Кобанцы, аланы и их потомки на Северном Кавказе

               

"Коба;нская культура - археологическая культура позднего бронзового — раннего железного веков ( с XIII  – IV века до н. э.) северной и центральной части Большого Кавказского хребта, по обе его стороны, от верховьев Кубани до Дагестана (на современной карте это территория Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, западных районы Чечни, Северной и Южной Осетии, прилегающих районов Грузии, юга Ставрополья). Соседние культуры: с северо-запада – прикубанская, с юго-запада – колхидская, с востока – каякентско-хорочоевская, с севера – срубная, позже – скифская."
http://генофонд.рф/?page_id=10517

"В образцах кобанской культуры были найдены G2a1a. Эта культура, названная по могильнику возле селения Кобан в Северной Осетии, была широко распространена в конце бронзового и начале железного века (конец 2-го – середина 1-го тысячелетия до н.э.) по обе стороны Большого Кавказского хребта. Многие специалисты рассматривают ее как переходную между древними и новыми временами и считают, что она послужила основой для формирования современного автохтонного населения Кавказа.

«Наибольший интерес для нашего проекта представляет выявляемая генетическая связь носителей кобанской культуры с представителями аланского этноса, палео-ДНК которых анализировалась ранее, —  считает руководитель проекта, доктор исторических наук, проф. РАН Дмитрий Коробов (Институт археологии РАН). — Согласно одной из гипотез, формирование аланской культуры происходило при значительном вкладе автохтонных северокавказских племен, которые, очевидно, являлись потомками носителей именно кобанской археологической культуры. Данная гипотеза находит свое подтверждение в полученных нами результатах»."
http://генофонд.рф/?page_id=32573

Так какие современные народы Северного Кавказа следует отнести к потомкам носителей Кобанской археологической культуры?

               
                1. Осетины.

Один из авторитетнейших сегодня специалистов по кобанской культуре, В.И. Козенкова пишет: «Бесспорно, наиболее значительными были и остаются материалы, обнаруженные в срединной части Центрального Кавказа, фактически в ойкумене Казбека с его горно-предгорной и водными системами. Именно территории Северной и Южной Осетии являются собственно сердцевиной, или метрополией, этой всемирно известной группы древностей Кавказа».
https://south-ossetia.info/fenomen-iz-kobana/

И если уж территории Северной и Южной Осетии являются сердцевиной, метрополией Кобанской культуры, то и начнем наши поиски потомков кобанцев с пристального исследования, в контексте означенной темы, живущего здесь народа осетин. Так являются ли осетины потомками носителей Кобанской археологической культуры?

"В образцах кобанской культуры были найдены палео-гаплогпруппы ДНК G2a1a. В настоящее время из довольно крупных народов, гаплогруппа G2a1 с наибольшей частотой встречается среди осетин (обнаружена у 60 % осетинских мужчин), в Дигорском и Алагирском районах Северной Осетии — до 75% субклад G2a1-P18."
https://haplogroup.narod.ru/hapg.html

"Филогенетическое дерево кавказской субгруппы G2a1a (P18) демонстрирует наличие трех четко различимых кластеров. Первый кластер, наиболее древний, является смешанным общекавказским, тогда как остальные два, более молодые, являются преимущественно осетинскими. Мы рассчитали возраста этих кланов и выяснили, что если первый общекавказский клан зародился 2870±470 лет назад, второй и третий осетинские 1460±250 и 1100±180 лет назад соответственно"
https://pero-v-bok.livejournal.com/63827.html

Т.е. возраст первого общекавказского кластера  субгруппы G2a1a (P18)  определенно совпадает со временем поселения на Центральном Кавказе носителей Кобанской археологической культуры, и, следовательно,мы имеем логические основания для того, чтобы обозначить этот кластер как "кобанский".
 
