Не читал, но осуждаю Гарри Поттера

До прошлой осени мои знания о Гарри Поттере ограничивались тем, что это самовлюблённый, властолюбивый, служащий злу подросток, а в Хогвартсе на уроках отрезают ножницами котятам хвосты .
Такая убежденность сложилась благодаря книге "Дети против волшебников" (ДПВ) автора или коллектива авторов под псевдонимом Никос Зервас, где "Гарри Поттер" (ГП) представлен чуть ли не библией сатаны. С этим убеждением я (как и многие люди из моего православного окружения) и росла, всячески избегая столкновений с ГП и осуждая / жалея тех, кто "попал под его влияние"

Моё "падение" произошло осенью прошлого года , когда наши семейные вечера напоминали будни грибной заготконторы. Чтобы их скрасить, муж предложил включать фоном "Гарри Поттера" . Я согласилась, подумав, что моя 27-летняя воля уже достаточно закалена, и никакой сериал не заставит меня броситься тут же присягать Волан-де-Морту и отрезать котятам хвосты.

Честно говоря, фильм поразил меня. На самом деле главный герой оказался скромным и даже порой робким, а уж властолюбие - это совсем не про него. В произведении подняты темы не просто борьбы добра и зла, семейных ценностей, дружбы, любви и т.д., но и "более взрослые" тяжёлые темы: о подвиге самопожертвования, о том, как трудно идти путем добра, как сложно оставаться верным своим идеалам, когда ты оказываешься в меньшинстве и даже твои друзья считают тебя предателем ...

Ещё в пору увлечения ДПВ я задавалась справедливым вопросом: чем же ГП хуже других сказок и фэнтези? Ведь в них всегда присутствует магия, даже в "идеологически правильных" "Хрониках Нарнии". На это положено было отвечать: потому что ГП провоцирует у детей желание заняться магией всерьёз.
Но сейчас я могу утверждать, что почти все мои друзья читали/смотрели ГП ещё в юном возрасте, но никто из них не увлекался колдовством в реальной жизни, не стал сатанистом и даже не отрезал котятам хвосты.

Впрочем, вероятно, теперь бы "Никос Зервас" извинился перед Дж.Роулинг ввиду ее гонений на родине за "несовременные" взгляды на трансгендеров...
Но, скорее, нет, не стал бы "Зервас" извиняться, тем более, что в его книге эта тема была поднята, "когда это ещё не было мейнстримом". Да-да, в его интерпретации "мальчик, который выжил" оказался девочкой.

Помимо клеветы и лжи (в т.ч. в аннотации, где утверждается, что это невыдуманная история известного (несуществующего) греческого писателя), книга "Зерваса" пропитана идеями империализма и национализма. Интересно, что при этом известные деятели Русской Православной Церкви представлены там в образе отрицательных героев, а главным носителем истины является греческий "старец" с довольно спорными взглядами, близкими к еретическим. Не исключаю, что книга была написана и вовсе как очень тонкая издёвка над "недалекими ватниками", которую, увы, многие из нас дружно "схавали".

Но цель этой заметки - не рецензия на ГП или ДПВ. Я хотела поделиться своим осознанием того, как чужие убеждения, порой ошибочные и даже ложные (и лживые!) так плотно укореняются в голове, что мы готовы защищать их с пеной у рта, становясь совершенно не способными к конструктивному диалогу и объективной оценке. И порой даже сознательно отворачиваемся от Правды, чтобы только она не разрушила наши (или на самом деле Не наши) убеждения.
-—
P.S. Подробная рецензия на ДПВ священника Игоря Прекупа https://potterodthodox.livejournal.com/10689.html

P.P.S. У ДПВ есть более серьезное продолжение - "Кадеты Точка Ру" и "Греческий огонь", написанные, скорее всего, другим человеком, хоть и под тем же псевдонимом. Эти книги о том, как главным врагом человека может оказаться собственная гордыня. Но и там не обошлось без выпадов в сторону духовенства РПЦ (Нет, я не против конструктивной критики, догмата непогрешимости у нас нет. Но когда взгляды человека перевирают, фамилию коверкают и представляют его в образе отрицательного героя в книге для детей - это как-то совсем не по-христиански).

P.P.P.S. Тем, кто не смотрел/читал ГП - советую ознакомиться хотя бы для общего развития (чтобы не говорить "не читал, но осуждаю"). Но я там нашла для себя гораздо больше , чем просто "общее развитие".


Рецензии