научное общество учащихся... школа...

Отношения у нас с Лидией Константиновной, завгороно (заведующей городским отделом народного образования), были весьма прохладными, но надо отдать должное: благодаря её энтузиазму в Ашинском районе возникло и успешно развивалось научное общество учащихся. Она – организатор  такой деятельности, полезной и нужной, и необходимой для учащихся и учителей. Для нас это тоже был выход: дать возможность ученикам попробовать свои силы в  научной деятельности и, что не менее важно, обобщить, систематизировать тот материал, который мы с ребятами собирали, провести анализ и сделать выводы.
Но сначала о рефератах. Их несомненная польза в том, что учащиеся учатся работать с источниками: сопоставлять, обобщать, выделять главное, последовательно и логично излагать.
Но практически как это выглядело?
Конец четверти, у ученика «колыхание» между пятёркой и четвёркой. Как заработать пятёрку?
- Напиши реферат.
Ученик аккуратно перепечатывает что-то откуда-то и получает вожделенную оценку.
Людмила к рефератам относилась более серьёзно. Рефераты её ученики  не только писали, но и защищали на уроке. Темы Людмила давала такие, которые были необходимы как комментарий  при изучении того или иного литературного произведения или в качестве вступительной беседе к теме.
Назову некоторые работы.
«Дуэль в начале 19 века ( по произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). Выполнил Куцаков В.
«Крылатые строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Выполнили  Юлмухаметова А., Фальковская И.
«Пушкинский альбом. Рисунки А. С. Пушкина». Выполнила Рябова Ю.
«Обычаи, традиции, обряды русских и башкир»,
«Биография А. Фета». Выполнил Зинатулин А.

Одновременно с экспериментальной работой начали мы и работу в НОУ.
А так как ученики наши были пятых-шестых классов, то мы с ними и занялись исследованиями. Конечно, это не была научная деятельность в прямом смысле этого слова. Это была своего рода пропедевтика научной деятельности учащихся. Что по силам учащимся в возрасте 11-12 лет?
Отбирать, систематизировать, составлять каталоги, на основе собранного материала делать определённые выводы (естественно, с помощью учителя).
Первой такой работа стало «исследование», выполненное Шарковой А.,
на тему «Эстетические ценности детского творчества или что есть прекрасного в детском творчестве». Хотя я взял в кавычки слово «исследование», но всё же это были начатки исследовательской деятельности, конечно же, с помощью учителя.
Это очень практическая работа, основанная на материале, который мы с ребятами собрали, который был у нас в руках.
Для наблюдения и исследования мы отобрали около восьмисот детских рисунков, выполненных учащимися 7-12 лет школы №4 в 92-94 учебных годах.
Вопросы для анализа были поставлены такие:
Что любят рисовать дети, как с течением времени меняются темы их работ?
Какова цветовая гамма детских рисунков, сколько цветов они используют?
Какие цвета чаще всего можно увидеть в их рисунках?
Что является главным в детском рисунке – цвет или линия, то есть юные художники – графики или живописцы?
Каков общий строй детских работ, настроение?
Какие же главные качества детского рисунка?
Без нашей помощи, сама ученица эти качества выявила. Да они видны каждому, кто хотя бы немного сохранил в себе интерес к миру.
Качества самые необыкновенно-обыкновенные и самые нужные  в повседневном бытии:
жизнерадостность, искренность (что выгодно отличает детские работы от многих работ профессиональных художников), сказочность, вера в то, что мир прекрасен и в нём есть место доброму волшебству.
Вот такое у нас получилось первое мини исследование.
Выступила наша ученица на районной конференции по НОУ, а потом и в Челябинске, где заняла призовое место, чему мы были очень рады и гордились.
Да, места и награды нам были нужны, чтобы нас меньше администрация  дёргала и не указывала, что нам делать – мы сами с усами. Тем более, что в просвещении  в администрации обычно сидят те,  кто сам уроки давать не может, учить не умеет и не хочет, а другим указывать – это всегда пожалуйста и запросто.
Учились мы, осваивали специфику научной деятельности и наши ребята. Мы продолжили работу по избранной тематике. Для нас и наших ребят мир детства оказался  интересным и с точки зрения исследования вполне посильным .Стали мы «копать» дальше.
Детское творчество и фольклор тесно связаны друг с другом, это тоже есть цельность. Поэтому обратились мы к народному творчеству.
Сказки ребята читали с удовольствием, а наш ученик Куцаков В. выполнил исследование на тему «Имена личные в русских народных сказках и детское словесное и изобразительное творчество».
Главное «открытие», которое мы сделали, заключалось в том, что имена всегда – «цветные», то есть имя обычно у читателя и юного художника ассоциируется с определённым цветом. На уроках ИЗО учащиеся младших классов «рисовали» имена. Имена злодеев – «злодейскими цветами», а имена защитников бедных и обиженных, защитников земли русской – «добрыми» цветами.
Но и сами по себе имена очень интересны: имена крестильные с определениями и без определений, прозвища, имена персонажей, которые олицетворяют природные явления, имена животных и имена людей животного происхождения, имена, олицетворяющие какие-либо качества, свойства, признаки, группа заморских имён.
В волшебной сказке чаще всего даётся не просто имя, а имя-определение: Васлиса-премудрая, Елена –прекрасная, Булат-молодец, Ненаглядная Красота, Ивашка-белая рубашка…
А употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, а прозвища –
сколько здесь творчества! народного творчества.

