Коза Маруська

Перебирая старые  фотографии из семейного альбома, Роман Васильевич, младший брат из большого семейства Воронцовых,  наткнулся на весьма оригинальную. На ней изображена его старшая сестра Ульяна с козой. На оборотной стороне фотки подпись неровным подчерком, сделанная карандашом: - Я с козой Маруськой, август 1989г.  Он стал вспоминать, что же его связывает с этим временем.  Ба, да это же после его возвращения с Афгана. Он тогда приехал к родителям подлечиться, а главное отойти от того ада, в котором побывал, успокоить душу. На сеновале, где он ночевал, по ночам ему снились бои, гибель ребят, духи с искаженными лицами. Удар грома и он вскакивал, судорожно шарил рукой в поисках своего автомата – АКМ(а), который был главной защитой его и других ребят на той войне.
- Коза Маруська? – напрягся Роман и он начал потихоньку вспоминать все, что было с ней связано.
Сестренка Ульяна со своей козочкой оказались настоящими целителями его души: он бодался с козленком, словно были братик с сестренкой. 
- Ну, козлятушки-ребятушки на обед пора - звала Ульяна обоих. Так постепенно оттаяла душа Романа и по ночам ему перестали сниться бои в горах.
Да, на фотке Ульяна, ей  где-то здесь, наверное, под сороковник. Тихая, сельская женщина, жившая с родителями. Все три ее брата уехали кто, куда после школы. Мать пожилая,   часто болела и вскоре умерла. Ульяна осталась с отцом. Жалела старика! Участник войны, раненный, контуженный, Василий Степанович без посторонней помощи обходиться не мог.  Личная жизнь Ульяны не сложилась. Ждала парня после армии, но тот умотал на стройку коммунизма и был таков. Плакать не стала, но что-то в ее душе оборвалось. Замкнулась в себе, ни с кем  не встречалась. Занималась огородом, ходила  в лес по грибы, ягоды. Зимой дрова помогала заготавливать. А когда отец совсем занемог, стала сама и  пилить,  и колоть. Корову продали, и чтобы как-то быть со своим молоком, купили козу.
Козочка была проворной и очень озорной. Не было дня, чтобы Маруська, что-нибудь не учинила. Больше всего доставалось коту Тихону. Большущий, черный, как смоль, кот, был ленив и любил лежать на завалинке дома и греться на солнышке.  Уснет под теплыми лучами, развалится во весь свой рост, поднимет лапки к верху и лежит, словно, не живой.  Курица наседка с цыплятами ходит червячков добывает, маленьких деток учит, как с ними расправляться, на небо поглядывает, нет ли ястребов. Вечная проблема для курей. Камнем упадет и в один миг в когтях унесет зазевавшегося цыпленка. Кот Тихон был приставлен Ульяной, следить за курами с цыплятами. Но, куда там. Заснул кот Тихон, и нет ему дела до ястреба и цыплят.  Но,  Маруська на то и коза-егоза, чтобы портить настроение. Как только Тихон засыпал, она была тут как тут. Молодыми рожками так в бок котяру толкнет, что-то вскочит, шерсть дыбом и зашипит, выставляя  лапы с когтями. Коза отбежит, и как ни в чем не бывало, начинает травку щипать. Маруська вытворяла такие штучки не только с котом Тихоном, но и собакой. Пес Шарик вылезал из будки исключительно поесть, полакать воды или когда из дома выходили хозяева или приходили люди. Тогда он  отряхивал опилки с шерсти, и лениво тявкал. Мол, я здесь, все вижу, обо всем знаю, и, конечно же, виляя хвостом, садился, вытягивая шею, чтобы его погладили. Когда пес дремал в будке, Маруська копытцами опрокидывала миску с водой, а если он и после этого не просыпался, то стучала рожками по будке. Пес ошалело вылетал, хрипло лаял и озирался по сторонам. А хулиганской козочке и след уже простыл.
Доставалось даже петуху, который щеголял по двору, красуясь своими красно-рыжими перьями. – Ко-ко-ко! И закатив глаза, он потряхивал головой и потом хрипло  кукарекал. Но, Маруська, зная его повадки, всякий раз, когда он начинал кукарекать, громко блеяла, да так, что охриплый голос петуха был почти не слышен. Петух обижался, но догнать и клюнуть Маруську он не мог. Да, по правде сказать, побаивался ее рогов.
