Одиссея дилетанта-2 Через два моря
Через два моря
…И, конечно, меня поразило внутреннее убранство и интерьер теплохода: просторные каюты с индивидуальным санузлом, кондиционирование воздуха, просторный камбуз.
По сравнению с морским буксиром «Москальво» , на котором я проходил свою первую одиссею, « Волга 4007» казалась мне настоящим речным Титаником.
На теплоходе имелось самое современное ( на тот период времени ) оборудование, включая устройство, определяющее текущее местоположение судна, поэтому ушел в прошлое навигационный прибор, пришедший к нам из 18 века - секстант, заставлявший штурманов зубрить астрономическую навигацию.
Учитывая свой "тяжкий" опыт при организации рабочего места на судне при первом моем вояже в качестве судового врача, в этот раз я фиксировал все мензурки, колбочки, а также другую медицинскую утварь, памятуя, как
в Корейском проливе в моей каюте был настоящий погром: лекарства вперемешку с перевязочным материалом летали по каюте как метеоры.
Судовая аптечка- вечная головная боль: надо было учитывать и отдаленность от портов, и время в пути, а также весь инструментарий и лекарственные препараты для оказания неотложной помощи.
Наравне с элементарными вещами, как-то: несколько видов бинтов — марлевый, фиксирующий, стерильный, медицинская вата, бактерицидный и обычный пластырь и прочие "анальгины", я собрал и мало-мальски хирургические наборы, а также и шовный материал. Не забыл и про дезинфицирующую жидкость в количестве четырех килограмм.
Я был знаком со многими моряками по первому перегону южными морями, который проделал ещё два года назад, а часть команды представлял Николаевский- на- Амуре морской порт. Все были профессионалы с большим опытом хождения по Японскому и Охотскому морям.
С капитаном корабля Григорием Ивановичем мы дружили с 1989 года.
Это был настоящий лидер: ответственный, всегда сохранял самообладание, свои эмоции держал под контролем. Даже в самых сложных ситуациях избегал агрессивного поведения, как бы сказали сегодня - стрессоустойчивый руководитель.
Несмотря на интенсивность судоходства на Дону и ограничения по осадке судов, нашим штурманам не составляло особого труда спуститься по реке к устью и выйти к Таганрогскому заливу Азовского моря.
Что мы знали о Азовском море? Максимум, что оно самое мелкое море в мире. поэтому из-за низкого уровня воды в Азовском море на протяжении всего маршрута штурмана следили за навигационными средствами и маяками, которые обеспечивали нашему судну безопасный проход.
Но меня как истинного ценителя красоты поразили больше всего закаты на Азове.
Умиротворенность. Удовлетворенность. Сочетание всего этого создавало непревзойденное чувство, которое переполняло меня, когда я мог спокойно наслаждаться закатом на Азовском море.
Солнце, огненный шар, постепенно уходит в воду. небо состоит из множества оттенков: смеси красного, оранжевого и желтого, и морские воды всегда спешат сохранить этот потрясающий по своей силе и красоте эффект.
Контраст, созданный между темными водами и светящимся небом, делает горизонт похожим на встречу двух миров – известного и неизвестного.
А тем временем жизнь на корабле шла своим чередом: организовывались маленькие группы " по интересам", а кают-компании между вахтами смотрели фильмы с участием Ван Дамма и Чака Норриса.
Мне «организовываться» не надо было, так как мы дружили семьями с Виктором, начальником радиостанции, и Сашей, старшим помощником капитана. Наши скромные посиделки всегда начинались после 20:00, когда Санька возвращался с вахты, и мы обсуждали последние судовые новости за «рюмкой чая» и рисовали планы на ближайшие перспективы.
Оформлялись мы в Керчи, а если напомнить, что это был ноябрь 1991 года, то можно представить, как тщательно осматривали наше судно, да еще с двумя «Метеорами» на борту. Вот здесь-то и пригодилась мне та самая дезинфицирующая жидкость. За подпись и печать врача местной санэпидстанции пришлось пожертвовать одним килограммом, ну а блок сигарет "Мальборо" пошел прицепом!
Наконец-то мы вырвались на просторы Черного моря. Честно говоря, я эту смену морей и не почувствовал, так как Керченский пролив прошли глубокой ночью, а утром уже взяли курс на Босфор.
Утром на мостике чувствовалось оживление и и шумные разговоры.
В отличие от впечатлений в Азовском море здесь было видно, что судно находится в районе довольно оживленного судоходства- радар автоматически захватывал все движущиеся объекты, а их было достаточно много.
-Проскочим за один день и девять часов,- сообщил меня старший помощник.
-Это радует! Но почему этот "тюрбан", лежащий на вершине Турции, называется Черным морем? - по-дилетантски спросил я.
-Доктор!- с иронией в голосе обозначил тему старпом,- Согласно военно-морской науке, Черное море содержит сероводородный слой на глубине около 200 метров, который поддерживает уникальную микробную популяцию, а она производит черные отложения. За это черное отложение оно и получило название Черное море.
-Это как одна из версий,- хотел было я блеснуть эрудицией.
-А вот по мнению болгар море раньше было довольно бурным. Некоторые источники утверждают, что это восходит ко времени Ноева ковчега. На этой идее основана теория Черноморского потопа,- добавил третий штурман, склонившейся над картой.
-Доктор, тебя уже давно заждались на камбузе,- заключил "чиф", потом подумал и добавил,- Есть мнение...
Мы друг друга поняли, а это означало, что сегодня вечером надо будет обсудить объем и "качество" продуктов, которые мы должны заказать агенту в Стамбуле.
Перед встречей со знаменитым на весь мир проливом Босфор я успел прочитать информацию об этом чуде природы.
Оказалось, что пролив Босфор в древние времена не имел выхода к Черному морю, а уровень его воды был ниже, чем в Эгейском и Мраморном морях. Это культовый водный путь имеет длину 31 километр и ширину от 730 до 3300 метров, а максимальная глубина пролива составляет 110 метров. Через пролив проходит более 40 000 судов в год.
На рассвете, несмотря на легкий туман, перед нами открылась совершенно невероятная картина, которую я никогда не забуду, хотя уже прошло более тридцати лет.
Береговая полоса разделена: слева более спокойная азиатская сторона, усеянная живописными пейзажами, а справа европейская сторона с ее шумными кварталами.
Сам пролив похож на совершенно невероятную по своей мощи огромную водяную трубу, всасывающую и выталкивающую большие океанские суда, а они как пятиклассники послушно и в строго определенном режиме выходят и заходят, подчиняясь этой удивительной мощи, спокойствию и красоте, созданной самой природой.
Свидетельство о публикации №224011301226
Анатолий Дудник 27.01.2024 17:02 Заявить о нарушении
С уважением Саша....
Александр Железногоров 29.01.2024 10:18 Заявить о нарушении