Дедти двадцатых. Глава 4. Пошутил

Почти за полгода до начала лета в жизни Дана произошла еще одна история.
В те дни на смену новогодним праздникам пришла эпидемия гриппа. Но на уроке математики был в сборе весь класс.
 - Если вы мне будете мешать вести урок, я уйду! - Учительница математики была, как всегда, настроена очень серьёзно. - Кто ещё рискнет?
Сначала желающих не было, но через десять минут напряженной борьбы с отрицательными числами всем снова захотелось вздохнуть свободно.
 - Ты ходил на «Звёздные войны»?… В первый день? А я на премьеру ходил. Крутяк, да? - подал голос Шурик, обращаясь к Алику.
 - Тебе нравится Люк? Какой?! Отвлекаю?… Ладно, потом доделаешь. Классный он, да? - шептались девчонки.
 - Так, небоходы, утихомирьтесь! - громовым голосом пригрозила Надежда Вячеславовна. - Какую тему предлагаете для сегодняшнего урока?
 - Математика среди звёзд, - мечтательно брякнул Алик.
 - Математика для нематематиков, - протянула Аришка.
 - Сумма, произведение, разница и честное частное! - Дан решил пошутить как раз в тот момент, когда в класс незаметно вошла Нина Георгиевна.
 - Простите, я хотела бы понаблюдать за ребятами на вашем уроке, - прошептала она Надежде Вячеславовне, которая вдруг покраснела и выкрикнула:
 - Побудьте, побудьте с классом, милочка! Это все ваши герои! Я ухожу с урока!
Она вышла посреди громовой тишины.
Нина Георгиевна, обжигая взглядом ребят, тоже вышла из класса:
 - Надежда Вячеславовна…
Та не дала ей договорить:
- Ниночка, девочка, не переживай! Я просто устала страшно: дома мама болеет, и я сегодня до седьмого урока еле дотянула. Нужно было дать новую тему, а они уже ничего не воспринимают: пятница, седьмой урок. Если дать им шутки шутить, то так мы эту тему и не пройдем. Я сама жалею что, вышла, но надо было сделать полный вдох и выдох. Всегда так делаю, когда сил остаётся мало.
 - Надежда Вячеславовна, а у вас разве нет урока? - Вопрос застал учительниц настолько врасплох, что они вздрогнули.
Сзади стояла ЭсЭс. Серафима Сергеевна, завуч школы. Свои инициалы она вполне оправдывала: ноль человеческого тепла при железобетонном характере.
 -Ребята расшумелись на уроке, но я уже возвращаюсь в класс, - начала было Надежда Вячеславовна.
 - Постойте, постойте, в каком же классе у вас сейчас должен быть урок?
 - В математическом, в «Б».
 - Замечательно. Ну и что же, много ли в этом классе Эйнштейнов?
 - Не знаю насчет Эйнштейнов, но Кэрроллы присутствуют, - грустно пошутила Нина Георгиевна.
Раньше она задавала всему классу придумывать былины. Алик написал былину про мальчика, который по пути в школу переправлялся через бурные воды реки Москвы
Произведение Алика Нина Георгиевна потом зачитала вслух всему классу.
 - Значит, Кэрроллы, говорите… - ЭсЭс задумчиво смерила взглядом обеих учительниц, которые под ее взором почувствовали себя моложе и неувереннее.
 - Я думаю, городская контрольная работа поможет ребяткам определиться со своими талантами глубже, - подытожила ЭсЭс. - Пусть пишут завтра контрольную, это будет репетиция. А сейчас пусть расходятся по домам и готовятся. Я сама сообщу им об этом.
ЭсЭс вошла в класс, привычно нырнув в абсолютную тишину. Она любила наблюдать за соревнованиями по экстремальным видам спорта, но сама боялась прыгать с парашютом и бороздить волны океана, входя в них на доске под парусом. Зато с тишиной класса она научилась справляться.
Нине Георгиевне пока не удавалось достичь такого профессионализма. Она застыла на пороге класса, наблюдая за походкой ЭсЭс - поступью хищника, вышедшего на охоту.
 - Вот что, дорогие мои! - сообщила завуч приторно-ласковым голосом. - Вы очень обидели нашего замечательного учителя Надежду Вячеславовну, и она, как ни старалась, не смогла вас защитить. Завтра вы пишете контрольную работу раньше назначенного срока, и ваша задача - подтвердить репутацию хорошего математического класса. А пока можете идти домой и готовиться.
 
