На флаг и гюйс!.. Шевченко Г. Н. Из книги Дорога

У моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь – славный.

(П.С. Нахимов – российский флотоводец)


На эскадренный эсминец «Благородный» я пришел в августе 1978 года, прослужив год на Гвардейском Большом противолодочном корабле (БПК) «Сообразительный». Правда с декабря 1977 года и по май 1978 года включительно был откомандирован на Малый ракетный корабль (МРК) Крымской Военно-морской базы и убыл в Красное море, в район боевых действий между Эфиопией и Сомали, для выполнения интернационального долга. По завершению этого похода окончил в Севастополе интернатуру по хирургии и, как сказал выше, в конце августа 1978 года направлен для дальнейшего прохождения службы на эскадренный эсминец «Благородный» начальником медицинской службы, прослужив на нём шесть лет, из которых около 4,5 лет провёл в море.

Романтика?

Нет – служба!

Прежде чем перейти к основному герою этого очерка, я хочу рассказать немного о корабле – эсминце «Благородный – с экипажем в 312 человек, корабле-труженике, пахаре морских просторов. Он чаще был в море, чем в базе.

Эскадренный эсминец «Благородный» построен в 1955 году на заводе имени 61 коммунара в городе Николаев, спущен на воду и принят в состав Черноморского флота в 1957 году.

В августе 1959 года «Благородный» совершил свой первый поход на боевую службу в Средиземное море. Этих боевых служб у корабля-труженика было великое множество, каждый год по 5,5 месяцев и более. Он выполнял задачи рекогносцировки албанских берегов для организации базы, в 1960 году обеспечивал эвакуацию советских специалистов из албанского города Влеры. В период обострения арабо-израильского конфликта с 5 по 30 июня 1967 года «Благородный» обеспечивал советское военное присутствие в Сирии с заходом в порт Тартус.

В ноябре 1976 эскадренный эсминец выполнял задачи боевой службы в Атлантике с заходами в порты Гвинеи – Конакри, Бенина – Котону, Анголы – Луанда, охранял судоходство и обеспечивал связью самолёты Ту-95 по маршруту пролета.

Выполняя задачи боевой службы в Чёрном и Средиземном морях, корабль со-вершал заходы в порты Варна – Болгария, Сплит и Дубровник – Югославия, Тартус – Сирии и Тунис – государства Тунис.

В августе 1982 года, выйдя из Севастополя и обогнув Европу, корабль прибыл в Кронштадт, где был передан в состав Ленинградской Военно-морской базы.

В 1989 году, приказом Министра обороны СССР эсминец «Благородный» был исключён из состава ВМФ СССР и расформирован, а в 1992 году продан на слом в Португалию.
Очень трогательно о судьбе кораблей сказал великий русский писатель Вален-тин Пикуль: «Корабли – как и люди. Рождением своим приносят радость и поселяют в сердце печаль своей гибелью. Редко они доживают свой век на почётном приколе гаваней, словно на заслуженной пенсии, чаще их поглощает огонь или пучина…».
Я в своей довольно долгой флотской жизни служил на нескольких кораблях, в штабе бригады и хочу сказать, что на эсминце «Благородный» была очень дружная офицерская кают-компания. Это – сплочённая семья единомышленников. Здесь всё было общее: единые мысли, единые цели, единые задачи…

Как и в каждой семье её обитатели и смеются, и ругаются… Всё бывает. Но всё это по-семейному, без злобы и мести.

Климат в семье зарождается её родителями, а на корабле – командирами корабля и его заместителями. И каким они его заложат, так и будут здесь жить, служить после-дующие экипажи.

Конечно, малое количество офицеров на «Благородном, которые встречались вместе лишь в редкие минуты стоянки корабля у пирса, в базе, или на якоре в море, то-же давали толчок к сближению и сплачиванию коллектива.

Это лишь краткие штрихи биографии корабля-моряка, корабля-труженика, на котором с 1979 по 1984 годы Григорий Николаевич Шевченко был командиром корабля.
 
Анализируя его жизнь, я всегда поражался и удивлялся тому, как крестьянский парень, выросший в лесостепной зоне Полтавщины в сотнях километрах от моря, видевший водоём лишь возле дома, стал классным моряком, МОРЯКОМ в полном смысле этого слова.

Он и внешне более походил на трудягу-крестьянина, землепашца, чем на моря-ка: круглолицый, кряжистый, приземистый, плотного телосложения.
Но повторюсь ещё раз, он стал очень грамотным моряком: думающим, готовым принять судьбоносное решение в считанные секунды. Он был для экипажа и отцом, и командиром. Моряки его помнят, чтят и очень уважают.

