Милостыня

 
   Пришлось нам как-то быть проездом, через Волгоград. Перед самой остановкой народ в вагоне по обыкновению своему засуетился, заходил, с нетерпением повылазил из купе, припав к окнам. Давай всматриваться в придорожный пейзаж, пытаясь ускорить время приближения поезда на Волгоградский перрон. Но, как и бывает перед большой и длинной станцией, он, совершенно потеряв скорость, еле волочился по рельсам. Проводница неброская, но милая девушка, светленькая, в строгой форме в виде тёмно- серой юбки, жилета того же цвета, отточенным  красной, тонкой плоской по его бортам. Белой блузкой обвязанный по вороту её галстучек и бейджик на груди с именем, кажется Мария, но могу и ошибаться уже. Лицо уставшее (несколько суток в работе), но глаза горят блеском, живостью, улыбка широкая, добрая. С видимой участливостью и неподдельный заботой, обходит вагон, выкрикивая по всем купе:" Волгоград, через десять минут Волгоград, остановка пятьдесят семь минут..."  Глядя на неё, невольно приходит мысль, " Вот, как нужно любить свою работу!? ". Спрашиваю, когда она ровняется со мною:" Не подскажите Мария, далеко ли здесь Родина - Мать, уж больно хочется посмотреть!" 
-" Не советую"- улыбается Мария: «Здесь хоть двадцать минут на трамвае, но вы знаете, что..., можете легко опоздать на поезд;;;;;;;, потом долго не уедите. " - сказав, пошла далее оповещать вагон о приближающейся станции.
  Я отвернулся к окну, вагоны по цепочке дёрнулись, потом потянулись, состав медленно, но всё же тронулся с места, прибавив скорость. За окном мелькали какие-то технические постройки, промышленные предприятия, будочки, домики, цистерны, отдельные вагоны, переезды, горки - пригорки, склады, ангары, чаще кусты, деревья, столбы, иногда отдельно стоящие жилые дома, одинокие среди всей этой промышленной зоны. У меня, да и не только у меня, у многих складывается впечатление, что железная дорога при въезде в большие города, прокладывается окольными путями, минуя основной город, какими-то "козлиными тропками", окраинами, обочинами, проулочками, захолустьями. Плетёшься, плетёшься и вдруг бац, из отшиба попадаешь на главную улицу города, привокзальную площадь. И в Волгограде также, но об этом чуть позже.
  А сейчас я стою у окна, а в голову мне лезет некий план, настырно сверлит понимаешь ли: " А что, если на такси до Мамаева кургана и обратно?!  " - оборачиваюсь к жене:" Любовь моя, давай попробуем на такси до этой мемориала доехать, туда и обратно...?  "- она смотрит на меня вопросительно своими большими, красивыми, карими глазами - читаю в них:" Не-ет! "
- " Хорошо, а дай мне тысячу рублей...? - не унимаюсь, спрашиваю снова. Я как примерный семьянин, деньги на хранение отдаю жене, думаю в голове " попробую всё же один доехать". От данной идеи она, конечно, тоже не в восторге.
  Тут поезд остановились всё же, народ повалил на перрон, вышли и мы. Проводница, провожая взглядом, ещё раз напомнила о времени, когда отправляется поезд. Постояв немного у вагона, я всё же собрался в город.
-"Дай мне денег? " - пристаю опять к ней:" Пойду прошвырнусь, что тут стоять. "Она дала, но дала больше, чем тысячу.
- " Это на тот случай, если опоздаешь." - добавила моя любимая.
  Я, ускорив шаг, пошёл, оставив её переживать и волноваться обо мне на перроне.
   На улице стоял жаркий и душный полдень, Волгоград встретил меня большим потоком людей; провожающих, уезжающих, продавцов в ларьках, торговых палаток, просто прогуливающихся зевак, таксистов, туристов, таких же, как и я, высыпанных из поездов, глотнуть свежего воздуха, и купить какой ни будь еды, воды для дальнейшей дороги.
   В общем взяв в ближайшем киоске бутылочку воды, сравнявшись с людским потоком, отправился я осматривать ближайшие окрестности.