Вместе с ребятами мы собрали и записали около 160 детских игр с вариантами. Итогом собирания и систематизации материала стала работа «Игра как одна из форм детского творчества. Этическое и эстетическое в игре». Выполнили  Юлмухаметова А. и Шаркова А.
Продолжили мы работу  и по исследованию детского рисунка:
«Детское изобразительное творчество. Основные образы: солнце, дом, дерево. Символика и своеобразие изображения». Выполнила Гусева М.
«Изображение человека  в детском рисунке». Выполнила Мельникова О.
Наша работа с учащимися в НОУ была вполне по себе бесплатной и как обычно было в школе, мы сами должны были и закупать бумагу, и различные принадлежности  для оформления работ и, что самое сложное, договариваться с кем-то о напечатании исследований.
Спасибо гороно, что командировки в Челябинск оплачивали, но к концу 90-ых годов и командировочные стали зажимать.
Священная фраза: денег нет!

Одной из очень успешных работ наших исследователей были работы по детскому фольклору «Считалки» и по детскому изобразительному и словесному творчеству «Стихи, сказки, басни, небылицы» по материалам Большой Книги детского творчества.
Приведу несколько отрывков из Большой Книги Творчества на тему «Почему я люблю рисовать»:
«Люблю фантазировать, выдумывать интересных героев, зверушек и забавных чудовищ. Мне это доставляет удовольствие...»,
«Выбираю яркие краски. Хочу, чтобы рисунок был ярким. Этим я показываю своё настроение…»,
«Люблю рисовать, так как для меня в рисунке всё живое. Я путешествую, грущу, радуюсь вместе с теми, кого изображаю…»,
«Когда я рисую, я могу забыть обо всём, что происходит. В рисунке всё так, как хочется, как мечтается. Герои рисунка добрые, интересные, живые и красивые. Они разговаривают со мной, веселятся, зовут в их мир…»,
«Рисование – моё увлечение. В рисунке открывается и оживает сказочный мир, появляется настроение, вспоминается всё интересное…»
«Когда я рисую, время пролетает очень быстро. Я рисую мир таким, каким я его вижу…»
«Люблю рисовать всякие страхи, потому что когда их рисуешь, то они совсем не страшные, а очень смешные. И мы с моими друзьями смеёмся над ними. Рисовать значит сочинять смешные рассказы…»
В рисунке можно выразить свои чувства, фантазировать. Можно нарисовать животных, которых нет на самом деле. А ещё интереснее подбирать цвета. В жизни так не бывает, а на рисунке всё можно…».

Маленькие исследования и систематизации мы объединили в большой блок «Мир детства». Вот что по этому поводу писала Лидия Андреевна, наш научный руководитель по экспериментальной работе, в отзыве на наши систематизации и аналитику.

«Представленные на областной конкурс детские работы  - очередной новый шаг в реализации задуманной и в значительной мере уже реализованной творческой программы интеграции слова, цвета, звука при обучении детей, а также в детском творчестве.
Собран огромный материал по современному детскому творчеству (рукописные книги-альбомы «Сами сочинили. Авторские считалки», «Считалия» в 3 книгах, «Сотворение мира», «Жили-были разноцветные сказки», «Разноцветные имена», более двух десятков книг «Игры детей». Подготовлены к печати 2 тома Большой Книги Творчества …
Работы этого года удивляют своей полнотой и глубиной, свежим. непривычным взглядом на сказку, цвет в нём и имя.
Вывод о цветовой гамме сказок связан с нравственными проблемами и спецификой русского фольклора. Учащиеся знакомы со специальной литературой. Ко всем докладам представлены выразительные графики и диаграммы в цвете. Учтена частотность употребления «добрых» и «злых»  имён. Сделано сравнение-обобщение о цвете в детском словесном и изобразительном творчестве, в сказке и декоративно-прикладном искусстве.
Это удивительные наблюдения и вывод глубокого содержания.»
Наши ребята были призёрами областного конкурса и победителями, но всего дороже оценка нашего труда и труда наших учеников Лидией Андреевной:
мы вместе с ребятами занимались настоящим делом!