Родился Григорий Николаевич 15 января 1949 года в селе Тарнавщина Лубенского района Полтавской области, что в 120 километрах от областного центра.

В этом селе в гостях у семьи Шевченко я, будучи уже в отставке, был два раза и видел этот тихий, удивительной красоты дивный край. На большом подворье стоял добротный, красивый дом из красного кирпича. Сразу за домом простирался огромнейший огород. И чего на нём только не росло…

Раненько утром, проснувшись, я шёл туда и досыта насыщался малиной, крыжовником, смородиной и абрикосами с персиками.

Сразу за огородом шла дорожка, за которой рос кустарник, а за ним простирался огромнейший ставок (озеро). Может именно его водная гладь и пленила сердце юного Григория. И стал этот мальчик не продолжателем отцовской стези хлебороба, а начал изучать военно-морское дело, заразив этим и родного брата, Василия, который в после-дующем тоже стал военно-морским офицером.

Отец Григория Николаевича, Шевченко Николай Григорьевич (1919-2011), имел за плечами семь классов. В 1939 году был призван в армию. Прошёл всю Великую Отечественную войну артиллерийским разведчиком, дважды ранен. День Победы встретил под Прагой.

В 1946 году Николай Григорьевич демобилизовался в звании старшины. За ратный труд награждён орденами Красная Звезда, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и многими другими. В мирное время работал бригадиром и председателем колхоза в родном селе Тарнавщина.

Мирный труд Николая Григорьевича тоже оценен по достоинству, он награждён орденом Знак почёта, медалью «За трудовую доблесть».

В составе делегации передовиков сельского хозяйства Украины в 1970-е годы посещал Польшу и Чехословакию.

Читая наградные листы отца периода Великой Отечественной Войны, – рассказывает Григорий Николаевич, – понимаешь, что отец воевал храбро и умело… Та-ким был и в жизни: требовательным к себе, в семье и на работе… Характерными его чертами были ответственность, порядочность и аккуратность. Он умел в работе выделять главное, прислушивался к мнению других. У всех, кто его окружал, пользовался заслуженным авторитетом и уважением. Николай Григорьевич прекрасно пел, был душой любой компании. Очень любил мастерить, рисовать…

Наш добротный дом и уютный двор, расположенные на берегу чарующего ставка, обустроен его руками. Нас с братом Василием он с детских лет тоже приучал к труду и бережливости, научил разбираться в технике. Мы с малолетства работали на огороде, в поле, водили мотоцикл, машину.

Мама, Шевченко (Кузьменко) Галина Кузьминична (1926-2008). Закончив с отличием сельскохозяйственный техникум, работала в колхозе агрономом.
Мама была умной, спокойной, справедливой, очень мудрой и эрудированной женщиной. Она много читала, была для нас духовным и идейным наставником. На примерах прочитанного, прививала нам с братом доброту и порядочность, ограждала от недостойных проступков.

Родители учили нас честности, скромности, справедливости,
Хлеб всему голова… Родная Полтавщина. Григорий и Василий с родителями,
Николаем Григорьевичем и Галиной Кузьминичнойне бояться трудностей, предостерегаться хвастовства… Но, и в обиду себя не давать.
Сейчас могу смело сказать, что сыновья оправдали их надежды.
 
Брат Василий, 1955 года рождения, окончил ВВМИУ в Ленинграде, служил на военных кораблях Черноморского флота инженером-механиком. Очень любил свою профессию и море. Он унаследовал от отца порядочность, честность, ответственность, аккуратность, дисциплинированность. Уволился с флота капитаном второго ранга. Его жена, Наталья, душа компании и очень гостеприимный человек.

В родительском доме на кухне под календарем, а это место всегда перед глаза-ми, висел вырезанный мамой из газеты, со временем пожелтевший лист, на котором крупно написано: «Всё лучшее – детям». С этим лозунгом родители и прожили свою семейную жизнь и передали его нам, как наказ.

Окончив с отличием 8 классов Тарнавщанской восьмилетней школы, я перешёл в Ромодановскую среднюю школу в посёлке Ромодан соседнего Миргородского района.
Учеба в школе давалась легко, любимым предметом являлась физика. В школе я был председателем пионерской дружины, секретарем комсомольской организации школы… Принимал активное участие в спортивных мероприятиях, художественной самодеятельности. Шесть лет играл в духовом оркестре школы.

Друг-одноклассник, Криворучко Володя, научил меня играть на баяне и родители в седьмом классе подарили мне баян «Вельтмейстер». На выпускном вечере в 8 классе я играл на баяне, а отец, имея прекрасный голос, пел песни. Память о тех годах до сих пор живёт в моём сердце.

