Письма профессора Медушевского В. В

Несколько писем профессора, духовного чада старицы схимонахини Антонии(Кавешниковой, +1998), очень глубокие по содержанию.
По проблеме молитв за нерожденных детей.

===========

Письмо Медушевского В.В. от 18.08.2023 о старице Антонии и ее молитвах
Сегодня пришло письмо от профессора Медушевского В.В. Сильное письмо. Продолжение предыдущей темы дискуссии с автором дзен-канала "Мысли деворы".

"Дорогой Владимир! Я не знаю контекста дискуссий, но вот непосредственный отклик на присланное Вами. Я верю автору статьи. Верю в то, что она просмотрела уйму материалов. Но она со всей страстностью набрасывается на то, чего нет. Нет крещения в молитвах матушки! Спираль всех ее доводов закручена вокруг пустоты.

А что есть? Есть просьба. Путать просьбу и факт — логическая ошибка в самом начале размышлений. Когда нищий протягивает руку в ожидании милости, разве это то же самое, что отобрать деньги у прохожего насильно?

Дарование же зависит от множества факторов. Зависит от доброты дающего (Пушкин одаривал щедро, а кто-то прижимист, жаден, а у кого-то самого дети голодные и он должен их накормить прежде, потому что пред детьми — его сугубая отцовская ответственность). Зависит дарование или не-дарование и от искренности или лукавства просящего, от степени его нужды и т.д.

Разве можно запретить человеку просить? Есть ли заповедь: не просите:? Сам Господь просил апостолов бодрствовать в Гефсиманском саду. «Просить», «прощать» — в этимологическом родстве с «простой». Простоте Христос противопоставляет не сложность, и лукавство. (аще око твое лукаво..._)

«Сыне, даждь ми сердце». Как отдать сердце Богу, если в этом сердце живет самость, которая является причиной ожесточения души, неспособной принять логику любви? Невозможно это. Сердце гордое и не-просящее — зловещий симптом. Иуда в смертельной муке не возопил ко Христу, — и удавился в отчаянии. А если б взмолился о прощении, остался бы апостолом. Бегущий от Бога аутист-дьявол в сердце — неминуемая смерть человека, здешняя и вечная. Это закон: не должно нашей душе быть не-просящей. Просите — и дано будет. Блаженны нищие духом. Такой была матушка, и нам такими надо быть.

Меня, дорогой Владимир, печалят люди, которые прочтя уйму книг, не поинтересовались: а кто такая сама матушка Антония, как она жила, как в тяжелейших страданиях взрастала ее любовь к Богу и к людям, почему две книги о ней нашли читателей в разных странах, почему книга «Помяните мою любовь» в переводе на болгарский язык издана на Святой горе Афон по просьбе монастыря Зограф? Матушка с ясностью сознавала неотрывность даров от претерпения любовью невыносимых обстоятельств: «Судьба-то, она горькая. А вот то, что всего уж дадено, – это чрезмерно». Потока чудес не приписывала себе простая по происхождению донская казачка, Сама она смиренно удивлялась их непроизвольности. А пророчества о муках Украины, о том, что будут отнимать храмы? Не из пустого или тщеславного сердца источались пророчества — матушка учила, как устоять в православной вере, призывала духовных чад в Одессе молиться и глубоко чувствовать в сердце: что такое — убить небесную любовь в зародыше в буквальном и общем смысле слова! Но также и о том, что нужно ее возвращать нашим усилием и благодатью Божией. Когда случилась Чернобыльская авария, матушка писала двенадцати одесским чадам: «Как жаль, что вы меня плохо поняли». Согрешившие детоубийством ответственны за судьбу общества, потому что душа человеческая соборна, и если страдает один член, то и все тело Церкви. Чернобыльская трагедия оказалась лишь первым звоночком. Матушка не выделяла отдельно Донбасс, но известно, что он лидировал по числу абортов. Является ли случайностью, что он вот уже почти 10 лет подвергается жесточайшим ежедневным обстрелам? Дальше Украина, а с ней матушка упоминает и Россию. А дальше что? Будем и дальше в мнимо-покаянных молитвах выставлять вперед себя, а не ребенка? Как же тогда между матерью и младенцем (а у Бога все живы) встанет Христос? Истинное-то покаяние из любви растет, Покаяние — не отчет о грехах. Оно — плач любви, уязвленной предательством. Плач унылый? Нет, по слову святых отцов, плач радостотворный. Радость появляется от посещения благодати. А эгоизм Царствия Божия не наследует. Не может наследовать, потому что в эгоизме дьявол. Где ж твой ребенок, мать? Почто забыла его?

