Воспоминание о Чачи и Фотинии. История из жизни

Фотиния, так звали сестру не родную, а двоюродную.
Добрая, всегда поможет. Ее уж нет. Помню, как будто сегодня, 28 января 2002 года ее сердце остановилось. Мама позвонила мне в город и сообщила о внезапной ее смерти:
– Фотиния умерла. В доме Кутузовых обнаружили ее труп, праздновали… После вскрытия документ получила: «Асфиксия, точнее удушение, в желудке нашли самогон».
После вскрытия Фотинию привезли в Шиньшу. Во время обмывания тела мама заметила синяки на шее, а милиция не обратила внимание на кровоподтеки. Откуда на шее синяки? Синяк просто так не может появиться. Тогда мама мне сказала: «Фотинию убили, точнее задушили».
Мама является тетей для Фотинии. Поговорив с супругом А., не стали подавать заявление в милицию. А ее мать Чачи – малограмотная женщина, ума бы не хватило дальше пойти. К тому времени у Фотинии остался одиннадцатилетний сын Алеша.
На похороны  из-за работы не смогла приехать. Слишком далеко жила. Хоронила моя мама, мать Фотинии к тому времени уже была полуслепой.
Оказывается, Фотиния заранее чувствовала свою смерть и наказала матери, чтоб ее тело  увезли на лошади до кладбища. В зимний день в упряжке снарядили лошадь. Все ее просьбы исполнили.
Гроб дома простоял ночь, а хоронили Фотинию 31 января в морозный день. Тогда мама сообщила по телефону:
– Попрощаться приходил ее друг Игорь И. Он всю ночь просидел у гроба и рассказывал, как искренне любил ее. Встречались они тайно.
Тогда мама ему задала вопрос:
– Раз любил, почему не женился? Где же ты был?
– Успел жениться, но всегда думал о ней, поэтому пришел проводить в последний путь.
Рано утром Игорь ушел, на похороны до кладбища не пришел…
После похорон Фотинии мама часто приезжала в Шиньшу ухаживать за могилой, а после смерти родителей мы стали ездить.  На ее могиле цветет земляника, а потом благоухают красные ягоды. Рядышком раскачивает ветерком кудрявая береза. С каждым годом она выше к солнцу поднимается. Очень долго простоял деревянный крест, а летом 2020 года, посоветовавшись с сестрами, решили поставить металлический крест с фотографией. Младшая сестренка Галя заказала фотографию, а мы с сестрой Ларисой купили металлический крест, увезли цемент с песком, могилу привели в порядок. Хотя прошло много времени, могила не опустилась, как будто на днях похоронена. Спросила местных:
– Почему не садится земля?
Они объяснили так:
– Землю трамбуют специальной деревянной колотушкой, земля ровно садится и не нужно переделывать, лопату оставляют на могиле. Это обязательное правило.
На самом деле, проходя около могил, у каждой могилы  ровная земля …
 Мама иногда рассказывала о своей семье и старшей сестре Чачи:
– Моя мама Оляна была дважды замужем. С сестрой Чачи мы одной крови по материнской линии. В свое время ее сватали в деревню, но она в больнице не хотела потерять работу, поэтому отказалась от замужества. Оставшись старой девой, в 32 года решила родить для себя ребенка. На горизонте появился Валентин Рябинов, приехавший в отпуск в середине июня 1958 года к родителям. Его отец Михаил Рябинов в то время работал директором Шиньшинской средней школы, а супруга учительницей. Семья Михаила Рябинина проживала в своем доме напротив дома тети Чачи на улице Заречной. Потом Валентин уехал, не зная о беременности сестры Чачи. Об этом знали только родители Валентина Михаил Рябинин и его супруга, но сын успел жениться… Так родилась 4 апреля 1959 года дочь Светлана Валентиновна, фамилию дала своей мамы Васильева.