Время шло, и Маруська выросла в большую, красивую козу-дерезу. Вся из себя! Она не только не перестала озорничать, но перешла просто к хулиганству. То соседку боднет в широкий зад, то норовит ягоды смородины  объесть пока они еще зеленые. А когда соседка Люба хотела хворостиной отхлестать за ее проделки, так она ей дверь на защелку закрыла. Да так, что она потом в окно вылезала.
- Вот я тебе Маруська задам! – уже настоящим прутом баба Люба грозила козе.
Молоко было жирным и очень питательным. Дачники приезжали на отдых из Ленинграда и с удовольствием брали его. Одна из них  Нелли Сергеевна просила хозяйку козы - Ульяну оставлять  для нее молочка побольше.
- Люблю козье молочко с детства! После войны, что было в городе: хлеб, картошка, да кусочек мяса 100 грамм в неделю. Только козье молоко и выручало, отец на рынке покупал и меня поил, там витаминов много – говорил он.
- Да, что вы, Нелли Сергеевна – отвечала Ульяна, поправляя платок на голове. – Какие там витамины?  Мне наша фельдшерица, Раиса Захаровна наоборот говорит, что козье молоко детям давать меньше надо, там козеин,  какой-то есть, он детям вреден.
- Ты уж прости Ульяна, не слушай никогда эту  алкашку-фельдшерицу. Она бы вместо спирта пила твое козье молоко, была бы не с трясущимися руками, а дамой с розовыми щеками.  Есть там один элемент белка, который в раннем возрасте грудничкам не стоит много давать.  А так козье молоко  самое ценное. Не зря на Кавказе долгожители всю жизнь пьют только козье молоко и сыры из него делают, и едят каждый день. Сама там была, отдыхала в санатории и, козье молоко в меню было введено, как самое лечебное у больных с гастритами, язвенной болезнью или у кого вес малый был.
Ульяна после этого воспряла и стала еще с большим  уважением относиться к своей любимой козе Маруське. И соседка, тетя Люба перестала на козу все  сваливать: вот, мол, картошку помяла, или обглодала вьющийся хмель на высоких кольях у баньки, стоящей в конце огорода. На счет картошки тетя Люба наврала, Маруська была не виновата. Это ее внуки Дениска с Мишкой играли в футбол и мяч все время в картошку забивали. Шли искать и, конечно же, мяли не только ботву, но и иногда задевали и выдергивали вместе с ботвой куст с клубнями. И все на Маруську сваливали.
Слава о козьем молоке и его целительности быстро разлетелась среди дачников. Очередь выстраивалась с утра. Ульяна не могла  никому отказать. Три литра, которые Маруся давала в конце дня, она всем 0,5 литра распределяла и отдавала, даже себе не оставляла.
Денег не брала. Все та же Нелли Сергеевна встретив как-то  около ларька, сильно  насторожила Ульяну своим высказыванием.
- Кто деньги не будет тебе за молоко платить, оно будет не в пользу!
- Как не в пользу? – обескуражено отвечала Ульяна. – Я же от чистого сердца отдаю. Мне ничего не надо, а людям польза.
- Польза, то польза. Но, не полная. Нужно козу содержать  целый год: трава зеленая - летом, ботва и хряпа от капусты - осенью. А зимой и весной, что она должна есть?
- Ну,  сено заготавливаю, покупаю комбикорма, морковку даю, очистки от картошки, иногда сахарка дам. Любит сладкое Маруся.
- Вот и где взять все это?
Ульяна не успела даже ответить, как Нелли Сергеевна ее опередила.
- Купить за деньги все надо.  Так, что ты не спорь, и молоко продавай. Я вот тебе уже подсчитала - на 10 рублей набрала, на возьми!
- Нет, нет Нелли Сергеевна, ни за что не возьму. Никаких денег брать не буду.  Развернулась Ульяна и ушла.