Мне кажется, дорогой Владимир, если бы женщины ознакомились с житием матушки, если бы вместе с ней прошли ужасы Гулага и психушек, где матушку лечили от веры мучительными инсулиновыми шоками, то и не возникали бы у них детские вопросы и споры о пустоте с неуместным бряцаниями словами святых отцов.

К мужчинам это тоже относится, но женщинам упражняться в формалистических силлогизмах ни к чему, потому что у них особая, высочайшая миссия: взращивать любовь в народе — не с колыбели, не с пеленок даже, но еще в утробе. Как молиться о неродившихся и даже незачатых детях? Ну, при чем тут предсуществование душ? В огороде бузина, а в Киеве дядька. Разве не Господь дает детей? Готовиться встретить незачатых детей любовью или, предавшись удовольствиям, страшиться нежданчика — неужели не чувствуем разницы в этих ситуациях? И Бог чувствует,

Верующие формально-логически — не допускают и мысли, что это Пресвятая Богородица научила старицу такой мудрости любви, которая превышает всякую земную мудрость. Но если б матушка солгала — как она могла бы жить дальше? Упорствовать во лжи? И святые ошибались. Но лгать — это хула против Духа Святого, которая не прощается ни в веке сем, ни в веке будущем, ибо истина Божия несовместима с ложью дьявольской. Матушка учила ничего не искать в жизни, кроме близости Богу. И об этом стержне бытия свидетельствовала всей своей жизнью.

Иоанн Кронштадтский говорил: перед смертью не лгут. Потому важно, как человек умирает. Смерть — последний заключительный аккорд прожитой жизни. Я описал в книге последний день старицы, но, к сожалению, не во всех подробностях. Кто из нас мог бы понести такой немыслимый подвиг огромного, бесконечно долгого дня, когда с начавшимся уже мучительнейшим предсмертным отеком легких матушка пребыла неотступно в храме, причащалась, и до вечера принимала нескончаемую очередь страждущих и жаждущих помощи, потом долгим взглядом прощалась с чадами, молитвенно прослеживая всю их дальнейшую судьбу (ранее ее духовный сын Сергей Большаков спросил ее, как она все видит? – «Я вас как книгу читаю»).

Когда мы вернулись в Москву, нас ждал звонок келейницы: старица умерла. Умерла в день своего небесного покровителя прп. Антония Киево-Перского (в составе сонма киевских святых).

Перед смертью ее внимательный взгляд остановился в какой-то невидимой точке. «Матушка, ты что-то видишь?» — Да, — Кого? — Святителя Николая. — Он говорит? — Нет, смотрит. Святитель, которого чтила матушка, пришел проводить ее в иной мир.

Старица была простой, не стремилась богословствовать, хотя даже сложнейшие вопросы могла с легкостью преподнести и малому ребенку, Когда келейница втайне удивилась, как это матушка ничего не читает, она в ответ на невысказанное недоумение начала вдруг рассуждать о тайнах троического богословия в таких возвышенных словах, «как будто она какого святого отца читала». Она неотступно пребывала в том мире, где мысль Божия сияет и дает понимание непосредственно.

«О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» — сказал Христос апостолам Сколько будет Он терпеть нас, упорно не желающих веровать и жить по вере?"

Медушевский В.В. об отношении святых к молитвам о младенцах
Теперь об отношении святых к молитвам о младенцах.

Невозможно думать, чтобы святые, которые на Небесах, встретились там с матерями, отвергшими своих детей, — ибо Святой Дух истины и любви не допустит ненавистников в Царство Небесное. Нелюбящим вход в Царствие воспрещен, а любящим открыт. Не справка о крещении служит пропуском в рай, а способность к любви и жизни в Духе. Не любящий ближнего любить Бога не может. Мы это знаем точно! Евангелист Иоанн ясно об этом говорит. А кто самый ближний женщине? Кто может быть ближе ей, чем ее собственное дитя, которое она взрастила в утробе у самого-самого сердца, под успокаивающий младенца ритм его биений?! За предательство самого-самого близкого и спросится с нее.

Если же женщина, совершившая аборт, еще при жизни истинным покаянием, молитвами о Царствии для младенца и действием Святого Духа воскресила в себе любовь Божию, — то вот и пропуск! Пропуск — способность сердца любить Бога и ближних. А если так, — то каким же образом справедливый Бог в самый решающий момент бытия души отнимет от нее дитя, выбросив его из Царствия Своего? Такое и предположить невозможно, кощунственно. Здесь ответ и о судьбе вымоленного младенца! Какой же глубины откровение даровано матушке Антонии для человечества!

