Лестница в небо Щедрова Н. С Из книги Дорого моей

Так и живу,
на обиды
не сетуя.
Сердцем
волнуясь,
любви не тая
И никому
ничего
не советуя.
Лестница в небо –
дорога
моя.

Впервые я увидел Надежду Спиридоновну Щедрову в конце октября 2014 года в Союзе писателей за торжественным столом по случаю вручения мне удостоверения члена Союза писателей России.

Пришли известные писатели и поэты: В.Т. Качурин, А.К. Иванов, С.И. Мезина, В.Н. Христенко, В.В. Гладышев, В.В. Бабич.

Среди этих маститых мастеров пера и слова, в дальнем конце стола, сидела статная, красивая женщина в тёмном платье с сиреневым шарфиком, повязанным во-круг шеи.

Её тёмные, густые волосы волнами спускались на плечи. В фигуре и голосе чувствовалось спокойное достоинство сильной личности. На слегка округлом лице под изогнутыми бровями размещались огромные чёрные глаза, восторженно и изучающе смотрящие на этот мир, а этим миром сегодня был я. При беседе с соседями по столу были видны её ровные белые зубы. Как я потом выяснил, по национальности Щедрова болгарка. Её девичья фамилия была Янко.

Это и была известная наша поэтесса Надежда Щедрова.

События за столом развивались просто стремительно, и многие моменты уже стёрлись из памяти, но твёрдо помню её напутственные слова и добрые пожелания на моём писательском и жизненном пути.

После своей речи, она прочитала проникновенные стихи и подарила мне свою книгу «Земная рвущаяся ввысь» с надписью: «Александру Финогееву в день вручения членского билета № 8000 о принятии в члены Союза писателей России». Ниже стояла её подпись и год – 2014.

Родилась Надежда Спиридоновна 29 апреля 1944 года в посёлке Терновка Николаевской области (ныне это район города). Вскоре родители купили дом в Николаеве и с тремя детьми переехали туда жить. Домик был старенький и дряхлый, кишащий клопами и тараканами, с которыми постоянно велась планомерная и упорная борьба.

Её папа в то время работал на заводе «Марти», куда приходилось ходить пеш-ком, а это очень далеко от дома. Однажды в двадцати пяти градусный мороз, поздно вечером, идя с работы, он потерял сознание от усталости и упал во дворе у дома. Хорошо, что дети услышали его падение, иначе бы замерз. Затем он перешёл в ремонтно-строительное управление.

Ещё гремела канонада,
Ещё в дыму земля была…
И появилась в муках ада
Моя персона, ну дала!

По воле госпожи Природы,
Где буйствовал апрель звеня,
У мамы завершились роды,
Весна дохнула на меня.

И нарекли меня Надеждой
С надеждой на победный бой.
Запрограммировали нежной,
Как изумруд травы весной…

Мама и папа были умными и талантливыми людьми. Мама училась в педагогическом техникуме, но война не дала возможности получить образование. Папа в военных действиях Великой Отечественной войны не участвовал, ввиду того, что болгар не призывали на фронт, так как болгары, живущие в Советском Союзе, считались по-литически неблагонадёжными, поскольку в первую и вторую мировые войны Болгария являлась союзником врага СССР – Германии. Но папа всячески помогал партизанам.

Папа был отличный мастер-художник, мастер малярных работ. Он участвовал в реставрационных работах театра имени В.П. Чкалова и других архитектурных зданий города, где требовались высокое профессиональное мастерство и художественный вкус. Он и дом наш отремонтировал, сделал его поистине сказочным: стены расписаны, полы покрашены и покрыты лаком…

Мама была швеёй-самоучкой. У неё была ручная швейная машинка «Зингер» и она за мизерную плату обшивала всю округу. За работай мама часто пела грустные болгарские, украинские и русские песни.

В 1949 году в семье было уже пятеро детей. Мама была награждена «Медалью Материнства».

Жили мы дружно. Дети во всём помогали маме. Когда мы подросли, мама до 83 лет трудилась в школе техничкой. Она была добрым и отзывчивым человеком. К ней тянулись и дети, и учителя. Когда мама уже не работала, то и бывшие ученики школы, и их учителя навещали её. Ушла она из жизни, не дожив до 100 лет восемь месяцев.

И всё у нас вроде бы было хорошо, но горе постоянно жило с нами. Старшая сестра была инвалидом детства, а после проведенной операции ещё оглохла и ослепла.
Надежда росла озорной и отчаянной девочкой, дружила в основном с мальчишками. С ними она лазила по заборам, деревьям и крышам, бегала на речку купаться и ловить рыбу.