Тетя Чачи с дочерью проживали в небольшой комфортной пятистенке. В том же доме после замужества моя мама проживала с отцом. Когда отцу предоставили барачного типа квартиру, они переехали, а дом переписала сестре Чачи. В красивом месте, где перед домом росла лишь травка, улица считалась безлюдной. С двумя окнами на улицу, с левой стороны от дома под открытым небом стояли комбайны и трактора. Ограды не было. Когда-то в том месте находилось старинное кладбище. Когда раскапывали вглубь землю, находили скелеты, волосы. Как-то с Фотинией обнаружили старинные монеты, но они были ржавые и грязные. Мы их сразу выкинули. В этих местах проводить бы раскопку. Может, и серебряные монеты припрятаны?
Долгое время наша семья проживала недалеко от тети. Напротив нашего барака позже построили каменный магазин. Он до сих пор стоит в том же месте. В стороне маслозавода стояла конеферма, где лошади паслись в огромном поле и бегали галопом. От забора простиралась небольшая тропинка на улицу Заречная, можно было добираться и через деревянную калитку школьного яблоневого сада. Около калитки рос дикий шиповник. Весной он радовал ароматными розовыми цветами, а осенью красными ягодами. Около школьного сада с правой стороны вместо ограды стоял длинный туалет из деревянных досок, с внешней стороны покрашенный мелом, а внутри много больших дыр, где постоянно обсыпали хлоркой. Внизу дырки кишели беленькие черви. Впереди туалета красовалась небольшая полянка, где летом радовали глаз белые ромашки, синие колокольчики и красные мелкие гвоздики. Пчелы жужжали, и летали разноцветные бабочки. Иногда сачком гонялись за бабочкой. По полянке шла тропинка к общей бане для учителей. Топили баню по очереди. В семье у нас было четверо детей. Как мама успевала всех детей помыть, откуда столь здоровья было. Папа по очереди уводил до дома, потом  шел мыться в баню. Как-то я, еще в школу не ходила, наверное пять годков было, после бани хотела расчесать волосы. Ища расческу, залезла на кухонный голубой шкаф. На меня упала верхняя часть шкафа и я ударилась головой об пол и потекла кровь. В слезах побежала в баню. Увидев меня, отец сразу оделся и повел в больницу. Как он тогда испугался. Мы шли пешком до конца села. В деревянном здании больницы в темноте сидела медсестра и мне рану на голове помазала зеленкой. До сих пор остался шрам на этом месте…
Тетя Чачи работала в родильном отделении больницы санитаркой. Каждая роженица, особенно татарки, дарили ей духи, одеколоны. Они стояли рядами на столе. Помню духи «Красная Москва». Чистоплотность передалось и дочери Фотинии.
Тетя Чачи с детства жалела свою дочь Фотинию, все прихоти выполняла. В ночные дежурства оставляла у родни или у нас дома. Ее дочь пошла в первый класс. По рассказам мамы, она дочери решала все задания по арифметике. В итоге Фотиния арифметику не освоила. А вот читать она очень любила марийские книги и писала без ошибок.
Фотиния подросла. В переходном возрасте к тете сватался вдовец Давид С., коренастый мужчина ниже среднего роста, с большой головой, длинными руками и кривыми ногами, прошел всю войну. Часто слышала от Фотинии прозвище «Торешйол». Понятно было, это последствие рахита. В старые времена никто не лечил детей от рахита.
Тетя Чачи в 1974 году перешла жить к Давиду. В то время Фотиния окончила было 8 классов, осталась одинока в своем доме. И тут ее жизнь резко изменилась. К ней стали приходить одноклассники Таня В., Галя. Они часто распивали вино дешевого качества, друг другу ходили в гости. Так сестра пристрастилась к вину. Иногда я приходила навещать ее, видела эту компанию навеселе.
Фотиния сдружилась с местной женщиной Риммой С., намного старше ее, годилась почти матери. Она стала частым гостем у нее дома, иногда появлялась с мужчиной, только не с супругом. Слабохарактерный супруг Риммы наверняка боялся ее. Как зовут, теперь не помню. Приходила и дочь Риммы Света со своим кавалером Славиком, фамилии не помню. В то время она считалась красавицей, одевалась в модный спортивный голубой шерстяной костюм с замком спереди. Училась она в 8 классе, любила командовать в чужом доме. Вся ее семейка мылась в бане у Фотинии. Римма ставила в предбаннике брагу, потом гнала самогон в бане, понемногу спаивала Фотинию.
