Государственный изменник Накашидзе

Михаил Александрович Накашидзе, о котором здесь пойдёт речь, родился 1 января 1844 года. Точное место его рождения неизвестно. А происходил этот деятель (столь любезный русским монархистам ОПРЕДЕЛЁННОГО сорта) из гурийского княжеского рода. В 1869 году Михаил Накашидзе окончил Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету и был выпущен со степенью кандидата права. После чего Накашидзе вернулся на Кавказ и начал службу в Баку, в должности помощника мирового судьи. Прослужив в этой должности два года, был назначен сначала Шемахинским, а потом и Ленкоранским мировым судьёй. В 1873 году стал членом Бакинского окружного суда, в каковой должности состоял до 1880 года. А в 1880 году Накашидзе оставил службу по министерству юстиции и перешёл в министерство внутренних дел с назначением на должность правителя канцелярии начальника Дагестанской области. Участвовал в комиссии по пересмотру устава о воинской повинности 1874 года по случаю введения всеобщей воинской повинности между "инородцами" Северного Кавказа. В 1892 году князь Накашидзе был назначен Эриванским (Ереванским) вице-губернатором и состоял в этой должности вплоть до февраля 1904 года (когда был назначен Бакинским губернатором). В бытность свою Эриванским вице-губернатором, Накашидзе был назначен комиссаром для передачи персидскому (иранскому) правительству уступленного русским правительством по конвенции Аббас-Абадского участка на правом берегу реки Аракс.


* * *


В декабре 1896 года главноначальствующим Кавказской администрации был назначен князь Григорий Сергеевич Голицын. Представитель древнего и знаменитого рода, впрочем — далеко НЕ самый доблестный и даровитый потомок литовского князя Гедимина. Резиденция главноначальствующего располагалась в Тифлисе (Тбилиси).

В бытность наказным атаманом Уральского казачьего войска (1876 — 1885 годы) Голицын руководил депортацией с берегов Яика-Горыныча к Аральскому морю членов семей незаконно осуждённых казаков. По его приказу из пределов Уральской области насильственно выселялись женщины и дети, которым никто не предъявил даже ФОРМАЛЬНЫХ обвинений... Этой странице голицынской биографии много внимания уделено в книге Татьяны Ивановны Ефремовой «Уходцы в документах, воспоминаниях и рассуждениях» (М., 2018).

На Кавказе Голицын сразу начал теснить армянский народ и армянское национальное движение. Журналист А. В. Aмфитеатров (будущий соратник генерала П. Н. Краснова по Братству Русской Правды) сохранил для истории одну из голицынских конфиденциальных острот:

«Доведу до того, что единственным армянином в Тифлисе будет чучело армянина в Тифлисском музее!»

Свой человеконенавистнический нрав Голицын прикрывал показной заботой о державном благе. В частности, мотивируя оной заботой предпринятое им в 1896 — 1897 годах закрытие 230 армянских церковно-приходских школ. Главным идеологом Голицынского курса стал беспринципный, но не бесталанный, надо сказать, публицист Василий Львович Величко, редактор официальной газеты «Кавказ». На страницах этой газеты он ещё до назначения Голицына главноначальствующим тиражировал всевозможные небылицы об армянах. А в 1895 году превзошёл самого себя, написав по поводу организованной турецким султаном Абдул-Гамидом II массовой резни:

«Армянам так и надо!»

Родством своим с этим гадёнышем ныне очень гордится шелкопёр С. А. Сокуров. Подписывающий иные свои статейки как «Сергей Сокуров-Величко».

Князь Г. С. Голицын стал одним из инициаторов и толкачей закона о конфискации имуществ Армянской апостольской церкви и жёстком контроле над армянскими национальными школами от 12 июня 1903 года. Согласно этому закону, всё недвижимое имущество (за исключением церковных построек и кладбищ) и капиталы, принадлежавшие Армянской церкви и духовным учреждениям, переходили в ведение государства.


* * *


Характерными чертами личности Михаила Накашидзе были крайнее высокомерие и беспощадная исполнительность. И эти его черты ярко проявились как раз "в Голицынскую эру". Именно Накашидзе возглавил кампанию по ограблению Армянской апостольской церкви в Эриванской губернии, то есть в самом сердце Армении. Народ встал тогда, по призыву католикоса Мкртича I Хримяна, на защиту своей Церкви. Выступления подавлялись оружием. Было множество человеческих жертв. Впоследствии Николай II, тщательно разобравшись в проблеме, подписал 1 августа 1905 года благородный указ о возвращении Армянской церкви конфискованного у неё имущества. Но это произошло уже после смерти Накашидзе...

