Ударник коммунистического труда. Часть первая

"Везение - всегда лишь результат тщательной подготовки, а "невезение" - следствие разболтанности и лени".  © Роберт Энсон Хайнлайн.

Сломал я однажды, совершенно случайно, ногу… Нет, пожалуй не с этого хотел я начать.

Однажды, при плановой проверке дивизиона офицером отдела БВС (безопасной военной службы (*)Кольской флотилии… Опять не то!

Начну-ка я издалека. Пусть и получится рассказ, в этом случае, довольно объёмным. Но, может быть, это и к лучшему?



Как к нам на 74 -ый дивизион прибыла в длительный ремонт пла "Нижний Новгород", и про всю эпопею, с этим связанную, я уже рассказывал.

Прошло буквально пару месяцев, и вновь назначенный заместитель командующего КолФлРС адмирал Михалыч (**) вызвал командира дивизиона нашего на доклад. Комдив прихватил с собой НЭМС*а (начальника электромеханической службы соединения) и меня; ну а мы - схемы, планы, справки-доклады и прочую отчётную красоту, прыгнули в УАЗ*ик и через полчаса где-то уже вошли в штаб флотилии.

+ФОТО+ №1

И тут комдив Соколов делает потрясающий тактический ход - запускает на доклад адмиралу Михалычу НЭМС*а, первым. Меня - вторым. Ну а сам, видимо, уже по телефону всё доложил.

Зашёл я после капитана 2 ранга Тимарцева Сергея Анатольевича, представился. Доложил кратко, а в ответ слышу:

-"… радиационная обстановка, говорите, в реакторном (отсеке) сложная? Так возможно, необходимо ваккумирование?.. "

Услышав ещё пару специфических терминов, для меня родных и понятных, но явно чужеродных для надводной Кольской флотилии, я очень сильно удивился. Но виду не подал, а уверенно доложил, что реактор некоторые… гмм… не в меру горячие парни сожгли восемь лет назад, и никаких мер для стабилизации радиационной обстановки пока не требуется. А вот как её улучшить - это теперь головная боль отдела ЯРБ (ядерно-радиационной безопасности) СРЗ "Выдра", с чем их, собственно говоря, и поздравляем. И предъявил копию "акта передачи заказа заводской №3003…", в подтверждение своих слов. Заместитель командующего Кольской флотилии разнородных сил нашим докладом по лодке ремонта остался доволен, а на обратном пути в дивизион НЭМС просветил меня, что адмирал Михалыч  - подводник. Служил в Гаджиево. Поэтому и термины всяческие наши не только озвучивать умеет, но и знает, безусловно, что это такое в повседневной жизнедеятельности.

Вскоре, без предупреждения, адмирал Михалыч решил посетить наш дивизион. В целях ознакомления.  Абсолютно не зная (или забыв), что обеденный перерыв у нас заточен под заводчан. И не в 13.00, как на флотилии, начинается. Мало того, в силу специфики СРЗ "Выдра" (предприятие гражданское), из всего командного состава Северного флота только шесть (***) военнослужащих имели постоянные пропуска на право его посещения.

На проходной контр-адмирала встретила сотрудница ВОХР ("вахрушка", в просторечии), и заявила, что уважает его возраст и звание, но, увы…

На дивизион взбешенный адмирал Михалыч прорвался спустя час. Первым делом по пути поснимал всю вахту, вдоль и поперёк, а затем, уже почти спустив пар, возмущённо делился с нашим комдивом, проходя по второй палубе ПКЗ-141:

-"Я возмущён положением дел на дивизионе, Сергей Николаевич!!!"
Внезапно дверь одной из кают (напротив моей) распахнулась, на пороге нарисовался один из командиров гаджиевских пла утилизации, принял строевую стойку и заявил:

-"Я тоже, товарищ замкомандующего!!!"

-"Саша, ты-то какого… ****************************, и вообще…**********************************?!!"