"В целом, осетинские 67-маркерные гаплотипы группы G2a1-P18 имеют общего предка нескольких ветвей (иронского и дигорского) примерно 3025 лет назад. Это – конец II тысячелетия до нашей эры."
https://dzen.ru/a/WwhREHQl9dTqs9QA

Из всего этого следует, что носители Кобанской археологической культуры (в дальнейшем - кобанцы) заселили территорию Осетии (как Северной, так и Южной) уже в XIII-ом веке до н.э. (т.е. 3300 лет назад) и у них обнаружена палео-гаплогруппа ДНК - G2a1. В то же время хорошо известно, что осетинские 67-маркерные гаплотипы группы G2a1-P18 имеют общего предка нескольких ветвей (иронского и дигорского) примерно 3025 лет назад, что вполне однозначно укладывается в хронологические рамки времени заселения кобанцами территорий и Северной, и Южной Осетий. Т.е. вывод о прямой генетической преемственности доминантных осетинских гаплогрупп G2a1-P18 от соответствующих аналогичных предковых гаплогрупп кобанцев - представляется логически вполне выверенной и обоснованной.

В то же время хорошо известно, что территория проживания носителей Кобанской культуры была захвачена ирано-язычными кочевниками - аланами.

"Аланы примерно в первых пяти веках своего существования (1-5 века н.э. ) сосуществуют с местным населением кобанской культуры. Затем полностью захватывают их территорию, включают в свой состав кобанский субстрат, и становятся доминирующим почти моно-этносом на центральном Северном Кавказе."


Аланы основали на данной территории средневековое Аланское Царство, просуществовавшее вплоть до конца 14-го века н.э.. Т.е.  с 1-го - по 14 века н.э. ( что составляет около 1400 лет) кобанцы проживали на территории Аланского Царства совместно с доминирующим аланским этническим массивом, что не могло не оказать существенного влияния на этническую идентичность носителей Кобанской культуры.

И в самом деле - как показали генетические исследования, доминантные гаплогруппы ДНК осетин по мужской линии - G2a1-Р18 - имеют автохтонное кавказское происхождение (выходцы из среды носителей Кобанской археологической культуры), тогда-как мтДНК по женской (материнской) линии - значительно более похожи на Персидские группы, чем на Кавказские группы, и общность происхождения осетинских женщин из Персидских групп является наиболее вероятным объяснением этих результатов. Т.е. в данном случае мы имеем очевидное присутствие в ДНК осетин аланского генетического следа - доминантной аланской мтДНК по женской (материнской) линии. Соответственно, осетины, как этнос, в преобладающем своем большинстве являются метисами: наполовину кобанцами - наполовину аланами. Т.е. по мужской, отцовской линии - осетины являются потомками автохтонных кавказцев, представителей Кобанской археологической культуры, а по женской, материнской линии - потомками ирано-язычных аланов.

 За 1400 лет совместного проживания кобанцев с аланами на территории кавказского Аланского Царства, предки осетин по мужской линии - кобанцы - полностью ассимилировались в аланскую  этническую среду, переняли у алан язык северо-восточной подгруппы иранских языков, культуру (традиции и верования), мтДНК аланок по материнской линии. И утратив, в следствии ассимиляции, собственную кобанскую идентичность, обрели новую этническую идентичность - аланскую, носителями которой и являются осетины по сей день. Именно потому, в средневековых грузинских и армянских летописях осетин/овсов и идентифицируют как аланов. Идентичность осетинского и аланского языков признана мировой лингвистической наукой.

Итак, подводим итог: осетины являются метисами - потомками кобанцев по мужской (отцовской) линии гаплогрупп ДНК, а также потомками аланов по мтДнК по материнской линии. Кроме того осетины являются носителями аланского языка, аланской культуры и, в целом, являются единственными на Северном Кавказе и во всем Мире носителями аланской этнической идентичности.  Т.е. аланская культура для осетин является родной материнской культурой, тогда-как отчая (по мужской, отцовской линии ДНК) кобанская культура и, соответственно, кобанская этническая идентичность были утрачены в следствии ассимиляции кобанцев доминирующим аланским этническим массивом Аланского Царства. 

               
                2. Вайнахи.

Соседями осетин с восточной стороны - на территории Восточного Кавказа - являются вайнахские народы. Следует ли отнести эти народы к числу потомков носителей Кобанской археологической культуры?

