069 Пржевальский постигший тайны гор

Раздел 3 Азия


069 Пржевальский — постигший тайны гор

Русский путешественник, географ и натуралист, Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) — один из великих систематиков живой природы, раскрывший многие тайны гор и пустынь. В 1870—1885 гг. ученый организовал 4 экспедиции в малоизвестные области Центральной Азии, в ходе которых он доказал, что Гоби не плато, а впадина, горы Наньшань — не хребет, а горная система. Географ открыл и описал новые хребты Аркотаг (Загадочный) и Алтынтаг, таинственное горное озеро Лобнор и несколько горных рек, выделил хребты в Наньшане, Куньлуне и Тибете. Исследования Пржевальского позволили уточнить границу нагорья Тибет. Путешественник открыл много новых видов животных и растений. В 1886 г. Петербургская академия наук наградила Пржевальского выбитой в его честь золотой медалью с надписью: «Первому исследователю природы Центральной Азии».

Описывая тайны горного мира, нельзя обойти людей, которые эти тайны разгадывают — особенно так впечатляюще, как это сделал Пржевальский. В XIX в. биологи были уверены, что в мире не осталось ни одного неизвестного вида крупного животного. Но Пржевальский предъявил — сразу три: дикого двугорбого верблюда бактриана (халтагая), тибетского медведя-пищухоеда и дикую джунгарскую лошадь, которой позднее дали его имя. Неутомимый исследователь преодолел 31500 км — по горам, ледникам, пустыням, безлюдным местам и регионам, охваченным народными волнениями. Были собраны многие тонны экспонатов — 685 видов животных и 1700 видов растений — более 35 тыс. экземпляров! За свой труд путешественник был удостоен 4 орденов, 8 золотых и серебряных медалей географических обществ разных стран, звания почетный член 13 академий и географических обществ мира. Именем Пржевальского названо 10 новых видов животных и растений, хребет Пржевальского (открытый им Загадочный), а также горы Пржевальского, пещера и скальный массив в Приморском крае.

Пржевальский не был одиноким пилигримом, которого носит ветер странствий. Все его экспедиции были заранее обдуманы, тщательно подготовлены, основательно снаряжены и многочисленны. Скажем, экспедиционный отряд 1883-го г. насчитывал 21 человека; караван — 7 верховых лошадей и 57 верблюдов: Позади каравана казак на верховой лошади гнал 30 баранов. «Накануне выступления Пржевальский прочитал приказ по экспедиционному отряду. В этом приказе начальник экспедиции, полковник генерального штаба, обращаясь к «нижним чинам», называл их необычным словом: «товарищи». В немногих простых словах Пржевальский говорил простым русским людям о великом значении того дела, той научной задачи, которую они шли выполнять. Он был уверен в том, что рядовые казаки и солдаты его поймут. И они его поняли, — это вскоре доказали их подвиги. «Товарищи! Дело, которое мы теперь начинаем, — говорил в своем приказе Пржевальский, — великое дело. Мы идем исследовать неведомый Тибет, сделать его достоянием науки. Вся Россия, мало того, весь образованный мир с доверием и надеждою смотрит на нас. Не пощадим же ни сил, ни здоровья, ни самой жизни, если то потребуется, чтобы выполнить нашу громкую задачу и сослужить тем службу как для науки, так и для славы дорогого отечества»» (С. Хмельницкий).