Мы с братом Васей никогда не подводили наших родителей. Они не краснели за нас.
Сельская жизнь рано приучает детей к физическому труду. Мы с братом трудились дома по хозяйству, пасли коров, косили сено, со школьниками помогали убирать в колхозе урожай.

Благодаря инициативе учителей, в нашей сельской школе со спектаклями вы-ступал областной кукольный театр, организовывались поездки в музей Полтавской битвы, краеведческий музей Н.В. Гоголя.

В школе давали твердые знания, что позволяло выпускникам держать экзамены и поступать в различные вузы страны.

Многие мои земляки стали известными людьми. Мой одноклассник, парень из простой семьи, Леонид Сватков, дорос до министра пищевой промышленности республики. В этом списке есть кандидат и доктор медицинских наук, и первый секретарь Полтавского обкома КПСС, и рядовые колхозники–орденоносцы, Герой Социалистического труда и три Героя Советского Союза!

Желание быть военным появилось у Григория в 7 классе. Однажды на вокзале он увидел подтянутого, бравого курсанта военного училища и эта встреча так врезалась в душу, что о другом больше и не мечтал.

Повлияли на выбор профессии военные фильмы и рассказы отца-фронтовика.
Здесь мне вновь хочется привести слова писателя В.С. Пикуля: «А чтобы стать моряком, совсем не обязательно родиться на маяке. Ведь часто бывает и так, что мальчишка случайно, лишь на одно мгновение увидит море из окна дачного вагона – оно мелькнет ему сизым крылом чайки… В с ё! Теперь он очарован навсегда. Иного пути для него уже нет». И по-другому не скажешь. Именно так оно и происходит!
А родные дяди, что служили на Военно-морском флоте офицерами-медиками, приезжая в отпуск вызывали у юноши неописуемый восторг: морская форма, расклешённые брюки, кортик… А их рассказы только дополнили интерес и желание стать морским офицером!

В 1966 году он оканчивает среднюю школу и поступает в высшее Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в городе Ленинграде на ракетно-артиллерийский факультет. Это одно из старейших учебных заведений. Оно основано Петром I в 1701 году как Школа математических и навигационных наук.
От всего, что он там видел, к чему прикасался, просто дух захватывало!
Это училище, спустя годы, окончит и его сын Сергей.

Как-то вечером с Григорием Николаевичем мы сидели за большим столом во дворе его родительского дома на Тарнавщине. Он принёс слегка потёртую коричневую общую тетрадь, заботливо обёрнутую плотной бумагой и положенную в целлофановый пакет.
– Не потеряй, – строго предупредил он, – Здесь у меня записаны великие люди, закончившие это училище. Храню с первого курса!

Уже все легли спать, а я сидел и читал, удивляясь, тому, как много в этой жизни не знал. Красивым каллиграфическим почерком, который у него остался до сих пор, были записаны сотни фамилий и их заслуги перед Отечеством. Я лишь приведу неко-торые, которые слышал каждый из нас.
В боевую летопись флота золотыми буквами вписаны имена десятков выдаю-щихся флотоводцев, – читал я- выпускников этих стен. Среди них выделяются адмира-лы Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, Ф.А. Клокачев, М.П. Лазарев, П.И. Рикорд, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Г.И. Бутаков, Н.О. Эссен, А.В. Колчак, Л.М. Галлер, Н.Г. Кузнецов, Л.А. Владимирский, А.Г. Головко, В.П. Дрозд, А.В. Кузьмин, С.Г. Горшков и многие, многие другие.

Питомцами Морского корпуса были И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, со-вершившие в 1803–1806 годах первое российское кругосветное плавание. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев увековечили свои имена как первооткрыватели Антарктиды. В числе других воспитанников училища были и другие знаменитые мореплаватели: братья Челюскины, Ф.И. Соймонов, А.И. Чириков, Ф.П. Врангель, Г.И. Невельской, В.М. Головнин; ученые А.С. Шишков, Ю.М. Шокальский, А.И. Берг, Н.Л. Кладо, Ф.Ф. Веселаго, А.Н. Крылов, Б.Б. Жерве, В.А. Унковский; авиаконструкторы А.Ф. Можайский, И.И. Сикорский; основатель Путиловского (Кировского) завода Н.И. Путилов; писатели К.М. Станюкович, С.А. Колбасьев, Л.С. Соболев; художники В.В. Верещагин и А.П. Боголюбов; составитель «Толкового словаря» В.И. Даль; композитор Н.А. Римский-Корсаков…

В 1967 году в составе роты курсантов нас, перешедших на второй курс, перевели во вновь созданное Калининградское Высшее Военно-морское училище, которое я за-кончил в 1971 году.