   Просторная, площадь светилась от яркого солнца особенными оттенками. Светло- зелёные, невысокие тополя подобранные и подрезанные аккуратными садовниками напоминали метёлки, стоящие, как свечи, украшая пешеходные дорожки, возле которых довольно часто стояли скамейки.
   Сама площадь была выложена камнем. В центре которой красовался фонтан. А вот в середине фонтана стояла знаменитая, восстановленная заново композиция из гипса, пионеров, держащихся за руки, в хороводе, вокруг головы крокодила. Четыре большие лягушки по сторонам света сидели по краям этого фонтана, дополняя данный шедевр архитектуры.
  Напротив него важно возвышался вокзал. Трёхэтажное здание с башней и шпилем, над главным входом, увенчанными золотистой звездой и часами. Везде по стенам его были художественные росписи боевых сцен, напоминающих битву и подвиги солдат, сражающихся за этот великий город.
   И везде народ. Две женщины беседуют на скамейке, прохожу мимо них, кто-то фотографируется на фоне вокзала и фонтана. Тут же дети балуются, мальчишки, играют то ли в догонялки, то ли брызгают друг друга. Сам делаю несколько фотографий. В сквере поодаль таксисты, там же люди кучкуются, стоят рейсовые автобусы. Рядом широкая, проезжая дорога, шумная, оживлённая. Перекрёсток, дома высокие прошлого века. Машины, и сновок люди, диспетчер постоянно что-то говорит о прибытие и убытие поездов, гудки локомотивов, грохот составов и ещё много чего, что есть в большом городе.
 Стараясь поскорее уйти от солнцепёка, я не стал задерживаться на площади, минуя её ушёл в тень деревьев, проезжей части, которая огибала вокзал.
  Мысли о том, что можно было бы посетить Родину- Мать, отошли в сторону.
-" Куда бы податься? "- думаю я, покручивая по сторонам головой.
    Смотрю через дорогу, за домом, где располагался магазин «Пятёрочка", какая-то незаметная аллейка. Дай думаю направлюсь туда, посмотрю, что там. И заглянув за угол этого дома, мне вдруг неожиданно, открылся дивный храм. К нему тянулись дорожки от разных сторон (воистину, все дороги идут в храм!), и каждая дорожка утопала в зелени и цветах. Ровные лужайки, фонарики на резных ножках- столбиках, интересные скамейки дополняли стиль данного места.
  Я не мог не выразить своё восхищение.
-" Вау! "- вырвалось у меня из груди...
 Сам же храм величественно стоял во главе всего этого стиля. Огромные из красного кирпича своды, как бы выходящие один из другого, несли на себе купала, возвышающиеся в небо.
Лучи солнца касались, осеняя, основного купола храма, словно рука ангела благосклонно направляла волю Божью на него.
   Невольно остановившись, я не мог отвести взгляда от всей красоты творения союза человека и Бога. Руки сами потянулись совершить крестное знамение:" Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! "- прошептал губами молитву...
-" Фотографировать Вас?! "- голос со спины отвлёк меня от духовного просветления.
  Я оглянулся. Ко мне шла наша проводница Мария. Она уже была не в форме. Лёгкое, ярких цветов платье ниже колен было на ней. Платок повязкой красовался в волосах, сумочка на плече.
-" Да, пожалуйста, я не против"- отозвался я на данное предложение и дал ей свой смартфон.
  Она, сделав несколько снимков, вернула смартфон обратно, пошла дальше, к храму.
-" Не задерживаетесь, поезд ждать не будет ; "- напомнила она улыбаюсь.
-" Да, спасибо Вам. "- ответил я  и пошёл неспеша следом , любуясь живописным видом.
    Растворившись опять в своих мыслях, не заметил, как ко мне обратился мужчина. Вид его был не первой свежести. Небритый, взъерошенный, лицо серое, глаза пьяные. Одет он был не опрятно, какой-то потёртый свитер, непонятно какого цвета, жилетка хаки, кепка мятая, кожаная, бриджи с карманами, когда-то были светлые, но залячканые пятнами, стали похожи на хаки. На ногах сапоги. Сам он был лет шестидесяти на вид, плотный, среднего роста, грубый, и разило от него перегаром, как из бочки.
-" Эй ты, погоди ка...?! Стой, мужик...?!" - с матом, для связки слов, выкрикивая, сорвался он ко мне. 