«Когда мне было лет десять, мы с мальчиками катались по речке на лодке, баловались, – рассказывает Надежда, – Лодка перевернулась. Плавать я тогда не умела, но сила к жизни заставила меня, захлёбываясь и задыхаясь, добраться до берега.

Мальчишки меня очень любили и уважали, что даже при мне не позволяли себе сквернословить».

Дорога её послевоенной жизни была, как и у многих: учёба в школе, институте, а потом – работа до седьмого пота. Вся страна в то время шагала по той дороге. Шло масштабное строительство домов, фабрик, заводов… Преобразовывалось народное хозяйство, ковались характеры и судьбы людей.
Я хорошо рисовала, пела, танцевала и в моей юной голове уже роились стихи. Когда мне было пять-семь лет, на улице у дома, где собирались соседи, я устраивала им концерты, показывая гимнастические номера.

В спортивную школу по гимнастике меня отвела сестра. Там посмотрели меня, похвалили, но сказали, что пришла рано и посоветовали приходить в двенадцать-тринадцать лет. Когда я пришла в десять лет, то сказали, что уже поздно.
И это «рано-поздно» меня преследует всю жизнь. Но я борюсь, и очень часто побеждаю.

Однажды после четвёртого класса я пришла в школу, чтобы узнать, когда начнут выдавать учебники. А пошла я босиком, так как нечего на ноги было надеть.

В коридоре меня встретила директор школы Галина Александровна Гулакова и стала кричать, почему я в школу пришла босиком и выгнала меня. На другой день я об-мотала ступни газетой, надела носки, чтобы обувь была мне впору, а на них парусиновые босоножки старшей сестры. И снова пошла в школу, но опять попалась на глаза директору. И снова она меня выгнала за то, что я посмела явиться в обуви на танкетках.

Всем малообеспеченным семьям школа материально помогала, а нам нет. Но мама никогда и никому на это не жаловалась.

Училась я на хорошо и отлично, участвовала в различных кружках и секциях, в драмкружке, умела менять голоса.

Когда училась в седьмом классе, на Новый год назначили меня быть Дедом Морозом. Обрядили в красный кафтан, парик белый одели, бороду из ваты прицепили, да-ли в руки палку и мешок с подарками. Так я провела несколько утренников с детьми младших классов, за что после всех утренников меня напоили кофе с бубликом за пять копеек. А старшая пионервожатая сказала, что на Деда Мороза районным отделом народного образования были выделены большие деньги.

Когда я училась в восьмом классе, моя старшая сестра, инвалид, умерла. Это была большая трагедия в нашей семье.

Жили мы бедно, питались плохо. Моё здоровье резко подкосилось, голова постоянно кружилась. Однажды на уроке математики мне стало плохо. Я положила руки на парту, а голову на руки. Учитель Томов подошёл и сильно дёрнул меня за косу. Я от боли вскрикнула и прокричала: «А если я Вас за лысину!». Этого было достаточно, чтобы получить летнюю работу по математике. А этот предмет я любила и знала его.

Второй раз в восьмой класс я ходила для видимости, так как всё знала. В этом классе математику преподавал другой учитель.

Однажды он заболел и его заменил Томов. Вызывая всех к доске, он всем подряд ставил двойки, а меня хвалил, сказав, что кроме меня математику никто не знает, после чего Томов стал относиться ко мне положительно. Я даже участвовала в олимпиадах по этому предмету, но в моей душе надолго остался осадок с мнением, что этот учитель поступил так, чтобы показать своё профессиональное превосходство перед другими математиками школы.

Я не перестала самостоятельно заниматься гимнастикой и даже выступала на концертах в Домах культуры с акробатическими этюдами и восточными танцами. В девятом классе меня пригласили учиться в школу-интернат № 1, где я занималась спортивной гимнастикой, но спортсменкой не стала.

Посещая Дом культуры имени 61 коммунара, я видела, как модно одевались мои сверстницы, я же ходила в форме, которую выдавали в интернате. У родителей на мои наряды средств не было. Окончив девятый класс, я поступила на завод подсобной рабочей, но продолжила учёбу в школе рабочей молодёжи № 5, где учителем русского языка и литературы был Эмиль Израилевич Штемберг (Январёв), уже известный поэт.

Об этом Надежда напишет так:

Жизнь строится из мелочей.
Она – то море, то ручей…
Потоки мыслей я ловлю –
Спешу, пишу, грешу, люблю.
С любовью всё вложу в дела
И кто-то скажет:
«Жизнь была!».

