Покорение Сибири Ермаком

Вот уже более века картина «Покорение Сибири Ермаком» иллюстрирует многие научные и литературные описания, посвящённые освоению Сибири в XVI столетии. За неё Василию Сурикову Совет Академии художеств присвоил звание академика. А право на выкуп этого произведения заявили Павел Третьяков и император Николай II. Оба желали приобрести его для музейных собраний и оба не остались в накладе.

Впервые «Покорение Сибири Ермаком» Суриков показал в 1895 году на XXIII выставке художников-передвижников. Картина получила хорошие отзывы, и Павел Третьяков пожелал купить её, предложив 30 тысяч рублей. Однако картина понравилась императору Николаю II, который заявил: «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». И поднял цену до 40 тысяч рублей.

Спорить с императором художнику не хотелось. Тем более, что через несколько недель после выставки тот подписал указ «Об учреждении Русского Музея Императора Александра III». Кто же откажется там выставляться! Так картина «Покорение Сибири Ермаком» оказалась в новом музее в Санкт-Петербурге.

Но и Павел Третьяков в накладе не остался. Суриков в знак уважения подарил меценату уменьшенную копию. Впоследствии в коллекцию Третьякова поступили эскизы к картине.

Событие исторической значимости
Тема Сибирского похода Ермака давно и сильно волновала воображение Василия Сурикова. А с учётом того, что его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком, осели на этих землях и стояли у истоков основания города Красноярска, интерес к данной теме только усиливался. В итоге он решил написать об этом картину.

Если обратиться к истории, то покорение Сибири было событием чрезвычайной исторической значимости. Прежде всего это была борьба с ханом Кучумом. Этот правитель собрал войско, дошёл до Уральских гор и угрожал Поволжью.

Купцы Строгановы, которые владели уральскими вотчинами, натерпелись от его набегов. Они постоянно слали в столицу депеши, в которых отчаянно просили разрешения взять казаков для охраны. Больше всего досталось Максиму Строганову, который владел Чусовской вотчиной. В итоге его просьбу услышали и на Урал прибыли около тысячи казаков во главе с Ермаком.

Ермаку удалось отбить нападения отрядов татарского царевича Алея, союзника хана Кучума. Но спасти от погрома земли Соли Камской не получилось. Как говорят летописи: «И с тех мест, учели оне, Ермак со товарыщи, мыслить и збираться как бы им дойти до сибирской земли и того царя Кучюма».

Поход Ермака (1581–1585) положил начало освоению западной Сибири и расширению границ Русского государства при царе Иване Грозном. Сибирское ханство было присоединено к России.

В поход
В отличии от Ермака и его казаков, братья Строгановы понимали, насколько сложным будет этот поход. К тому же, от своих людей, которые часто сплавлялись по реке Чусовой, знали о войске хана Кучума. Ведомо им было и то, что в дни весеннего паводка и осенью после сильных дождей вода в горных реках поднимается. Следовательно, перевалы будут доступны для перетаскивания судов волоком. Опять же, на своих лёгких ладьях казаки могли вести летучую войну с татарами и даже захватить внезапным набегом их столицу Кашлык. Но смогут ли удержать? Вот в чём вопрос! И как вернуться? Ведь после паводка реки мелеют… Кроме того, все понимали, едва Ермак уйдёт за Урал, Алей вновь попробует опустошить эти земли.

Как бы там ни было, у царя Ивана Грозного удалось получить жалованную грамоту на земли по рекам Тобол, Иртыш и Обь. Опасаясь нападения, на месте оставили стрельцов и пушкарей. Так что Ермак мог взять в поход чуть больше пятисот воинов. Ещё было три священника и татарин, знавший дорогу к Кучуму.

И 1 сентября 1581 года казаки выступили в поход…

Покорение Сибири Ермаком
На картине «Покорение Сибири Ермаком» Суриков запечатлел момент взятия Кашлыка. Казачья флотилия движется навстречу вражескому войску. Нападающие выглядят спокойными. На их лицах нет тени страха, хотя нет и намека на показной героизм. Зато у врагов лица тревожные, на многих можно заметить смятение…

Из истории следует, что казаки стремительно атаковали конное и пешее воинство Кучума и опрокинули его. Хантские князьки первыми покинули поле боя. Их примеру последовали мансийские воины. Они укрылись в непроходимых болотах.

Преследуя бегущего врага, казаки ранили главного татарского военачальника хана Маметкула. Татары с трудом спасли его от плена, переправив на лодке за Иртыш. Сам хан Кучум, который наблюдал за боем с вершины Чувашевой горы, не принимал участия в битве и, видя исход, поспешно отступил. Так что казаки беспрепятственно вошли в столицу сибирского царства.

Композиция
Суриков работал над своим грандиозным произведением четыре года. Летом 1892 года художник совершил поездку в Сибирь «для списывания инородцев». В 1893 году на Дону в станице Раздорской исполнил многочисленные эскизы для картины. В письмах к близким он отмечал: «Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские; должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдалённую родину…».

На картине — решающее сражение. Две армии столкнулись у крепости Искер на реке Иртыш. Казацкие струги подошли к берегу. Воины штурмуют крутые берега. Суриков написал ближний бой, лишь пороховой дым отделяет казаков от татар. В центре казачьей массы с вытянутой вперёд рукой, словно отдавая приказ идти в атаку, стоит Ермак под образом Спасителя.

Нос ладьи Ермака врезается в плотную татарскую массу, подчёркивая, что она уже в смятении и готова обратиться в бегство. Вдали виднеется ставка Кучума, по холму несётся ханская конница. За спинами у сибирских татар обрывистый берег со скачущими всадниками и вздымающими вверх руки шаманами. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение.

ХХХ
Потом Суриков напишет: «А я ведь летописи и не читал. Картина сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие». Это не помешало ему подняться на необычайную высоту исторического прозрения.

Для информации. В 1893 году в станице Раздорской Суриков делал этюды с местных казаков. Батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков — для образа есаула Ивана Кольца. На Дону были созданы образы казаков Дмитрия Сокола и Кузьмы Запорожцева. Также сделана зарисовка большой казачьей лодки, попавшей в картину.


Рецензии