Одно из таких «дел» -  научная работа «Мир детской культуры. Коллекционирование и собирательство.»
Мы собрали рассказы ребят о своих коллекциях  и альбом детских коллекций – наклейки  и фантики.
Так что собирали дети, учащиеся школы№4 города Аши,  в 90-ые годы?
Пожалуйста, альбомы на погляденье и научная статья с анализом, графиками, диаграммами, таблицами частотности.

Старшеклассница Ардашева В. в работе «Образ ворона (вороны) в русском фольклоре и в литературе» уже вполне самостоятельно проанализировала литературный материал, провела исследование, подобрала зрительный ряд, сделала ряд обобщений и выводов. В данной работе Людмила только кое-что подсказывала и направляла.
Ардашева В., золотая медалистка, закончила РУДН.
Закончил МГУ и успешно делает карьеру ещё один из наших «ноушат» - Куцаков В.
Мы так думаем, что  участие в НОУ помогло им в дальнейшем обучении.
Кто знает, какие умения, навыки и знания пригодятся в жизни!

В конце 90-ых ввели в НОУ новшество: кроме ученика, который пишет работу, учителя, который его работу курирует, нужно было для участия в областном конкурсе научных работ учащихся ещё иметь или научного руководителя или научного консультанта в ранге  кандидата или доктора наук.
Наверное это было сделано с целью уменьшить количество представляемых работ. Формальное нововведение. Учителя, которые занимались с ребятами в НОУ, бросились искать научных руководителей.
У нас научным консультантом была Лидия Андреевна Глинкина, профессор ЧГПУ. Мы понимали, что человек она очень занятой. Оплаты за её консультации никакой предусмотрено не было, или она была такой запутанной, что ничего не выяснишь. Поэтому мы Лидию Андреевну по таким вопросам старались не беспокоить, а получали на руки отзыв-рецензию на выполненные учащимися работы.
Но Лидия Андреевна не только подписывала отзывы, но и поддерживала все наши начинания, то есть она очень даже приветствовала то, что мы с учениками делаем. И здесь уже никакой формалистики не было. Лидия Андреевна очень вникала в нашу работу.

Куцаков В. и Юдина Н.  собрали материал (составили мини-словарь) к словарю славянской мифологии по сказам П. П. Бажова, а на следующий год, войдя во вкус, Куцаков В. написал по материалам и научную работу «Славянская мифология в сказах П. П. Бажова».
Вот выдержки из отзыва Лидии Андреевны о научной работе:
«Представленная на конкурс работа Куцакова В.  выполнена в русле реализуемого талантливыми учителями О. И. Бондарем и Л. А. Бондарь продуктивного направления, интегрирующего ряд элементов культуры: славянская мифология, русская литература, фольклор, лексикография, изобразительные параллельные художественные ряды. Ими подготовлено 29 книг! детского творчества в этой области. Курируя эту работу, могу с большим удовлетворением отметить её высокий потенциал.
Рецензируемая работа посвящена творчеству незаслуженно забытого в словарях по славянской мифологии уральского сказочника П. П. Бажова…
Работа выполнена самостоятельно, творчески осмыслен большой серьёзный материал…»
Что же, доброе слово очень даже приятно!
И ученики, и мы приохотились к составлению таких словариков.
Бонадрь К. создала свой словарик-комментарий уже к сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Но самой интересной в этом плане стала работы Медведевой М. «Что любили поесть гоголевские герои «Мёртвых душ». При помощи родителей Марина даже смогла напечатать свой словарик в виде книги и распространить среди своих одноклассников и знакомых.
Работа была скомпонована таким образом:
на одной странице – отрывок из «Мёртвых душ», связанных с едой, а на противоположной – объяснение, что есть что, то есть сам словарик.
Пример:
«Потом Ноздрёв велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли её бесподобно ромом, а иногда и вливали туда царской водки…
Потом Ноздрёв велел ещё принесть какую-то особенную бутылку, которая по словам его, была и бургольон и шампаньон вместе…»

Словарик.
Мадера – португальское вино с острова Мадейра.
Царская водка – смесь азотной и соляной кислот.
Баргоньон, шампаньон – названия французских вин по месту изготовления.