Фотиния закончила десять классов. После школы с подругой Галей уехали в Кинешму на ткацкую фабрику, жили в общежитии, получали хорошую зарплату. Ее подруга Галя выскочила замуж, а она через несколько лет вернулась домой, одевалась модно для того времени.
Немного погодя, Фотиния продала дом с баней за триста рублей. Сама осталась без жилья и переехала к матери и Давиду. Во время каникул я часто приезжала к тете Чачи. Супруг Давид оказался толковым мужчиной, держал прочное хозяйство. Они держали корову, овец, кур и гусей. Всегда в доме имелось молоко, творог, свежий сыр и сливочное масло. Он был добрым и малоразговорчивым. Пожив несколько лет в гражданском браке, мои родители порекомендовали им оформить официально брак. Брак оформили, но тетя Чачи оставила свою девичью фамилию Павлова. Жили они душа в душу.
В один из июльских дней 1983 года Давид поехал рубить лес в свою делянку. День оказался жарким, у него соскочило давление. Его нашли в лесу, сидевшего под деревом без признаков жизни.
Так тетя осталась вдовой, все хозяйство и дом Давида перешло к ней. Она тяжело перенесла смерть супруга.
Какой была мама Фотинии тетя Чачи? По словам моей мамы, по внешности напоминала мою бабушку Оляну, такую же темноволосую, с очень густыми волосами, темными глазами, ростом ниже среднего. Из-за густоты волос она постоянно сбривала полголовы и туго натягивала шнурком из толстой нити. Никогда не жаловалась на свое здоровье, как и ее дочь Фотиния.
После смерти супруга Давида тетя Чачи познакомилась с молодым вдовцом Костей. Она звала его Костюк, с виду мужчина-красавец, с голубыми глазами, любил поговорить и шутить, с моей мамой одного года рождения, но любил выпивать. Он стал потихоньку у тети таскать вещи, красть деньги и спаивать тетю. Тетя пьяницей не стала, но в порыве пьянства молодой сожитель избивал тетю по голове. В результате она стала плохо видеть, с годами ослепла на оба глаза. Вскоре от пьянства Костюк умирает…
Вернусь к Фотинии. После приезда из Кинешмы она устроилась на работу на маслосырбазу, где готовили плавленый и твердо- копченый сыр. Иногда и домой приносила. Сыр был хорошего качества. Затем она перешла на хлебозавод, где выпекали хлеб. Часто нас обеспечивала хлебом, мукой и дрожжами. В то время был свободный вход и чужим на хлебозавод. Ради интереса и я спокойно проходила на хлебозавод. Работая на хлебозаводе, Фотиния знакомится с юношей Славиком из Сернурского района, сам высокого роста, худенький. Встречались они два года, в 31 год 2 августа 1990 года родила сына Алексея. Очень любила свое дите. Два года живя в гражданском браке, почему-то официально не поженились. После рождения ребенка она переехала в Шиньшу.
