Про умные слова и ящики

 Было это в проклинаемые ныне большинством народонаселения России девяностые. В те времена, когда зарплату  давали не деньгами а  распечатками с цифрами этой зарплаты.  Я тогда по капризу судьбы переехал жить из Екатеринбурга на свою малую родину, в посёлок городского типа, откуда в шестилетнем возрасте был увезён родителями в город. В посёлке том и прожил последующие почти двадцать лет. По первости на тамошний градообразующий завод устроился где и работал какое-то время.

Распечатки эти можно было обеспечить  товарами привозимыми на завод и продаваемыми предприимчивыми  людьми имеющими покровительство заводского начальства.
Магазинчиков на заводе штук пять было, плюс склады с разной всячиной, в основном оставшейся ещё с советских времён.
Купить необходимое для жизни в общем-то можно было, только существенно  дороже цен свободного рынка. А куда денешься. За территорией завода на твою бумажку никто ничего не продаст. Вот и брали что попало, нужное, не нужное, лишь бы отоварить эти бумажки.

А ещё в ходу был натуральный обмен.Помню парень один мне пять тонн цемента продал.
Он с завода в стройцехе цементом зарплату получил, а я в свою очередь ему  свои кровные перечислил. Я в столярке работал и нам позволяли столярные изделия в счёт зарплаты  выписывать. Вроде как для себя. Мы те изделия  продавали или меняли на что-то нужное на стороне. Мясо, пиломатериал,  сено, дрова, вплоть до  мотоциклов, или автомобилей стареньких.

Я тебе шкаф, или оконные блоки, ты мне семь кубов бруса. Я тебе  дверь ты мне пять мешков комбикорма.
Менялись в общем на то, к чему у кого доступ был. Помню парень один телёнка на мебель самодельную выменял.
Интересная жизнь была скажу я вам!

Пьющие на водку часто свой труд меняли. благо тогда водкой банчили очень многие.
Много нынешних олигархов с самопальной водки начинали.
Скотиной многие обзавелись. Даже я держал кур, поросят, кроликов пытался развести, козу и даже корову. Выживали помаленьку. Хлеб сами пекли, сахар -муку по случаю мешками закупали, подхалтуривали на стройках и ремонтах домов

Делали мы в цехе и мелочёвку разную.
Чаще нелегально, когда начальство не видит.
Помню спросом пользовались  деревянные подцветочники. Мы их за схожесть  урнами называли. Четыре обрезка доски   обрезались в виде равнобедренной трапеции, сколачивались меж собой, прибивалось днище , обжигалось паяльной лампой, покрывалось лаком и урна, то-есть ящик для горшка в который сажают комнатные растения -фикусы разные, пальмы -готов.
Я делал две одинаковых детали и две уменьшенных на толщину досок, а сосед по верстакам  был парень  шустрый и лишнее время не тратил сколачивал парой гвоздей четыре обрезка доски вместе, обрезал эту пачку и потом разъединив собирал. А чтоб размер всех сторон был одинаков он колотил боковушки одну к другой по кругу.
Получалось один торец доски на каждую сторону.
И ведь брали,спасибо говорили, рассчитывались кто -чем мог.

Но попал один шибко умный. Не взял изделие  моего товарища.
-Как-то асимметрично -сказал.
Очень обиделся мой сосед по работе:
  -Умник нашелся!
  -Интеллигент вшивый!
  -Асимметрично ему!
  -Слова то какие знает!
  -Асимметрично!!!
  -Геометр-блинн!
  -Это тебе не со штангелем по заводу бегать!
  -Не у кульмана шестерёнки рисовать!
  -Паадумаешь диплом у него!
  -У меня может тоже незаконченное высшее образование!
  -Я может тоже в сельхозинститут поступал и даже месяц в нём проучился!
  -Это тебе не в конструкторском отделе штаны протирать!
  -Это столярное изделие!!! 

Долго ворчал мастер-урноизготовитель...

Я к чему всё это? Да к тому, что любим мы слова мудрёные употреблять.
Думаем от этого умней выглядим, а не догадываемся, что ум и умничание немного разные слова. Завернёт иной товарищ что-то по его мнению умное, а некоторым кажется -дурак -дураком.  -Не зря ведь какой-то опять-же умник сказал: "Будь проще и люди к тебе потянутся!"
Мне вот один товарищ сказал, что беседа со мной непродуктивна, и я теперь всё силюсь понять: -А что для него продуктивно? К.П.Д агрегата, коэффициент полезного действия?  Урожайность в центнерах с гектара? Производительность труда, в процентах выполненного плана?
Может  яйценоскость кур, или  процент жирности молока коровы?
А вдруг под продуктивностью господин понимает число детей рождённых ему любимой женщиной? Может он имеет в виду коэФФициент своего умственного развития повышенный в результате беседы, ай-кю "IQ" по простонародному?

Думаю, раз уж он употребил это слово на сайте считающемся некоторыми как-бы литературным, гражданин под продуктивностью диалога подразумевал число баллов и количество  заинтересованных поклонников коих должен привлечь этот  диалог "шибко умных".В этом плане конечно разговор наш непродуктивен.
Сочувствую товарищу писателю. Не на тот цвет  свою фишку поставил.
Всего одно слово написал сэр, а сколько  мыслей, воспоминаний, рассуждений, высеров у меня спровоцировал...
Как там про "не знаем, чем наше слово отзовётся" кто-то сказал?
....................
На фото: примерно такие подцветочники мы делали.
Только повыше и поконусистее.
..................
12.01.2023.Г. 


Рецензии