Исполин Шагов В. С. Из книги Дорога моей жизни

     Истинно велик тот человек, который сумел 
овладеть своим временем.

    (Гесиод – древнегреческий поэт)


С этим удивительным и добрым человеком я познакомился благодаря моему однокашнику по Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Андрею Дашиевичу Дармаеву, человеку, чья доброта и благородство цементируют и скрепляют дружбу между различными людьми.

Давным-давно он мне как-то позвонил и начал со своего традиционного приветствия, – Слава советским морякам!

– На веки слава! – привычно ответил я.

– Как дела, старый моряк?

– Старых моряков не бывает!

– Саня, – начал он без предисловия, – я дал почитать друзьям твои книги, тоже выпускникам академии, один моложе нас, Валера Чичкалюк, а другой, Василий Семёнович Шагов, постарше. Они в восторге! У тебя нет лишних экземпляров? Тем более у Василия Семёновича скоро день рождения. Хочу им подарить, они будет очень рады!

– Что-то было. Не могу сейчас конкретно ничего сказать, посмотрю. Книги расходятся быстро, да и тираж небольшой…

– Не переживай, поможем.

Поговорив немного, мы, пожелав друг другу доброго здоровья, расстались, а я на следующий день отослал в Иркутск три книги, больше не было.

Недели через три в 10 часов утра раздался звонок.

– Слава советским морякам! – прогремел на том конце вселенной голос Дармаева.
– На веки слава!

– Как дела, старый моряк?

– Старых моряков не бывает! – традиционно отвечаю я.

– Мы тут в кафе принимаем волшебные капли по случаю дня рождения Василия Семёновича Шагова.
 
– Чего так рано?..

– Ты забываешь, что между нами разница в пять часов. У нас сейчас третий час. Потом темнеет рано. И холодно, –35! Даю ему трубочку.

– Саша, здравствуй, Василий Семёнович. Спасибо за твои книги, мне Андрей их сегодня подарил! Ты в Николаеве живёшь, а я родом с Одесской области, так что мы с тобой почти земляки, – он глухо засмеялся.

– Василий Семёнович, с днем рождения Вас! Пусть всё в этой жизни будет у Вас хорошо! Будьте здоровы и всего Вам доброго. Живите долго.

Мы немного поговорили, и я попросил его рассказать о себе, тем более, что Андрей Дармаев сказал мне, что Шагов – это целая эпоха в нашей жизни.
Договорившись о времени, мы расстались.

Но… этот разговор не состоялся по многим причинам и я здесь помещаю то, что сумел добыть.

Василий Семёнович Шагов родился 7 января 1943 года в Украине, городе Балта, Одесской области.

Как раньше мы писали в анкетах, социальное происхождение – из рабочих, – смеется он. – С 1949 по 1957 год учился в Балтской школе № 9. Учился хорошо. Но время было тяжёлое, послевоенное, жили бедно, и надо было помогать родителям встать на ноги. Поэтому в 1957 году, после 7 класса, мне тогда исполнилось 14 лет, поступил на работу в Балтскую ремонтно-строительную контору в качестве каменщика. Одновременно продолжал учебу в Балтской вечерней школе рабочей молодежи (ШРМ), которую окончил в 1960 году. После окончания ШРМ поступил в Одесское медицинское училище № 3 (ранее оно называлось Одесское военно-морское медицинское училище).

В 1963 году, в составе спецвыпуска, был призван в Вооруженные Силы СССР, где прослужил на различных должностях до 2001 года. Если посчитать – 38 лет!

В 1963 году в войсковой части 74273 Одесского военного округа принял присягу и был направлен в Венгрию, в Южную группу войск (ЮГВ) фельдшером в войсковую часть 63795. На этой должности прослужил до 1965 года и меня назначили в в/ч 75569 (ЮГВ) фельдшером – начальником аптеки, на врачебную должность. Здесь я послужил до 1968 года, написал рапорт и поступил на учебу в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кировы на факультет авиационной медицины, которую закончил в 1974 году и был направлен старшим врачом в город Нерчинск, в 23 Воздушную армию (ВА) Забайкальского Военного округа (ЗабВО).

В 1977 году закончил в городе Чита интернатуру по специальности врач-невролог. После её окончания был назначен старшим офицером по медицинскому обеспечению безопасности полетов в городе Чита, 23 Воздушной армии (ВА) Забайкальского Военного округа (ЗабВО), где служил до 1981 года.

С 1981 по1985 годы я – начальник медицинской службы соединения, 23 ВА ЗабВо в Монголии, город Чойр. В 1982 году мне присвоено звание Отличник здравоохранения СССР.

В 1985 году меня назначают начальником учебной части военной кафедры Иркутского Государственного медицинского института (ИГМИ). На этой должности я прослужил до 1987 года и стал начальником кафедры в этом институте, а затем и университете (ИГМИ–ИГМУ).

В период с 1987 по 2001 годы неоднократно повышал квалификацию по вопросам планирования учебного процесса, руководства военной кафедрой.

В 2001 году уволился с военной службы в звании полковника медицинской службы и ушел на пенсию, но продолжил работать на ВК ИГМУ старшим преподавателем и по совместительству – инженером РСО.

С 2006 года и по настоящее время он работает начальником медицинской службы 5 филиала Главного центра геопространственной информации МО РФ.

Василий Семёнович Шагов имеет многочисленные правительственные награды. Он награждён орденом «За службу в ВС СССР III степени», многими медалями, в том числе медалью Н.И. Пирогова, грамотами и ценными подарками от Главкома ВВС, Начальника медицинской службы ВВС, командующего ЗабВО, командиров частей, Балтского райкома комсомола и другими.
 
Доброго здоровье тебе, дорогой Василий Семёнович и 100 лет жизни! Пусть исполняются все твои помыслы и желания.


Рецензии
Приятное знакомство, как всегда, если это хороший человек.
Всего доброго!

Наталья Караева   11.01.2024 18:52     Заявить о нарушении
Дорога моей жизни... И на каждом этапе этой жизни хороших людей становилось все больше и больше... Я счастлив что они были и еще будут.

Александр Финогеев   12.01.2024 15:44   Заявить о нарушении