Аракчеевские казармы

«Но почему аборигены съели Кука?
За что - неясно, молчит наука….»

Чтобы представить себе, где находится атолл Фангатау, достаточно в центре южной части Тихого океана отыскать знакомые всем острова Кука, взять немного восточнее, и, в россыпи архипелагов Французской Полинезии, найти заветное кольцо жерла потухшего вулкана. Зачем он нам, спросите вы? Фангатау открыт русским путешественником Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном и назван островом Графа Аракчеева.

Изучая историю абсолютно любой страны, понимаешь, что причиной упадка, впрочем, как и её расцвета, всегда является элита.
К своему глубокому стыду, о графе Аракчееве Алексее Андреевиче я узнал только после посещения казарм в Новгородской области, названых его именем. Стал читать, вникать, разбираться. Оказалось, фигура настолько значимая и неоднозначная, что остаётся только удивляться, как из моего кругозора выпала столь влиятельная персона. Особенно обидно признавать свою некомпетентность, учитывая моё военное образование, где много внимания уделялось военной истории.

Чтобы понять масштаб личности Аракчеева, приведу цитату мемуаристов: «…одна голова двуглавого орла в российском государственном гербе принадлежит императору, вторая – Аракчееву.»
Отзывы современников о графе очень противоречивые:
Н. А. Саблуков в своих записках заявляет, что «по наружности Аракчеев походил на большую обезьяну в мундире. Он был худ и сутул, шея у него тонкая, а уши – мясистые, голова безобразная, цвет лица нечист, а выражение представляло странную смесь ума и злобы». Начитавшись описания, бросился было изучать портреты Алексея Андреевича, но ничего подобного я не увидел. Напротив, сразу видно офицерскую выправку и настоящую мужскую красоту.
«Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
Б... грошевой солдат».
Это эпиграмма Пушкина - не самая благовидная. Хотя, позже, после кончины Аракчеева, Александр Сергеевич пишет жене: «Об этом во всей России жалею я один – не удалось мне с ним свидеться и наговориться».

Заслуг Аракчеева много, но, самая значимая для меня та, которой не суждено было сбыться при его жизни: Александр I одобрил проект графа о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной. Однако, реформа не была осуществлена, из-за того, что элита ещё не была к этому готова.

Острый клинок можно использовать для нарезки хлеба, а можно в качестве холодного оружия. Трагедия графа Аракчеева в том, что императоры, которым он служил, используя его в качестве своего инструмента, часто выбирали опцию «оружия».

Сколько бы я не рассказывал о графе Аракчееве, остаётся ощущение незаконченности истории. Оно и верно, ведь настоящая жизнь не знает, что такое финал!

С поэтическим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин


Рецензии