Воронцов - Пушкин - Дантес

Не хлебом единым жив человек. В мире полно картин. Где только их нет: и на стенах музеев, и в подвалах запасников, и по стенам квартир.  О чем картины? Жанры разные: пейзаж, натюрморт, портрет, картина на религиозные темы, бытовая живопись, живопись сюрреалистов, абстрактная живопись.  Чем же один пейзаж, натюрморт лучше другого? Тем что горы выше, море шире, яблоки краснее?  Картина выделяется тем, КАК написал художник: красками, компоновкой.

В литературе то же самое. В мире полно стихов: о родине, о природе. о любви. Вопрос не о чем написано, а КАК написано, какие слова, какие рифмы, какие метафоры, какие сравнения найдены. Важно найти новые яркие стихотворные приемы.
 
Думаю, что в искусстве в отличии от научных статей важнее не О ЧЕМ, а КАК.  Художник, или поэт тем и оригинальны, что имеют свой собственный почерк. А тех, кто напишет необычно, по-новому и О ЧЕМ и КАК - эти на ступеньку выше. Но эту ступеньку не всякий одолеет.  Таких вовсе немного.

До сих пор людей волнует то, о чем писал Шекспир – о доблести, о подвигах, о славе, о природе человека, о страстях человеческих.  Но оригинально и то, как он писал. То есть, он есть два в одном. Он по- новому, своеобразно писал, О ЧЕМ. Да собственно все о том же.  И совершенно не похож оригинален его стихотворный язык.  Шекспир же о себе писал

Увы, мой стих не блещет новизной,
Разнообразьем перемен нежданных.
Не поискать ли мне тропы иной,
Приемов новых, сочетаний странных?
Я повторяю прежнее опять,
В одежде старой появляюсь снова.
И кажется, по имени назвать
Меня в стихах любое может слово.
Все это оттого, что вновь и вновь
Решаю я одну свою задачу:
Я о тебе пишу, моя любовь,
И то же сердце, те же силы трачу.

Все то же солнце ходит надо мной,
Но и оно не блещет новизной!
 
Все о том же о любви, о том, как писать о любви. Но последние строки - мысль, достойная великого поэта.

Шекспир признанный гений. Можно перечислить и других писателей, которым подходит слово великий -  Данте, Сервантес, Толстой, Гете. Их много. хотя не так много. И несмотря на то, что гениев прошлых лет сейчас не так сильно читают, а для того чтобы определиться с новыми гениями, требуется время, дух старых гениев царит над человечеством, как парил над землей дух божий.

Пушкин из этого ряда. Мало того, что его поэтический язык своеобразен неповторим, он еще и неповторимо отвечал на вопрос, О ЧЕМ. писать. Разве в Евгении Онегине Пушкин писал о Любви Татьяны? Или о трагической судьбе Ленского? Нет, в его романе в лирических отступлениях «отразился век и современный человек отображен довольно отображен довольно верно. У Пушкина он и отображен по-пушкински неповторимо. Да Пушкин главным образом знаменит в России. Поскольку это национальный русский поэт. Но Пушкин по заслугам - русский гений.

 Кант определяет гения в искусстве так: «Это тот, кто создает произведения искусства, нарушая предшествующие правила, тот кто создает свои собственные правила. И произведение искусства, созданное гением, является образцом уже для следующих поколений»


«Слава, слава, слава героям. Но довольно им воздали дани. Пришла пора поговорить о дряни.» Ну не то, чтобы о дряни, а о тех не гениях, которые гениев окружали.  Поговорить о них стоит хотя бы потому, что они, являясь фоном, придают гениям рельефности. Но давайте не будем огульно называть тех, кто по какой-то причине перебежал дорогу гению, дрянью. 

 Нужно признаться, что карты истории легли так, что люди, дружившие либо конфликтовавшие с гением, нам известны именно потому, что они каким-то образом с ним соприкасались. И лучи славы гения выхватили и сопровождающих из тьмы веков. И иногда осветили их в наших глазах пристрастными лучами. И получается, все, кто дружил с Пушкиным в наших глазах хорошие люди, а все, с кем он враждовал –плохие.