 
Вскоре, повысив квалификацию и технический уровень, я стала разметчицей судов. Успешно окончив школу, поступила на вечернее отделение Николаевского кораблестроительного института. Работа на заводе была в три смены, а институт требовалось посещать вечером. Пришлось сменить работу. Я поступила в организацию почтового ящика 27, который позднее был переименован в ЦКБ «Черноморсудопроект», где я проработала 15 лет.

Сначала керном набивала марку
На лист металла,
                ржавчину содрав.
В пролёте цеха в зной сквозняк,
Не жарко. 
Не там ли мой формировался нрав?!..

Учась на первом курсе института, в 18 лет в феврале 1963 года я вышла замуж за Евгения Щедрова, от любви с которым у нас родились сын Юрий и дочь Ирина. Спустя 10 лет наш союз распался, и детей я воспитывала одна.

Стихи ко мне приходили с детства, особенно, когда на душе было тяжело и грустно.
Как-то у нас в ЦКБ выступали уже известные поэты Анатолий Поперечный и Эмиль Январёв. После их выступления я подошла к бывшему своему учителю, Эмилю Израилевичу и сказала, что пишу стихи. Он пригласил меня в литературное объединение «Рефлектор», которое вёл долгие годы.

О музе

 - Она является
               в любое время года,
Как правило,
               в неподходящий час,
Когда
       совсем не ждёшь
               
                её прихода –

 
Весенней птицей
                подаёт свой глас.
Не ждёшь её,
            и вдруг,
                как буйный ветер,
Души покой
            перевернёт вверх дном…

Каждое воскресенье Январёв собирал нас в Доме культуры медработников. Он вкладывал в каждого своё умение, аккуратно и мягко помогал найти свой творческий путь. Эмиль Израилевич, как никто другой, умел организовать, заинтересовать и помочь начинающим литераторам. Здесь мы познакомились не только с творчеством известных наших поэтов, но и с ними лично: Дмитром Креминем, Екатериной Голубкиной, Марком Лисянским, Вячеславом Качуриным, Александром Сизоненко, Леонидом Вышеславским, Валерием Бойченко, Иваном Григурко и многими другими.

Январёв был настоящим педагогом и прекрасным человеком. Именно он помог мне найти себя, свой голос.

Эмиль Январёв лучшие стихи своих подопечных размещал в газетах и журналах. Так, на странице газеты «Южная правда» в рубрике «Литературный четверг» появилась моя первая публикация из пяти стихотворений. За эти стихи я получила 39 рублей 94 копейки, при зарплате в ЦКБ 65 рублей.

Стихи писала постоянно. Это не мешало мне, а даже помогало воспитывать детей, бороться с несправедливостью и злом. 

Стихи приходили ко мне ночью, в транспорте, на работе…

Чтобы выжить и внешне выглядеть не хуже других, много работала: шила, перешивала, брала заказы…

На написание стихов и чтение любимых авторов: Пушкина, Лермонтова, Есенина, Цветаевой, Ахматовой были тихие ночи.

Из-за огромной занятости на протяжении 7–8 лет спала всего по 2–3 часа.

Погружение в поэзию стало для неё не только привычкой, но и потребностью души, жизненной необходимостью.

Если можешь не писать, – не пиши.
Конструируй, строй иль зданья круши,
Продавай бананы, пой иль пляши…
Если можешь не писать, – не пиши.

Но не писать она уже не могла.

Ещё она успевала посещать другие литературные объединения: «Стапель», «Заря», «Пегас», имени Павла Ходченко.

Надежда утверждает, – Литературные объединения – это очень полезная школа для начинающих поэтов и прозаиков, жаль, что не каждый выдерживает справедливой критики в адрес своих произведений.

Работа над собой в познании себя изнутри, различные перипетии текущей жизни помогли мне найти свой голос.

Работая старшим инженером на заводе «Заря», часто выступала в обеденные перерывы в цехах завода. А когда начала работать в Киеве корреспондентом-организатором по Николаевской области, времени стало значительно больше, и я чаще выступала на различных предприятиях области. Людям нравились мои стихи.

– Что касается моих других биографических сведений, то их можно найти в моих стихах, – резюмирует Надежда Спиридоновна.

А трудности?..

Она с достоинством их преодолевала, одерживая над ними победу. Жизнестойкость этой женщины пришла к ней из далёкого прошлого свободолюбивого болгарского народа. В ней прекрасно сочетаются женственность, красота, нежность, трепетность с непокорностью духа.

