F-2B Precizion Stunt. Ослик бегает по кругу

                Я посвящаю этот рассказ братьям Саленекам Валентину Фридриховичу и Виктору Фридриховичу, жизнь и творчество которых оставили заметный след в отечественном авиамоделизме. Прекрасные пилоты и строители, проложившие новые пути в классе F-2B.Спортсмены с большой буквы, неоднократные чемпионы Советского Союза и России. Их уже нет с нами,но память о них живет, а накопленный опыт мы еще только начинаем применять.






                Я еду на тренировку.  Спина побаливает, проснулся ни свет, ни заря. Полетать пока штиль. Благо не далеко, но все равно ехать. Мой "Черпачок" прытко скачет на север, за МКАДом есть подходящая площадочка для наших полетов.

     __Ну, что ты ноешь? А? Посмотри утро какое.

Еду, охаю, пока не ругаюсь, но чувствую скоро, ох скоро заругаюсь. Перерыв в полетах большой, косяки попрут один за другим. Это неизбежно, тренировки должны идти без значительных перерывов, а тут перерыв год. Все заново, все позабывал.
 
Спорт это  работа, тяжелая и постоянная, изо дня в день. Особенно пилотаж, тут, как в фигурном катании. Обязательная программа,-"Комплекс", ограниченное время семь минут, бригада судей со своими чертями в головах. Угодить всем не получится, просто летать надо так, что-бы не придрались. Они конечно придерутся, Радиус не тот, угол не выдержал, высота плавает, рожа не нравится, своего тянуть надо и прочее, прочее.

Добрался, наконец. Ставлю машину на краю большой асфальтовой площадки, Достаю из багажника самолет, стартовый ящик и складной стул, и топаю на другой край.
Надо начинать. Разматываю корд, прицепляю ручку управления и тщательно со спиртом протираю корд чистой тряпочкой. От чистоты корда зависит, как точно будут передаваться сигналы на рули самолета. Проверяю управление, мягкое, легкое. Ан что это, у самолета, что-то поскрипывает. Петля закрылка, вот зараза... Брызнул спиртику, маслица капнул, Отпустило.

Теперь мотор. Заправляю топливо.Сколько лить позабыл, помню больше ста немного. Нальешь мало, не хватит на комплекс, нальешь много, будет перелет, не засчитают посадку. Ладно, налью сто десять. Сколько я там иглу открывал? Полтора оборота или два? Вообще еще прохладно, открою полтора, прогреется воздух приоткрою до двух.

Готов кажется.

Зацепляю самолет за самостартер. Накал! Рывок пропеллера... Заработал язви его. Щелчок секундомера, накал долой. Вытирая руки тряпкой иду к ручке.

Пристегнул страховку, пошевелил рулями, прислушался к мотору, пора.

Самолет мягко снимается с самостартера и начинает разбег. Мягче, мягче рулями, ничего в общем взлет. Мир плывет по кругу высота полтора метра горизонт. Лечу по кругу, вторая фигура комплекса "Полет по кругу" Не самая простая фигура модель должна совершать горизонтальный полет на высоте от полутора до двух метров без видимых колебаний. И неважно штиль или задувает ветрило... Не коле..байся в общем.

Прислушиваюсь к мотору. Он мурлычет свою песенку Мр-Мр-Мр...АКХ..Мр-Мр-Мр. Какой режимчик поймался, прямо пилотажный , пилотажный. Ровная струйка дымка бежит за самолетом в штиль видно каждый выхлоп мотора. Не быстро так, ровненько.

Приближается третья фигура комплекса. Самая важная, очень сложная, опасная и красивая. Двойной поворот на горке. Судьи обычно очень внимательно смотрят именно эту фигуру, красиво и правильно выполнил, судьи поймут, что спортсмен сильный и будут внимательно смотреть весь комплекс. Сплоховал, все... На твой полет смотреть больше не будут, глаза надо беречь, так, наставят троек и катись.

Напротив судей самолет переводится в вертикальный набор высоты, проходит зенит и падает на противоположной стороне до высоты полтора метра и... выход на спину. Ко- Ко надо железные иметь и глазомер, и реакцию,и рожи не корчить напряженные, это судьи тоже видят.Непринужденно пилотировать, с улыбкой. Полкруга на спине и снова вверх точно по прежней траектории, от зенита вниз и выход в прямой полет на высоте полтора метра. Так, прицелился, ориентиры наметил и вверх энергично, Мр-Мр-Р_Р_Рррррр потянул мотор наверх, руки раскинул вдоль плеч, ориентир выхода левая рука, падаю вниз, моторчик Рррр-Мр-Ахк-Мр-Мр замурлыкал в падении, высота тает страшно, еще секунд и дрова, от себя энергично. Выход. Эх, высоковато, метрах на трех вышел. Недолет сказывается боязнь земли появилась.Полкруга на спине и снова наверх, Зенит и вниз. Взревывает и стихает мотор и, выход. Опять высоковато.