"Самая большая ветвь J2a1b-M67, представленная в нахской популяции имеет характерную мутацию CTS6804, и поэтому мы будем обозначать ее как J2a1b-CTS6804. Ее представителей очень легко отличить от других людей по очень редкой, характерной STR-мутации DYS454=13-14. Кроме Чечни и Ингушетии, представители субгруппы J2a1b-CTS6804 часто встречаются в Восточной Грузии (пшавы, тушины, хевсуры, мтиульцы, фериданцы (эры), кахетинцы). Исследовав структуры субгруппы J2a1b-CTS6804, мы установили, что она состоит из двух ветвей, которые, в свою очередь, состоят из ряда кластеров.

Первым рассмотрим самый большой кластер, к которому относятся 22% чеченских и ингушских мужчин. Поскольку ее представители встречаются и среди чеченцев, и ингушей, он был назван нами «нахским» кластером субгруппы J2a1b-CTS6801.
Они широко представлены в таких чеченских тейпах, как мелхи, мIайстой, цIонтарой, Iаллерой, мулкъой, айткхалой, макъажой, вашиндарой, хилдехIарой, хIачарой, мержой.

В Ингушетии к нему относятся мужчины Джейраховского, Фяппинского, Орстхоевского и, частично, Цоринского обществ (тейпы эбанхой, орстхой, джейрахой, эгахой, хулхой, харапхой, гоаракхой, морчхой, хамишкой, гелатхой). Мы рассчитали время жизни предка-основателя «нахского» кластера, которое оказалось равным 1550±260 годам. Позже, 1360±200 лет назад, в «нахском» кластере субгруппы J2a1b-CTS6804, появляется мужчина с характерными STR-мутациями DYS385a=12 и DYS641=9, ставший прародителем второго кластера этой ветви и 14% современных чеченских мужчин. Поскольку большинство этих мужчин являются представителями тукхума нохчмахкахой (тейпы курчалой, белгатой, ширди, гендергеной, элистанжхой, эрсеной), мы назвали данный кластер субгруппы J2a1b-CTS6804 «нохчмахкахоевским».

Факт большей древности грузинских представителей субгруппы J2a1b-CTS6804  на территории Восточной Грузии по сравнению с чечено-ингушскими их собратьями (2420±470 и 1550±260 лет соответственно) является убедительным подтверждением справедливости  версии миграции ее носителей на Северный Кавказ через территорию нынешней Восточной Грузии.

Вторая пара кластеров этой ветви включает представителей Чечни и Ингушетии. Их общий гипотетический предок-основатель родился 1270±230 лет назад. Он также имел характерные только ему STR-мутации (DYS442=11, YCaII=19-20, DYS458=16), которые унаследовали все его потомки и по которым мы можем безошибочно их определять. Первый кластер (DYS390=22) представлен главным образом чеченцами-шатоевцами (тейпы сарбалой, саттой, нухой, ляшкарой, юкъерчкелой, халкелой). Поэтому он был назван нами «шатоевским» кластером нахской субгруппы J2a1b-CTS6804. Есть предварительная и требующая проверки информация о присутствии представителей этого кластера среди тушин (чагма и цова (бацбийцы)) и, в единичных случаях, хевсур.

Второй кластер (DYS390=21) представлен главным образом ингушами-галгаевцами, выходцами исторической области горной Ингушетии, включающей населенные пункты Таргим-Хамхи-Эгикал с сопредельными им территориями.Именно поэтому он был назван нами «галгаевским» кластером субгруппы J2a1b-CTS6804. Особо отметим, что представители «галгаевского» кластера встречаются только среди ингушей и в редких случаях среди чеченцев Ингушетии, что свидетельствует о недавнем и сугубо местном его происхождении.

Анализ построенных на базе 67-маркерных гаплотипов дендограмма (дерево) всех носителей субгруппы J2a1b-CTS6804 позволяет говорить, что «шатоевско-галгаевские» кластеры, в отличие от «нохчмахкахоевского», происходит не от «нахского» кластера, как следовало бы ожидать, но более древнего «грузинского». А если к тому добавить, что мы находим носителей «шатоевских» гаплотипов в Тушетии и Хевсуретии, то все это позволяет предположить, что появился их общий предок на территории нынешней Грузии и являлся носителем гаплотипа, близкого к «шатоевскому» гаплотипу. И появляются носители «шатоевско-галгаевскхе» кластеров  на территории Чечни и Ингушетии, предположительно со второй миграционной волной из Грузии 1270±230 лет назад.
 
