Великие маэстро Джоаккино Россини, часть 1

               
        Будущий композитор появился на свет 29 февраля 1792 года в итальянском городке Пезаро, став единственным сыном музыкантов. Отец Джоаккино играл на трубе в оркестре, а мать, обладавшая прекрасным голосом, работала в театре.
         В возрасте 10 лет музыкально одаренный  мальчик  получил базовое образование в школе в Болонье, куда переехала  семья. Изучая музыку, мальчик впервые познакомился с творчеством Моцарта и Гайдна, которое оказало на него большое влияние. К 12 годам он уже написал 6 сонат для четырёхструнных инструментов, которые представил на суд публике.
          В 1806 году Россини поступил в Музыкальный лицей, где обучался вокалу и композиции, игре на фортепиано и виолончели. Обладая чистым баритональным тенором, юноша нередко выступал в театре.

           Родители Джоаккино понимали, что будущее в мире музыки будет за оперой, и посоветовали сыну отправиться в Венецию, которая была сосредоточением этого жанра.
Дебютной оперой юного Россини стала «Деметрий и Полибий», однако первой на большой сцене была поставлена комедия «Вексель на брак». Получив свой первый гонорар, молодой композитор с большим вдохновением написал сразу 3 пьесы: «Счастливый обман», «Шелковая лестница» и «Синьор Брускино, или Случайный сын».
           Творчество Россини пришлось по вкусу требовательной итальянской публике, и вскоре оперы начинающего композитора стали ставить не только в Венеции, но и в других городах Италии. Так, в Милане опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» всего за один год была поставлена 53 раза. Интересный факт: благодаря такому успеху Россини не только улучшил своё материальное положение, но также получил освобождение от обязательной военной службы.

         В  1815 году  Россини  переехал в Неаполь для работы в королевских театрах. В то время Неаполь считался оперной столицей Европы, и молодому композитору  выпала честь возглавить Teatro di San Carlo — лучшую оперную площадку города.
        Поначалу Россини был холодно встречен привередливой местной публикой, однако его опера «Елизавета, королева Англии», написанная в 1815 году, имела ошеломительный успех.
        В 1815–1822 годах  Россини написал 18 опер! Его лучшим произведением считается опера «Севильский цирюльник», ставшая своеобразной визитной карточкой Россини. Большой популярностью пользовались также оперы «Золушка, или Торжество добродетели», «Отелло, или Венецианский мавр», «Моисей в Египте».

        В 1822 году Россини с неаполитанской оперной труппой отправился на гастроли в Вену. Местная публика с восторгом приняла итальянского композитора и его последнюю работу, оперу «Зельмира».    Там же  произошло памятное для Россини событие — знакомство с Бетховеном, который, несмотря на глухоту, высоко оценил музыку Джоаккино.
      По приглашению Королевского театра, Россини посетил Лондон, где его встретили с овациями. Не меньший успех ожидал композитора и во Франции. Карьера Россини в Париже была головокружительной. Через два года он отошёл от руководства Итальянским театром и получил звание генерального инспектора пения и композитора его величества; в 1827 году ему присвоили почетную должность в королевской свите, затем он стал членом совета по управлению королевскими музыкальными школами и членом комитета театра Оперы. Не менее блистательны были успехи его опер.
         Оперу  «Вильгельм Телль» ждали с огромным нетерпением. 7 августа 1829 года, через четыре дня после премьеры Карл X даровал его автору орден Почетного Легиона, высшую награду Франции. Однако, основная масса аристократической публики, от которой зависел успех постановок, отнеслась к «Теллю» довольно холодно. Опера  им показалась утомительной и сложной. Представления «Вильгельма Телля» посещались не очень хорошо и дирекция театра начала давать оперу в урезанном виде, сокращая отдельные номера и даже акты.

