это хранит память

                Это хранит память
Воспоминания о тех годах, теперь как о сказочных далёких, нам дороги: каждая страничка, каждое слово- ведь это было и не вычеркнуть из истории не только своей, личной, а даже из истории страны. Тридцатые годы в обновлённом государстве напоминали разворошённый улей. О вчерашнем надо забыть, в новое- поверить, хотя о новом только говорят, и оно пока смутной пеленой представляется, и далеко не всем, где- то за горизонтом.
Деревня Синявка- родина моей мамы. Ей, Марусе, тринадцать лет, но она, по сути ребёнок, оказалась перед выбором, когда от одного её слова зависела жизнь человека. Вспоминаю себя в этом возрасте и с содроганием думаю- а как бы я поступил? Смог бы так?
Школьные годы, в какое бы трудное время они ни проходили, для каждого это счастливое время- детство. Друзья, общение, познание нового, но…трудное время колхозного становления нашей молодой страны оставляет свой отпечаток на судьбе каждого человека, даже ребёнка. В их семье из девяти детей только четверо старших ушли в самостоятельную жизнь. Кроме папаши и мамы двое, что постарше- Наталья и Иван в помощниках по хозяйству, которое вот- вот должно отойти в колхоз, трое школьники, а их одеть- обуть можно уже с трудом. С первых дней осени, в тепло, можно до школы дойти налегке, а вот в грязь, тем более, в морозы и снег мама с папашей решили так:
-Лёлька с Мишкой пойдут в школу, а Маруське одеться не во что- пусть сидит дома. Дел и тут хватит.
Кто ж будет перечить родителям: сказано- сделано. Прошла неделя, как Маруся хлопочет по- дому: прядёт, вяжет носки, помогает маме месить тесто на хлебы, нянчит у старшей сестры Марфы, что замужем на соседней улице, её малышню. Словом, без дела не посидишь. Но вот в один из таких дней отнянчилась Маруся у Марфы и идёт по улице в маминой шубейке и маминых же валенках, загребая снег, а навстречу ей… учитель и директор школы Илья Кузьмич! Испугалась, в проулок- то повернуть не успела, чтоб не встречаться. Поравнялись. Маруся укуталась в воротник может, не узнает. Нет, узнал, остановился и спросил:
-Маруся, ты почему перестала ходить в школу?
-Мне не в чем,- пропищал из- под мохнатого воротника детский голосок.
-Ладно, я с твоими родителями поговорю.
И пошёл своей дорогой, оглянувшись не один раз.
Можно подумать- ну какое дело учителю до какого- то подростка? Не пускают в школу родители, тем более, в такое трудное время- понять можно. Да и это их проблемы. Но, во- первых, надо знать то время: тогда учитель имел среди населения такой авторитет, какой в наше время имеет не каждый руководитель средь своих подчинённых, а значит- ответственность! И тогда учителями чаще всего становились энтузиасты и подвижники- им было дело до всего. (Сегодня бы нам таких побольше!) И немаловажна другая причина- Марусе учёба давалась легко и потому  ей нравилось учиться. Учитель и это понимал. А Маруся стихи русских поэтов 19 века, например, которые учила на уроках в школе, декламировала нам, своим детям, без запинки всю последующую жизнь.
И так, придя в один из дней от сестры Марфы, Маруся вдруг услышала от отца:
-Завтра пойдёшь в школу. Туда оденешь материно. В чём оттуда- пообещали в школе помочь.
Маруся чуть не запрыгала от радости- это, наверное, помог Илья Кузьмич!
В школе ей выдали валенки, поношенные, но ходить можно, пальтишко- с чьего плеча- неизвестно, но никто не упрекал. Время было такое- кулачили. А Марусе дали, и за это спасибо. Учебный год она закончила на «хорошо» и «отлично».  А это значит, переведена в седьмой, последний класс. Пролетели лето, осень, и проблема вновь перекрыла дорогу в школу. Всё оказалось просто- Маруся подрастала, а подаренные пальтишко и валенки только чуть подносились, но теперь стали тесны. Достались и стали в самый раз школьные подарки младшему Мише.  И снова ей сидеть дома. Просить новую одежду было стыдно. И Маруся решила- не судьба.
На этот раз встреча произошла возле речки, Маруся принесла полоскать простиранное бельишко. А Илья Кузьмич уже искал её и застал школьницу за работой. На этот раз повзрослевшая Маруся сумела ответить своему учителю более решительно:
- Не от кого учиться, надо дома помогать, да и не в чем ходить в школу. Пусть младшие учатся.
