры-мухры!

Читатель спросит: "Почему на воспоминаниях лёгкий налёт морской соли? Причин несколько: любовь к весенним разливам, пара морских бушлатов, сшитых золотыми мамиными руками, фильм "Оптимистическая трагедия" и книга "Цусима" Новикова-Прибоя.

Продолжение - http://proza.ru/2024/02/11/259


Рецензии
Анатолий, для нас читателей, как и для автора, всегда интересно окунуться в прошлое. Читателю легче, ибо он ЧИТАЕТ, а вот автору, прежде чем написать, многое надо было отыскать, вспомнить, распросить, затем всё обобщить и выдать нам в виде готового произведения. Прочту с удовольствием. Если вдруг не появлюсь несколько дней, значит до операции прочёл не всё.
С уважением СВЕТ

Виктор Светозарский   19.01.2024 01:36     Заявить о нарушении
Виктор, поправляйся. Спасибо за прявленный интерес.

Анатолий Дудник   20.01.2024 07:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.