О сохранении исторической правды

«Истина есть мерило и самой себя, и лжи» (Спиноза).

1

Память о прошлом дана нам прежде всего как опыт для построения нашего будущего. Именно поэтому необходимо иметь объективное отношение к истории, не пытаясь изменять ее или замалчивать исторические факты в угоду политической обстановке внутри страны или же вне ее. Опираясь на измененную историю, невозможно созидать устойчивое настоящее, как и нельзя правильно планировать построение будущего своей страны, так как неизбежно должна сохраняться преемственность между прошлым и будущим, независимо от того, каким было прошлое и каким мы хотим видеть свое будущее. Попытки изменить историю означают не что иное, как признание ее ошибочности и даже бессмысленности, что само по себе абсурд — можно исказить историю в учебниках, научных трудах и как-либо еще, но невозможно отменить того, что было в действительности; история такова, какова она есть и нет смысла пытаться в этом что-либо изменить. Опыт, при мудром к нему отношении, дает возможность избегать ошибок прошлого и максимально использовать положительный опыт прошлых поколений. Преемственность же не должна быть абстрактной, символической, но это прежде всего преемственность поколений, когда наши предшественники передают нам из рук в руки всё то богатство опыта, культуры, традиций и веры, которое было накопляемо и приумножаемо нашими предками. Напрасно существующим можно назвать то поколение, которое не приумножает, а только растрачивает накопленное богатство — современное поколение не только должно улучшить материальное благосостояние общества, но и обогатить культуру и искусство; совершить то, что достойно быть обозначенным в анналах истории. К сожалению, сегодня мало можно увидеть того, что в действительности могло бы обогатить нашу культуру и, тем более, искусство так, чтобы созданное нами служило и будущим поколениям — практически всё, создаваемое сегодняшними «творцами», обречено на забвение, ибо и создается только на краткий миг — как дань моде и способ мгновенно заработать, пользуясь кратковременным спросом; это нельзя отнести к искусству и такое искусство не обогащает культуру, а обедняет ее, сводя ее к  абсолютному примитивизму, а это неоспоримо свидетельствует о падении всеобщего культурного уровня; те, кто восхищаются современными «произведениями искусства» не менее тупы и поверхностны в своих душевных и эстетических качествах, чем те, кто эти произведения создают. Это недостойно великой истории великой страны, которой по праву является Россия. Величие страны создавали воины, государи, ученые, художники и поэты, архитекторы и писатели — неужели наше общество сегодня настолько обнищало духовно, что способно только лишь восхищаться творениями прошлого и пользоваться тем, что было создано прежде, ничего не приумножая и не порождая из своей среды новых гениев?

2

Мы должны учитывать, что мы не способны  оценивать исторические события прошлого стопроцентно объективно – мы оцениваем историю со своей точки зрения, находясь в совершенно иных исторических условиях, живя в ином обществе и имея уже иные ценности, иной интеллектуальный уровень. Мы можем воспринимать факты такими, каким они нам представлены, но не можем воссоздать ситуацию и исторические условия, в которых происходили события прошлого. Мы можем сколько угодно говорить о зверствах Ивана Грозного (и они действительно имели место), но при этом мы не должны забывать и о том, что не менее жестокие события происходили и в современной Грозному «цивилизованной» Европе, а это означает, что жестокость была общераспространенным явлением, только кем-то она применялась в большей мере, а кем-то – в меньшей – таким было то время. В конечном итоге в истории всегда остается не столько моральная характеристика того или иного человека, а его конкретные дела, повлиявшие на ход истории. Мы можем говорить, что Сталин был тираном, но не можем отрицать и того, что именно под его руководством советский народ с честью вышел из противостояния с фашизмом и одержал победу в войне – нельзя отрицать того, что в таких неимоверно тяжелых условиях руководить государством мог только человек, наделенный абсолютной властью. В нашей истории были и славные страницы, но были и страшные, но это не значит, что мы можем относиться к своей истории выборочно, принимая одно и отвергая другое – то, что было, уже не вычеркнуть и это всё – и хорошее, и плохое – и есть наша история. Но если мы не сможем учиться на примерах истории, как положительных, так и отрицательных, то грош нам цена; строить будущее невозможно, если не учитывать опыта прошлого. Нам даны память, разум и воля – память, чтобы помнить обо всём; разум – чтобы осмысливать опыт прошлых поколений и воля для того, чтобы этот опыт применять в современной действительности.

Мы по-разному видим историю – русский человек видит ее иначе, чем человек западно-европейский, китаец или араб, поэтому и исторические события мы оцениваем по-разному, исходя из своего собственного субъективного взгляда на историю и с этим ничего не поделаешь. Даже собственную историю мы видим иначе, чем видели ее наши прадеды 100 и более лет назад и поэтому нам еще сложнее объективно судить об истории других государств. Но ведь существует мировая история – как быть с этим? Мировая история, подобно мозаике, складывается из историй отдельных государств, историй их взаимодействия, войн, распространения влияния, культуры, искусств. Для правильного понимания мировой истории мы должны прежде всего объективно видеть свою собственную историю и не допускать ее искажения в зависимости от изменений государственного строя, направления внешней и внутренней политики или политической выгоды сегодняшнего момента.