И понятно, почему дьявол с такой яростью ополчился на него и при жизни старицы и по отшествии ее в мир иной!

Казалось ему: он вблизи от победы. Ведь он забрался не просто в колыбель человечества. Он убил любовь в зародыше в прямом и переносном смысле слова. Любовь естественная, трудами любви и благодатью Божией обоженная, раскрылась бы для Царствия Божия. А если любовь изведена ядом дьявольской хитрости? Неизбежное следствие — разрушения семей, государств. Воцарилась злоба, двери ада широко раскрылись и ждут жертв. Ведь мало того, что дети убиты физически. Отец лжи придумал нечто более извращенное: самые души убиенных детей брошены, отвержены, окованы мраком и хладом преисподней.

Но вдруг злые мечтания падшего духа поколеблены откровением старице Антонии? Человечеству подсказан выход из порочного круга озлобления (аборт ожесточает душу, а она, ожесточенная, — еще яростней требует новых жертв)? Число жаждущих абортов превысило число тех, кто противится им.

Дьявол против откровения. Разъяренный, он однажды воочию явился старице Антонии . с угрозой: «Ты зачем таскаешь моих людей из ада? Но я тебе покажу!» Тут же какой-то молодой человек зверски избил ее. Бил ногами, исступленно, с остервенением, все тело посинело. Бил по глазам, и она ослепла, прозрела только у мощей вмч. Варвары, к которым ее отвезли.

Испугалась ли матушка? Нет, она говорила о дьяволе с презрением: «Этого-то бояться? Тьфу!» Изгоняла бесов из бесноватых. Учила монахинь монастыря божественной отваге. Сильно недостает миру этой победительной интонации жизни! Мы вялы, теплохладны! А ведь предупреждены книгой Откровения: «Боязливых же <...> участь в озере, горящем огнем и серою». В войне с дьяволом матушка неизменно была на первой линии фронта. Она говорила монахиням о жизненных невзгодах и о всепобеждающей силе креста: «Нужно это терпеть, переносить с благодарением и не роптать на свой крест. И тот, кто так вот мудро взял этот крест, он его вот ТАК! – несет. Как ЗНАМЯ. А он вот ТАК идет. Вот ты ТАК со крестом и иди напролом!!» Христиане носят имя воинов Христовых. Война их — против «духов злобы поднебесной». В основе мужества — любовь, которая вовсе не кисель да манная каша. Любовь мужественна и стоит до конца за спасение любимых.

Бог есть любовь. Разорвет ли Он напополам любовь матери и младенца, вымоленную по откровению и дарами свыше?

--

Письмо профессора Медушевского В.В. от 27-12-23 о важности дискуссий которые ведет Владимир
Дорогой Владимир! Мне кажется, что Вы хорошо показали уязвимость позиции Вашего оппонента. Мне она видится в невнятности центрального, как бы всё объясняющего понятия. Что такое «минимум бытия»? Это душа животного? Естественно, нет. Человека же Бог задумал для Царства Своей любви, но дал свободу выбора, ибо автоматическая ответная любовь есть нонсенс. Любовь свободна по определению. Так же очевидно, что Бог не может создать человека для ада, который творится людьми усилиями их противления воле Божией, которая есть Царствие Божие.

Так что же такое «минимум бытия»? Это, например, отсутствие мучений при отсутствии света, любви, красоты, восторга? Но если природа человека состоит в его призвании к обожению в Царстве Божественной любви, то не будет ли отсутствие сего главного вечной мукой?.

Выход из как бы нерешаемой загадки о нерожденных младенцах может быть только и исключительно на пути признания соборной природы человека, на чем Вы справедливо настаиваете. Если б не так — зачем были бы наши молитвы?. Без признания соборной природы человека они бессмысленны. Зачем тогда и литургия? Значение этого слова — общее дело. Общее! Нигде в Священном писании мы не встретим утверждения о том, что человек имеет индивидуалистическую природу. Две любви — к Богу и меж собой — исходная аксиома. Свое отношение к нам Бог поставил в прямую связь с нашим отношением к ближним. К любящим присоединяется Господь, а от холодных, эгоистичных — отвращается.