  Я как-то немного опешил, выйдя из своих дум, он видимо стоял на паперти, просил милостыню.  Недалеко от нас так же стояла женщина, и больше некого. Высокие ступени храма, не помешали ему молниеносно оказаться возле меня.
-" Дай денег сколько не жалко, погорельцы мы... Хотя бы соточку...  Из этой мы., из Разгуляевки.
-" Из Разгуляевки...?  Разгулялись так, что порвали два баяна и хату сожгли"- усмехнулся я в ответ.
-" Да я серьёзно тебе говорю "- напористо продолжил он  " Нам помогают, кто одеждой, кто хлебом, кто вот рублём..., в натуре, тебе говорю, вот те крест "- он небрежно перекрестил себя крестом, потом же плюнул смачно на ступени.
-" Не в этот раз, извини мужик  " - и не имея дальше желания общаться с ним, отвернувшись стал осматривать храм ;со входа.
-" Интересно, что это всё-таки за церковь такая? "- думал я, продолжая созерцать здание.
  Мужик этот отошёл, что-то про себя ворча, браня и сквернословя. Но как только двери храма открылись, он тут же замолчал, сделался тихим, услужливым.
   Из дверей вышла опять же наша проводница вагона.
-" Вот это да! "- удивился я.
   В дверях, она ещё помешкалась с минуту, другую. Её выпускал охранник, во всяком случае, я так подумал, она с ним перекинулась несколькими фразами и ушла.
    Мне захотелось зайти в него тоже, но я как-то нерешительно мялся на тротуаре, да и одет я был как-то не по церковному, шорты и футболка. И всё что я в конце концов смог, так это обратиться к женщине, которая стояла в стороне.
-" Скажите, что это за церковь?"
Женщина была, как и мужик, того же возраста, но выглядела гораздо опрятнее и была трезва.  Длинное, тёмное платье, кофточка поверх его, голова повязана платком. Все цвета её одежды были мрачные, тёмные, какой-то отпечаток печали был на ней. Лицо смуглое, выразительное, глаза добрые, умные. Потом я уже понял, что и она так же стояла на ступенях просила милостыню.
-" Это собор Александра Невского."- ответила она мне.
-" Да вы что, интересно как! "- ближе подойдя к ней, видя, что она расположена к разговору перебил её я.
   - " Он копия того, которого разрушили при советах в тридцатые года"- отстранённо как-то продолжила женщина: " Знаете, как бывает, когда Бога в стране не признают!?  - она не собиралась дожидаться ответа на этот вопрос:" Его построили недавно в двадцать первом году… Сколько было мнений, сколько было не согласных, а место старого собора не здесь, а там, где проспект Ленина "- махнув рукой в воздух говорила она. 
       - " Сам батюшка наш говорил, прошу вас всех — помолитесь о благополучном деле и беспрепятственном строительстве этого святого воссоздаваемого храма Александра Невского, и чтобы никогда в нашем городе не повторилось это безумство разрушения святых Храмов Божиих. 
-" Интересно вы говорите, спасибо вам огромное, очень приятная беседа получилась"- ответил ей , в противовес покосившись на пьяного мужика.
  А женщина, как будто и не услышав меня, стала говорить о себе:" Погорельцы мы, помогите Христа
ради, чем сможете?! "- и осенив себя крестом, поглядела на меня.
  -" Э-э.., конечно..., помогу..."-невольно смутившись на секунду, и вспоминая о том, что у меня должна быть сотня или две в кармане, стал переваривать в голове всю эту ситуацию:" Вот держите, сто рублей, дай Бог вам всего хорошего. "
 Она взяла деньги с благодарностью, а я пошёл дальше, только слыша позади себя, как женщина отчитывала и ругала своего мужа.
-" Ну что ж ты за паршивец то такой а? Опять бельмы свои залил и людей пугает. Разве можно так милостыню просить, э-э- х ты Вася…"
-" Скорее всего " Вася" , в данном случае не имя, а продолжение ругательства."- рассказывая жене о том, что со мной произошло, рассуждал я...
  И Родину - Мать мы все-таки увидели, пусть из окна вагона, когда выезжали из Волгограда, но увидели.

10.01.2024г.

фото взято из интернета , в свободном доступе


Рецензии