        Творчество Россини оказало огромное влияние на становление композиторов Европы и на всю европейскую культуру в целом. Но на вершине славы, в возрасте 37 лет, Россини неожиданно перестал писать. В музыкальном искусстве популярность стало набирать романтическое течение, которое для композитора-классика было чуждым. Россини было всего 37 лет, когда он замолк. Возможно, одной из причин «отречения» Россини было стремительное развитие романтизма в музыкальном искусстве Франции и Германии. Это художественное направление было чуждо ясному и стройному мироощущению Россини, называвшего себя «последним из классиков».
        Но Россини не порвал полностью с композиторской деятельностью, он обратился к сфере духовных жанров. Правда,  былой интенсивности  уже не наблюдалось.

       Стоит немного сказать о его личной жизни.  Россини был дважды женат. Композитор всегда испытывал влечение к певицам, с которыми работал, но главной женщиной в жизни композитора оказалась Изабелла Кольбран, примадонна Teatro di San Carlo, ставшая его женой в 1821 году. Она выполняла первые партии его опер и явилась  для Россини и музой, и женой, и на протяжении 13 лет вдохновляла маэстро.  Затем отношения между ними стали охладевать из-за его знакомства с куртизанкой Олимпией Пелисье,   и они развелись.

        В 1836 году Россини почти на двадцать лет поселился в Италии, жил в Болонье, потом во Флоренции. С увлечением занялся педагогической работой, руководил болонским музыкальным лицеем, воспитанником которого некогда был сам. Живо откликался на всё, что могло способствовать развитию музыкального образования, совершенствованию музыкальной культуры и творчества.
В 1839 году Россини заболел длительной и тяжёлой болезнью.
В 1846, через год после смерти Изабеллы Кольбран, Россини женился на Олимпии Пелисье,  которая ради Джоаккино стала примерной супругой. В обоих браках детей у композитора не было.

         Скончался Россини 13 ноября 1868 года в возрасте 76 лет. После заупокойной мессы, на которой присутствовало около четырёх тысяч человек, огромная траурная процессия направилась на кладбище Пер-Лашез. Впереди шли два батальона пехоты и оркестры двух легионов Национальной гвардии, исполнявшие Траурный марш из «Сороки-воровки», молитву из «Моисея» и отрывки из духовных произведений великого композитора. Тело Россини было забальзамировано. В 1887 году его торжественно перевезли в Италию и погребли во Флоренции рядом с могилами Микеланджело и Галилея.

         Джоаккино Антонио Россини (1792–1868) — итальянский композитор,  вошел  в историю как король итальянской классической музыки.    Он автор 39 опер, среди которых самой популярной стала опера «Севильский цирюльник».  Его самые известные оперы  «Золушка» и франкоязычные эпопеи «Моисей в Египте» и «Вильгельм Телль».
       Склонность к вдохновенным, песенным мелодиям — одна из ведущих черт творчества Россини, благодаря которой его прозвали «итальянским Моцартом».
Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия.   
         «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». До появления Верди именно Россини стоял в центре итальянской оперной жизни. Однажды он сказал: «Дайте мне счёт из прачечной, и я положу его на музыку».
    К прослушиванию предлагаются вам  два из  наиболее известных  произведений композитора.
Увертюра к опере «Вильгельм Телль» https://yandex.ru/video/preview/5556859835489559680
                Неаполитанская тарантелла
https://yandex.ru/video/preview/6642004255156499943
Применяемые материалы:


Рецензии
Людочка, спасибо.
Очень уважаю просветительскую деятельность.
Сама этим охотно занимаюсь.
Доброго здоровья и новых творческих успехов.

Нина Калашникова   30.01.2024 19:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина, за прочтение и добрый отзыв! Да, мы обе просветительницы.
Вы - по литературе, я - по музыке. Причем, я сама тоже просвещаюсь.)))
Крепкого здоровья Вам и всяких благ!
С уважением,

Людмила Каштанова   31.01.2024 09:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.