Начальником Калининградского ВВМУ был вице-адмирал В.С. Пилипенко, Герой Советского Союза, катерник. Под его командованием училище стало одним из лучших военно-морских училищ СССР.

Среди его выпускников есть командующий флотом, начальник штаба флота, известные на флотах командиры соединений и ученые.

Тогда училище только создавалось. Лаборатории кафедр укомплектовывались новыми, в том числе и перспективными образцами. Большая часть преподавателей пришла с флотов, вчерашние флагманские специалисты, имевшие большой практический опыт, что было важно при освоении специальности.

Культурный досуг курсантов формировал духовное воспитание будущих флотских офицеров. Заработали большая библиотека с читальным залом, кружки художественной самодеятельности.

Новогодний бал проходил в танцевальном зале училища, куда приглашали и девушек.
И, конечно, спорт, как без него.

В соответствии с программой обучения, ежегодно, после окончания очередного курса курсанты ВВМУ проходили корабельную практику на военных кораблях, на одном из флотов. Я осваивал азы флотской жизни на 1-м курсе: на Балтийском флоте на учебном крейсере «Киров» с заходом в порт Таллинн. На 2-м курсе на Северном флоте. На крейсере «Октябрьская революция» совершили переход из Североморска в Балтийск. На 3-м курсе на кораблях бригады противолодочных кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского флота в городе Балтийск.   
               
4-й курс: в апреле–мае 1970 года на эсминце «Спешный» ДКБФ с участием в маневрах ВМФ СССР «Океан». Это был первый дальний поход нашего курса по маршруту Балтийск–Севастополь с заходом в порт Касабланка республики Марокко. На 5-м курсе была двухмесячная стажировка на Черноморском флоте на БРК «Бедовый» в городе Севастополь.

Именно здесь мы сдавали главный экзамен своей будущей жизни. Нас море испытывало и жёсткими штормами, и оторванностью от земли, проверяло на прочность и выдержанность, ковало силу духа и характера.

9 мая 1968 года в Калининграде проходил военный парад, где курсанты нашего училища продемонстрировали образец строевой выучки флотского шика, и тем самым показали, что в городе появился достойный кандидат на лидерство среди учебных заведений.

В 1970 году, участвуя в церемонии открытия в Калининграде памятника погибшим при взятии Кенигсберга, я от моряков и солдат частей Калининградского гарнизона на бронетранспортёре, поочередно с другими военнослужащими держал в руках зажжённый факел. Мы ехали по центральным улицам города и доставили факел к новому монументу.

Учась в училище, я исполнял должности командира отделения, заместителя командира взвода, он же старшина класса, командира взвода на младшем курсе. Активно участвовал в художественной самодеятельности и спорте. Учился хорошо, с третьего курса и до выпуска – отличник учебы. Наш взвод в роте был лучшим по учебе и дисциплине, поэтому нам доверили заступить первым караулом при вручении нашему училищу Боевого Знамени. Я был начальником караула, а мои одноклассники Михаил Скриган, Володя Модестов и Николай Медведев – первыми часовыми. Так все и вошли в историю.

В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, нас, курсантов, за успехи в учебе поощряли грамотами, объявляли благодарности, а меня наградили меда-лью «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Месяцем раньше были выпущены листовки на отличников учебы, в том числе и на меня.

В 1971 году я окончил Калининградское Высшее Военно-морское училище по специальности «Зенитные управляемые ракеты и артиллерийское вооружение надводных кораблей», квалификация – инженер-электромеханик. Погоны и кортик мне вручил  первый Заместитель   Главнокомандующего ВМФ, Герой Советского Союза адмирал  Касатонов, Владимир Афанасьевич,   отец командующего  Черноморским флотом ВМФ России (1991—1992), первого заместитель Главнокомандующего ВМФ России (1992—1999), адмирала Игоря Владимировича Касатонова.  В 1991-1992 годах благодаря адмиралу Касатонову, его жёсткой позиции и грамотным действиям Черноморский флот бывшего СССР был сохранён для России. Первые 10 лучших выпускников, в списках которых был и я, имели право выбрать флот, на котором будут служить. Я вы-брал Краснознаменный Черноморский Флот.

Свою флотскую службу начал на эскадренном миноносце «Бравый» командиром артиллерийской батареи. На этом корабле в 60-е годы впервые установили и испытали зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Волна». Впоследствии его устанавливали на кораблях нового поколения, вызывая озабоченность и восхищение у противника.