Все путешествия давались непросто и были сопряжены с опасностью для жизни. Собственно, экспедиции и забрали у Николая Михайловича жизнь, когда ему не было еще и пятидесяти… Вот один лишь эпизод, когда он встретил в горах стадо яков. Выстрелами Пржевальский убил одного яка и ранил другого, который убежал. «…Я вернулся к ранее убитому яку Досмотрел его, и так как до бивуака было далеко, да при том шкура зверя местами оказалась попорченною во время драк в период течки, то я отрезал только хвост и заткнул его себе сзади за поясной ремень. Затем направился к бивуаку, как раз по той долине, по которой убежал сильно раненый як. Последний не мог уйти далеко и залег на равнине. Подпустив меня шагов на сто двадцать, зверь встал и сначала шагом, а потом рысью бросился прямо ко мне. В это время у меня осталось только два патрона. Первым из них я ударил яка шагов на семьдесят; вторым — шагов на пятьдесят. Однако, зверь не повалился от этих новых пуль, но, пробежав еще шагов десять или двадцать, остановился против меня, с наклоненными рогами и поднятым кверху хвостом, которым беспрестанно помахивал. Ружье мое в это время было пусто, а рассвирепевший як стоял так близко, что можно было различить не только небольшие его глаза, но даже видеть, как краснели раны на груди и капала кровь из морды. Сильно испугался я в ту минуту... Действительно, будь як поумнее и решительнее — он убил бы меня наверняка, так как на ровной степной долине спрятаться было негде, да и некогда. На крайний случай я поспешно вынул из-за спины заткнутый туда яковый хвост и повернул свою берданку ложею вперед, рассчитывая, при окончательном нападении зверя, бросить ему в глаза мохнатый хвост, а затем ударить со всего размаха винтовкою по голове — но что мог сделать подобный удар гигантскому черепу, который не пробивает наискось попавшая штуцерная пуля! Минуту или две, мы оба, т.е. як и я, оставались неподвижны, зверь только помахивал хвостом, но не изменял своей позы и не подвигался вперед; затем опустил хвост и приподнял голову — знак, что раздраженное состояние начало успокаиваться. Тогда я решил отступать и, пригнувшись к земле, пополз прочь, не спуская глаз с зверя. Шагов через шестьдесят я выпрямился и пошел быстрее; як же продолжал стоять на прежнем месте и только поворачивал головою по мере того, как я делал круговой обход по узкой долине. Лишь удалившись шагов на двести от зверя, я вздохнул свободнее и быстро направился к своему бивуаку, давши мысленно клятву всегда брать с собою на звериную охоту в Тибете запасную пачку патронов».

Пржевальский во время первого путешествия узнал от монголов о мифическом озере Лобнор. Его поискам ученый посвятил вторую свою экспедицию в 1876—1877 гг., во время которой открыл это озеро, а также реку Черчен-Дарью и огромный хребет Алтынтаг длиной 800 км и максимальной высотой 6161 м. Ученый изучал хребет в неимоверно тяжелых условиях в течение 40 дней. Исследования включали астрономическое определение, описание и съемку объектов, сбор экспонатов, орнитологические и климатологические наблюдения. Открытие хребта пролило свет на многие исторические события и на географию местности, уточнило северную границу Тибетского нагорья и сдвинуло ее на 300 км севернее. Алтындаг был признан всеми географами мира крупнейшим географическим открытием 19-го столетия. Знаменитый немецкий геолог, географ и путешественник Ф. фон Рихтгофен, наставник многих европейских ученых, назвал Пржевальского «гениальным исследователем».

Пржевальский открыл тайну гор, имевшую отношение к направлению пустынных бурь в Центральной Азии. В Джунгарской пустыне ученый обратил внимание на то, что с утра поднимался сильный неизменно западный и северо-западный ветер. Он объяснил это так: оттого, что в высоких восточных нагорьях воздух разрежен, там скалы и песок нагреваются быстро и отдают свое тепло воздуху. Западные же склоны в это время находятся в тени, и температура там гораздо ниже. «Отсюда в тысяче тысяч пунктов образуется ветер, который, раз возникнув, уже не имеет препон на безграничных равнинах пустыни, но, постоянно усиливаясь, вскоре превращается в бурю. А так как более тяжелый, холодный воздух находится на западной стороне предметов, то понятно, что и движение бури должно быть с запада на восток».

Р.S. Постиг ли Пржевальский тайну гор? Если открыть его дневники — становится понятно, откуда у автора такой ясный взгляд не только на горный, но и на земной мир. Конечно же, он от прозрачного воздуха вершин и дальних горизонтов, а злободневность его высказываний — от острых ледников и скал. Вот отрывок, судите сами. «Из года в год всё хуже и хуже еще потому, что теперь подрастает молодое поколение, народившееся в эпоху всеобщего российского одурения. В общественной жизни в деревне такая неурядица, такие беззакония и такое торжество порока, каких нигде я не встречал в самых диких ордах Центральной Азии». Не верится, что 150 лет минуло с тех пор. Не иначе, вечные горы подсказали Пржевальскому вечные истины.


Рецензии
Спасибо! Очень интересно и познавательно узнать новый взгляд и получить ответ на вопрос: постиг ли Пржевальский тайну гор? Вечныегоры подсказали вечные истины, и это пища для размышлений на века

Койнова Ольга   11.02.2024 17:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.