Пушкин, наш великий поэт и судя по тем глубоким вопросам, которые мы находим в его произведениях, серьезный философ. Нам, потомкам он видится образцом морали. Часто потому что потомки наводили хрестоматийный глянец. А хрестоматийный глянец имеет ту особенность, что гений под ним лучезарнее, чем без глянца, а те, с кем он враждовал, чернее.   Однако были ли эти люди столь недостойными? Был ли человек, его убивший гения, верхом аморальности?

Нам остались свидетельства современников. Однако и тут нужно учитывать, что свидетельства история фильтровала.  Мемуары, воспоминания о Пушкине - это воспоминания русских. И эти воспоминания большей частью написаны уже после гибели Пушкина. Так что на беспристрастность тут рассчитывать не приходится.

Так каков же был Дантес? Образцом морали не назовешь.  Можно судить по страстному, разоблачительному стихотворению Лермонтова. А тот знал ситуацию. Но нужно учесть, что свои стихи «На смерть поэта», в которых он дал язвительное описание Дантеса, Лермонтов писал, как русский поэт, возмущенный гибелью выдающегося русского поэта.  А Дантес для него был человеком, убившим на дуэли Пушкина.

Пушкин добился прижизненной славы.  Современники признавали солнцем русской поэзии. На смерть Пушкина было сочинено больше десятка стихотворений. В. Ф. Одоевский в извещении о смерти Пушкина писал: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..»
 
Тем не менее, далеко не всегда писатель, взывающий к соблюдению моральных идеалов сам этим путем следует. Когда описывают того человека, который нам дорог, вспоминают лишь лучшие его черты. Когда же описывают его врага – вспоминают то, что его не красит. «И что за диво, издалека, подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока» - писал Лермонтов.  «Сукин сын Дантес, великосветский шкода» -  писал Маяковский. Наверное, Дантес на самом деле был великосветским шкодой. Но это не значит, что отпетым злодеем. Как писал тот же Пушкин, «блажен кто смолоду был молод».  Можно ли в Дантесе найти положительные качества?  а нужно ли? Замечу только, что Дантес был женат на родной сестре жены Пушкина Екатерине Гончаровой.  Что у них было пятеро детей. И она умерла при родах. Так что был ли он гомосексуалистом, если был женат, имел детей, да еще. как говорят волочился за Натальей, - это вопрос.  И еще: разлад, доведший до дуэли, длился долго.  Этим вопросом занимались многие исследователи творчества Пушкина.


Я в этой статье хочу обратить внимание на другое. А именно, на трагические совпадение двух похожих эпизодов жизни Пушкина. Думаю, что тяжелые события, приведшие к дуэли, драматичны еще тем, что Пушкин сознавал, что ситуация с Дантесом является карикатурной копией его поведения, когда он, еще молодым человеком, служил под началом графа Воронцова.

Двадцатичетырехлетний Пушкин служил в канцелярии Воронцова чиновником по мелким поручениям. Граф Пушкина не жаловал за отсутствие прилежания. В письме канцлеру Карлу Нессельроде он пишет: «Удаление Пушкина отсюда будет лучшая услуга для него».
Обратите внимание о ком генерал-губернатор, граф, герой войны 1812 года пишет канцлеру. О молодом человеке, ничем еще себя не проявившим. Представьте себя только окончившим институт и поступившим на службу. И не на завод, а в уютное место, канцелярию губернатора. Обычно губернатор даже понятия не имеет о существовании мелких клерков. Коллежских секретарей. Но у Воронцова состоится переписка о нем с канцлером. Почему?  Пушкин уже написал «Руслана и Людмилу». Тем не менее, он еще не был таким признанным поэтом, чтобы о нем знал канцлер. Скорее, он слыл молодым дарованием. Но Пушкины - известный старинный дворянский род. А его мать –внучка Ганнибала.   Короче - блатной. Он и ведет себя как блатной.

 Не добившись ответа из Петербурга, Воронцов весной 1824 года отправил Пушкина для сбора сведений о саранче. Пушкин должен был подготовить доклад о её передвижении, о количестве и мерах, которые принимаются по её уничтожению.

Пушкин воспринял это назначение без восторга, но вынужден был выполнить распоряжение. По итогам командировки он представил в канцелярию следующий, известный почти каждому российскому школьнику, отчёт:
«Саранча:
23 мая – Летела, летела;
24 мая – И села;
25 мая – Сидела, сидела;
26 мая – Всё съела;
27 мая – И вновь улетела.
Коллежский секретарь Александр Пушкин».