Таким образом, в период заката Кавказской Албании, часть ее представителей, прямых предков нахов, проникают в высокогорные районы Чечни и Ингушетии по ущельям Аргуна и Ассы с территории Восточной Грузии. И действительно, подтверждение такого маршрута миграции мы находим в исторической литературе. Археологами установлено, что все археологические культуры (а, следовательно, и население) проникали с Южного Кавказа на Северный именно таким образом, через горные проходы. Таким образом, наши генетические данные очень наглядно демонстрируют историю развития сообщества людей, происходящего от единого предка с мутацией CTS6804 от его возможного зарождения в области озера Ван (около 3200 лет назад), миграции в Восточную Грузию (около 2400 лет назад) и далее в горную Чечню и Ингушетию (около 1600 лет назад)." 
Следовательно, представители самой большой ветви J2a1b-CTS6804 нахской популяции переселились на Северный Кавказ с территории Восточной Грузии около 1600 лет назад по ущельям Аргуна и Ассы, и на их исконных средневековых горных территориях и с южной, и с северной стороны Кавказского хребта археологическое наследие носителей  и Кобанской,  и Аланской культур - отсутствует, что является красноречивым свидетельством тому, что представители большой вайнахской ветви  J2a1b-CTS6804.  не являются потомками носителей Кобанской археологической культуры, которая появилась на Северном Кавказе 3300 лет назад, т.е. на 1700 лет раньше переселения туда представителей большой вайнахской ветви. Также они не имеют какого-либо прямого генеологического и этно-культурного отношения к аланам.

"Второй по численности в нахской популяции является группа мужчин, относящаяся к дериватам (сыновьим подгруппам) субгруппы J1a3-Z1828, так как частота их встречаемости в Чечне и Ингушетии достигает 25% и 8% соответственно.
Они составляют абсолютное большинство в горных чеченских обществах Ножайюртовского и Веденского районов (тейпы беной, гуной, зандакхой, билтой, частично гордалой), Чеберлоя (тейп садой), Шароя (тейпы шарой, шикъарой, буттий), Аргунского ущелья (тейпы чIаьнтий, зумсой, гухой, бIавлой, тIерлой, частично мулкъой) и только иногда, в единичных случаях, встречаются в более западных регионах (тейпы галай, частично аьккхи, мужухой, хамишкой, хулхой, мохлой).

 Установлено, что в связи с ограниченностью генетической информации на настоящий день мы можем рассчитать только приблизительный возраст предковой субгруппы J1a3-Z1828 (он составил 4170±630 лет) и достаточно точный возраст одной из самых молодых субгрупп данного семейства, субгруппы J1a3a-CTS1460 (он варьирует от 3740±630 до 4150±630 лет). Установлено, что возраст дагестанского и чечено-ингушского кластеров этой субгруппы хорошо коррелирует со временем зарождения на данных территориях Гинчинской культуры (4100-3300 лет назад), которая со временем постепенно трансформируется в Каякентско-Харачоевскую культуру (3300-2600 лет назад)."

Одной из древнейших культур Северо-восточного Кавказа является т. н. Каякентско-харачоевская культура. Начало еe сложения относится к середине II тысячелетия до н. э. Область распространения культуры охватывала территорию Дагестана и юго-восточной Чечни. Отношения с кочевыми скифскими племенами носили эпизодический характер и представлены единичными находками. Говорить о культурном или политическом влиянии ирано-язычных кочевников даже не приходится. Сейчас у большинства учeных не вызывает сомнения, что каякентско-харачоевская культура оставлена предками народов, говорящих на нахско-дагестанских языках, к которым относятся современные аварцы, лакцы, даргинцы, табасаранцы, чеченцы, ингуши и др. народы северо-восточного Кавказа. https://vk.com/wall-132872975_30512

Таким образом, мы имеем, что:

"Носителями Кобанской культуры были племена, которые обитали на всей территории современной Чечено-Ингушетии к западу от реки Аргун, а также в Северной Осетии и более западных районах Северного Кавказа, вплоть до Кубани. Центром этой культуры считается Северная Осетия. А в восточных районах, в горной Чечне и Дагестане развивается на местной основе каякентско-харачоевская культура (по имени селений, где найдены памятники этой культуры – Харачой, ранее – Хорочой в Чечне и Каякент в Дагестане). Границы обитания племен - представителей каякентско-харачоевской культуры в I тысячелетии до н. э. прослеживаются от восточных границ с Дагестаном до бассейна р.Аргун."