+ФОТО+ №2

То, что адмирал Михалыч знал командира по имени, Вас удивлять не должно - служившие в одном гарнизоне весьма скромного размера, естественно, все друг друга знают. Окончательно разрядившись, весьма непечатным, как Вы уже поняли, образом, замкомандующего махнул рукой и убыл.

Меня на дивизионе при этом не было. А всю эту историю, в красках, мне рассказал "снятый" дежурный по соединению, мой ныне покойный друг, дивизионный наш штурман Саша Кузин. Александр Дмитриевич имел второе (юридическое) образование, поэтому просто ответил:

-"Есть!", заменился непомнюужекем, а сдавать вахту за два часа до законной смены, естественно, и не собирался.



Немного разрядил ситуацию, причём по горячим следам, весьма вовремя вышедший из отпуска наш ныне покойный начальник штаба капитан 1 ранга Владимир Николаевич Ручкин - они не только служили вместе с адмиралом Михалычем в одной базе, но и в море вместе ходили. Поэтому отныне с проверками (да и просто так, чаю попить и вспомнить былое), замкомандующего старался приезжать именно к нему. Так уж вышло, что вторым дежурным по дивизиону, попавшим под приезд нового неугомонного куратора нашего, попал я.

Постоянно приезжал адмирал Михайловыч и на всяческие плановые проверки, например, перед подрывами крышек реакторов. Вообще, создавалось впечатление, что офицеры флотилии появлению в их рядах атомоходчика искренне обрадовались.

Абсолютно не в упрёк - но каждый должен заниматься своим делом. Иначе… возможны варианты.

Лично слышал на "дальнем" пирсе после окончания широкомасштабного учения по "…локализации и ликвидации последствий…" того, что могло произойти при подрыве крышки атомного реактора подводной лодки К-54, родного мне 658М проекта, от целого командующего флотилией, вице-адмирала (впоследствии ставшего Главкомом ВМФ), в адрес нашего комдива, следующее:

-"Честно говоря, Сергей Николаевич, я ничего не понял. Но организация мне понравилась!"


Воспитанный с лейтенантства, что вахта несётся в кителях, их отмену я не воспринял. Нет, куртки и раньше нам выдавались (хронологию, с иллюстрациями, Вы можете посмотреть здесь, ссылка: https://dzen.ru/a/YyDJKXcUwiEzQ8zQ ), но воспринимали мы их скорее, как какую-то разновидность спецодежды (нашего "платья РБ", например) и всерьёз не воспринимали. Хотя носили, конечно.

Старшим лейтенантом, получив наряд на индпошив, я совершенно случайно попал к человеку, обслуживающему в том числе и адмиралов города Полярный. Дело было так - пришёл я на первую примерку, но женщина, которая меня обмеряла пару недель назад, заболела. Я до сих пор благодарен этому Мастеру, воистину Портному с большой буквы, еврею по национальности. В первую же нашу встречу, мы разговорились. Его удивил принесённый мной материал - практически чистая шерсть именно чёрного цвета, и моя просьба пошить брюки именно из него. Узнав, что этот материал получен ещё моим отцом, в далёкие уже тогда годы службы на четвёртой эскадре, он произнёс только:

- " Уважаю подводников, молодой человек!"

Выяснив, что материал из ателье я забирать взамен принесённого (ещё чего?!) категорически  не намерен, портной развеселился ещё больше. А узнав, что за сукно на китель лучшего качества я готов доплатить прямо сейчас, и без всякой квитанции, был покорён мной окончательно.

Я, помню, высказал ещё одну просьбу. Дело в том, что буквально накануне я видел на одном офицере китель с подкладкой золотистого цвета. Вот и предложил вшить мне подкладку из алого шёлка, красно так сказать революционную. Но был остановлен мудрым мэтром иголки, швейной машинки, мела и ножниц:

-"Молодой человек, решать, конечно, Вам. Таки да, материал я Вам найду любой. Но, простите, это уже не китель будет, а цыганщина?.."