14 октября 1903 года на Коджорском шоссе близ Тифлиса главноначальствующий Кавказской администрации генерал Г. С. Голицын был тяжело ранен в результате покушения, совершённого членами армянской социал-демократической партии Гнчак.

Мерзавец выжил.

В феврале 1904 года Накашидзе, по протекции князя Голицына, был назначен Бакинским губернатором. Сам же Голицын пробыл в должности главноначальствующего до 1 января 1905 года, когда был переведён с Кавказа в Санкт-Петербург и назначен состоять при особе Его Императорского Величества.


* * *


Примечательно, что, если в дальнейшем губернатор М. А. Накашидзе стал главным куратором резни бакинских армян, то непосредственными организаторами резни были губернаторский переводчик Шахтахтинский, нефтяной магнат Тагиев, редактор газеты «Каспий» А. М. Топчибашев и сотрудник «Каспия» Ахмед Агаев. Необходимо пояснить, что эта четвёрка тесно сотрудничала с турецкой партией МЛАДОТУРОК (которые вплоть до государственного переворота 1908 года были оппозиционной партией в Османской империи). Впоследствии, в годы 1-ой Мировой войны, Ахмед Агаев стал участником геополитического проекта «Туран Йолу» (Дорога в Туран). Наряду с Агаевым и сирийским туркменом Зиёй Гёкальпом, оный проект курировали военные преступники Энвер-паша, Талаат-паша и Назым-бей (четверо последних - ветераны Младотурецкой партии). Их конечной целью было убедить тюркоязычные народы Кавказа, Ирана, Крыма, Поволжья и Туркестана отделиться от России или Ирана — и присоединиться к новой мега-державе «Туран» (см.: Гасанова Э. Ю., «Идеология буржуазного национализма в Турции» // Баку, изд. АН АзССР, 1966 г.; Козубский К. Э., «Под копытом» // Общеказачья газета «Станица», Москва, №2 (26), декабрь 1998 г.).

А ещё следует подчеркнуть, что ближайшими союзниками МЛАДОТУРОК были БОЛЬШЕВИКИ.

И следует подчеркнуть: Накашидзе и Голицын сделались не только соучастниками дикого преступления, но и прямыми государственными изменниками — ибо вступили в сговор с про-османскими силами. Итак: вдохновитель Голицын, куратор Накашидзе, организаторы Агаев, Тагиев, Топчибашев.



* * *


Резня армян в Баку началась в феврале 1905 года. С подачи Накашидзе, в январе 1905 года чины бакинской полиции конфиденциально сообщали местным «татарам» (так во времена Российской империи обычно именовались закавказские тюрки-шииты, в 1918 году взявшие себе имя «азербайджанцев»), что армяне собираются устроить им резню, и настойчиво советовали опередить армян. Так, околоточный Шахтахтинский раздавал тюркам «листки, в которых… указывалось, что армяне на Кавказе издавна являлись нацией, подавляющей и угнетающей другие национальности, в том числе и татар, что они деятельно агитируют в пользу уничтожения царской власти и что их поэтому следует бить» (см.: Старцев, Г. Е. Армянская резня // Кровавые дни на Кавказе. — СПб: Г. М. Попов, 1907).

Сделаю здесь небольшое отступление. Как известно, этнографический термин «татары» охватывает около 40 различных наций, с разным менталитетом. Поэтому, будучи потомком татароязычных касимовских казаков-мусульман (также именуемых касимовскими татарами), я буду слово «татары», применительно к закавказским тюркам-шиитам, брать в кавычки (кроме чужих цитат). Воспользуюсь здесь своим авторским правом.


* * *


Ахмед Агаев в одной из своих статей утверждал, что бакинские армяне, готовясь атаковать мусульман, «выписали из Турции известного главу армянских шаек Андраника» (см.: «СПбургские ведомости» от 22 апреля 1905 г.).

Здесь была двойная ложь!

Ибо, во-1-ых, прославленный гайдук Андраник Озанян, прибывший в Баку из Ирана (а не напрямую из Турции) ещё в октябре 1904 года, — в ноябре 1904-го выехал из Баку в Тбилиси.