Ладно, для первого полета после перерыва сойдет. Есть над чем работать. Два разделительных круга и следующая фигура петли Нестерова три с половиной штуки выход на спину.

И начали, напротив судей четко, размером одна восьмая круга, вписывая одну в другую. Моторчик Взревывает, стихает и снова натужно рокочет вытягивая красивые большие петли.

Вот оно, кураж попер, понесло тебя подсознание, заботливо правит твоей рукой. Главное довериться ему. Ах глубоко зацепило.

Красивые петли и выход на спину, четыре круга на спине. Меня уносит музыка неба. Нет радикулита и лет уже не шестьдесят, все ушло. Кураж прет, не модель я пилотирую, а сам лечу, да не лечу, а рисую музыку неба. Что-то неземное закралось в сознание и бесится там, ниточки дергает.
Обратные петли красивые напротив судей и снова в прямой полет.

Фигуры меняют друг друга, а сознание где-то далеко. Тушино, по дорожке от входа на пятак идет высокий красивый парень с белым пилотажным самолетом. Длинные рыжеватые волосы тонкое лицо, джинсы , белая рубашка и маленький стартовый ящик. Когда это было? Семидесятые, середина. Я сижу в траве рядом с пятаком у ног разбитая модель, но домой ехать не хочется, я жду его. Мы не знакомы, но я всегда жду его. Его полеты завораживают. Как он это делает? Раннее утро и народу на пятаке еще нет. Юноша подходит ко мне

---Привет, поможешь?

Я охотно киваю.

---Модель разбил?

---Ага, с переворота на спину не вышел...
Парень понимающе кивает. Над травой надо было пробовать, падать помягче.

Я охотно помогаю моему новому знакомому. Не велика наука подержать самолет на старте и наслаждаюсь его полетами. Мне это пока не доступно, но даже просто смотреть на его полеты сплошное удовольствие.

Я лечу комплекс уже добрался до квадратных восьмерок. Та еще фигурка. Сверхточные движения рулями, на себя, на себя, на себя, от себя, от себя и считать, считать Раз, два, три, четыре, Раз, два, три, четыре. Не сбиться с ритма, не ошибиться земля рядом. Жесткая.

Снова Тушино. Пытаюсь лететь комплекс, а мой новый друг смотрит, отмечает ошибки. Ну, не выходит у меня. Он берет мой самолетик и в воздухе повисает сложная вязь комплекса. У меня в глазах слезы, почему у меня не получается? Летать надо, заправляй и снова первую связку. "Ритм" тарахтит Три петли и в обратный, три обратных и в прямой. Солнце слепит и жарит, пить хочется.
Не лети просто так, давай по новой первую связку.... Улетался до тошноты, и ошибся. Благо над травой. Пропеллер сломал.
Отдохни, поменяй пропеллер и давай по новой.
Я снова с завистью смотрю на филигрань комплекса в исполнении Виктора. Как ему это удается?

Вот и песочные часы. На себя, ровно,от себя, ровно, от себя, ровно, угол контролируем, и энергично на себя, есть. Кураж уносит меня, "часы" классные получились. Восьмерка над головой, и-и наверх, правая петля, левая...

Снова Тушино, осень. Я лечу комплекс на соревнованиях школьников, полный комплекс на зависть большинству участников, которые и трех петель связать не могут. Виктор хмурится, ругает за ошибки, но этого никто не слышит, они только видят, как плоская пилотажка с "Ритмом"рисует взрослый комплекс. Зрители ничего не знают о поломанных летом самолетах, о тошноте после целого дня тренировок на жаре и нежелании идти на следующую тренировку. О слезах бессилия и отчаянии временами. Зрители и не должны это видеть. Для них только ослепительный фейрверк фигур и легкая улыбка пилота.

Вот и крайняя фигура "Клевер" сложная связка четырех петель и-и, пошли от середины, правая верхняя, левая нижняя, левая верхняя, правая нижняя и наверх к зениту. Плавный выход в горизонтальный полет. Комплекс завершен, впереди посадка, мотор мурлычет себе. Смотрю на секундомер пять минут пятьдесят три секунды. Моторчик чихнул и остановился. Плавно снижаюсь и мягко приземляю самолет. Все. Расстегиваю страховку, кладу ручку и несу самолет на старт. Надо бы протереть от масла. Что-то перещелкнуло, кураж ушел, осталась боль в спине и навалившаяся тяжесть. Плюхаюсь на стул, закуриваю. Да, время идет. Но слетал ведь, после такого перерыва даже очень ничего. Следующий полет работаю Двойной поворот на горке, в нем были ошибки, еще треугольную петлю почистить. Смотрю на самолет, старенький ты у меня. Надо бы новый строить, но не буду. Заканчивать со спортом надо. Жаль некому передать опыт. У молодежи ныне авиамодельный спорт не в чести. Трудные времена.


Рецензии