Мы видим мировую историю абсолютно искаженным взглядом – последние предшествующие нам десятилетия или пару столетий мы видим как наполненные событиями; этот исторический отрезок мы можем анализировать год за годом, давая событиям свою оценку, часто не столько историческую, сколько моральную и идеологическую. Мы придаем негативную или положительную окраску происходящим событиям, исходя из собственных интересов — как то или  иное событие отражается на нашем государстве, принесло ли это событие нам пользу или вред, выгоду или потери?  История же требует объективной оценки, взгляда со стороны. Что же касается предшествующих нам тысячелетий мировой истории, то мы сжимаем их до минимального размера, выхватывая оттуда наиболее яркие и значимые события  и поэтому мы не можем увидеть всей истории, оценивая всё, что нам известно, с точки зрения европейской культуры и европейской истории, абсолютно ошибочно принимая ее за эталон.

Приход в мир Христа есть та точка, в которой сосредоточивается история всей человеческой цивилизации; именно через личность Христа мы осознаем, что человечество есть единое целое — хотим мы этого или нет - и у него есть единая общечеловеческая история, центром и единственным смыслом которой и является воплотившийся Бог. Нельзя мыслить человеческую историю без божественного откровения, потому что без этого откровения история теряет смысл – ее невозможно определить просто как череду событий, развития и упадка цивилизаций – во всём этом должен быть смысл и цель, иначе мы вынуждены будем воспринять историю человечества как череду случайностей, благодаря которым человечество развивается не поступательно, а хаотически, рывками то в одну, то в другую сторону, без всякого смысла и определенной цели. Настало время определить историю человечества как осмысленный божественный план, который должен полностью реализоваться в достижении конечной цели. Только так можно положить конец хаосу, в котором мы существуем сегодня.

У человечества одна, общая для всех, конечная судьба, а значит – и история является общечеловеческой, где история отдельного народа или государства есть лишь часть всеобщей истории. Мы можем заметить, что ярчайшие всплески истории в различные эпохи и в различных местах направляли развитие человеческой цивилизации в определенное русло (великие завоевания, покорение народов, расцвет эллинского мира, Римской империи на Западе, китайской цивилизации на Востоке, эпоха Великих географических открытий, революции, войны).

Важнейшим событием в истории человечества стал приход в мир Иисуса Христа, разделивший историю на «до» и «после» - никакое иное событие в мировой истории не оказало такого влияние на человечество, как это. Причина этого в том, что в мир пришел Тот, Кто и есть смысл истории человечества, ее начало и конец. Отвергая это утверждение, человечество отвергает при этом и смысл своего существования и перед ним, в таком случае, не может стоять иной задачи, кроме выживания любой ценой, что мы и видим наглядно сегодня. Что бы ни возвещали нам мировые лидеры, какие бы лозунги не провозглашались, цель существования человеческой цивилизации сегодня заключена только в одном – выжить; речь не идет о будущих поколениях – мы хотим выжить сегодня и сейчас; будущие поколения тоже обречены на то, чтобы жить ради выживания, ради себя самих – разве, уничтожая всё вокруг себя, превращая мир в помойку, мы не живем по принципу «После нас – хоть потоп!»?

Киноидустрия имеет огромное влияние на формирование взгляда на историю, но при этом фильмы в подавляющем большинстве не несут в себе исторической правды (например, фильмы о войне). Для начала берется какой-либо действительно исторический факт, но на этом факте разыгрывается экшэн с обязательными элементами секса. Для современных режиссеров, даже когда они касаются исторической темы, главным является не историческая достоверность, а кассовость фильма. Поэтому на войне у них воюют сплошь супермены, крушащие всех налево и направо, санитарки или снайперши, так и не сумевшие снять с себя облик кинозвезды, хотя в первую очередь им следовало бы понимать, что воюют и совершают подвиги абсолютно обычные люди, а не супергерои, но это ведь трудно продать. Снимать кино разучились, потому что современная киноиндустрия – это прежде всего бизнес-проект, не имеющий абсолютно никакого отношения к киноискусству (впрочем, как и все остальное в нашем обществе).

