Одиссея дилетанта-2 Через два моря

                Одиссея  дилетанта-2
                Через два моря
 
   …И, конечно, меня поразило внутреннее убранство и интерьер теплохода: просторные каюты с индивидуальным санузлом, кондиционирование воздуха, просторный камбуз.

    По сравнению с морским буксиром «Москальво» , на котором я проходил свою первую одиссею, « Волга 4007» казалась мне настоящим речным Титаником.
   На теплоходе имелось самое современное ( на тот период времени ) оборудование, включая  устройство,  определяющее  текущее местоположение судна, поэтому  ушел в прошлое  навигационный прибор, пришедший к нам из 18 века -  секстант,  заставлявший  штурманов зубрить астрономическую  навигацию.

   Учитывая свой  "тяжкий" опыт при организации рабочего места на судне при первом моем вояже в качестве судового врача, в этот раз я фиксировал все мензурки, колбочки, а также другую медицинскую утварь, памятуя, как
в Корейском проливе  в моей каюте был  настоящий погром: лекарства вперемешку с перевязочным материалом летали по каюте как метеоры.

   Судовая аптечка- вечная головная боль: надо было учитывать и отдаленность от портов, и время в пути, а также весь инструментарий и лекарственные препараты для оказания неотложной помощи.
   Наравне с элементарными вещами, как-то: несколько видов бинтов — марлевый, фиксирующий, стерильный, медицинская вата, бактерицидный и обычный пластырь и прочие "анальгины", я собрал и мало-мальски хирургические наборы, а также и шовный материал. Не забыл и про   дезинфицирующую жидкость  в количестве четырех  килограмм.
 
   Я был знаком со многими моряками  по первому перегону южными морями, который проделал  ещё   два года назад, а  часть команды  представлял Николаевский- на- Амуре морской порт. Все были профессионалы с большим опытом хождения по Японскому и Охотскому  морям.
 
 
   С капитаном корабля Григорием Ивановичем мы дружили с 1989 года.
  Это был настоящий лидер: ответственный, всегда сохранял самообладание, свои эмоции держал  под контролем. Даже в самых сложных ситуациях избегал агрессивного поведения, как бы сказали сегодня -  стрессоустойчивый руководитель.   

   Несмотря на  интенсивность судоходства на Дону и  ограничения по  осадке судов, нашим  штурманам не составляло особого  труда спуститься по реке к устью и выйти к Таганрогскому заливу Азовского моря.

   Что мы знали о Азовском море? Максимум, что оно  самое мелкое море в мире. поэтому  из-за низкого уровня воды в Азовском море на  протяжении всего маршрута штурмана следили за  навигационными средствами и маяками, которые обеспечивали нашему судну  безопасный проход.

   Но меня как истинного ценителя красоты поразили больше всего закаты на Азове.
 Умиротворенность. Удовлетворенность. Сочетание всего этого создавало непревзойденное чувство, которое переполняло меня, когда  я  мог  спокойно наслаждаться закатом на Азовском море.

    Солнце, огненный шар,  постепенно уходит в воду. небо состоит из множества оттенков: смеси красного, оранжевого и желтого, и морские  воды всегда спешат сохранить этот потрясающий по своей силе и красоте эффект.

 Контраст, созданный между темными водами и светящимся небом, делает горизонт похожим на встречу двух миров – известного и неизвестного.
 
   А тем временем жизнь на корабле шла своим чередом: организовывались маленькие группы " по интересам", а  кают-компании между вахтами  смотрели   фильмы с участием  Ван Дамма  и Чака Норриса.

   Мне «организовываться» не надо было, так как мы дружили семьями с Виктором, начальником радиостанции, и  Сашей, старшим помощником капитана. Наши скромные посиделки всегда начинались  после 20:00, когда Санька возвращался с вахты, и мы обсуждали последние судовые новости за «рюмкой чая» и рисовали планы на ближайшие перспективы.
 
   Оформлялись мы в Керчи, а  если напомнить, что это был ноябрь 1991 года, то можно представить, как тщательно осматривали наше судно, да еще с двумя  «Метеорами» на борту. Вот здесь-то и пригодилась мне  та самая дезинфицирующая жидкость. За подпись и печать  врача местной санэпидстанции пришлось пожертвовать  одним килограммом, ну а блок  сигарет "Мальборо" пошел прицепом!
 
   Наконец-то мы вырвались на просторы Черного моря. Честно говоря, я эту смену морей и не почувствовал, так как  Керченский пролив прошли глубокой ночью, а утром уже взяли курс на Босфор.

   Утром на мостике чувствовалось оживление и  и шумные разговоры.
   В отличие от впечатлений в Азовском море здесь  было видно, что судно находится в районе довольно оживленного судоходства- радар автоматически захватывал все движущиеся объекты, а их было достаточно много.

   -Проскочим   за один день и девять часов,- сообщил  меня старший помощник.

   -Это радует!  Но почему этот  "тюрбан", лежащий на вершине Турции, называется Черным морем? -  по-дилетантски спросил я.

   -Доктор!- с иронией в голосе обозначил тему старпом,- Согласно военно-морской науке, Черное море содержит сероводородный  слой на глубине около 200 метров, который поддерживает уникальную микробную популяцию, а она производит черные отложения. За это черное отложение оно и получило название Черное море.

   -Это как одна из версий,-  хотел было я блеснуть эрудицией.

   -А вот по мнению болгар   море раньше было довольно бурным. Некоторые источники утверждают, что это восходит ко времени Ноева ковчега. На этой идее основана теория Черноморского потопа,- добавил третий штурман, склонившейся над картой.

  -Доктор, тебя уже давно заждались на камбузе,- заключил "чиф", потом подумал и добавил,- Есть мнение...

   Мы друг друга поняли, а это означало, что сегодня вечером надо будет обсудить объем и "качество" продуктов, которые мы должны заказать  агенту в Стамбуле.

   Перед встречей со знаменитым на весь мир проливом Босфор я успел прочитать  информацию об этом чуде природы.

   Оказалось, что пролив Босфор  в древние времена не имел выхода к Черному морю, а уровень его воды был ниже, чем в Эгейском и Мраморном морях.   Это культовый   водный путь имеет длину 31 километр и ширину от 730 до 3300 метров, а   максимальная глубина пролива составляет 110 метров. Через пролив проходит более 40 000  судов в год.

   На рассвете, несмотря на легкий туман, перед нами открылась совершенно невероятная картина, которую я никогда не забуду, хотя уже прошло более тридцати лет.
  Береговая полоса разделена: слева  более  спокойная азиатская сторона, усеянная живописными пейзажами, а справа  европейская сторона с ее шумными кварталами.

  Сам пролив похож на совершенно невероятную по своей мощи огромную водяную трубу, всасывающую и выталкивающую большие океанские суда, а они как пятиклассники послушно и в  строго определенном режиме выходят и заходят, подчиняясь этой удивительной мощи, спокойствию и красоте, созданной самой природой. 







 


Рецензии
Александр, зачитался, как в добрые старые времена. С уважением

Анатолий Дудник   27.01.2024 17:02     Заявить о нарушении
Анатолий! К сожалению добрые времена вернуть не возможно.Весь мир сошел с ума. Просто старым друзьям надо держаться вместе, так проще пережить тяжелое время войн,предательств и многочисленные потери молодых и здоровых детей и внуков.
С уважением Саша....

Александр Железногоров   29.01.2024 10:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.