Зоя Васильевна
Потому что была очень умная.
Зоя родилась второй, конечно, в Пустошке, конечно, на печке, в 1924 году. За ней потом у Першиных было ещё пятеро. А и у её деда Ивана с бабушкой Дарьей была младшая дочка в то время, всего три годика. Это Аполлинария Ивановна.
Зоя была лучшей ученицей Уломской школы.
В войну она училась в Молочном на агронома.
Она так хорошо училась, что её оставили преподавать.
Она вторая после Николая.
Николай 1922 г.р.
Зоя – 24,
Нина – 26,
Валентин – 29,
Вадим – 31,
Юрий – 33,
Екатерина – 36.
Зое было 17 лет в начале войны. И её могли забрать в качестве медсестры. Она встретила своего директора школы, заканчивала она Уломскую. В разговоре ответила на вопрос: да вот, мол, повестка. Он пошёл в военкомат, в райком партии – центр района тогда был в Коротове, в пяти километрах от Уломы. «Вы что?! Лучшую ученицу! С кем останется страна?!...» В общем, он её спас.
Она поступила в Молочное в сельхозинститут на агронома. Её как отличницу оставили преподавать в институте. А потом её послали на целину, в станицу. Там она работала агрономом. А директором школы в том селе был Илья Гайтан. Он привлёк Зою преподавать растениеводство. И переквалифицировал её в учителя.
В это время там же работала и известная трактористка Паша Ангелина, дважды Герой социалистического труда.
Во время Великой Отечественной войны Парасковья (Паша) Никитична АнгЕлина вместе со всей бригадой и двумя составами техники едет в Казахстан – на поля колхоза имени Будённого, раскинувшего свои земли вблизи аула Теректа Западно-Казахстанской области.
– Юрка, когда поедешь ко мне, захвати сапоги с высокими голенищами, и верёвку. А то, когда увязнешь, так чтобы тебя вытащили…
Юра, младший брат Зои, приезжал не раз к ней туда в станицу, где суглинки цеплялись за обувь.
Илья Гайтан с Зоей поженились. У них было две дочери: Татьяна и Вера. Умер Илья в 1967 году. Ему было 43 года. Но Зое дали обещанную Илье квартиру в Мариуполе (Жданове)…
Зоя Васильевна больше не выходила замуж. Работала учителем в Мариуполе. Так в семье Першиных было три учителя: Зоя, Юрий, Екатерина.
Как хорошо, что однажды я съездила к ней.
В то время поспела алыча. Такой вкусно-спелой к нам не привозят. Сочная, сладкая. Вроде, она была с тёти Зоиной дачи. То есть можно было не экономить. Тётя Зоя мне скромно намекала. Как раз, наверное, потому, чтоб я не подумала, что жалко. Короче… Вы наверное, догадались – я потом долго занимала унитаззз.
По достопримечательностям я там не ходила. Мне было важно с родными побыть. Но со своей сестрой Таней Орёл, которая вышла замуж за Виталия Орла, я так и не познакомилась. Зато с Верой, это сестра Тани младшая, мы увиделись.
Хотя тётя Зоя, выйдя замуж, не взяла почему-то фамилию мужа, но дочери были Гайтан. Вера Гайтан стала учёным. Её муж Виктор (не помню фамилию) тоже. Их сын Илья – вундеркинд, как я поняла. Тогда он был маленький, лет 8-10, а уже писал стихи. Победитель олимпиад и всё такое. Потом семья Веры уехала в Англию жить. И у меня нет с ними связи.
С Таней и Виталием мы так и не встретились.
Их дом на улице Мамина-Сибиряка разбомбили на СВО.
А ведь мы были в Киеве в 2013 году. И так хотелось съездить! Относительно недалеко, вёрст 400. Надо было найти эти гривны на бензин! Отдали бы после.
Оказывается, тётя Зоя была ещё жива. Не знаю, дожила ли она до следующего года, до своего юбилея 90 лет… Мы прошляпили возможность увидеть её.
А тогда на память о Мариуполе у меня было платье. Я купила пару метров крепдешина, мимо которого не могла пройти. Бирюзовые листочки на чёрном фоне да с голубым пиджачком – это было та-ак красиво!
И кстати, тётя Зоя однажды гостила у нас в Сосновке – приезжая в Пустошку раз в год, дети Василия и Фаины Першиных, старались навестить и местных братьев: Николая в Дмитриеве, Валентина, моего папу, в Сосновке.
И вот она после обеда спрашивает у мамы моей, чем бы ей заняться. Она плохо знала мою маму. Та не скажет, мол, да отдыхай знай, да посиди ты, да погуляй… Мама даёт тёте зое отрез цветного ситца и просит сшить Верушке, то есть мне, платье. А тётя Зоя хорошо шила. Я увидела на её лице с трудом сдерживаемое недовольство. Но – что делать, сама напросилась. Просто, понимаете, ведь платьице сшить, хоть и на небольшую девочку – это не часик займёт.
Зато потом я с удовольствием и гордостью долго носила, этот весёленький с оранжевыми цветами ситцевый наряд.
Свидетельство о публикации №224011201114