Но, случилась беда. Сильно занемог отец Ульяны - Василий Степанович. Врачи районной больницы поставили ему диагноз: рак желудка и посоветовали срочно оперироваться. Таких специалистов в районной больнице, конечно же, не было. Родственники посоветовались и решили его отправить в Ленинград, в институт, где могли бы сделать операцию. Средний сын и брат Ульяны, Андрей Васильевич похлопотал, нашел нужных людей. Но хоть и время было еще советское, те  потребовали за это оплату – тысячу рублей. Деньги для деревенских жителей большие и Ульяна пошла по знакомым, занимать  недостающие 500 рублей до нужной суммы.
Но, те,  кто охотно брал у нее молоко бесплатно, пожимали плечами:   мол, нет таких  у них денег. С трудом набрала сто рублей, а еще четыреста никак не находилось. И тут ей поступило предложение – продать козу Маруську. Из соседней деревни зажиточный мужчина, бывший пожарник  разводил пчел, мед продавал. Деньги у него водились. Вот он-то, Яков Гаврилович, а Яшка для всех остальных, и пришел покупать козу.
- Я Ульяна  сам молоко не пью, но из козьего молока творог делаю, добавляю туда мед и получается лечебный продукт.  Польза от него большая.
Ульяна не спала всю ночь. Никак не хотела продавать козу Маруську. Но, как говорят в народе: пришла беда – отворяй ворота!
Пришлось продать. Яков знал, что деньги нужны на операцию отцу Ульяны, не пожалел, и дал 450 рублей.
- 50 рублей от себя, для Василия Степановича не жалко, пусть поправляется - сказал он Ульяне.
Маруську увезли вечером в соседнюю деревню. Ульяна проплакала всю ночь, а утром собрала отца, деньги и они выехали в город Ленинград.
Операция прошла хорошо. Добрые люди в белых халатах отказались брать деньги за операцию. Но, расходы все же были, то лекарства нужно купить, то питание лечебное. Тут без денег никак не обойтись.
Через пару  месяцев Василий Степанович вернулся с дочкой  обратно. И какое же было удивление у Ульяны, когда она увидела свою козу Маруську во дворе дома.  Она чуть не упала от волнения в обморок.
- Да откуда ты взялась и как без меня живешь?  - и  бросилась на шею козе и стала целовать Марусю.
Вышла соседка тетя Люба.
- Ульяна, Василий Степанович - с приездом! Маруся к вам прибежала на третий день, как ты ее отвезла к Яшке. Зашла в дровяник и стоит. Я же за котом и собакой приглядывала, глядь - Маруська стоит, как ни в  чем не бывало! Догадалась, что сбежала. К себе отвела во двор. Вот так и живем. Молока недели две не давала. Видимо пропало со страху, а потом доиться стала. Так что за постой со мной рассчиталась – засмеялась тетка Люба. Вы-то как? Как Василий Степанович? – переспросила  соседка.
- Все в порядке тетя Люба. Сделали операцию, раны зажили. Теперь дома лечиться будем травами и козьим молоком – ответила Ульяна.
 Яков  приходил, просил Маруську вернуть себе, но Ульяна отдала оставшиеся у нее деньги, 450 рублей.
- Я тебе, Яков не должна. Так, что спасибо, что выручил. А мы с Маруськой лечить отца  будем козьим молоком – ответила Ульяна.
- Тогда давай я тебе свой фирменный рецепт подарю: прополисное молоко, а лучше творог из козьего молока с медом.
И чудо свершилось, отец Ульяны пошел на поправку. Он стал ходить, набрал в весе и даже, что-то по дому начал делать и прожил  еще десять лет.
Так закончилась эта история с Маруськой. Преданность животных не знает предела, и Маруська это доказала сполна!


Рецензии
Какая замечательная история!Действительно,"Преданность животных не знает предела, и Маруська это доказала". Какая умная была козочка! Следила, чтобы долго никто не залёживался, будила. Поила лечебным молоком. А когда хозяйка вынуждена была её продать, вернулась обратно. Может быть, поэтому и врачи деньги за операцию не взяли. Мы предполагаем. а бог располагает...
- С уважением и теплом, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   15.04.2024 18:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.