Удивительная судьба митрополита Серафима Чичагова

Удивительна его судьба уже тем, что этот человек значительную часть своей жизни провел на военной службе, добился там немалых успехов и правительственных наград, и только в 37 лет, под впечатлением судьбоносной встречи со святым праведным Иоанном Кронштадтским (с 1878 года Чичагов стал его духовным чадом), принял решение посвятить себя служению Богу, и на этой стезе также сумел достичь значительных высот.

Родился Леонид (мирское имя) Чичагов в 1956 году, в Санкт-Петербурге, в аристократической дворянской семье потомственных военных. Закончив Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, он поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус, в котором имели право обучаться только дети именитых дворян, и то далеко не все подряд: прием осуществлялся на основании конкурсных экзаменов.
 
Став кадровым военным, Чичагов в 1877 году участвовал в русско-турецкой войне, был награжден орденами святой Анны, святого Станислава, святого Владимира, саблей с дарственной надписью от Императора за взятие Плевны и многими другими наградами.

Не удивительно, что для петербургского общества стало шоком,  когда блестящий офицер, орденоносец и светский лев, имеющий красавицу-жену и четверых детей, вдруг в чине полковника подал в отставку и резко перешел из аристократического сословия в духовное.

В 1893 году Леонид Чичагов был рукоположен в диакона в московском храме Двунадесяти апостолов, а через два дня – во священника. Испытания первого года священнического служения отца Леонида, связанные с разрывом с родной военно-аристократической средой и с психологически сложным вхождением в незнакомые условия жизни духовенства, усугублялись неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Натальи, которая привела ее к безвременной кончине в 1895 году в возрасте 36 лет.

Свою супругу отец Леонид похоронил на монастырском кладбище в Дивеево, которое было дорогим для него местом. Именно тогда и возникла у него мысль о написании фундаментального труда об обители и почитаемом им старце Серафиме.
 
Примечательно, что благословил его на это сам Серафим Саровский через монахиню Пелагею, знавшую старца в живых – Пашу Саровскую.

Едва отец Леонид появился в Дивеевской обители, как Паша Саровская объявила ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».

Отец Леонид был обескуражен этими словами и постарался объяснить Паше, что он не может обратиться к государю с такой просьбой, даже исходя из субординации…

«Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный», – отрезала Паша.
 
Позже, как выразился сам отец Леонид, его пронзила мысль о написании труда об обители и знаменитом старце с тем, чтоб потом этот напечатанный труд передать государю.
 
Так возник замысел «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», и в 1896 году вышло ее первое издание, которое в значительной степени было посвящено деятельности Серафима Саровского.

В 1898 году, оставив повзрослевших детей на попечение двух ответственных лиц, отец Леонид принял монашеский постриг со знаковым для него именем Серафим.
 
В 1899 году он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Там он проявил себя энергичным и рачительным хозяином, за пять лет своего игуменства восстановил в монастыре как хозяйственную, так и духовную жизнь, которые до этого пребывали в упадке, а также  продолжил работу над «Летописью». В 1902 году увидело свет второе издание этого фундаментального труда.

В это время в жизни отца Серафима произошло чудо – ему явился сам Серафим Саровский:
 
«В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».

Духовно укрепленный этим событием, отец Серафим решается на неслыханную дерзость: он отважился поставить вопрос о канонизации старца Серафима лично перед Императором Николаем II. Добиться приема у него ему помогла «Летопись», высоко оцененная государем.

К тому времени за последние 200 лет в РПЦ было канонизировано для общецерковного почитания всего 11(!) угодников Божьих. Выслушав архимандрита Серафима, государь заявил обер-прокурору Священного Синода Победоносцеву о необходимости незамедлительно поставить вопрос об организации открытия мощей преподобного Серафима Саровского на заседании Священного Синода.

11 января 1903 года специальная комиссия, учрежденная Священным Синодом, приступила к освидетельствованию святых останков старца Серафима. В эту комиссию вошел и архимандрит Серафим. Заведовать подготовкой мероприятий по случаю канонизации преподобного старца также назначили архимандрита Серафима. Он же был автором акафиста преподобному Серафиму.

19 июля 1903 года в Сарове при стечении более 300 тысяч  богомольцев состоялось прославление преподобного Серафима Саровского. Раку с мощами преподобного нес лично Император Николай II и члены августейшей фамилии. Так завершилось выполнение наказа преподобного Серафима Саровского, переданного отцу Серафиму через Пашу Дивеевскую.

Несомненно, решающую роль в прославлении своего небесного покровителя сыграл архимандрит Серафим. К сожалению, в жизни встречаются  и другие примеры. Невольно вспомнилась фраза, которую сказал в одной из бесед о своем духовном отце, игумене Никоне Воробьеве, известный профессор-богослов А.И. Осипов: «Мне известны доказательства святости игумена Никона. Но заниматься его прославлением я не буду – его должен прославить Бог».