Т.е. граница между кобанским и каякентско-харачоевской культурно-историческими общностями проходит по реке Аргун. Позднее - в 4-5 веках н.э. территория кобанцев захватывается ирано-язычными кочевниками аланами, и они, включив в себя местный кобанский этнический субстрат, образуют кавказское Аланское Царство.
Таким образом,  представители второй самой крупной вайнахской ветви J1a3-Z1828 являются потомками носителей Каякентско-Харачоевской культуры, территории расселения которых граничили с территориями расселения кобанцев, а позднее и с Аланским Царством по восточному берегу реки Аргун. Соответственно, представители второй самой большой вайнахской ветви  J1a3-Z1828 также не являются потомками кобанцев, их территории расселения не входили в состав Аланского Царства, и на их исконных средневековых территориях проживания археологическое наследие кобанцев и аланов отсутствует. По палео-ДНК:  G2a - маркер кобанской КИО, а J1a - маркер каякент - харачоевской культуры.

"Третья вайнахская ветвь -  малая «нашхоевская» ветвь  субгруппы J2a4b-М67 .
"Представители «нашхоевской» ветви субгруппы J2a4b-М67 обнаружены и у других народов. Они достаточно часто встречаются среди иронцев (туальцев) и реже дигорцев Осетии.

Мы рассчитали времена жизни последних общих предков-основателей чеченского и осетинского кланов этой субгруппы и выяснили, что если предок-основатель чеченских тейпов появился в Чечне 1170±270 лет назад, то предок-основатель осетинского семейства появляется в Осетии 1600±290 лет назад. "
Т.е. возраст осетинских гаплогупп этой субгруппы J2a4b-М67 (1600±290 лет) старше возраста аналогичных вайнахских гаплогрупп (1170±270 лет ), и старше осетинских гаплогрупп этой субгруппы не обнаружено нигде, в том числе и на территории Грузии.  У вайнахских ее представителей установлен эффект предка-основателя, свидетельствующий о том, что все они являются потомками одного человека, жившего 1170±270 лет назад и переселившегося в Чечню с территории Осетии. Являются ли представители данной субгруппы потомками кобанцев? Локализация ее представителей в Осетии - т.е. на территории распространения Кобанской культуры, могла бы служить свидетельством этого, однако в палео-ДНК кобанцев гаплогруппы  субгруппы  J2a не обнаруженны.

"Генетика Кобанской культуры G2a1, R1a, R1b. Гаплогрупа J2 не найдена."
https://www.youtube.com/watch?v=BbVz8Y5q4t

Однако, определенно известно, что осетинские носители гаплогупп этой субгруппы J2a4b-М67 (1600±290 лет)  ассимилировались  в доминирующую аланскую этническую среду и вплоть до нашего времени все еще являются носителями аланской этнической идентичности, и, соответственно, имеют прямое этно-культурное отношение к аланам. Одна из основных версий их происхождения - это нахи, проживавшие в Двалетии совместно с кобанцами (археологическое наследие кобанцев на территории Двалетии прослеживается  уже с XIII-ого века до н.э., из чего следует, что кобанцы заселили территории Двалетии уже около 3300 лет назад).
Однако, не следует исключать и версию сако-массагетского (аланского) происхождения осетинских гаплогупп субгруппы J2a4b-М67 (1600±290 лет), поскольку гаплогруппы J2a обнаруженны и в палео-ДНК представителей сако-массагетских племен, выходцами из среды которых и  являлись аланы. К тому же, возраст осетинских  гаплогупп субгруппы J2a4b-М67 (1600±290 лет) вполне соответствует времени появления в предгорьях Северного Кавказа ирано-язычных аланских племен. Будем надеяться, что палео-генетические и популяционно-генетические исследования в данном направлении помогут  точнее установить  - являются ли осетинские гаплогуппы субгруппы J2a производными от нахских или сако-массагетских носителей.

