На круги своя

               
Оказавшись в больнице, они сошлись на игре в шахматы.  Ну и , конечно, играя в шахматы, разговорились. Возраст у них был примерно  одинаковый , приближающийся к восьмидесяти, но голова у каждого работала ещё вполне прилично. По ходу разговора выяснилось, что у них по жизни мало общего. Но причина, по которой они попали в больницу, была  одна и та же. У обоих случился инфаркт.  Причину инфаркта оба объясняли одинаково. Это-осознание своего одиночества.
- Мне 78 лет, - говорил  Геннадий Петрович .У меня жена, двое детей. Работаю  редактором в одной из местных газет. Два года тому назад я резко постарел. Из  мужчины пожилого возраста
превратился в старика. И именно в это время , или примерно в это время, со мной произошли и другие изменения. Эти изменения носили, я бы сказал, какой-то внутренний характер. Короче говоря, я стал другим. Во мне зародилось ощущение, что я один во всём свете. Я видел людей вокруг себя, но их как бы не было. Я жил прежней жизнью, разговаривал, общался, делал всё то. что делал всегда и всё время пребывал в состоянии одиночества. Это новое состояние меня не покидало и стало тревожить. Непонятно был, откуда оно взялось. Оно расширялось, заполняло меня всё больше и становилось крайне неприятным. Окружающие меня люди, в том числе и  мои
близкие. ничего не замечали. Для них я был такой как прежде. Чувство одиночества нарастало и становилось мучительным. Я  старался больше  общаться с родными. друзьями,  знакомыми, но тщетно. Ничего не помогало. И вот однажды я ехал в автобусе. На остановке вошёл инвалид на костылях.  Автобус  тронулся. Инвалид не успел схватиться  за поручень  и упал, загромыхав костылями. Я бросился его поднимать. Мне это удалось,  и я усадил его. Он посмотрел на меня, поблагодарил и одарил такой улыбкой, что у меня что-то произошло внутри. Меня вдруг пронзила мысль: я не один на земле. Эта улыбка меня спасла. В это трудно поверить, но это было именно так, как я вам говорю. Через какое-то время состояние одиночества вернулось. И вот я здесь.
- У меня получилось иначе- рассказывал Савелий Яковлевич. У меня в авиакатастрофе погибла жена. Мы были вместе 48 лет. Нам было хорошо вдвоём. Мы были вполне самодостаточны. После того, что случилось,  я почувствовал себя выброшенным из жизни. К сожалению, никто не оказал мне, как говорят,  моральную поддержку. А эти казённые  соболезнования  только злили. Мне тогда казалось почему-то, что надо уйти в запой. Но, к сожалению,  я непьющий. Чувство одиночества  поглотило меня. И я вдруг вспомнил, что , когда мы с братом  будучи в подростковом возрасте,  поехали отдыхать в деревню к нам приехал наш папа.  Недавно от рака умерла его жена, наша мамочка. И вот он в горе  приехал  к нам,  к своим родным детям. А куда он мог ещё приехать?   И вот я помню, мы идём втроём по дороге. Я с братом впереди. Оживлённо о чём-то говорим. А сзади за нами идёт папа, о котором мы забыли. Он уехал. .А я только недавно вспомнил  всё это. Мне после стольких лет ( лет сорок прошло. Папы уж давно в живых нет ) вдруг возникла перед глазами картина: мы идём впереди, а папа, который приехал к нам за поддержкой, плетётся сзади. Боже мой, какой стыд. Проклятое чувство одиночества  прихватило моё сердце. И вот я здесь.
Собеседники, а точнее сказать, товарищи по несчастью , стали заинтересованно  обсуждать тему  одиночества. В разговоре они пришли к выводу, что тема эта  многообразна  и, может быть, даже до конца не изучена. В какой-то степени она  касается практически любого человека. Они попытались сформулировать, что такое  одиночество. У них получилось: одиночество-это состояние человека, когда он чувствует, что он один, что никому нет никакого  дела  до него самого. Это его гнетёт и приводит к непредсказуемым последствиям, вплоть до самоубийства. Этот человек  может быть окружён людьми, причём самыми благожелательными. У него может быть  как бы всё хорошо в семье. И всё равно он чувствует, что он одинок. Безусловно, не каждому дано осознать, что такое одиночество. Существует множество людей, которые даже не понимают, что это такое. Такие люди увлечены чем-то другим. Это другое может быть самым разнообразным. Но это увлечение полностью поглощает их.  Им некогда думать  о таких глупостях как одиночество или что-либо подобное.  Тем не менее, для очень многих одиночество  серьёзно омрачает их жизнь. Возник по ходу разговора вопрос, как соотносятся такие понятия как любовь и одиночество.    Испытывает ли человек одиночество, если он знает, что его любят?  Решили, что такой человек всё равно может испытывать  одиночество, если у него нет ответного чувства. Более того,  безответная любовь может даже  усугубить чувство одиночества. А если человек сам любит, то тогда как? В этом случае он ожидает ответного чувства. Если оно есть, то тогда ни о каком одиночестве речи идти не может.  Человек тогда не чувствует одиночества, когда обнаруживает родственную душу, излучающую душевное тепло.  Одиночество даже может прерваться на некоторое время, если обнаруживается даже  незнакомый человек , излучающий душевное тепло. Излучать душевное тепло должно являться необходимым атрибутом для таких профессий  как врач ,  медсестра (её не случайно зовут сестра, сестричка,), учитель  и многие другие. К этой же категории относятся служители культа. Многие, пребывающие в одиночестве,  приобщаются к религии т.к. вера, Бог  несёт душевное тепло и душевное спокойствие.


Рецензии