ЭсЭс вышла из класса. Нина Георгиевна немного постояла на пороге, молча оглядывая притихших ребят.
Когда ушла и она, Алик не выдержал.
 - Пускай Дан пишет! Я вообще в другую школу перейду, меня тут все достало: и контрольные, и математика бесконечная, и география...
 - Да не вопрос, я напишу, - тихо сказал Дан дрогнувшим голосом.
Он тяжело поднялся, стащил с парты рюкзак и побрел к выходу. Алик сзади щелкнул его по затылку, но Дан так огрызнулся, что никто больше не стал его трогать. Ярость - следствие страха, а страха ни в ком не было. Чего бояться? По математике все неплохо соображали. Просто третья четверть - самая тёмная и беспросветная. Только и ждешь, когда солнце будет вставать вовремя, к началу уроков.

Елена звонила Дану несколько раз. Он уже должен был прийти из школы, но почему-то не торопился. Наверно очередная контрольная или дополнительный урок… Ее не удивляло, что сын, как всегда, забыл позвонить и не сообщил, что задерживается.

Дан всё-таки позвонил через час, и голос его звучал расстроенно:
 - Мама, я сейчас приду домой.
 - Конечно, сынок. Что-то случилось?
 - Ничего. Потом расскажу.
 - Что стряслось всё-таки? - Елена начинала волноваться.
 - Я расскажу, когда приду, - ответил её упрямый сын.
 - С тобой всё нормально? Руки-ноги целы?
 - Да, да, - раздраженно зашептал Дан.
 Но Елену этот глухой шёпот почему-то совсем не убедил.
Когда приветственно звякнул домофон, она резко открыла дверь.
Дан поднялся на лифте. Как будто на третий этаж невозможно попасть другим способом. Все в семье подшучивали над Даном по этому поводу. Но сейчас Елена даже была рада, что Дан поднялся именно так.
 - Ну что? - кинулась она к сыну.
 - Мама, я сорвал урок.
Елена фыркнула и расслабилась. Ее всегда волновало, все ли в порядке с детьми, с их здоровьем, и только потом - с оценками. Урок сорвал, характер проявляет - неужели так быстро вырос парень, а она и не заметила? Елена вспомнила, что во времена ее учебы срыв уроков был вполне обыденным делом. Но что же сын мог натворить такого страшного?
 - Что ты учудил? - спросила мать с деланной строгостью.
 - Я пошутил. Неудачно. А математичка обиделась, представляешь?… Но я совсем не собирался ее обижать.
 - Надо же! Представляю! И что же, спешу полюбопытствовать, её так сильно обидело?
 - Она предложила выбрать самим тему урока, а я схохмил.
 - Что ты сделал?
 - Просто пошутил. Сказал что-то насчет честного частного, кажется. Или - суммы и разницы? Сам не помню.
Мама подняла бровь:
 - А при чем тут математика?
 - Я просто поиграл словами. Смешно, правда: честное частное?
 - Да, уже смеюсь… И что сказала твоя учительница?
 - Что урок закончен, и все будут писать контрольную на следующем уроке. Но это не только она сказала.
 - А кто еще?
 - Завуч.
 - А ты что? А ребята ваши?
 -Они начали на меня орать, чтобы я сам писал эту контрольную, если такой умный. Больше всех кричал Алик: мол, у него куча заданий, он поступает в математический лицей, а из-за моих дурацких шуток у него теперь времени ни на что не останется.
 - Можно понять человека, - неуверенно сказала мама.
 - Тебя просто там не было, ты ничего не понимаешь… - На лице Дана было написано отчаяние. - Я чуть не подрался с ним. В общем, я решил, что напишу эту контрольную за всех: ничего, не растаю. Пусть знают. И пошел договариваться с математичкой после седьмого урока.
 - Так… - Елена продолжала внимательно слушать сына.
 - А она сказала, чтобы я не брал на себя всю ответственность за произошедшее, - глухо сказал Дан. - Что все ребята отвратительно себя вели, а моя глупая шутка была просто последней каплей. И наш класс все равно писал бы эту контрольную. Но я так на всех обиделся, что решил писать за всех один. Я ей так и сказал. Она сама не рада была, но пусть я буду главным виноватым!…