Старший помощник, капитан 3 ранга А.А. Савицкий, а на корабль пришло четыре лейтенанта, отнёсся к нам по-отечески. Он так организовал нашу учёбу, что зачеты на допуск к несению дежурства по кораблю и вахтенного офицера на ходу были сданы нами досрочно.

С этого момента, заступая на дежурство или вахту и надевая на левую руку синюю или красную повязку, чувствуешь, что ты не балласт и что твой ратный труд вливается в кипящую жизнь родного корабля.

Командир корабля капитан 2 ранга А.А. Шаповалов, заместитель командира по политической части капитан лейтенант И.М. Думитрашко и мой непосредственный командир артиллерийской боевой части (БЧ-2) капитан 3 ранга А.К. Крылов своими советами подсказывали направление дальнейшей службы – идти по командной линии.

В базе, перед дальним походом корабля на боевую службу спланировали контрольный выход в море, где проверяли всё вооружение и механизмы, действия экипажа по корабельным расписаниям.

При проведении учения «Человек за бортом», при спуске спасательной шлюпки, оборвалось кормовое крепление шлюпки. Я, командир спасательной шлюпки, и вся шлюпочная команда, 6 человек, оказались в воде. Благо был конец лета и все в спасательных жилетах. Растерянности не было, все держались рядом друг с другом, а через 15–20 минут нас подобрал баркас корабля.

Так, вместо традиционного пития плафона морской воды за мой первый выход в море в качестве офицера, пришлось окунуться в пучину Черного моря по самые лейтенантские погоны. Сурово! Правы преподаватели училища, когда говорили, что с морем не шутят, а пренебрежение морской практикой может закончиться неудачей, если не хуже.

Спустя месяц корабль ушел на боевую службу в район Гвинейского залива. Пере-ход длился более двух недель.

Моряки в моей батарее – многонациональный и дружный коллектив. Через них я познавал большую и интересную географию нашей страны СССР. По итогам первого года службы моя батарея стала одной из лучших подразделений корабля.
В областной газете «Зоря Полтавщины» была напечатана статья и фото о моей службе. Маме и папе было очень приятно, земляки гордились мной, а статью читали даже школьникам в школе.

Через два года службы на стенде «Передовые офицеры флота» в Доме Офицеров флота Севастополя висела моя фотография. Я избирался секретарем партийной организации корабля. В те времена – это было большое доверие и ответственность.
В 1973 году я женился на чудесной девушке, Лиде Рыбка. Она тоже родом из нашего родного и прекрасного села Тарнавщина.

В том же году Лида успешно окончила Полтавский стоматологический институт. После свадьбы, получив напутствие и благословение родителей, мы уехали в белокаменный и прекрасный город, Город-герой Севастополь.


Родители Лиды в послевоенные годы молодыми людьми сели за руль трактора. Мама, Елена Степановна, проработала 17 лет, отец, Николай Лукьянович, и того больше. Как передовики сельского хозяйства удостоены размещения на Доске почёта, а об их трудовых достижениях часто писали местная и районная газеты. Свою добро-ту и скромность, любовь к труду и заботу о ближних они передали своим детям – сыну Сергею и дочери Лидии. Всем дали достойное образование. Светлая им память. Мы гордимся ими, а им было чем гордиться за нас.

Семья состоялась. Лида – безгранично любящая мама и жена. Она заботливо и с душой поддерживала порядок в доме, воспитывала и наставляла детей на правильный путь. Весёлая, гостеприимная, уважающая друзей, соседей, она пользовалась за-служенным авторитетом и на работе. По профессии Лидия Николаевна врач-стоматолог. В детской поликлинике проработала более 30 лет. Её до сих пор узнают на улицах Севастополя, как дети, так и их мамы, посещавшие её стоматологический кабинет.

В 1974 году я был назначен командиром БЧ-2 на эскадренный эсминец «Благородный». Корабль находился на ремонте, в заводе. За плечами у меня уже были две бое-вые службы, имелся практический опыт эксплуатации и применения артиллерийского вооружения корабля в учебно-боевых условиях.

В течение года на корабле сменилось два старпома, оба ушли с повышением. Командир корабля капитан 3 ранга В.В. Троицкий был грамотный моряк и требовательный офицер. Закончил он службу начальником отдела штаба Черноморского флота, капитаном 1 ранга. Именно такой командир подходил для корабля, начинающего плавание после длительного ремонта. Он оценил моё отношение к службе и представил на должность старшего помощника. Я благодарен ему за учёбу, за дальнейшее моё становление. 

Стать командиром корабля – мечта каждого корабельного офицера. И это моё желание сбылось.
 