Когда мы изучали Пушкина в школе, этот эпизод подавался как пример остроумия поэта. Но Воронцов был не в восторге. Он устроил ему разнос, объясняя правила дисциплины и принципы государственной службы.
Несколько слов о графе Воронцове. Он был сыном российского посла в Британии. Жил в Лондоне. Но в дни войны 1812 вступил в армию. Был ранен в Бородинском сражении. Вернулся в строй. Был награжден орденами и именным оружием. Дослужился до генерала. С войсками дошел до Парижа. И был назначен командующим тридцатитысячным русским оккупационным корпусом во Франции. Спустя десять лет корпус должен был оттуда выйти. Но оказалось, что многие офицеры и нижние чины имеют долги перед местным населением. И сумма долга оказалась огромной.  Царь был неприятно удивлен непредвиденными расходами. И Воронцов, который был человеком не только заслуженным, но очень знатного рода и унаследовавшим большие деньги погасил долг армии за свой счет, продав одно из своих имений.

 Второй эпизод, касающийся Воронцова, на который стоило бы обратить внимание. 

В начале 40-х годов 19-го столетия Николай Первый решил, почти все еврейское население выселить в резервацию в заволжские безжизненные, степи, (это не то Заволжье, которое мы знаем сейчас). В те годы туда ссылали.


Воронцов выступил против царского решения. На тот момент он был генерал-губернатором Новороссии, фельдмаршалом, полномочным наместник царя в Бессарабии. Было ему что терять. Но он, рискуя карьерой, обратился к императору с представлением. Замечу, что его доклад был крайне необычен для русского вельможи, когда презрение русского дворянства к евреям считалось нормой.  Доказательств этого достаточно много. Например, казалось бы, прогрессивно мыслящий Павел Пестель в своей книге «Русская правда» крайне негативно пишет о евреях. Можно заглянуть и в гоголевского «Тараса Бульбу»


 «Ваше Императорское Величество! – пишет Воронцов царю, - Зная, сколь Вы, Государь, изволите интересоваться мнением управляющих отдельными частями империи (т.е. мнением генерал-губернаторов) относительно дел государственных, осмелюсь и считаю долгом определиться в намерениях правительства изменить судьбу еврейского народа. Опишу нынешнее положение евреев в Новороссийских губерниях, где их пребывание не возбраняется. Указанные евреи вытеснены из Западной Европы и во внутренние губернии России не допущены Большая часть их относится к малодостаточным обывателям, принуждена добывать хлеб насущный мелочной торговлей, трудом на казенных землях и ремесленными услугами обывателям».

Далее Воронцовым излагалось мнение министерства государственных имуществ, делившее евреев на «полезных» и «бесполезных».

«Смею думать, - продолжает Воронцов, - что само название «бесполезные» для сотен тысяч обывателей и круто, и несправедливо. Тех, кого власти считают «бесполезными», составит 80 процентов еврейского населения.

Бесчеловечны меры, что указано применить к ним и выслать их из селений и местечек, поселить в одном месте, лишить участия в правах. Смею указать: сии подданные Вашего Величества крайне бедны. Отстранение от обычных занятий обречет их на истребление через нищету и умственное отчаянье. Эта участь падет на людей, ни в чем не провинившихся против России. Наоборот, будучи верными подданными, евреи заслужили полное от правительства доверие. Благоразумие и человеколюбие призывают отказаться от жестокой меры, ибо плач и стенания несчастных будет порицанием правительству и у нас, и за пределами России. Смею думать, что худые последствия будут неизбежны, если мера сия примется во всей строгости; смею думать, что мера сия и в государственном виде вредна и жестока».


На обеде у государя император сказал Воронцову: «Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев».

  Как известно было это во времена абсолютизма и полного подчинения подданных самоуправству монарха. Но вот перед нами пример высказывания своего собственного мнения.  Известно, что для России, считающей себя оплотом православия, еврейский вопрос столетиями был принципиальным. Кроме того, эти планы царя были проектом, касающимся больших денег, так как речь шла о переселении больших масс народа. И тем не менее генерал-губернатор, чиновник зависящий от царя, посмел не согласиться с его планами. А царь, что не менее удивительно, не сказал: моя воля – закон, а твоя голова с плеч, я своих решений не меняю.  Он согласился с Воронцовым. 

