Изменения в жизни казаков при Петре 1

Изменения в жизни казаков при Петре 1 были значительными. Казачьи области стали частью Российской империи, а сами казаки были включены в военное ведомство. Теперь они принимали присягу на верность империи и государю. Несмотря на сохранение некоторых свобод, казаки были ограничены в своих действиях. Атаман войска, назначавшийся императором, контролировал их деятельность, и казаки должны были служить так же, как все в империи. Некоторые люди возражают против этих изменений и считают, что казаки потеряли свою вольность. Однако, что считать свободой? Под властью Петра 1 было установлено порядок, которого раньше не было, когда преступники могли скрываться на казачьих территориях и совершать набеги. Необходимо было привести в порядок казачьи области и изменить структуру и существование казачества. Одной из изменений было то, что казаки стали заниматься земледелием, что благоприятно сказалось на их жизни. Однако, были ли у них альтернативы? Интересно отметить, что в документах о казачестве на Дону нет упоминаний о государственности. Это вызывает вопросы о существовании казачьего государства. Имеются ли доказательства? Казачий круг не является аналогом Новгородского вече и представляет собой более ограниченную форму принятия решений. Несмотря на это, казаки сформировали свой народ, переживший трудности и изменения, но все же объединившийся. Источники, подтверждающие существование казачьего государства в Диком Поле, если они есть, требуют дальнейшего исследования и изучения.
Однако, историки не могут доказать существование государства в Диком Поле и о том, что каждый казак самостоятельно принимал решения, как некоторые утверждают. Неопределенность также существует относительно наличия "черных колпаков" и "бродников" в Диком Поле до и после татаро-монгольского нашествия на Русь, и это не указывает на государственность этих казаков. Автор убежден, что до 15 века в Диком Поле не было такого понятия, как "казачьее государство". Он отмечает, что казачество существовало до 1946 года, когда казачьи формирования были ликвидированы, но говорить о самостоятельности и государственности казаков на протяжении веков нереально. Важно отметить, что Амурское, Астраханское, Донское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское казачьи войска всегда были частью Российской империи и Советского Союза. Казаки проживали на территориях, где также жило множество других народов, и некоторые из этих народов также идентифицировали себя как казаки. Казачество в то время было значимым и считалось важным "брендом" времени. Многие из них были уничтожены или ушли к другим народам, таким как османы или крымским татарам. Некоторые группы, например, некрасовцы, сохранили свои культурные традиции, о которых стало известно только в 20 веке. Остальные казаки просто смешались с местным населением. Враги России до сих пор с трепетом вспоминают казаков, и даже современные вызывают у них страх. Возникает вопрос, кому мы обязаны за создание такого впечатления о казаках? Возможно, это были люди, которые под видом казаков были связаны с властью, или же это были первопроходцы, осваивающие новые земли и защищавшие страну от чуждой идеологии и религии.
Во время царствования Петра I казаки на Дону и в окрестностях Азова столкнулись с важными изменениями в своей повседневной жизни. Покорение Азова и строительство крепостей в устье Дона привели к объединению этих территорий с Российской империей. Теперь борьба казаков с кочевниками перешла в руки империи. Изменения власти войска привели к сохранению его внутренней автономии, но в то же время оно стало частью московских владений.

Строительство крепостей в устье Дона и на Азовском побережье оказало огромное влияние на казаков. Войско стало подчинено азовскому губернатору, который имел право на сношения с населяющими окрестности народами. Царские указы также ограничивали деятельность казачьего войска. В 1703 году было запрещено казакам иметь контакты с окрестными народами без разрешения азовского губернатора. Толстой занимался разрешением пограничных вопросов между донскими и днепровскими казаками и был ответственным за войну. Атаман войска продолжал выбираться свободными голосами, однако царь имел право утверждения его назначения. Городки на окраине войска были под контролем и проходили перепись населения. В 1703 году стольники Пушкин и Кологривов были направлены в городки по Дону для переписи казаков. Казакам было запрещено принимать беглых людей под угрозой смертной казни. Под влиянием Москвы роль атамана и старшин казачества усилилась.