Итак, подведем итоги: Вайнахи не являются потомками носителей Кобанской археологической культуры ни генетически (J2 у кобанцев не найдена), ни в плане археологии (археологическое наследие кобанцев на исконных средневековых горных территориях вайнахов отсутствует), ни в плане исторической хронологической преемственности (вайнахи субгруппы J2 стали переселяться  на Северный Кавказ с территории Восточной Грузии по ущельям Аргуна и Ассы в 4-5 веках н. э., т.е. около 1600 лет назад, тогда-как кобанцы, к тому времени, жили к западу от Аргуна и вплоть до Кубани, и предгорьев и гор Центрального Северного Кавказа  уже целых 1700 лет, и их территории, к тому времени (4-5 века н.э.), уже были завоеваны и покорены ирано-язычными кочевниками - аланами).

Отсутствует на средневековых вайнахских территориях и аланское археологическое наследие, что свидетельствует о том, что аланы там тоже никогда не жили. И как хорошо известно, средневековые вайнахские территории не входили административно в состав Аланского Царства, а находились под протекторатом Грузинского Царства (кисты, дзурдзуки, глигвы), и граничили с Аланским Царством к юго-востоку от реки Аргун и горных верховьев бассейна реки Асса.

Следовательно, к археологическому наследию кобанцев и аланов на равнинных территориях нынешних Ингушетии и западной Чечни (к западу от реки Аргун) - вайнахи не имеют прямого генеологически-родственного и этно-культурного отношения, т.е. они не являются потомками-наследниками этих археологических культур. Таковыми являются осетины - потомки кобанцев (по мужской линии ДНК -  G2а) и аланок (по женской, материнской линии мтДНК), и  по сей день являющиеся носителями аланской этнической идентичности - аланского языка, аланских традиций и верований. Их предки, исходя из археологических и исторических летописных данных, прожили на данных территориях как минимум - 2700 лет, вплоть до разгрома Аланского Царства Тимуром в конце 14-го века н.э., после чего, выжившие в этой беспощадной бойне на полное истребление населения Аланского Царства, вынужденно укрылись в труднодоступных горных ущельях  Алании , и впоследствии дали начало народу, известному ныне как осетины.

..."С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии. Во время нашествия чингисхановых татар, особенно же при вторжении Батыя и Орхана, были разорены и опустошены города овсов и строения их, и царство овсов превратилось в княжество ; овсы скрылись в горах Кавказа, а страна их большею частью превратилась в пустыню, как это наблюдается и ныне в Черкесии. После же нашествия Тамерлана и особенно по взятии Константинополя турками стали теснить овсов с той стороны крымские ханы и с этой (со стороны Грузии) татарские улусы, и потому овсы вступили в Кавказские горы и покорили кавказцев и двальцев. Овсетия же с того времени стала называться Черкесией или Кабардо, и она ослабела и разделилась на множество княжеств.". / Вахушти Багратиони/. .https://dzen.ru/a/XLDUV6ZSZgCzVaOh


Т.е. представляется очевидным, что на равнинные территории современных Ингушетии и Западной Чечни (к западу от реки Аргун) вайнахи стали переселяться с исконных горных территорий сравнительно недавно, в 18-19 веках н.э., ибо после падения Аланского Царства и истребления его населения ордами Тимура, эти опустевшие обширные предгорные территории на несколько столетий (3-4 столетия) оказались под владычеством более могущественных, к тому времени, кабардинских и дагестанских феодалов.
 
Таким образом, по возрасту оседлости на территории Северного Кавказа исследованные этнические группы соотносятся в следующем порядке:
1. Наследники носителей Каякентско-Харачоевской археологической культуры (территория Северо-Восточного Кавказа к востоку от реки Аргун), являющиеся носителями субгрупп ДНК - J1a3 (часть дагестансих народов и значительная часть вайнахских народов) -  живут там уже более 4000 лет.

2. Наследники Кобанской и Аланской археологических культур (равнинные территории нынешних Ингушетии и Чечни, к западу от реки Аргун, а также территории Северной и Южной Осетий, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и вплоть до реки Кубань) - осетины, являющиеся носителями кобанских G2а по отцовской линии и аланских мтДНК по материнской линии, а также - носителями аланской этнической идентичности (языка и культуры) - они являются насельниками центрального Северного Кавказа уже более 3000 лет.

