06. 01. 2024. Про диафильмы и пластинки
Была, правда, альтернатива в кинотеатре. Там еженедельно устраивался сеанс для детей, полноценный, в час -полтора одних мультфильмов. Но до клуба надо было дойти. Родителей надо было на этот поход уговорить. Время из своих забот родители должны были где-то выковырять, что при посменной работе не всегда возможно в принципе. Деньги на билеты тоже нужно было где-то взять. В общем, в целом неплохая возможность посмотреть мультфильмы на большом экране в жизни воплощалась нечасто в силу непреодолимых обстоятельств.
Приходилось прибегать к суррогатам.
Был в нашем детстве полуволшебный приборчик. Взрослые, заигрывая с нами, иногда пытались нас обмануть и выдать всю эту конструкцию за «как бы мультфильмы», но нас было не обмануть. Проектор- это железная коробочка с грохочущим содержимым, сверху железяка, куда вставляется раскадрованная полупрозрачная лента и рукояткой по кадрам прокручивается.
Для просмотра требовалась свободная стена, темнота и взрослый, который будет эту рукоятку крутить. Диафильмы пользовались популярностью в то время, когда электрические приборы нам в руки еще не давали. Да и читать текст на кадрах мы, наверное, тогда еще не умели.
Не могу сказать, что это было самое любимое развлечение, куклы чуть раньше и книги чуть позже были любимее. Тем не менее, это было забавно. Напоминало мини-кинотеатр, хромой на одну ногу и глухой на одно ухо, но с грехом выполняющий функцию просвещения подрастающего поколения.
Диафильмов, собственно, этих лент, свернутых в трубочку и живущих в круглых маленьких коробочках, у нас была целая коробища. Помню даже научно-популярные — как развивалось человечество, например, как появилось колесо, как зарождались привычки, ритуалы и правила поведения в обществе. И массу сказок, часть из которых я уже и во взрослом состоянии с трудом находила.
А в остальном, огромное количество сказок и рассказов иностранных и русских/советских авторов, интересных историй под скрипящее колесико проектора и непрофессиональное дикторство мамы прослушано темными зимними вечерами на окраине леса и просмотрено, вглядываясь в забавные картинки, ожившие в луче света на белой стене.
Еще одна замена мультфильмов была аудиального характера. Пластинки, на которых была записана звуковая дорожка со всеми героями, песнями, музыкой и голосом автора. Пластинки почему-то были даже любимее диафильмов. Они были бодрее, звучали на разные голоса, под них можно было плясать, вместе с ними можно было даже продекламировать весь текст, который зачастую был известен наизусть.
Пластинок тоже было много, часть из них была просто озвученными сказками/историями, часть — перезаписанные звуковые дорожки тех же мультфильмов, особо полюбившиеся детям.
В общем, первые выученные наизусть песни и тексты — оттуда. Первое понимание, что тыщу раз повторенное, не забывается в ближайшие пятьдесят лет — оттуда. Первое философское понимание, что нужно радоваться тому, что есть, просто потому что могло бы и не быть — оттуда.
Первые университеты и первые учителя. Бременские музыканты и сказки Джанни Родари.
Свидетельство о публикации №224011000006