Начиная с 1705 года, атаманы и старшины были систематически вытесняемы из военного круга и стали распространять свои распоряжения только по станицам и призывать только верных казаков. После неудачного похода противника, в ходе которого Азов и Таганрог были разрушены, Черкасск стал главной крепостью на рубеже Российской империи. Подавление бунта Булавина и измена Мазепы привели к серьезным потерям для донских и днепровских казаков, и они полностью подчинились московскому царю. Угроза их независимости стала очевидной. После бегства Мазепы в Турцию, Скоропадский был утвержден гетманом днепровских казаков, однако его деятельность контролировалась коллегией из представителей Москвы. На Дону выборный атаман был утвержден царем, и его смена теперь зависела от воли царя. Свободное казачество полностью исчезло, и казаки стали служащими московского государства. Возвращение Азова и Таганрога владельцам, туркам, не изменило положение донских казаков. Они оказались в непосредственной близости с турками и крымскими татарами. В 1711 году, после потери Азова, крымский хан и его войска совершили набеги на Россию, сжигали селения и захватывали пленных и скот. Чтобы защититься от таких нападений, требовались значительные усилия. Однако внутренняя жизнь казаков продолжала изменяться. Казаки перестали быть военной общиной и стали мирными жителями. Война и охота за добычей оказались в прошлом. Земледелие и мирные ремесла стали основными занятиями казаков. В 1695 году на Дону было разрешено занятие земледелием.

Начался процесс захвата земель и их концентрации в руках отдельных лиц, что привело к зависимости рабочих от местных казачьих землевладельцев. Однако казаки сохраняли обычай проведения ежегодной охоты на зверя, в которой участвовали все жители станицы. Охота проходила в степях и лесах, насыщенных диким животным и птицей. Казаки формировали кольцо вокруг района охоты и занимали роли загонщиков и стрелков.
По приказу высшего начальства, устраивалась охота и начиналась стрельба по сжатому зверю. Это было увлекательным видом спорта, который служил школой для развития смелости и ловкости. Пойманные животные делились между всеми, что было важным источником материальной поддержки для казаков. Однако соседние народы, такие как крымцы и кубанские татары, использовали выход казаков на охоту как предлог для набегов на донские поселения. С укреплением власти Москвы, угроза нападений уменьшилась. Казаки продолжали играть важную роль в защите страны, однако их деятельность стала более тесно связанной с общим планом обороны. В 1720 году Войску Донскому была вручена грамота от царя Петра Великого в знак признания их службы и наградой для атамана. Внутренняя жизнь казаков продолжала меняться с целью ограничения их независимости. Ограничение было введено указом в 1700 году, который запрещал войсковые Круги и заменял их собраниями станичных атаманов. Также были введены чередования службы для казаков по очереди. Присутствие коллегии для контроля за деятельностью гетмана вызывало недовольство у казачьей старшины и казаков. В 1722 году гетман Скоропадский скончался, а его заместителя, Полуботку, обвинили в рассылке негативных писем и заключили в крепость, где он умер. В 1716 году Войско Донское было передано из ведения Посольского Приказа в ведение Сената, а Донская Епархия была подчинена воронежскому митрополиту. На территории Воронежа находились несколько донских монастырей: Троицкий-Борщев, основанный в 1553 году, Черншев-Николский, основанный в 1615 году, и Девичий-Покровский, основанный для казачек. Все эти монастыри были переданы под юрисдикцию воронежского митрополита. Петр Великий внес ряд улучшений в жизнь казаков. Он приказал создавать сады и огороды, а также выращивать зерно на землях войска после введения свободного земледелия в 1695 году. Некоторых виноделов Петр пригласил из Франции, и в районе Цымлянской станицы были созданы виноградники.


Рецензии