Резня в русском посольстве

По Туркменчайскому мирному договору, заключенному в 1828 году между Россией и Персией, Тегеран обязался не препятствовать свободному переселению армян в новоприобретенные закавказские провинции России. Послом в Персию для выполнения этой миссии был назначен известный в России поэт А.С. Грибоедов.

Прибыв в Тегеран, вновь назначенный посол (он носил официальное звание «полномочный министр при тегеранском дворе») развернул кипучую деятельность по переселению армян, а также грузин в Закавказье. Далее события излагаются по расследованию гибели Грибоедова, произведенному руководителем Кавказской археографической комиссии Адольфом Берже (см. «Смерть А.С. Грибоедова».//Русская Старина. Т. VI. СПб, типогр. В.С. Балашева, 1872 г., 163-207 С.). 

В персидской столице Грибоедов, по словам Берже, несколько раз оскорбил шаха Фатх-Али, нарушая тщательно разработанный дворцовый этикет. К примеру, местные сановники и чужеземные послы должны были разуваться в том месте тронного зала, где персы падали ниц перед своим шахом, однако Грибоедов не только не разулся, ступив на это «священное» место, но даже не снял с обуви грязных галош. Шаху было нанесено немало подобных оскорблений, а что касается персидских вельмож и министров, то их Грибоедов крыл в лицо нецензурной бранью и вообще вел себя в Тегеране как завоеватель. Персидские министры, по словам А.П. Берже, предпочитали скрывать от шаха, с какой оскорбительной бесцеремонностью обращается с ними российский посол. Впрочем, Грибоедова убили не из-за этих оскорблений. Случилось вот что.

В шахском гареме служил (или работал) евнухом некий Якуб, по происхождению эриванский армянин. Он позанимал много денег из шахской казны, а когда у него стали требовать их вернуть, прибежал в посольство к Грибоедову и заявил, что он пленник и желает переселиться в российские пределы. Грибоедов радушно принял евнуха и пообещал ему всяческую защиту и содействие. Якуб решил ответить любезностью на любезность и стал показывать русским персидские дома, в которых имелись жены из числа армянок и грузинок. Российские чиновники приходили в сопровождении казаков в указанные Якубом дома и забирали женщин, даже если те протестовали и рыдали, разлучаемые с мужьями и детьми.

В народе начались волнения, к шаху стали поступать жалобы на поведение русских, но тот никак не реагировал. Терпение у тегеранцев стало подходить к концу, когда по указке Якуба казаки и посольские чиновники ворвались в дом уважаемого сановника из царского рода Каджаров и насильно забрали оттуда двух грузинок-мусульманок, которые, не желая отказываться от ислама в пользу христианства, каким-то образом отправили тегеранским улемам жалобу на русский произвол.
 
Улемы собрали совещание и приняли постановление, что похищение мусульманок у их мужей и детей является грубым нарушением норм шариата, и это недопустимо в мусульманской стране. С этим постановлением они отправили к Грибоедову делегацию, которая попыталась объяснить послу, что в Туркменчайский мирный договор не входят статьи о насильственном разлучении мужей с женами. Грибоедов по своему обыкновению ответил улемам грубостями и оскорблениями. Узнав об этом ответе, возбужднная толпа ворвалась в здание посольства и растерзала всех, кто попался ей под руку. Спасся лишь секретарь посольства Иван Мальцев, которого, по словам А.П. Берже, спрятали в каком-то сундуке сердобольные персы.

Уладить дипломатический скандал шах послал в Петербург своего внука с подарками, в число которых входил и знаменитый алмаз «Шах». Николай I полюбовался алмазом и попросил внука сообщить шаху, что он «предает вечному забвению злополучное тегеранское происшествие».

(На фото алмаз «Шах»)


Рецензии
Василий, ваша реакция подобна реакции правительства США:
"Даже если он сукин сын, то он наш сукин сын".
Мне кажется, что это похоже на правду.

Андрей Макаров 9   12.01.2024 16:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.