В 1979 году после года учебы на командирских классах в Ленинграде меня назначили командиром эскадренного миноносца «Благородный». Этому кораблю я отдал почти 10 лет, он стал для меня родным. Моими наставниками в подготовке, как старшего помощника, так и будущего командира, были мои командиры корабля: капитан-лейтенант Н.Г. Москалев дослужившейся до контр-адмирала, капитан-лейтенант А.С. Цубин, один из первых кавалеров Ордена Мужества. Он проявил себя  смелым, решительным и отважным в смутное  время  90-х годов, когда  решалась судьба Черно-морского флота. Закончил службу вице-адмиралом.

Романтика, дальние походы, штили, шторма – это лирика. Без неё тоже нельзя. Но командир (начальник) любого ранга – это колоссальная ответственность перед коллективом, который ты возглавляешь. У командира корабля она особая. Здесь ты в боевых или экстремальных условиях обязан молниеносно принять правильное решение, сохранив корабль и экипаж.

Я старался, достаточно хорошо знал и понимал своих подчинённых, особенно офицеров и мичманов, с которыми приходилось служить не один год. Но каждый из них – разный. Каждый был личностью, со своим характером, понятием жизни и от-ношением к ней.

Одни экспансивны и вспыльчивы, другие, наоборот, обидчивы, третьи быстро уходят в себя, с этими труднее всего, а четвёртые – просто обычные люди с нормальным поведением и покладистым характером.

На корабле, в море человек ограничен многим: и пространством, и временем, и передвижением, и возможностью часто общаться с близкими, семьёй, лишён множества других, свойственных гражданской жизни радостей. Эти лишения и являются катализатором человеческих качеств, волевых и моральных устоев личности.

Хочу отметить, что исторически в кают-компании эсминца «Благородный» с самой его постройки сложились очень хорошие, добрые и дружеские отношения между офицерами. Среди них не было надменности старших и неуважения к младшим.

На эсминце «Благородный» капитан 3 ранга Шевченко совершил пять боевых служб в Средиземное море и Атлантику по 5–5,5 месяцев. Посещал страны: Ангола, Гвинея, Сьерра-Леоне, Тунис, Сирия, Югославия, Болгария.

В словах «Родной корабль», – говорит Григорий Николаевич, – моряк выражает свою любовь и преданность кораблю, который был его родным домом, в котором он прожил часть своей жизни. Он трепетно хранит в своём сердце память об этом корабле, рассказывает о нём детям и внукам.
 
Наш экипаж был достоин всяческой похвалы. Львиную долю ратного труда по выполнению кораблём боевых задач, поставленных командованием, осуществляли офицеры: А.Н. Мохорт, А.Н. Яковлев, В.В. Волнухин, Н.И. Васянович, А.В. Финогеев, А.П. Михайлов, Н.В. Жаринов, А.С. Шеметюк, мичманы: Кривогубец, Попов, Калинин, Новиков, матросы и старшины.

Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга А.М. Мохорт, ещё до службы познавший труд рабочего завода и прошедший ступени комсомольской работы: корабль, бригада, эскадра, активно трудился на ниве воспитательной работы. Он обладал высоким трудолюбием, широкой эрудицией, хорошими организаторскими способностями, умел вовремя протянуть руку помощи сослуживцу и этим приобрел авторитет у экипажа.

Старший помощник  капитан-лейтенант А.Н. Яковлев  впоследствии командовал кораблями 1-го и 2-го ранга, окончил Военно-морскую академию, получил  капитана 1-го ранга. Служить с ним мне было легко. А командование соединения ставило в при-мер наши служебные взаимоотношения и тем самым умножало своё доверие к экипажу и кораблю, достойному своего наименования «Благородный».

Наш экипаж имел богатые традиции. Пять офицеров, служивших на корабле в разное время, стали адмиралами. Среди них командиры корабля: В.О. Москаленко, Н.Г. Москалёв и А.С. Цубин.

Командир мино-торпедной боевой части (БЧ-3) Н.В. Жаринов стал преподавателем академии генерального штаба, а заместитель командира по политчасти Ю.И. Савкин – начальником политического отдела флотилии.

Начальник медицинской службы корабля Александр Финогеев сделал в море на боевой службе 12 полостных операций, аппендоктомий. Он прекрасный специалист, влюблённый в свою профессию. А спустя годы, проявил себя на писательской ниве. Им написано 12 книг. Он стал членом Союза писателей России. Язык его книг с юмором, и читаются они с большим интересом.

С Александром Витальевичем нас связывает крепкая дружба. Очень жаль, что встречи нечасты, но все его книги любимы как сослуживцами, так и многочисленными читателями на всей территории бывшего Советского Союза.
 