В 1905 году архимандрит Серафим принял на себя еще одно служение – епископское. Изначально он был хиротонисан епископом Сухумским, однако уже через год – в феврале 1906 года – был назначен епископом Орловским и Севским.

На Орловской кафедре владыка проявил себя деятельным архипастырем. В первую очередь он сконцентрировал свое служение на ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНОСТИ В ПРОСТОМ НАРОДЕ. С этой целью он распространял среди рядового духовенства просветительскую литературу, проповедовал, занимался делами милосердия. Продолжал также работу над написанием других своих богословских произведений.

Немалое внимание владыка Серафим уделял общинам при храмах, так как считал, что развитие епархиальной жизни целиком зависит от ПРИХОДСКИХ ОБЩИН. В частности, он организовал при храмах своей епархии приходские советы, которые помимо сугубо церковных дел занимались широкой социальной и благотворительной деятельностью.
 
«По моему убеждению, – писал владыка Серафим, – необходимо все реформы начать с возрождения приходов, ибо, пока народная и общественная НРАВСТВЕННОСТЬ не улучшится и жизнь наша не будет СОГЛАСОВАНА С ВЕРОЮ, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное».
 
Все эти его труды не остались незамеченными в столице, и в 1907 году за организацию приходской жизни в Орловской епархии владыка Серафим был награждён орденом святой Анны I степени, а также назначен членом Священного Синода.
 
Он надеялся завершить начатые преобразования в Орловской епархии, но Синод решил иначе. В сентябре 1908 года владыка был переведен на Кишиневскую кафедру, где ему предстояла такая же непростая работа по возрождению духовной жизни. За годы служения в Кишиневской епархии ему удалось восстановить приходскую жизнь до такого высокого уровня, что он заслужил похвалу лично от императора Николая II. Также он был удостоен сана архиепископа.
 
Стоит отметить, что в те годы владыка Серафим вошел в «Союз русского народа» – организацию, которая пыталась противостоять революционной смуте, всё более расползавшейся по стране. Помимо этого, архиепископ был членом национально-патриотической организации «Русское собрание».

В 1914 году владыка Серафим был назначен архиепископом Тверским и Кашинским. Во время первой мировой войны он организовывал помощь беженцам, оснащал всем необходимым госпитали и санитарные поезда, собирал пожертвования для раненых воинов.

Однако самые трудные времена для владыки Серафима наступили после революции 1917 года. Большевики считали его монархистом, приближенным к царской семье и врагом советской власти.

В декабре 1917 года вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке владыки Серафима из Тверской губернии.
 
Стремясь отгородить владыку от вероятной расправы, патриарх Тихон провёл на заседании Святейшего Синода решение о назначении его на кафедру Варшавскую и Привисленскую с возведением в сан митрополита (Польша тогда находилась в составе Российской империи). Однако из-за военно-политической обстановки владыка Серафим не смог выехать на место нового служения и остался в Москве.
 
В последующие годы его неоднократно арестовывали, он не раз сидел в тюрьме, побывал в ссылке в Архангельской области, и об его освобождении постоянно ходатайствовал патриарх Тихон.

Весной 1928 года страдалец, уже как митрополит Ленинградский и Гдовский, вернулся в родной ему город.

Нужно отметить, что владыка Серафим раздражал светские власти также своим ревностным отношением к широкой проповеди, что тогда признавалось за антисоветскую пропаганду. 1932 год ознаменовался массовым арестом священнослужителей, в том числе монашествующих. На фоне общего негативного отношения власти к священству возрастала угроза и в отношении владыки Серафима. К этому времени здоровье его значительно пошатнулось. Все перечисленные факторы вкупе послужили причиной увольнения владыки на покой. Это случилось в октябре 1933 года. Последним его пристанищем стали две комнаты в дачном домике недалеко от станции Удельная под Москвой.

Наступил кровавый 1937-й год. В сентябре владыку арестовали в очередной и последний раз, обвинив его в том, что он «проводит глубоко законспирированную контрреволюционную церковную деятельность – дает указания к переходу церкви на нелегальное положение».

Не пощадили даже его старость – ему было 82 года. Ввиду того, что арестованный не мог самостоятельно ходить, его вынесли на носилках, а затем, на машине скорой помощи, перевезли в Таганскую тюрьму. 11 декабря 1937 года, по приговору тройки НКВД, его расстреляли на печально известном Бутовском полигоне в Московской области.
 
В 1997 году митрополит Серафим Ленинградский и Гдовский (Чичагов) был прославлен в лике святых как новомученик.

Утверждают, что владыка встретил смерть не только как истинный воин Христов, мученик за веру, но и как подлинный офицер: не преклонив перед палачами главы, не замарав чести христианской и архипастырского достоинства.

Но остались в сердцах его духовных чад наставления владыки Серафима, среди которых: «Евангелие и жизнь по Евангелию есть самая трудная наука, которую св. отцы называли наукою из наук. Представителю этой науки нельзя ни одного дня в жизни прекращать изучения ее, ибо только опыт жизни даст возможность уразуметь полноту и глубину Божественного откровения».


Рецензии