Марина включила в словарик и некоторые рецепты изготовления старинных блюд.
«День, кажется был заключён порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей…»

Словарик.
Кислые щи – напиток вроде шипучего кваса.
Взять муки крупчатой 12 фунтов, гречневой – 10 фунтов, солоду пшеничного 2 горсти, мякиша ржаного хлеба – 12 фунтов. Всё смешать, заварить 10 вёдрами кипятка и развести холодной водой до желаемой густоты. Когда успокоится, слить в другую кадку, положить один фунт изюма, 5 пучков мяты  и заквасить гущей из-под кваса. Когда окиснет, разлить в бутылки. изюм разложить по бутылкам. куда разлить и щи, хорошо закупорить и обвязать верёвкой.

Уральскую тематику продолжила Юдина Н. в работе «Хозяйка Медной горы в сказах П. П. Бажова». Её работу мы позже объединили со словариком
Куцакова В.

Ещё одно направление нашей работы с Людмилой – взаимовлияние культур.
Урал – многонациональный, кого здесь только нет. Тема взаимоотношений, взаимовлияния культур разных народов всегда будет у нас актуальной.
Эту тему у нас разрабатывала Бондарь Д. И, замечу попутно, продолжила над ней работать, когда училась в пединституте.
В десятом классе тему её работы была «Взаимовлияние культур разных народов на примере одной семьи». А семья это была – дедушка и бабушка, украинско-русская.
В 11 классе уже более углублённо работала над темой :
«Особенности речи в русско-украинской семье».

Старшеклассники анализировали литературу 19 века и с такой точки зрении:
«Цвет в произведениях русской литературы  19 века и русская живопись»,
«Имя героя в русской литературе 19 века».
Это были подступы к темам, потому что материала очень много и очень много надо сопоставить и проанализировать, чтобы делать более определённые выводы.

За время педагогической работы у Людмилы образовался целый класс выпускников, закончивших школу с золотой медалью, победителей районных и областных олимпиад, дипломантов и призёров областных конкурсов научных работ учащихся.
У наших ребят за время обучения набиралось много грамот и дипломов.
И Людмиле вручали благодарственные письма, грамоты, дипломы. Замечать успехов Людмилы в деле обучения и воспитания было просто нельзя.
Но пытались. Приведу лишь два примера.
Старшеклассница Людмилы Никулина Ю. заняла первое место в областной олимпиаде по литературе. Насколько нам известно, за всю историю образования в Ашинском районе это было первый раз и, наверное, в последний. В разные года Куцаков В. был на областной олимпиаде  вторым, Медведева М.– третьей, Бондарь К. - четвёртое место.
В школе поздравили с успехом и всё затихло. Недели через три Людмила пошла в школу №7 что-то выяснить. Видит, у них в учительской висит список учителей, которым полагается премия за подготовку учеников к олимпиаде. В том списке и Людмила указана.
Она в четвёртую школу к завучу, где список?
Завуч, как змея под вилами:
-Ах, ах, видно он у меня в столе затерялся!
Ага, затерялся!
Первый раз за всю историю ашинская ученица стала победительницей в областной олимпиаде по литературе, и список затерялся.
Как терялись неоднократно выплаты командировочных, которых в 90-ые годы у Людмилы было много. Получалось, что школьные дела она решала за свои деньги.
Ещё пример.
Людмила перешла работать в девятую школу.
Конец года, подводят итоги сдачи ЭГЭ.
У Людмилы результаты отличные.
На доске сравнительная таблица по ЕГЭ, все всё видят.
Директор, готовя «своего» учителя в замы или ещё куда, вовсю её расхваливает: так хорошо сдали ЕГЭ, так замечательно!
А про Людмилу, у которой результаты выше, и они у всех перед глазами. – молчок, будто Людмилы и нет.

Такое отношение вышестоящих органов образования – стараться не замечать – очень даже было постоянным.

Ничего не даётся просто так. А наши ученики – наши.
Идём мы с Людмилой по городу. Не надо ни перед кем заискивать и шапку ломать. Работали мы с Людмилой  честно и ответственно. 


Рецензии