Литературная жизнь – сложный процесс, где разобраться порой нелегко и непросто.
Надежда Щедрова самоотверженно любит свой город, боготворит его и слагает о нём свои стихи.

Между Бугом и Ингулом,
Где поёт сирень весной,
В верфи радостного гула
Расположен город мой.

Николаев – город детства,
Город юности моей,
Где с мальчишкой по соседству
Запускали голубей…

…Город зелени цветущей
Посреди разлива рек.
И воспетый, и поющий
В нём живущий человек.

Город мой – моя потеря
И находка дел и слов,
Я люблю тебя и верю,
Ты защитник мой и кров.

Город клёнов и акаций
Николаев – край чудес,
Я – твоя. И гром оваций
Мне средь лучших поэтесс.

 
С 1990 по 1995 годы она трудилась в Николаевском Союзе писателей корреспондентом-организатором. Она подготавливала выступления поэтов и прозаиков в учебных заведениях, предприятиях, заводах, фабриках и воинских частях.
Надежда Спиридоновна не имеет литературного образования. Она всю жизнь работала, воспитывала сына и дочь, затем внуков, а теперь уже правнуков, но это не мешает ей писать. Она реалистка и выражает себя в замечательных стихах.

Путь её к первой книге был очень долог. Надежда не спешила, искала себя и, наконец, нашла. Вышедший в 2000 году сборник стихов «Голосом души» имел небывалый успех! В нём с читателем она говорит голосом души, напоённом любовью и страстью. Свои размышления о жизни и судьбе она облачает в краткие поэтические формулы. Они-то и являются отражением её бытия и сущности.

Щедрова Надежда Спиридоновна, член Союза писателей России. Автор десяти сборников поэзии: «Голосом души», «Дорога жизни», «Этот прекрасный мир», «Испытания», «Жизнь в двух веках», «Земная, рвущаяся ввысь». Из десяти четыре – для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Про Кольку хвастунишку», «Я расту», «В стране детства», «И дом, и школа, и мечты».

Её стихи публиковались в газетах городов Николаева и Одессы, в газете «Слово», которая выходит в Италии, Испании, Португалии.

Готова к изданию ее новая книга «Судьбы, жизнь и времена», но вновь насту-пили в стране тяжёлые времена, и её издание опять временно откладывается.

Надежда Спиридоновна является лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества в Москве 1987 года.

С 2017 года она руководит литературным объединением «Заря».

Когда я от суетной жизни устану,
Когда я любовью дышать перестану,
От мыслей устанет когда голова,
Когда не нужны будут людям слова,
Вот точно тогда застону и завою,
Расставшись с родными, друзьями, с тобою,
Я жизненной силой всех перекрещу,
А душу по странам плутать отпущу.

 
Прильнет к тихим травам уставшее тело…
А что же я этим сказать-то хотела?
Ах, вот что – пока в этом мире дышу,
Мечтаю ль, смеюсь ли, рыдаю ль, грущу…,
По белому свету покуда брожу
Всем, всем, что встречаю, дрожа, дорожу.

Её книги издавались за свой счёт. Для их издания Надежда даже работала в Италии, где параллельно с работой с отличием окончила Итальянскую школу и получила диплом. На все просьбы в банки и другие солидные предприятия города о материальной помощи для издания книг, получала заученный ответ: «Время сложное, не для книг сейчас!». Но Надежда и это пережила.

В большинстве своих стихов Щедрова плачет и смеётся, печалится и радуется… В них с любовью всегда живут счастье и радость.

Не лезьте в мою собственную жизнь!
Сама решу свои задачи и проблемы,
Все разрешу моей души дилеммы.
Вне критики моей Любови высь.

Я поднимусь и тихо растворюсь,
Впадая в лирику, идя по жизни-прозе.
Хотя порой сама с собой борюсь
И корчусь в жизни, словно на морозе.

Давно постигла – жизни мир суров
И, не стесняясь, чистых слёз не прячу.
Вступив в войну за счастье и удачу,
Вооружусь запасом чувств и слов.

Пройду сквозь горечи любовных бурь и бед.
Пусть, как бы ни сверлили сердце боли,
(Не занимать давно мне силы воли),
Я попаду в сияние побед.

Я в этой жизни ястреб, волк и рысь.
Не лезьте в мою собственную жизнь.

В стихах Надежда Спиридоновна Щедрова отражает разные стороны бытия.
Прозу жизни, прозу профессии она трансформирует в поэзию.
Какие стихи – такая и она.