Наша проблема в том, что мы воспринимаем исторические события и, что еще важнее, исторические лица, как нечто от нас отдаленное, как уже несуществующее, а значит – мы не способны проникнуться пониманием событий и людей; того, что было прежде нас. То, что было прежде, для нас менее совершенно, чем мы сами – в нашем понимании мы обладаем большими знаниями, интеллектом, мы более цивилизованны и т.д., но такое отношение изменилось бы, если бы мы воспринимали наших потомков как своих современников; если бы мы смогли осознать, что время есть понятие относительное, умозрительное и происходившее двести или 1000 лет назад в действительности происходило вчера. Для человека живущего всё, что не охватывает его память – то есть то, что происходило до того, как он начал осознавать себя и окружающий его мир, - воспринимается одинаково отдаленным во времени, независимо от того, происходило ли это за год до его рождения или во время строительства египетских пирамид – и то, и другое для него уже прошлое, история. Но попробуйте осознать людей прошлого как своих современников, проникнитесь их культурой, а не рассматривайте их с точки зрения своей культуры, и они станут понятнее – и люди, и события. Люди прошлого ничем не отличались от нас ни в смысле интеллекта, ни в умении творить и всё, что нас различает – это образ жизни. Ощутите себя современником Петра или Ивана Грозного и вы поймете, что история – это не то, что вне нас и что нужно изучать как научную дисциплину, а что она в нас, что мы неразрывно связаны с прежними поколениями общим сосуществованием в вечно настоящем, без всякого прошлого. Важно понимать, что прошлое (как и будущее) существует только в нашем воображении, во-первых – как наша собственная память и, во-вторых – в виде приобретенных знаний о прошлом, а значит – оно существует в нас, в вечно настоящем и, таким образом, нет ни прошлого, ни будущего, а всё есть только здесь и сейчас.

Отречение от прошлого, от своих предков, уничтожение нравственных основ – всё это делается во имя прогресса, потому что именно прогрессивное мышление требует презрения как к прошлому, так и к настоящему; требует ощущения своей несостоятельности и ущербности, развития неизвестно ради чего – развития не нравственного, а чисто промышленного, бездушного, а потому и абсолютно бесцельного. От прошлого и настоящего нужно испытывать удовлетворение, ощущать свою причастность к истории, единство со своими предками в созидании мира; ощущать единство с ныне живущими в том же созидании, ибо разрушение есть следствие отсутствия этого единства – мы не созидаем мир, а стараемся выжить в уже созданном не нами мире и он ощущается нами враждебным потому, что мы не только не ощущаем себя причастными к созиданию мира, но и ненужными, лишними в деле этого созидания, но при этом, видя, что на самом деле созидания нет, а есть только разрушение и грядущая смерть всего – мы и сами не хотим участвовать в этом, устраняясь в крайний эгоизм и цинизм; материализм становится универсальной религией предчувствующего гибель человечества, ибо оно не только не видит для себя никакого выхода, но и не ищет его, существуя не целеустремленно, а в состоянии апатии и полного пессимизма, основой которого и является прогрессизм, не воспринимающий прошлое и настоящее как нечто положительное, но как абсолютно отрицательное, объявляя тем самым отрицательным само бытие человека и человечества, показывая положительным лишь несуществующее «будущее». Жить в настоящем и для настоящего поколения с обязательным условием сохранения исторической правды и с ощущением своей неотделимости от прошлых поколений, отвергая над ними свое превосходство – это и есть смысл жизни общества и его цель.

Основой истории, ее родоночальником, исполнителем и целью является народ, а не научное сообщество. История государства есть история народа, а не его правителей, ученых, поэтов, писателей и художников, ибо все они есть лишь производное от народа, его лицо, показатель его характера.

Мир неизменен. Меняются обстоятельства, мода, культура, но основополагающие законы, по которым существует мир, неизменны, ибо малейшее их нарушение приведет к гибели всего мироздания. Для нас это очевидно, но не менее справедливо и то, что наряду с законами мироздания существует и нравственный закон, который также неизменен и вечен и нарушение которого также ведет к гибели. Но если нарушение физических законов приводит к немедленному результату, то нарушение нравственных законов не так явно и человек может даже и не замечать своего нравственного умирания, ибо оно происходит постепенно. Если физические законы существуют независимо от нас, то соблюдение нравственного закона находится в нашей власти и, таким образом, мы видим, что Бог взял на Себя нашу сохранность в мире, создав мир по совершенным физическим законам, но при этом мы обязаны соблюдать нравственный закон для того, чтобы жить в физическом мире полноценной жизнью. Именно несоблюдение нравственного закона ведет к гибели всё человечество и при этом нет невиновных.

История — это опыт и если мы отказываемся от своей истории, пытаемся изменить ее, то мы отказываемся от опыта, остаемся один на один перед встающими перед нами проблемами современности, отказываясь решать их в соответствии с историческим опытом и поэтому не находим правильного решения. Искажая историю, мы, в угоду себе, тем самым пытаемся направить ее ход по иному руслу, стремимся создать новую реальность с новой историей, основанную на фантазиях — без прежнего опыта, традиций, верований, культуры. «Ибо история не есть лишь хронология, отсчитывающая чередование событий, она есть жизненный опыт, опыт добра и зла, составляющий условие духовного роста, и ничто так не опасно, как мертвенная неподвижность умов и сердец» (С. Булгаков «Героизм и подвижничество»).

Как личность человек представляет собой комплекс собственных переживаний, то есть — он есть своя собственная история, включающая в себя все пережитые положительные и отрицательные моменты, плохие и хорошие поступки, принятие верных или ошибочных решений и в результате мы есть то, что есть — если лишить человека памяти о прошлом, он становится просто ничем — ему можно внушить, что он прожил иную жизнь, совершал не те поступки и был не тем, кем был в действительности; он абсолютно управляем и легко поддается формированию новой личности — это справедливо и по отношению к государству.


Рецензии