А во-2-ых, в феврале 1905 года Андраник находился в Париже.

Уже после бакинской трагедии Андраник составил «Боевые наставления гайдуцким отрядам» (опубликованы в Женеве в 1906 году). Армянские партизаны иногда именовали себя гайдуками — на балканский манер. Ибо дашнаки по-братски относились к болгарам-македонцам из ВМОРО.


* * *


12 января армянские солдаты-конвоиры закололи при попытке к бегству молодого бакинского «татарина» Була-Ага-Реза-оглы, обвинявшегося в покушении на убийство армянина. И в «татарских» кварталах Баку стали поговаривать, будто армяне нарочно убили мусульманина (см.: «Русское Слово», 9 февраля 1905 г.). 6 февраля родственник убитого Бабаев, решив отомстить, попытался застрелить одного из тех солдат в толпе перед армянской церковью, но был убит толпой.

После этого «татарские» вооруженные группировки организованно атаковали армянские кварталы. И началась «армяно-татарская резня», которая вскоре перекинулась на другие районы Закавказья. Корреспондент газеты «Русское слово» (22.2.1905) так описывал самое начало резни:

«Шайки убийц появились одновременно в разных частях города. Загремели выстрелы… Застигнутые на улицах армяне спасались бегством. Вслед им гремели выстрелы. Несчастные падали, не добежав иногда несколько шагов до дверей своего дома… Жертвы среди армян насчитывались уже десятками. В то время, когда большинство мирного армянского населения в страхе ждало со стороны полиции и войск избавления от грозящей беды, раздраженная горячая молодежь рвалась мстить за убитых родичей и единоплеменников. Ещё немного, и раздались выстрелы в проходивших кучками татар из окон и с крыш армянских домов… упало несколько человек татар. Взаимное озлобление всё возрастало. Когда на улицах больше некого было убивать, татары кинулись громить армянские лавки. Взламывали двери, стреляли внутрь лавок залпами, вытаскивали неосторожно оставшихся в лавках торговцев и зверски расправлялись с ними.»

Всего в первый день резни было убито до 35 — 50 человек, из них 3 — 4 «татарина», один грузин, остальные — армяне. Корреспондент журнала «Тифлисский листок» писал:

«Царит общее убеждение, что резня армян — эта ужасная бойня— организована. Все тюрки вооружены… В первый день кровавых событий в больницу были перевезены 34 трупа: все армяне, только один грузин. Все убиты со спины. Тюрки расстреливали сзади… Когда приехал на место резни, потемнело в глазах, закружилась голова, чуть не потерял сознание, еле сдержав себя. Первое, что попалось мне на глаза, был несчастный худой маленький старик, которому после трёх пулевых ранений саблей отсекли голову. На кладбище Баку на одной из груд трупов был брошен труп беременной женщины. Варвары несколькими ударами кинжала вспороли живот несчастной и, вытащив ребёнка, бросили его на труп.»

По свидетельству француженки Жозефины Кубли, незадолго перед тем приехавшей из Тифлиса в Баку, в первый день погрома,

«сын хозяина нашего дома, молодой тюрок, с пистолетом в руке вошёл в комнату. На вопрос о том, что происходит, ответил, что ни они, ни армяне не виноваты в погромах. Им приказали убивать армян, и они в течение трёх дней будут это делать.»

Итак, им ПРИКАЗАЛИ.



* * *



Всё время погрома Накашидзе не только, вопреки своим должностным обязанностям, не предпринимал ничего для его прекращения, но и расхаживал среди «татарских» погромщиков, братски похлопывал их по плечу. Однажды он даже приказал казаку-конвойцу, который вступился за избиваемого армянского ребёнка и отнял ружье у «татарина», немедленно вернуть оружие владельцу:

«Отдай назад берданку!» — крикнул казаку князь Накашидзе

(см.: Luigi Villari. Chapter X: Bloodshed and fire in the oil city // Fire and Sword in the Caucasus. — London: T. F. Unwin, 1906. — P. 195.)



* * *



Армянские рабочие Биби-Эйбатских нефтяных промыслов, услыхав, что в городе начались погромы, вооружились кто чем: ножами, ломами, железяками, и двинулись на помощь соплеменникам. Но город оцепили жандармы, напрямую подчинённые Накашидзе. Погромщикам они не мешали, зато рабочих-армян останавливали и разоружали.