Дан не все рассказал маме. А когда родителям рассказывают всё?…
Мальчик долго бегал по школе, выискивая Надежду Вячеславовну. Он заглядывал во все углы, словно в каждом них могла спрятаться от него бедная учительница. А она пряталась на подготовке к ЕГЭ одиннадцатого класса. И поэтому «отвлекать её не нужно», - сообщили заговорщическим шепотом Дану в учительской. Но Дан, конечно же, ничего не услышал и, как только прозвенел звонок, подскочил к ней так неожиданно, что учительница выронила из рук мел.
 - А, это ты, Дан, - пробурчала Надежда Вячеславовна. - Хочешь и здесь мне урок 
 - Нет-нет! - затараторил Дан. - Я просто хотел сказать что могу в принципе написать контрольные за всех ребят.
 - В принципе или в самом деле? - поинтересовалась Надежда Вячеславовна.
 - И в принципе, и в самом деле. Я имею в виду - раз я виноват, почему другие должны страдать?
 - Страдать другим, конечно, не нужно. Это ты прав. Но они будут не страдать, а работать. Никаких страданий, про сто труд. Страда. Хорошо, что ты как мужчина себя повел. это я уважаю. А шутка твоя оказалась не слишком смешной. Лингвистикой, что ли, увлекаешься?
 - Какой лингвистикой? - не понял Дан.
 - Какой-какой… Шутишь, а сам не понимаешь, что делаешь. Ты словами поиграл, а ребята теперь действительно будут путать честное и частное, разницу и разность. А у нас на носу итоговые контрольные. И мне отчитываться надо, чему я вас научила. Что я скажу им про «честное»?
 - Кому «им»? - окончательно стушевался Дан.
 - Кому кому… - снова передразнила его Надежда Вячеславовна. - Тем, кто нас, учителей, заставляет отчитываться. Или ты думаешь, только вас все контролируют и только вам жить не дают? В общем, так: завтра каждый решает свою контрольную. Мы устраиваем тренировку. Скажу тебе прямо: ты не главный зачинщик срыва урока. Там и Алик Березин постарался, и другие. А ты лишь крайним оказался.