 Воронцов был погружен в государственную службу. Зато у Пушкина свободного времени куда больше. Он входит в круг знакомых жены Воронцова. Насколько он сближается с ней сближается, так никто из историков сказать не может. Но сам факт, что молодой чиновник водит близкое знакомство с женой губернатора, говорит, что чиновник имеет связи. И этот чиновник на свою работу плюет. А вот по отношению к губернатору ведет, себя мягко говоря, нетактично. По Одессе ходят слухи о Пушкине и Воронцовой. И Пушкин эти слухи не опровергает, а наоборот, по воспоминаниям очевидцев, хвалится своей особой близостью к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. И хвастается перстнем, который она ему подарила.

  В дополнение ко всему Пушкин пишет на Воронцова эпиграмму.

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Эпиграмма, сочиненная в Одессе в первой половине 1824 года, циркулировала в устной передаче и многочисленных списках; а в октябре того же года другой ее вариант был послан Пушкиным в письме П. А. Вяземскому, опубликованном лишь в 1902 году и содержащем ее единственный известный автограф:

Но все одесское общество знает автора. И этот автор служит под началом мишени эпиграммы. Такая вот картина почти из «Ревизора». И губернатор, нужно сказать, очень заслуженный и более богатый, и родовитый, чем Пушкин, не вызывает обидчика на дуэль. Только просит удалить Пушкина. И Пушкина в результате отсылают в его родовое имение Михайловское.  Воронцов мог вздохнуть спокойно. Но Пушкин вскорости в 1827 году пишет стихотворение «Талисман» и отсылает его собственноручный автограф Елизавете Ксаверьевне Воронцовой.


Талисман
Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман…
Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя —
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!»


Он уже знаменитый поэт.  Многие современники прочитали стихотворение и поняли, что   речь идет о знаменитом перстне – подарке Воронцовой, который Пушкин никогда не снимал с руки. Стихотворение прекрасное.  Но прекрасно ли подставлять репутацию женщины? Вероятно, для Пушкина уже двадцативосьмилетнего вопрос так не стоял.
Сто лет спустя после пребывания Пушкина в Одессе Есенин писал.

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.





Из интернета:
 Все знают про Донжуанский список Пушкина. Пушкин сам составил в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой. Я много об этом слышал. Все это обсуждают, но что удивительно, не осуждают.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой


 Пушкин сам писал о поэте, а значит и о себе " и средь детей, презренных мира, быть может, всех презренней он". Если Пушкин был любвеобилен, это его дело. А в том, что он не стеснялся обнародовать свои любовные связи, причем и замужних дам, это уже касается не его одного, но, как минимум, репутации этих дам. Но похвально ли отношение читателя и почитателя Пушкина, особенно современного, к этому, как к интересному и даже похвальному факту из его биографии и предмету гордости? Хотя черт их знает этих экзальтированных дам фанатичных любительниц поэзии. Возможно, квинтэссенцией своей любви к поэту они видят в том, чтобы стать его любовницей.  В мозги этих дам не залезешь. Это отдельная тема. Могу только сказать, что я современных поэтесс не знаю. И любви к поэтессам и современной женской поэзии у меня нет. 

Вернемся к Пушкину. Он уже солнце поэзии. Все схвачено. И тут молодые проказы начинают аукаться. Складывается примерно то же самое, что у Пушкина было с Воронцовым. Только теперь Пушкин в роли Воронцова, отца семейства, а рядом франт, повеса, который крутится около жены.  Муж – поэт конечно, не рад. А Дантес, чем-то напоминая молодого Пушкина, ищет связей и покровительства. Не особенно стесняется нормами, пересудами. Но и Пушкин в числе распространителей слухов, что Дантес и Геккерен любовники. А ведь он был его родственником. И думаю, Пушкин как человек умный и проницательный, видел это трагическое совпадение ситуаций.


«После смерти нам стоять почти что рядом» - писал Маяковский в своем стихотворении, посвященном Пушкину. И действительно. Памятник Маяковскому в Москве находится совсем недалеко от памятника Пушкину. И в Одессе памятник Пушкину на Приморском бульваре (если он еще на месте) в пяти минутах ходьбы от памятника Воронцову на Соборной площади.







.


Рецензии
Понравилось, как написали, Леонид. Согласен с Вашими мыслями.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   12.01.2024 22:18     Заявить о нарушении
Спасибо

Леонид Колос   13.01.2024 07:42   Заявить о нарушении