И тут началось… В результате ребенком не занималась. Моя мама часто их навещала. В первый класс сын Фотинии пошел в шесть лет. Помню, как мама покупала часть вещей, а школа выделила деньги на школьную форму. Как-то мама привезла его сына в поселок. Мне запомнился один эпизод. Мама чистила картошку. Он, увидев картофелину в кастрюле, схватился за обе ручки за очищенную сырую картошку, и стал жадно есть. При нас съел одну большую картофелину. Мама стала плакать, и решила Фотинию лишить материнства. После лишения родительских прав Алешу отправили в детский дом в Звениговский район. Хоть он там был сыт и одет. Мама часто навещала его, во время каникул привозила в поселок, на Рождество крестила в церкви, угощала сладостями. Из-за косоглазия его перевели в школу-интернат для слепых в Савино. Мы с мамой приезжали к нему два раза. Он тогда нам сыграл на баяне, учеба шла у него на тройки, но у него был интерес к телевизорам, радиоприемникам. Мама в то время в школу-интернат предоставила справку, чтоб после выхода оттуда предоставили ему квартиру, как сироте. Кто-то ему сказал, что земля с домом ценнее, чем получение квартиры в городе. И он съездил в родное село, получил прописку в Шиньше, хотя сам не приезжает в деревню и не следит за домом. Отчий дом матери находится в запущенном состоянии, баня и пристрой к дому с хлевом и сараем сгнили, вход в сени сгнил и ворота в плачевном состоянии. Остался лишь крепкий дом. Во дворе дома без разрешения хозяина устроили пилораму, пилят дрова, собирают малину, картофельное поле заросло сорняками. Где сейчас живет и трудится Алексей? Связь прервана, телефон недоступен.
Фотиния после лишения материнства пошла по наклонной линии. Она умерла, возможно убили, в возрасте 42 лет. До 43 лет не дожила два месяца.
А могла бы прожить долгую жизнь с ее крепким здоровьем. Ни разу в жизни не болела ни гриппом, ни насморком.
Может судьба? Суждено было ей прожить лишь 42 года. Хотя один раз с ней был откровенный разговор. Ее слова «Я не собираюсь долго жить, сорок лет протяну и хватит». Тогда я ее поругала, но слова ее сбылись.
После смерти дочери Фотинии сестра мамы Чачи осталась одна, полуслепая одна не смогла жить. Мои родители забирают в Морки, выделяют отдельную комнату. Живя у родителей, она никогда не болела, не чихала, не кашляла. Инвалидность по зрению также ей помогли сделать мои родители. Ее выводили на улицу с палочкой, долго сидела на скамейке и дышала свежим воздухом. Родители за ней хорошо ухаживали. В основном тетя молчала, любила слушать.
Тетя Чачи умерла в солнечный день 21 июля 2007 года, ей было 81 год. Мама заранее ее застраховала, чтоб после смерти не было хлопот с похоронами. Тетя умирала легко, без мучений. Она за день до смерти прилегла в кровать и не встала. Мама ей принесла в комнату покушать, но она отказалась поесть. Лежала так до вечера и не хотела вставать. Папа вызвал скорую помощь. Проверив ее состояние,  фельдшерица сказала:
– Пульс замедленный, температура пониженная, скоро скончается.
К утру  тихо скончалась,никого не мучая. В морг ее не увезли, сразу помыли и одели во все чистое. На похороны я не смогла приехать, лишь приезжала  сестренка Наталья. После звонка в ритуальные услуги привезли гроб, один венок, увезли  до Моркинского кладбища, за копку могилы мама отдала пол-литра водки.
Каждый год стараемся посещать могилу тети Чачи. Она лежит в сухом месте, где летом цветет земляника, деревянный крест поменяли на металлический, фотографию повесили.
Тетя Чачи награждена медалями «За доблестный труд в ВОВ в 1941-1945г.г»(7.02.2006), «Ветеран труда»(21.01.1983).
Почти вся жизнь  ее оказалась счастливой. В деревне во время войны все голодали, как и моя мама, а она не сплавляла лес по Илети, как другие девушки ее возраста, не голодала, кусок хлеба находила, работая в больнице санитаркой. На улице Заречной дом считался на двоих, но  моя мама переписала свою долю на старшую сестру. Тетя была замужем за толковым вдовцом Давидом. После потери зрения она  не оказалась в интернате, а проживала в отдельной комнате у моих родителей, ухаживали и проводили в последний путь также мои родители.
 С дочерью тете не повезло. Во всем виновата сама, так как из-за материнской любви испортила свою дочь Фотинию, выполняя все прихоти ребенка, в переходном возрасте оставила без присмотра, когда дочь больше всех нуждалась в любви матери.
8.11.2023


Рецензии