В сложившейся обстановке Армянская национал-революционная партия «Дашнакцутюн» сумела организовать эффективную самооборону. Первые действия самообороны начались 7 февраля; с этого момента число убитых «татар» стало резко расти, убитых армян — падать.

«Перед нами появился бледный от ужаса армянин и рассказал, что татары окружили его дом и подожгли. Пламя уже перекинулось в комнаты, откуда дети бежали на чердак, где непременно сгорят через 15 минут. Группа из трех человек бросилась спасать детей из горящего окружённого дома. Ужасная картина предстала их глазам. Горящие дома освещали весь район. Армянские семьи задыхались от удушья, каждую минуту ожидая смерти. Те, кому удавалось вырваться из пламени, падали, сраженные пулями... И вот прогремело несколько залпов опытных армянских бойцов, и озверевшие татары... бежали от троих армян. Три бойца собрали и перевели в безопасное место примерно 100 жителей горящих домов: детей, женщин, стариков. Трудно описать радость и восторг спасенных. Священник, известный всем непримиримый противник революционеров, упал перед армянскими воинами на колени и со слезами на глазах благодарил их!» — писала дашнакская газета «Дрошак».



* * *



Резня продолжалась ровно три дня, которые как раз и были отпущены Михаилом Накашидзе на погром. В полдень 9 февраля Накашидзе собрал на своей квартире городского голову, мусульманского казия, епископа Ширванского Ананию и других почтенных лиц, оттуда они пошли по городу мирной процессией с белым флагом, причём впереди шагал сам губернатор, в мундире и при всех регалиях. Резня немедленно прекратилась.

Имеется весьма красноречивая статистика. Всего, по данным Бакинского статистического бюро и «татарско-русско-армянского комитета» (сформированного по окончании резни для оказания помощи пострадавшим), армян было убито 205, из них 7 женщин, 20 детей и 13 стариков; ранен 121 человек. Мусульман убито 111, ранено 128; среди убитых 2 женщины (одна из них — шальной солдатской пулей); детей и стариков не отмечено (см.: Санкт-Петербургские ведомости — 25 мая 1905 г.).

Эти цифры говорят сами за себя!

Но вскоре правосудие свершилось. 11 мая губернатор Накашидзе, проезжая через бакинскую площадь Парапет, был убит дашнаком Дро Канаяном, метнувшим в него бомбу. Смертный приговор организатору армянских погромов в Баку был вынесен Комитетом «Восканапат» АРФ Дашнакцутюн.

Слава Армении! Яику-Горынычу слава!

Впоследствии, в 1914 году доблестный мститель Дро был амнистирован императором Николаем II и в годы 1-ой Мировой войны сделал карьеру в Русской армии, командуя 2-ой Армянской добровольческой дружиной, здорово потрепавшей турецких аскеров. Ныне генерал Дро известен армянам всего мира, и не только армянам (см.: Дро. Биография, воспоминания, свидетельства. — Ереван: Свободная речь, 1991. — С. 13-14. — 414 с. — ISBN 5807902491).

Между тем, БОЛЬШЕВИКИ активно использовали Бакинскую резню (наряду с еврейскими погромами) для компрометации монархии:

«После революции 1905 года царское правительство по всей России организовывает еврейские погромы, вовлекая в них возможно более широкие массы и тем самым отвлекая их от революционного движения. На окраинах, на Кавказе с этой же целью правительство организовывает армяно-татарскую резню.» — писал Н. Я. Нехамкин в статье «Вражда национальная» (Энциклопедия государства и права, т. I, М.: Издательство Коммунистической академии, 1924-25). Главным редактором этой энциклопедии был П. И. Стучка, организатор большевицких революционных трибуналов.

Примечательно: в то самое время, когда большевики Стучка и Нехамкин кропали свои клеветнические статьи — Ахмед Агаев, один из вдохновителей Бакинской резни, возглавлял общество дружбы «Турция-СССР».

Лукавству большевиков и младотурок нет предела! Они дезавуируют, или забалтывают свои преступления, уповая на наше невежество или беспамятство!

НЕ позволим же ИМ перехитрить НАС! Преступления младотурок и большевиков не должны быть забыты!


Рецензии