3. Вайнахи - Носители субгруппы ДНК - J2a стали переселяться на Северный Кавказ  с территории Восточной Грузии по ущельям Аргуна и Ассы 1600 лет назад.
4. Из всех рассмотренных и исследованных этнических групп, самыми поздними переселенцами (1270±230 лет назад) на территорию Северного Кавказа с территории Восточной Грузии (предположительно из Тушетии) по ущельям Аргуна и Ассы - является этническая группа ингушей, носителей гаплогрупп J2a1b-CTS6804, кластер  (DYS390=21), возраст предка-основателя которых - 1270±230 лет.

 Т.е. анти-научный миф о возрасте автохтонности ингушей на Северном Кавказе чуть-ли не более 10 000 лет - однозначно  не имеет под собой реальной исторической фактологической основы (археологической, популяционно-генетической, истрико-летописной и т.д.).

И в этом смысле, культивируемая в последнее время ингушскими историками теория, якобы, прямого генеологического и этно-культурного происхождения ингушей от кобанцев и аланов - со всей определенностью опровергаются совокупностью современных академических научных данных. И в самом деле, как такое может быть, что ингуши, якобы, являются потомками кобанцев и аланов, но на их исконных средневековых горных территориях отсутствует археологическое наследие  и кобанцев, и аланов? Ведь подобный, установленный в ходе археологических исследований, научный факт является красноречивым свидетельством тому, что на исконных средневековых горных территориях ингушей кобанцы и аланы никогда не жили  и, следовательно, проживавшие там средневековые предки ингушей, не являвшиеся носителями ни кобанской, ни аланской культур - никак не могли быть их потомками.

Да и как так могло получиться, что считающиеся центром, метрополией Кобанской культуры территории Северной и Южной Осетии, с их многочисленным, богатейшим археологическим наследием, в том числе - и Аланской культуры, включая один из символов Аланского Царства - Аланские/Дарьяльские Ворота, вкупе с Дарьяльским ущельем - оказались заселенными средневековыми предками осетин, а современные им средневековые предки ингушей оказались, почему-то, проживающими на территориях, не имеющих никакого отношения ни к Кобанской, ни к Аланской культурам?
 
 Кроме того, в палео-ДНК кобанцев также не обнаруженны доминантные ингушские гаплогруппы J2a, тогда-как в ходе палео-генетических исследований установлено, что  маркером носителей Кобанской археологической культуры является доминантная осетинская субгруппа G2а. К тому же, из средневековых письменных источников хорошо известны средневековые территории расселения нахских народов - кистинцев, дзурдзуков, глигвов, которые однозначно не входили в состав Аланском Царства, и находились под политическим и административным влиянием и протекторатом Грузинского Царства.

Примечательно, в этом смысле, следующее сообщение из средневековых грузинских летописей:
Подобно Баграту IV, женившемуся на аланской царевне Борене, Давид III женился на дочери «главаря» — хана кипчаков Шарукана Гурандухте. И этот брак, естественно, имел далеко идущие политические расчеты. Вскоре Давид III приглашает своего тестя помочь ему против тюрок-сельджуков. Половцы согласились, но потребовали, чтобы «овсы дали им дорогу». Следует полагать, что отношения между половцами и аланами в это. время были еще враждебными, и этим объясняется нежелание алан-овсов пропускать степняков через свои земли. Нет сомнения, что аланы, знали, куда и зачем должны проследовать половцы, и тем не менее их не пустили.

Давиду III самому пришлось отправиться в Овсетию договариваться. «Овсы и кипчаки, по предложению царя Давида, отдали друг другу заложников, учинили друг с другом обоюдное согласие, утвердили между собою мир и любовь. Давид открыл крепости Дариальские и все врата Овсетии и Кавказа и по этой безопасной дороге провел великое множество воинства» (26, с. 36) — всего 40 тысяч воинов кипчаков. Как считают грузинские историки, это произошло в 1118 г. (67, с. 117)."  https://lsvsx.livejournal.com/954417.html

Т.е. очевидно, что овсы-осетины уже и в 1118 году занимали северные склоны кавказского хребта и уже тогда контролировали Дариальские ворота. А это задолго до нашествия орд татаро-монголов, а после них - и полчищ Тимура.


 



 




 


Рецензии