Илья Кузьмич такого ответа от своей ученицы не ожидал и со всей горячностью стал её убеждать:
-Маруся, у тебя учёба идет хорошо, тебя дома заменят и старшие, а сейчас время такое, что нужны грамотные люди. Грамотному человеку открыты все дороги. Ты же помнишь, как говорил товарищ Ленин, что надо учиться, учиться и учиться!- И как последний и самый, как ему казалось, убедительный аргумент, добавил- Ну, выйдешь ты замуж …за колхозника голоколенного. И что тебя ждёт в будущем? Вот это, и больше ничего!- И он указал на её бельё.
Наверное, из этого разговора Маруся бы что- то поняла, задумалась. Но, тут проходил мимо ещё один учитель, Иван Макарович и, конечно, услышал их разговор. Для него, как раз, этот разговор поимел то самое, важнейшее значение, особенно оскорбительная фраза «колхозника голоколенного»! Марусе тогда совсем не было никакого интереса разбираться в отношениях учителей, она была простая школьница, не детское это дело. А тут весь вопрос был в том, что молодой и строптивый Иван Макарович всеми правдами и неправдами стремился занять место директора, но, пока его занимал Илья Кузьмич. А вот эта фраза и была подходящей причиной для смещения конкурента. Как здорово прозвучит: «Поднял голос против генеральной линии партии! Оскорбил колхозника! Назвал голоколенным!» И это в тридцатые годы. Убедило бы любого истинного партийного руководителя.
А Маруся, не придав значения этим словам, придя с речки, занималась порученными делами и попутно обдумывала слова учителя. И вдруг через какой- то час к ним в избу входит уполномоченный от сельсовета, то есть, представитель советской власти, чего никогда не случалось!, и  непререкаемым тоном заявляет:
-Козиной Марии, завтра с утра, немедленно, явиться в сельсовет! Для надлежащего разбирательства.
Кто был в избе просто оторопели. Первой вскипела мама:
-Ты что натворила, зараза этакая? Признавайся сейчас же!
Удивлённая, а больше напуганная Маруся не знала, что ответить и, конечно, расплакалась. Но призналась, разговаривала с учителем.
-Что говорила? Хочешь человека утопить! Ещё на свете не жила, а уж вон какими делами занимается!
Тут взял слово папаша:
-Погоди, мать, не суетись. Марусь, успокойся и расскажи, о чём с ним говорила.
Из её короткого рассказа всё стало понятно, и папаша сделал правильный вывод;
-Если будут тебя об этом спрашивать, говори: «Я таких слов не слышала!» Всё поняла?
Маруся сквозь слёзы закивала головой.
Наутро, собирая «непутёвую» дочь в сельсовет, мама прочитала над её непокрытой головой молитву, перекрестила и развернула за плечи:
-Иди, горюшко моё, да помни, что отец сказал.
Как дошла до сельсовета, не помнила. В голове только и стояло- не промахнуться, не предать учителя! В натопленном сельсовете на неё накинулись, как голодные волки на лёгкую добычу. Тут были и комсомольцы- активисты, и коммунисты, и, конечно, одним из первых выступал Иван Макарович. Но сначала предупредили: «О чём будем говорить в сельсовете, не должна знать ни одна душа, иначе- тюрьма! Ты будешь обвинёна в пособничестве врагу народа!» И все в один голос требовали:
-Повтори, что он тебе про колхозника говорил!
Маруся вначале робко повторяла:
-Он мне говорил, что надо учиться, как завещал Великий вождь Владимир Ильич…
-Ты нам голову не морочь, про колхозника что…
И повторяли многократно:
-Признавайся! Ты с ним заодно! Пособница, контра!
Маруся терпела, вертела головой, и потом уже раздосадовано:
-Ничего я этого не слышала!- и с обиды заплакала.
Кто- то нашёлся поумнее, предложил:
-Оставьте ребёнка в покое, что вы не видите…
Успокоились, но не забыли напомнить:
-Ни дома, ни в школе никому ни слова, мы всё равно узнаем… иди.
Дома тоже был подобострастный допрос:
-Рассказывай!
-Мне не велели…
Папаша взял за руку:
-Маруся, доча, мы твои родители, и ничего плохого тебе не хотим, а другому- никому не говори.
-Они сказали- посадят в тюрьму…
-Ты скажи, говорила «про колхозника»?
-Нет…
-Вот и всё, вот и молодец, а больше ничего и никому не говори.- И погладил Марусю по голове.
История закончилась просто: учителей развели по разным школам, Марусе с трудом, но удалось закончить семь классов, основной курс образования в то время. Остался открытым один вопрос: дальнейшая судьба хорошего человека и учителя Ильи Кузьмича. Уж очень хочется, что б таким людям почаще в жизни везло. Ведь на них и стоит белый свет.
07. 11. 2023 г.                Колесник А. В.             


Рецензии