Служба военных моряков плавсостава нелёгкая, но почётная и ответственная. И, тем не менее, в душе каждого члена экипажа жили и живут дружеские отношения, забота о подчинённых, романтика моря и, конечно, юмор. Без него – моряк не моряк. А семья для моряка – маяк, без которого нет пути в бескрайнем океане.

Флотская служба для многих матросов определила их дальнейший выбор в учёбе и жизни. Многие достигли больших высот. Офицеры корабля достойно продвигались по службе. Спустя годы я до сих пор поддерживаю связь с матросами, мичманами и офицерами, встречаюсь с ними в Севастополе.

В 1984 году меня назначили командиром на большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь», он тогда стоял в заводе.

Это был современный корабль, один из немногих кораблей Военно-морского флота, награжденных в мирное время за мужество и воинскую доблесть Вымпелом Министра Обороны СССР.

БПК «Керчь» длительное время являлся флагманским кораблем дивизии. Этот корабль был на несколько порядков выше своих предшественников.

Современное вооружение, красивая архитектура, подготовленный экипаж, не-ограниченные мореходные качества позволяли ему решать все боевые задачи в мировом океане.

Опорой в освоении корабля и моём становлении были офицеры и мои заместители: старший помощник командира капитан-лейтенант К.А. Клепиков, впоследствии ставшим командиром корабля, а затем одним из первых преподавателей Президентского Нахимовского училища в Севастополе; заместитель командира по политической части капитан 3 ранга А.В. Бобрынёв. Он прошел службу от матроса до офицера политуправления. Был депутатом Верховной Рады Украины. Заботливый, справедливый и надежный друг.

Практику управления кораблём в море, так как мой корабль БПК «Керчь» находился на ремонте в заводе, осваивал на большом противолодочном корабле такого же проекта «Азов», подменяя командира на период его учебы. В ходе инспекции Министерства обороны мы благополучно выполнили ряд стрельб. Корабль под флагом начальника штаба ЧФ вице-адмирала В.Е. Селиванова успешно реализовал задачи первого в своей истории официального визита в Румынию, порт Констанца. Характерно, что предшествующий визит наших кораблей в Румынию был более десяти лет назад.
У военных моряков Румынского флота и населения корабль и его экипаж вызывали восхищение и зависть. В конце 1980-х годов Румыния скатывалась к черте бедности, что и привело к печальному концу правления Николае Чаушеску.

Так сложилось, что еще в1982 году вице-адмирал В.Е. Селиванов, будучи командиром 5-й Средиземноморской эскадры, возглавлял деловой заход эсминца «Благородный» в Югославию, порт Дубровник. Это был сильный, уравновешенный, высокообразованный и культурный офицер, воспитанный в духе флотских традиций. Он сочетал высокую требовательность и терпеливое наставничество, прошёл все ступени службы корабельного офицера. Его поступки, характер вызывали уверенность и подражание у подчиненных.

На вершине своей карьеры – начальника Главного Штаба ВМФ, он по-прежнему оставался доступным и уважаемым АДМИРАЛОМ. В 1984-1987 годах заочно окончил Военно-морскую академию им А.А. Гречко.

С 1987 по 1990 годы я был начальником штаба 63 бригады ремонтирующихся кораблей Черноморского флота (БРЕМК), которая выполняла задачи ремонта, приём от судостроительной промышленности и проведение испытаний новостроящихся кораблей, кораблей консервации и кораблей постоянной готовности, несущих боевую службу в Средиземном море.

В 1990–1992 годах я – командир 181 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (БСРК), старший морской начальник в городе Николаеве. В 1991 году руководил проведением заводских и государственных испытаний тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Плавание было интенсивным, днём и ночью. Приходилось нести ходовую вахту, подменяя командира корабля.
Управляя манёврами самого большого корабля в истории Российского и Советского Военно-морского флота, я испытывал чувство гордости за Страну Советов, за учёных, за кораблестроителей. Огромная благодарность офицерам штаба и политотдела за их принципиальную позицию, профессионализм при приёме корабля от промышленности. После завершения испытаний корабль передали Флоту. Это было историческое событие и для страны, и для ВМФ.

Первый командир корабля, капитан 1 ранга В.С. Ярыгин, и я, командир бригады, оба выпускники Калининградского Высшего Военно-морского училища, были причастны ко всем этим событиям и благодарны за доверие командования ВМФ. Этим мы пополнили очередную страницу истории славных дел родного училища. За это я был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР 3-й степени». Заместителем командира корабля по политической части, с численностью, более двух тысяч личного состава на авианосце был капитан 1 ранга Иванов Николай Владимирович.  После окончания Харьковского авиационного института, начинал службу на эсминце «Благородный». Это был напористый и порядочный офицер.