-"Носите на здоровье!" - услышал я где-то через месяц. Не удивляйтесь - ещё было две примерки ("…тут девочка ошиблась немножко…"), да и многие тогда получать на складе стандартно-квадратно-кубическое отказывались. Ателье трудилось, не покладая рук!

Китель и пара брюк получились в результате просто обалденными. Правда, стрелки на брюках приходилось наглаживать с мылом, но это мелочи. Стандартные флотские штаны выглядели на фоне моих брюк серыми… Износил я их за много лет, буквально в хлам. А китель этот старлеевский, в который я уже не влезал категорически, был подарен мной Андрею Васильевичу - бывшему старпому четвёртой эскадры, моему соседу по подъезду этажом выше. По его просьбе. Он в нём на пенсии, пока ждал квартиру и трудился капитаном маломерного судна, ещё много лет "рассекал"…


Получил я абсолютно новую куртку (а именно в них, и давненько уже, предписывалось нести дежурство и вахту военнослужащим ВС РФ) в первый год службы на 74 -ом дивизионе; а потом, когда наш вышестоящий орган - 40 дивизия пл СФ, приказала долго жить, и нас замкнули на склады Кольской флотилии, к вещевикам я даже не наведывался. Во - первых, времени не было, а во - вторых, я никого там не знал (****). Да и знакомиться не имел никакого желания. На дивизионе же нашем вещевая служба существовала чисто номинально.

Форма одежды шилась в те времена из смесовых, а иногда и откровенно поганеньких, полностью синтетических материалов. Московские тыловые воротилы экономили на всём. Поэтому довольно быстро куртка пришла в негодность. Но выбрасывать я её не стал. Моя супруга её тщательно выстирала, аккуратно упаковала в целлофановый пакет, а я привёз его на "Выдру", да и положил в дальний угол одного из многочисленных шкафов своей каюты. Почему я поступил именно так - до сих пор не знаю. Я говорил уже, что я просто так ничего не делаю. И это не потому, что я такой умный и всё досконально и тщательно всегда планирую. Жизнь сама всё расставляет по своим местам и в результате так получается. А я о многих мелочах, делая их автоматически, просто не задумываюсь. Ну а в том, что жизнь наша из мелочей складывается, я убеждался на собственном опыте неоднократно.

Тужурок же к тому времени у меня скопилось аж три штуки, не считая парадной. Вот и стал я как повседневно, так и при несении дежурства, их носить. С отцовскими медными пуговицами (*****) выглядел сей элемент формы одежды просто шикарно. Да и неуклонно растущее пузо (что уж греха таить), здорово маскировал.

11.01. 2024



Сноски:

(*) - вот хоть убейте меня, я до сих пор не пойму, как военная служба может быть безопасной?!!

(**) - адмирал Михалыч, так его за глаза все и называли. Я до сих пор очень уважаю этого человека. Поверьте, есть за что. Поэтому я решил так - кто в теме, тому фамилия не нужна. А для остальных, извините, в моих рассказах адмиралом Михалычем он и останется.

(***) - именно эта цифра была мне озвучена сотрудниками отдела безопасности и охраны СРЗ "Выдра". Не проверял. За что купил, за то и продаю. А вообще процедура получения даже временного пропуска, для посещения завода, была не так уж и проста. Поэтому их заказывали, обычно, заранее.

(****) - Вы не забыли ещё, что на 478 -ой береговой базе 40 -ой дивизии подводных лодок КСФ я пусть недолго, но служил? И, видимо, оставил у девушек-красавиц вещевой службы о себе хорошее впечатление. Чего там я только не получил, причём и заменой. Прибыв (с баулами) в новеньких долгожданных погонах капитана третьего ранга. В том числе и погоны офицерские (с фурнитурой), в большом количестве. Правда, доход от их реализации (на спор) одним из своих бывших сослуживцев я жду до сих пор, но это к теме рассказа не относится.

(*****) - теперь батины пуговицы лежат у меня в ящике письменного стола. Рядом с прочими памятными и дорогими мне предметами.

+ФОТО+ №3
.


Рецензии