Кроме того, Дан не рассказал маме, что столкнулся с Аликом лицом к лицу, когда вышел от Надежды Вячеславовны.
 - Ты что здесь делаешь? - с удивлением спросил он одноклассника.
 - А ты? - скривился Алик. - Я пришёл контрольную писать досрочно, завтра не смогу прийти. И вообще я в другую школу перейду. Caught the idea?!
 - А чего ты орешь на меня? - взъерепенился Дан.
 - А ты чего мне тут попадаешься? Я тебя видеть не хочу. Остряк, тоже мне… В классе вообще никто не смеялся, понял?
 - Да я вообще понятливый, в отличие от тебя. Хочешь контрольную напишу за тебя? - огрызнулся Дан. Развернулся и пошел.
И… полетел на пол от толчка сзади. Такого сильного, что удержаться на ногах было невозможно.
 - Слушай, ты сам-то русский язык понимаешь? - Дан всем корпусом развернулся обратно и с силой замахнулся. Но Алик перехватил его руку и сделал подножку. Впрочем, Дан уже был подготовлен, на ногах удержался и, крепко обхватив Алика, повалился вместе с ним.
Некоторое время они молча катались по полу, краснея от натуги. А так как уровень физической подготовки и весовая категория у обоих были примерно одинаковыми, то процесс укладывания друг друга на лопатки несколько затянулся. Неизвестно, сколько еще продолжался бы поединок, если бы не первые одиннадцатиклассницы, выскочившие из класса после выполнения тренировочных тестов.
 - Ой, гляньте-ка, мелкота дерется! - стали веселиться девчонки, внешне напоминавшие больше студенток, чем школьниц.
Дан и Алик поспешно поднялись с пола, серые от пыли, и дружно чихнули.
 - Всю грязь собрали, - ворчливо констатировала откуда ни возьмись появившаяся уборщица. - Спасибо. Вашим матерям - работка вас отстирывать, а мне хорошо: пылесосами поработали.
Одиннадцатиклассницы, брезгливо поморщившись, пошли в туалет поправить макияж.
За окном, как всегда зимой, рано вечерело.
 - У тебя сегодня никаких занятий нет больше? - спросил Дан.
Алик схватился за голову:
 - С математичкой так и не поговорил! Я же собирался написать контрольную.

 - Сейчас?! Ну уж нет, - выходя из класса, сообщила Надежда Вячеславовна твердым голосом человека, наконец-то закончившего рабочий день.
Алик расстроился.
 - Слушай, да не парься ты. Завтра договоришься. Не бойся, плохо не напишешь. Нормально всё будет. А если я неправ, давай - напишу за тебя контрольную, - снова предложил Дан.
 - Все, проехали, - сказал Алик уже спокойнее. И даже пожал противнику руку:
 - Пока.
Обо всём этом Дан умолчал, излагая маме события дня.
 - Завтра сообщи ребятам, что всё не так страшно, и контрольную писали бы в любом случае, - обдумывая ситуацию, сказала мама.
 - Ага… Я так и собирался. Да и Алику скажу, чтобы успокоился. Он прямо зол, что из-за моей проделки на нас Нина обиделась.
 - Какая Нина?
 - Да Георгиевна. Которая молодая. Она тебе понравилась, помнишь?
 - Мне? - переспросила мама. - А, припоминаю… Она хороший преподаватель, учит любви к чтению, диссертацию даже собирается защищать. Это сейчас редкость.
 - Благодаря ей даже наш Шурик стал читать, - подтвердил Дан.
 - Шурик - это кто?
 - Парень у нас есть, он обожает общаться, но всех раздражает. Только я с ним и разговариваю. Он рассказал мне, что у него какая-то болезнь была в детстве. Алик Шурика вообще не переносил раньше. Но Нина сказала, что сильные ребята - по-настоящему сильные - над слабыми не издеваются. И Алик с Шуриком тоже теперь общается, а на меня злится, потому что из-за меня Нина на всех рассердилась. Поняла, да?
Елена, что там говорить, только сейчас начала понимать, о чем речь, но сделала вид, что давно всё поняла.
 Вслух она сказала:
 - А я смотрю, Нина у вас популярная учительница…
Сын только поглядел в сторону и ничего не ответил.
 «Растут как на дрожжах», - подумала Елена и улыбнулась:
 - Не горюй, все обойдётся. Я думала, что-то непоправимое случилось. Слава богу, дело только в сорванном уроке. Ничего, до свадьбы заживет.
 - До какой еще свадьбы! - рассердился Дан.
 Его мама любила шутить там, где родители должны быть серьёзными.
 - Поговорка есть такая, - окончательно смутилась Елена.
 


Рецензии