Управление, штаб и политотдел 181 БСРК – очень сплоченный и высококвалифицированный коллектив. Самым старшим по сроку службы, с большим жизненным и боевым опытом среди нас был начальник политотдела капитан 1 ранга В.Ф. Жовтоножко Это настоящий профессионал своего дела. Он подводник. Вся его служба про-шла на Северном флоте. Затем он был военным советником в Йеменской Республике, отмечен наградами этой страны.

Я благодарен судьбе, что она свела меня с этим ответственным и порядочным офицером. Я учился на его примере доброте и заботливому отношению к личному со-ставу, рабочим и служащим гарнизона. С тех пор мы поддерживаем дружеские от-ношения.

Должность командира 181 БСРК открывала мне возможность дальнейшего повышения по службе, но августовские события 1991 года, ГКЧП и последующий развал СССР погубили судостроительную промышленность.

В 1992 году меня назначили начальником управления 31 испытательного центра ВМФ РФ, расположенного на территории бывшего Свято-Георгиевского мужского монастыря, на живописном мысе Фиолент, что близ Севастополя. В середине 1990-х годов часть территории части была передана монастырю.

По легенде, монастырь был основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за своё спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.

В 1997 году в Свято-Георгиевском монастыре были освящены Андреевские флаги ряда воинских частей и кораблей Черноморского флота. С тех пор флаг ВМФ СССР занял почетное место среди музейных реликвий флота.
 
Сотни людей, матросы, мичманы и офицеры, остались в моей памяти. Я благодарен им за совместную службу, верность флоту, присяге и кораблю, который является частичкой Родины на далёких морских просторах. Все они воодушевляли, способствовали моему росту и продвижению по службе.

В 2000 году я был уволен в запас по возрасту, прослужив в ВМФ 34 года. Без со-мнения, это были лучшие мои годы.
За моё становление и профессиональный рост я благодарен: адмиралам Н.И. Ховрину, М.Н. Хронопуло, И.В. Касатонову, В.В. Гришанову; капитанам 1 ранга К.М. Бурковскому, А.А. Гармашову и многим офицерам штаба и политотдела 30-й дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота.
 
В карьере каждого офицера флота немаловажное значение имеет семья, какой в ней настрой, какие взаимоотношения, как воспитываются дети, каков быт... Львиная доля этих семейных забот ложится на плечи жены.

С женой, Лидией Николаевной, мы вырастили и воспитали прекрасных детей. Дочь Оксана окончила школу с медалью. Она врач-стоматолог. Сын Сергей окончил Высшее Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, служил на кораблях Черноморского флота, капитан первого ранга. Все учебные заведения: училище, Военно-морскую академию, академию Управления заканчивал с отличием.

У нас четверо внуков. Всю свою любовь и заботу жена сейчас отдаёт им, и они отвечают ей взаимностью.
Старшие внуки Никита и Ольга со школьных лет – отличники учебы, спортсмены, занимаются музыкой. Сейчас они продолжают учёбу в высшей школе экономики, в самом рейтинговом вузе России.
Младшие, Катя и Маша – школьники. И тоже отличники учебы. Увлекаются танцами, победительницы многих танцевальных конкурсов в различных городах Рос-сии. У них за эти выступления уже более десятка кубков и грамот.

Мы очень благодарны своим детям, зятю Сергею и невестке Дарье за их заботливое отношение к семьям и к нам, родителям.
У нас с Лидой немало хороших и добрых друзей: Мохорты, Савины, Золотарчуки, Поляковы, Богдановы, Жовтоножко, Финогеевы, с которыми дружим не один десяток лет.

Общение с однокашниками и сослуживцами спустя годы вызывает ещё большее уважение к ним и благодарность за совместную службу, добрые человеческие отношения и преданность флоту.

 
В 2011 году я побывал на 40-летии первого выпуска училища. Радость встречи с однокашниками – это просто надо испытать и пережить!

Училище обустроено. На кафедрах – современное оборудование и грамотное, профессиональное обучение. В музее собрано немало того, что свидетельствует о за-слугах его выпускников.

Г.Н. Шевченко и сейчас некогда сидеть на месте. Он энергичен, весь в делах и заботах. Григорий Николаевич активно работает в ветеранских организациях, встречается с молодёжью.

Мне хочется пожелать Григорию Николаевичу нескончаемой кипучей энергии, богатырского здоровья на долгие годы и всего самого-самого доброго!

– На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания Смирно! Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять!

Счастливого плавания тебе, дорогой товарищ, в безбрежном океане жизни!


Рецензии