По её стихам можно проследить всю её биографию, характер, интересы, жизненное кредо, все её успехи и неудачи.

Надежда Щедрова в них рассказывает о трудностях, неудачах и, разумеется, успехах.

«Болгарка по рождению, украинка по месту жительства, интернационалка, воспитанная в огромной стране братских народов, – говорит о Щедровой журналистка и поэтесса Людмила Хасхачих, – она пишет на русском языке и причисляет себя к русской культуре».

Я по-русски пою и танцую.
И работая за рубежом,
Я по-русски смеюсь и тоскую,
И по-русски иду на рожон.
И по-русски болгарской душою
Украинскую жизнь ворошу,
И, барахтаясь в жизненном шоу,
Я по свету земному кружу.
И не может быть в жизни иначе,
Льются русские строки мои.
Если вдруг, загрустив, я заплачу,
Мне по-русски поют соловьи.

Её стихи искренны, достоверны и очень востребованы. На литературные встречи к ней всегда приходит много народа, почитателей и ценителей её таланта.

 
Во все века, во всех эпохах
Менялась жизнь, её устой.
Всегда кому-то было плохо
Мириться со своей судьбой.

Один спокойно ждёт удачу,
Воюет за неё другой…
Когда-нибудь, но каждый плачет
Хороший он или плохой.

От счастья и от горя плачут.
Тихонько плачут и навзрыд,
Решая трудную задачу,
Зовущуюся в жизни – быт.

Не всё, что люди совершают
В быту, есть счастья полоса…
Во всех веках и всех прощают
Седые наши небеса.

Плачь! Слёзы душу очищают,
Как розы лепесток роса…
Года бегут, бегут и тают.
Спешить не надо в небеса.
Оставь при жизни чудеса.

Надежда Спиридоновна по жизни оптимист и всегда улыбается, но улыбка у неё грустная.


Несёт туда, где тысячи преград,
Но повернуть с дороги той не смею.
В стремленье к раю попадаю в ад.
Гоню любовь, ну а живу лишь ею.

А овладев и сердцем, и умом,
Она меня возносит к поднебесью.
Понять бы – это явь или фантом,
И силы эти боговы иль бесьи.

Надежда всегда молода и, несмотря на затаённую грусть, всегда переполнена радужными НАДЕЖДАМИ.

Не чувствуя груза от прожитых лет,
В потерях, заботах, тревоге,
И сотни несчастий, и тысячи бед
Сегодня подводят итоги.

Ушло, улетело с годами в ту даль
Всё, что называлось тревогой.
И я нажимаю той жизни педаль,
Что ныне мне послана Богом.

На высшую скорость включая мотор
Души, что сегодня клокочет,
Лечу, где простор, где могущество гор,
Встречаясь со мною, грохочут.

В объятия радости брошена – в путь,
Откуда возврата уж нету.
И жуть, что годами тревожила грудь,
Уверена, канула в лету.

В довольно солидной книге исторических исследований о болгарском поселке Терновка, который теперь входит в состав Николаева, автор Владимир Гамза пишет, что среди других имен, есть и имя Надежды Щедровой. Автор утверждает: «Наследники Фракийских болгар проявляют способность к творческой деятельности, свою поэзию создаёт и Надежда Щедрова (из семьи маляра-художника Спиридона Янко)».

Надежда – болгарка! Не отсюда ли её суверенный и свободолюбивый нрав и не-сгибаемый характер.

Как пишет в статье «Щедрость Надежды» Людмила Хасхачих: «Надежда – дочь народа, который пережил и высокую державность, и чужеземное иго, и борьбу за независимость,… Конечно же, она должна была быть вот такой пылкой в чувствах и стой-кой перед житейскими бурями».

Умейте слушать тишину.
В ней тайна музыки сокрыта,
Возможность спрятаться от быта,
На сердце всколыхнув волну.
Умчавшись в тайную страну,
Мечтой взобраться в вышину
И, окунувшись в тишину,
Дыханием согреть луну.
Оттуда всплеск и благодать
Помогут чуть счастливей стать.
Восторг и красоты безбрежность,
Любви мечтательная нежность
Заденут звонкую струну.
Умейте слушать тишину.

Оказывается, что этой-то тишины нам сейчас ой как не хватает!

Стихи поэтессы радуют своей простотой, напевностью, спокойным ритмом, яс-но выраженной мыслью.

Хочется пожелать Надежде Спиридоновне Щедровой крепкого здоровья и долгой-предолгой творческой жизни нам на радость!


Рецензии