Вот и единственное следствие из, того, что называют «кругом аввы Дорофея»: неопределенность судьбы нерожденных детей дана нам для того, чтобы мы участвовали в их спасении, вознося молитвы о них. А если отказываемся — не сатанинское ли мы отродье? И как тогда смеем рассчитывать на благую участь? Получается парадоксальная ситуация: мать (пусть это будет мать, потому что нет ближе природной близости, чем между матерью и ребенком, и больше спросится с тех, кому дано больше) субъективно молится о ребенке, его вздымает к Небесам, забыв о себе, но объективно — решает и свою собственную участь. Ибо душа матери сугубо соборная — в связи с дарованной ей природной любовью. В Царство Божие она не может пролезть без ребенка. Кому она там нужна, жестокая, мертвая, эгоистичная?

Помню, старица Антония наказала мне молиться об одной моей тете. «Матушка, а как ей там?» — спросила келейница. — «Будет хорошо». Понятно ли назначение молитв? «Молитесь друг за друга», наставляет апостол Иаков. Матушка Антония удивлялась: «Разве есть такая заповедь: не молитесь? Такой заповеди нет». Дьявол подзуживает нас не молиться. Ради этого внушения люди и пускаются в размышления, лишь бы только увильнуть от того, что нужно для спасения.

Все молитвы в конечном счете — для спасения. Убиенный младенец нужен матери для ее спасения. Спасая дитя от «минимума бытия», она спасется и сама.

Не знаю, достаточно ли ясно изложил последнюю цель молитвы матери о загубленном для земной жизни младенце? Просить можно только о том, чего хочет и Господь, для чего сотворил и самого младенца, и весь мир: о Царствии Божием. Молится же о недо-Царствии есть скрытая хула, вообще же не молиться — значит упражняться в эгоизме, отделяющем людей от Бога.

Мне понравилась, дорогой Владимир, Ваша формулировка о том, что младенцу в утробе, лишенному выбора, даруется этот выбор через молитвы матери (и других людей) И что-то мне подсказывает, что душа младенца, не сотворившая личных грехов, легко, светло, радостно откликнется на предоставленный материнской любовью выбор. И больше того. Нет любви без действенной благодарности: младенец тут же станет молитвенником о нас. Как иначе можно было бы объяснить изменение жизненных обстоятельств после молитвы о загубленных младенцах? Матушка Антония масштабировала этот закон на все общество, на страны. После Чернобыля она писала Одесским чадам: Как жаль, что Вы меня так плохо поняли! Чернобыль был первым звоночком о необходимости покаянных молитв любви.. То ли еще будет? Старица предсказала страшные беды Украине, расколы, захваты храмов, разгул ересей и пр.(эти предсказания есть в моей книге о старице 2010 года издания, дабы не подумал кто, что они придуманы задним числом).

Кстати, пользуясь случаем, пошлю сейчас мой доклад на светской музыкально-педагогической конференции. Доклад на тему: «Чему учить». Там речь идет и о музыкальном воспитании, и о той как бы сверх-науке, которую я называю Фундаментальной педагогикой человечества, охватывающей все века истории и все стороны жизни, науки, искусства… Там есть несколько абзацев, посвященных матушке Антонии и тому средостению бытия, без которого, как это открыл Христос прп. Серафиму Саровскому, не может спастись человечество. Человечество спасется, по слову Христа, если объединит светскую и церковную стороны жизни и культуры. И вот эти Ваши дискуссии на тему об абортах и являют собой эту наиважнейшую срединную область, область соединения светского и церковного. Никакие внешние способы не в силах разорвать порочный дьявольский круг (аборт ожесточает души, ожесточенные души, со своей стороны, еще больше озлобляют жизнь, и так безобразия разрастается до бесконечности, стремительно и неостановимо).

Но выход есть, и открыт нам свыше Пресвятой Богородицей. Дискуссии, которые Вы ведете, направлены на прояснение того главного, без чего Святая Русь восстать не может. Они очень нужны! Человечество выходит на свет из материнской утробы, и если там поселилась и ретиво защищается многими дьявольская злоба, то и выход из множества социальных бед (падающая демография, старение населения, экономическая потребность в рабочих руках, цивилизационные напряжения и пр.) — возможен лишь при взгляде изнутри, из духовной сердцевины.

Дискуссии, которые Вы ведете, да не покажутся слишком абстрактными, отвлеченными. Нет, вопрос, который Вы обсуждаете, есть самая острая, самая насущная необходимость, от которой зависит участь каждого и судьба нашей страны, ее места в мире, всего мира.


Рецензии